Деятельность Грабового уязвима с правовой точки зрения: интервью заслуженного юриста Сергея Пашина ИА REGNUM
ИА REGNUM Сергей Анатольевич, в последнее время некоторые СМИ занялись расследованием деятельности Григория Грабового, называющего себя профессором, новым воплощением Иисуса Христа и утверждающего, что владеет технологиями дистанционного воздействия на энергию ядерного взрыва, экстрасенсорной диагностики сложных технических устройств и даже воскрешения умерших. Комиссией РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований Грабовой давно уже признан шарлатаном, однако возглавляемая им структура уже много лет существует, расширяется, издает газету, официально зарегистрированную как средство массовой информации, в магазинах продаются книги о методе Грабового, газеты, особенно провинциальные, на правах рекламы публикуют статьи о новом чудотворце. Недавно Грабовой заявил о намерении баллотироваться в 2008 году в президенты России с тем, чтобы в случае победы первым делом издать закон "О запрете смерти". Но особенное внимание он привлек к себе тем, что его адепты появились после трагедии в Беслане, где за немалую сумму - 39 тыс. рублей, обучают людей, потерявших своих близких, методике "воскрешения". Цинизм подобной деятельности поражает. Может ли и должно ли государство реагировать на такие проявления?
В наше время уже не привлекают к уголовной ответственности за чародейство и кощунство, так что самозванец, объявивший себя Иисусом Христом, праотцом Авраамом или Богородицей, может чувствовать себя в безопасности. Государство реагирует на такие вещи в той мере, в какой они затрагивают безопасность государства, общественную нравственность и общественный порядок. Оно также обязано реагировать, если подобные объединения посягают на права человека, что само по себе является преступлением.
При этом свобода получать и распространять информацию, выражать собственное мнение распространяется и на адептов всякого социального или религиозного этого учения. Пожалуйста - пишите и продавайте книги. Но если вы даете некоторое обязательство, то с правовой точки зрения не важно, основано ли оно на естественных или на оккультных законах; важно, что в данном случае оно является заведомо неисполнимым. Необходимо провести экспертизу, чтобы подтвердить действенность этого рекламируемого и продаваемого метода. И бремя доказывания лежит на авторе метода также, как если физик заявляет, что открыл новую элементарную частицу, от него требуется доказать это экспериментально, причем результат должен быть воспроизведен другими учеными в независимых лабораториях.
ИА REGNUM: Вы говорите, что критерием для вмешательства со стороны государства является степень общественной опасности, но когда люди узнают об активности "грабовистов" в Беслане, у них возникает интуитивное убеждение в том, что перейден некий порог. На ваш взгляд, этот порог не является порогом общественной опасности?
Видимо, является. Государство не может быть равнодушным к мошенничеству и должно защитить своих граждан. Однако, если речь идет о мошенничестве, для вмешательства со стороны государства очень желательны жалобы граждан, которые сами считают себя пострадавшими терпевшими от деятельности этой структуры.
Доказать, что это именно мошенничество, непросто. Все зависит от того, как оформляются денежные поступления. Может быть, по документам нет связи между деньгами и воскрешением из мертвых, а средства оформляются, скажем, как добровольные пожертвования. Тем не менее, прокуратура может по своей инициативе провести организовать проверку деятельности этой организации, начав с вопросов финансовой дисциплины и вопроса об уплате налогов. Следующий шаг - разбираться с конкретными людьми: в какой мере они осознавали, за что платят, в какой мере их чаяния были удовлетворены, и какими методами на них воздействовали. Не исключено, что это окажется, не мошенничеством, а уклонением от уплаты налогов или созданием организации, посягающей на права граждан, или и тем и другим одновременно.
ИА REGNUM: А каким образом можно отделить такую деятельность от деятельности традиционных конфессий? Скажем, в церкви требы также совершаются за плату, священник и прихожане молятся за умерших, но никаких претензий в связи с этим не возникает.
Священник апеллирует к божественной благодати, его деятельность протекает всецело в духовном плане, и, в отличие от мага, он не обещает никакого материального эффекта в виде оживления усопшего. Если Григорий Грабовой хочет объявить себя основателем новой религии, он должен зарегистрировать общину своих сторонников в соответствии с законом "О свободе совести и о религиозных объединениях", однако, судя по тому, что этого не сделано, его деятельность уязвима с правовой точки зрения. Очевидно, мы имеем дело не с религиозной верой в сверхъестественное, то есть религией, а с деятельностью иного рода, и она может быть проверена на предмет наличия в ней признаков мошенничества или иных нарушений закона.
ИА REGNUM: Может при этом быть оценен ущерб, наносимый психическому здоровью людей?
Да, он может рассматриваться как моральный вред, но вначале люди должны объявить себя пострадавшими, потому что моральный вред принудительно не возмещается.
ИА REGNUM: В случае с "грабовистами" и многими подобными организациями проблема состоит в том, что люди прибегают к ним в отчаянии как к последней надежде, находясь при этом в таком психическом состоянии, что от них трудно впоследствии ждать здравой реакции на то, что их обманывают.
Это тем более повод для вмешательства прокуратуры. Это так называемый безгласный интерес, когда речь идет о людях, которые не могут за себя постоять, осуществить право на защиту своих интересов, потому что находятся в особом состоянии сознания. Это как обмануть ребенка. А в случае с Бесланом всякое шарлатанство, всякая эксплуатация человеческого горя и невежества особенно гнусны.
ИА REGNUM: Удивительно, что правоохранительные органы Северной Осетии не вмешались в эту ситуацию, хотя появившиеся в городе сайентологи были изгнаны оттуда очень быстро. Может быть, сыграло свою роль то, что сайентологи пользуются гораздо большей негативной известностью, чем "грабовисты", а может быть, североосетинские правоохранители сейчас заняты другими делами...
Возможно, но я помню случай, когда в Мособлсуде рассматривалось дело о неких колдунах, где тоже фигурировал массовый обман народа и различные злоупотребления, но по поводу этого дела в правоохранительных органах тогда было некоторое шатание. Многие говорили: "Нет, нам это дело не нужно". Одни опасались показаться смешными, связавшись с делом, где фигурировали толченые жабы и прочие магические атрибуты, а другие законники откровенно побаивались магической силы колдунов.
ИА REGNUM: Размножение деятелей, подобных Грабовому сейчас, с вашей точки зрения, носит чрезвычайный характер, или в обществе всегда существует некоторая норма спроса и предоставления таких услуг, подобно тому, как существует некий постоянный процент психически больных?
Такие услуги всегда предоставлялись, и я не считаю, что эта норма у нас сейчас превышена. В 90-е годы, когда все рушилось, действительно наблюдался всплеск оккультизма. А сейчас целители, маги, колдуны, экстрасенсы уже стали бизнесменами, поделили сферы влияния. Можно сказать, что этот бизнес в целом входит в цивилизованное русло.
ИА REGNUM: Тем не менее, сейчас в Мосгодуме готовится закон, ужесточающий условия лицензирования деятельности народных целителей. Способно ли лицензирование стать действенной защитой людей от шарлатанов?
Не думаю. Надо отдавать себе отчет в том, что лицензия является подтверждением не того, что человек действительно умеет исцелять, а только того, что он не навредит. В Германии, скажем, любой, кто чувствует в себе призвание, может быть целителем; но для получения лицензии требуется сдать медицинский минимум в объеме знаний медсестры. Это дает гарантию того, что целитель не является абсолютно невежественным в вопросах, связанных с устройством и функционированием человеческого организма, и, следовательно, не предпримет действий, прямо опасных для жизни и здоровья пациента, но не более того.
ИА REGNUM: Но когда люди обращаются к целителю и отказываются от традиционной медицины, тем самым они нередко наносят вред своему здоровью. Известны случаи, когда онкологические больные погибали из-за того, что всецело полагались на целителей, которые оказывались бессильны.
И все-таки до тех пор, пока человек дееспособен, у него есть выбор. Государство гарантирует возможность предоставления медицинской помощи, но тому, кто сам этого не хочет, насильственно помогать не будут. В данном случае свобода выбора человека и патернализм со стороны государства вступают в противоречие, но в демократическом обществе свободе выбора должен быть отдан приоритет. Так же, кстати, обстоит дело со свободой слова. Кто будет определять, какие газеты мне читать? Вдруг какая-то из них повредит моей нравственности? Но все равно она должна быть в продаже, а я уж разберусь.
ИА REGNUM: Но если вы, обнаружив повреждение своей нравственности, подадите заявление, вот тогда государство, реагируя на вашу жалобу, должно будет провести проверку и в случае необходимости принять меры?
Да.
ИА REGNUM: Допустим, мошенник обставил себя всеми условиями, которые защитят его от уголовного преследования. Какие еще механизмы для защиты существуют у общества?
Просвещение. И развитие научных средств познания, и средств оказания помощи, в том числе психологической помощи людям, которые попали в кризисную ситуацию. Вообще, применять здесь репрессивные механизмы, это как топором тесто рубить. Всегда есть масса людей, которых привлекает все таинственное, и которые являются питательной средой для подобных деятелей.
ИА REGNUM: Хорошо жить в тоталитарном обществе! Есть четкие представления о том, что правильно, что неправильно, причем в число неправильного входит действительно много такого, что вредно и опасно. Государство само преследует шарлатанов, и человек чувствует себя защищенным...
Да, думать и выбирать не надо. Начальство все знает и все решает за нас
ИА REGNUM: То, что наше общество вынуждено сейчас сталкиваться с такими явлениями как Грабовой, самостоятельно вырабатывать к ним иммунитет и находить возможности как-то с ними сосуществовать, это признак его зрелости?
Это признак свободы. Но сначала, видимо, надо переболеть свинкой, ветрянкой...