"Грабовой делает наглый и циничный бизнес": Интервью диакона Андрея Кураева ИА REGNUM
Профессор Московской Духовной Академии, старший научный сотрудник кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ, диакон Андрей Кураев ответил на вопросы ИА REGNUM в связи с деятельностью секты Григория Грабового.
ИА REGNUM: Отец Андрей, когда Вы впервые услышали о деятельности Грабового?
Года 3 назад. В записках, которые я получал на лекциях в разных городах России начало встречаться это имя. Такие новинки я оцениваю сначала с точки зрения академической науки и, во вторую очередь, с точки зрения богословия. Признаться, я испытываю здоровую классовую ненависть к людям, которые подписываются "академик". Дело в том, что называть себя так имеет право очень ограниченный круг людей - те, кто являются действительными членами Российской Академии Наук. И это закрытый список. Все остальные люди, если у них есть хотя бы крупица гражданской и человеческой совести должны уточнять свою принадлежность к той или иной академии - "академик Академии художественных наук", "академик Академии медицинских наук", "академик Академии образования", "академии Академии педагогических наук". И это тоже закрытый список приличных академий. Это академии, которые были созданы в дореволюционный и советский период и, членство в них тоже предполагает достаточно серьезные критерии.
А в 90-е годы появился бизнес по созданию всевозможных академий: началась торговля дипломами. В этих лавочках - типа Нью-йоркской академии наук членство предлагается всем желающим за определенную сумму. На интернет-сайте Грабового красуется фотокопия диплома, удостоверяющего его членство как раз в Нью-йоркской академии наук.
Бизнес прост: группа товарищей создает что-то вроде "академии 3-го подъезда 5-го ЖЭКа". Затем почетный диплом и звание которой вручается какому-нибудь известному лицу, например, вице-премьер министру. Делается фотография президента академии вместе с этим вице-премьером. А потом всем заинтересованным лицам предлагается за деньги приобрести членство в этой академии. Впервые я с этим столкнулся, когда узнал, что Митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу пытались вручить некую "высшую награду научного сообщества" орден "Звезда Вернадского". Тогда я обратился к незаменимому оружию современного инквизитора - интернету, где нашел информацию о том, что предыдущий орден "Звезда Вернадского" был вручен директору Центрального московского рынка. Без сомнения - за выдающийся вклад в науку.
Но есть нечто худшее, чем просто коммерция. Все эти шарлатаны из различных академий - Российской академии естественных наук, Международной академии информатизации, членом которых также является Грабовой, и других подобных - создали Межакадемическую высшую аттестационную комиссию (МВАК), по аналогии с государственной Высшей Аттестационной Комиссией (ВАК) - единственной организацией в России, имеющей право осуществлять контроль за защитой диссертаций и присвоением научных званий. По сути, то, чем занимаются все эти академии, имеет одну, совершенно определенную направленность - это так называемая параллельная или нетрадиционная наука, а в действительности, поддержка лженаучных суеверия и оккультизма. Разоблачением деятельности подобного рода занимается комиссия РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований под председательством академика Эдуарда Круглякова.
Господин Грабовой, купивший членство в вышеозначенных академиях, поступает следующим образом. Давая интервью, он мимоходом предлагает журналисту не тратить время на перечисление всех тех академий, членом которых он состоит, а называть его просто "академик". В результате люди, которые традиционно привыкли доверять званию академик, думают, что Грабовой представляет мнение науки. А в действительности - это мнение антинауки. То, что Грабовой и ему подобные идут на такого рода вещи, показывает, что у них нет ни малейшего представления об этике научного сообщества. А когда начинаешь анализировать содержание их доктрин, то обнаруживаешь не только антинаучность, но и антихристианскую их направленность.
ИА REGNUM: В случае с Грабовым, к его "научным" званиям и деятельности добавляется еще и заявление о том, что он "второе пришествие Иисуса Христа". Вы, как представитель Русской Православной Церкви, как можете прокомментировать это заявление Грабового? А также, его деятельность по "воскрешению мертвых"? Саму возможность воскрешения?
Простите, я сейчас буду говорить резко. Просто одно дело мое отношение к Грабовому до его бесланской авантюры, и совсем другое - после того, как он попробовал сделать бизнес на слезах людей, потерявших своих ребят...
Так вот, само заявление Грабового о том, что он второе пришествие Христа, показывает, что он просто дурак, дурак с точки зрения коммерции. Потому что если бы он воздержался от такого громкого заявления, он мог бы и дальше потихоньку ловить рыбку в мутных прудах нашей псевдонауки. А когда человек прямо заявляет о себе, что он Иисус Христос, у самых разных людей, как религиозных, так и не религиозных, сразу появляются вопросы о его психической адекватности или нравственной вменяемости. Я думаю, часть возможных клиентов, тех, чьи карманы он мог бы опустошить, он, таким образом, потерял. То есть с финансовой точки зрения Грабовой в данном случае ошибся.
ИА REGNUM: Но факты показывают обратное. Секта Грабового действует более чем в 50 регионах России...
Это так, но если бы он не называл себя вторым пришествием Христа, наверное, его деятельность распространялась бы уже на 70 регионов...
Что касается воскрешения мертвых то, насколько я понимаю, Грабовой предлагает элементарный эзотерический разрыв. Сия тактика означает, что сначала, на публике, обещается одно, а потом, когда человек проходит известную степень посвящения и опустошения собственного кошелька, он обнаруживает, что данная группа верит во что-то другое. Наличие эзотерического разрыва - это верный признак секты. Грабовой и его лжеапостолы, приезжая в Беслан или другой город России, сначала обещают вернуть умерших детей, а потом выясняется, что само воскрешение будет происходить не совсем в этой вселенной, а где-нибудь в тонких мирах. Легко предъявлять в качестве воскрешенного какого-нибудь никому не знакомого бомжа, но когда речь идет о конкретной семье, которая потеряла конкретного ребенка, и ждет возвращения именно его, тогда уже приходится придумывать всевозможные отмазки. Вот так и появляется ответ, что, дескать, ваш ребенок на самом деле уже воскрешен, он рядом с вами, но в вас мало веры, поэтому вы его не видите, он материализовался в тонком теле. Это достаточно распространенная методика действий сектантских шарлатанов.
А вообще, когда я говорю о Григории Грабовом и ему подобных подонках, то чувствую, что начинаю пользоваться стилистикой лектора по научному атеизму. Трагедия современного нашего общества - в отсутствии критичности по отношению к разного рода суевериям. Поэтому церковным людям приходится брать на себя ту функцию, которую должна была бы выполнять академическая наука. Что ж, серьезная вера всегда была в оппозиции суевериям.
ИА REGNUM: Какое определение Вы могли бы дать деятельности организации Грабового в целом?
По-моему здесь все предельно ясно: дядя делает деньги. Я нимало не верю в искренность его якобы убеждений. Со стороны Грабового это бизнес, циничный и наглый бизнес и не более того. Что, естественно, не исключает искреннюю веру и надежду со стороны тех людей, которые ему доверились.
ИА REGNUM: В статье "Вальдорфская педагогика: сделано в секте" Вы пишете: "У всех сект есть одна общая тактика: они считают, что никто не вправе высказывать суждения об их деятельности, не совпадающие с их самооценкой. При этом, сектантская самоапология исходит из довольно таки нагловатой посылки, что если много и упорно лгать... то, мягко говоря, "пестрая" сектантская идеология рано или поздно предстанет таки в общественном сознании в белоснежно непорочной одежде". Как с этим бороться?
Бороться надо так, как борются последние полгода, то есть после того, как адепты Грабового побывали в Беслане. Светская пресса и, отчасти, государство сразу же обратили внимание на деятельность этого шарлатана и вымогателя. Прошла весьма добротная серия статей. Просветительская деятельность - лучшее противоядие от грабовой тьмы.
В общем, не надо забывать, что у государства еще есть свои возможности информирования людей. К сожалению, здесь мы слишком долгое время работаем в противофазе: церковные проповедники, указывая на деятельность той или иной организации, говорят - это секта, это опасно. Но светская пресса, в том числе и на государственных каналах информации, встречает все наши предупреждения в штыки, называя нас инквизиторами, пытающимися нарушить права человека. Обычно, этот дружный хор лая в наш адрес длится до тех пор, пока очередная секта не устроит что-нибудь вопиющее, вроде газовой атаки в токийском метро или того, что мы видели в примере с Григорием Грабовым. И тогда вдруг выясняется, что и в светской прессе возможна критическая оценка того, что происходит во внехристианской религиозности. И уже нас начинают обвинять: что ж вы раньше-то молчали!
Именно в результате политики либеральной светской прессы люди типа Грабового оказываются в гольфстриме, который размывает традиционную христианскую культуру и в Европе, и в Америке, и в России, заменяя его неоязычеством и прочим каббалобуддизмом.
Для того чтобы успешно противостоять Грабовому и ему подобным, необходимо сотрудничество государства и представителей традиционных религий, прежде всего православия и ислама, в информационно-образовательном пространстве. Потому что лучший способ борьбы против сект - воспитание нормального вкуса и восприятия религиозной мысли. В рамках школьного, университетского образования, в рамках государственной системы информирования населения необходимо постоянно держать в поле зрения темы под общим названием "Техника религиозной безопасности", информировать людей о том, какие существуют секты и в чем их опасность.
ИА REGNUM: Грабовой завил о своем решении участвовать в президентских выборах 2008 года и, в случае победы обещал принять "закон о запрете смерти". Как Вы считаете, есть ли у него реальные шансы набрать необходимое количество сторонников для своей президентской кампании?
Я считаю, что обсуждать такого рода вещи - значит, делать рекламу этому шарлатану.
ИА REGNUM: Отец Андрей, что бы Вы посоветовали людям, ставшим жертвами деятельности секты Грабового, подпавшим под ее влияние?
Главное, чтобы люди поняли - если в данном случае они вляпались в подонка, то из этого не следует, что все люди, которые говорят на религиозную тематику, являются подонками. Очень важно, когда человек выходит из секты, в том числе и из секты Грабового, чтобы это был выход не в нигилизм, не в пустоту, не в наркотики, а в мир религиозной культуры, мысли и традиции.