Если люди в России примут активную гражданскую позицию, существование секты Грабового будет исключено - интервью журналиста Дмитрия Соколова-Митрича ИА REGNUM
Награда "Золотой гонг" была вручена журналисту газеты "Известия" Дмитрию Соколов-Митричу в специальной номинации "За цикл публикаций о деятельности сектантов после бесланской трагедии". "Моя заслуга только в том, что я оказался в нужное время в нужном месте, - сказал со сцены конференц-зала "Президент-отеля" Д.Соколов-Митрич, - любой журналист, который узнал бы, что в Беслане спустя 3 месяца после трагедии появились люди, которые предлагают родственникам погибших детей воскресить их за деньги, сделал бы то же самое, что и я - написал бы один репортаж, второй - и так до тех пор, пока сектантами не занялись бы более серьезные органы".
Напомним, после расследования, начатого "Известиями", поддержанного ИА REGNUM, а потом и десятками российских СМИ, Генеральная прокуратура начала проверку деятельности секты на предмет присутствия в ней состава преступления. На следующий день после награждения Д.Соколова-Митрича "Золотым гонгом" в "Известиях" вышла очередная статья, в которой раскрываются новые сенсационные подробности деятельности "секты бесланских воскресителей". По информации "Известий", лидеру секты Григорию Грабовому дали путевку в жизнь высокопоставленные чиновники администрации президента Бориса Ельцина.
- Этой публикацией мое расследование не закончится, - рассказал Д.Соколов-Митрич в интервью ИА REGNUM. - Такие люди, как Грабовой, должны понять и почувствовать, что они живут не в виртуальном пространстве, в котором нет меры цинизму, а рядом с другими людьми, которым их поступки могут показаться омерзительными. Я никогда не был агрессивным журналистом, и свое расследование воспринимаю не как войну с какими-то темными силами, а как санитарную обработку той территории, на которой живу. Надеюсь, что от этих публикаций в России стало хоть чуточку чище.
ИА REGNUM: Вы не чувствуете сопротивления со стороны секты? На днях произошло нападение на известного сектоведа Александра Дворкина, ответственность за акцию депутат Госдумы Евгений Ройзман возложил в том числе и на секту Грабового.
Пока нет. Я всегда подозревал, что профессия журналиста не так опасна, как принято считать. Если человек, которого ты выводишь на чистую воду, хотя бы в глубине души понимает, что он не прав, он практически не способен к сопротивлению. Сила действительно в правде.
ИА REGNUM: Когда, по-вашему, Ваши успехи в журналистских расследованиях превратятся в суды над оккультными мошенниками?
Дело за прокуратурой. К сожалению, у наших правоохранительных органов пока нет опыта цивилизованной борьбы с подобными организациями. Секты в таких ситуациях умело мимикрируют, прикрываясь лозунгами типа "права человека", "свобода вероисповедания" и тому подобное. Против таких аргументов психологически наши органы часто бывают бессильны подобно тому, как здоровые мужики бывают бессильны против женских слез. Но если под беззащитную жертву косит мошенница, которая разорила и погубила тысячи человек, то надо иметь мужество воздать ей должное, невзирая на слезы. Я надеюсь, что проверка прокуратуры завершится возбуждением уголовного дела против сектантов. Но даже если этого не случится, считаю свою миссию небесполезной. Юридическая ответственность - лишь одна из форм наказания за преступление. Секте Грабового можно нанести урон, даже не прибегая к возможностям правоохранительных органов. Европа и Америка знает тысячи примеров, когда люди, совершившие пакость, с лихвой расплачивались за это, не подпадая под суд - лишались должностей, теряли бизнес, репутацию. Насколько я знаю, нашими публикациями секте Грабового нанесен огромный коммерческий и моральный урон: они сами признают это в своей сектантской газете. Настоящее общество умеет постоять за себя даже без милиции и прокуратуры. Если хотя бы 10 процентов людей в России примут активную гражданскую позицию, существование людей, подобных Грабовому будет исключено.