Александр Донской превратит Архангельск в Санта-Барбару?: обзор прессы Архангельской области за 29 марта
Политика
Донской из "Санта-Барбары"? (Правда Севера)
В конце прошлой недели в конференц-зале гостиницы "Пур-Наволок" состоялся "круглый стол" архангельских социологов, политтехнологов и независимых наблюдателей, посвященный подведению итогов выборов мэра Архангельска.
Прежде всего, участники отдали должное точным результатам exit-polls, традиционно проводившегося 13 марта центром социологических исследований "Форис". Как и на выборах губернатора год назад, погрешность измерений не превысила двух процентов. Более того, директор по развитию центра Вадим Трескин сообщил присутствующим, что отчетливо просматривалась тенденция "молодежного" голосования за Донского. Избиратели среднего возраста - от 35 до 50 лет - предпочитали голосовать за Анатолия Кожина, а пожилые избиратели отдавали свое предпочтение Петру Орлову. Те же, кто утверждал накануне выборов, что будет голосовать против всех, подумав, "потянулся" к Донскому.
Точность exit-polls - это хорошая гарантия от манипуляций с итогами выборов. В самом начале подсчета голосов допускались серьезные ошибки при доведении информации до избирателей, что придавало процессу подведения итогов дополнительную нервозность. Так, по результатам на 23 часа лидировал кандидат "против всех", набравший 30,05 процента голосов, на втором месте был Александр Донской с 25,83 процентами, на третьем - Петр Орлов с 19,32 процентами голосов. СМИ, приводившие информацию на этот час, указали, что обработано 39,11 процента бюллетеней, в то время, как в действительности это был процент от всех избирательных участков! Позже ситуация выправилась в пользу Донского, но у некоторых наблюдателей осталось впечатление, что эта ошибка была не вполне случайной.
Отчасти такое мнение сложилось в результате того, что горизбирком фактически устранился от анализа нарушений в процессе кампании. Ощущался и манипулятивный характер выборов мэра - вновь соревновались не идеи, не программы, не личности, а плакаты и агитаторы. У избирателей не было возможности "пощупать" кандидатов. Прошедшие буквально накануне выборов теледебаты мало что прояснили - их явно должно быть больше. Необходимо законодательно отрегулировать процесс обмена идеями во время выборов.
Отмечалась и такая особенность прошедших выборов: публичные политики занимались политтехнологиями. Депутат Госдумы Дмитрий Гусаков помогал Александру Донскому, а вице-спикер областного Собрания Дмитрий Таскаев возглавлял штаб Петра Орлова. В результате Таскаев не смог провести своих кандидатов в горсовет, а достижения ЛДПР также оставляют желать лучшего.
Все эксперты отметили феномен Донского - он хотел и стал публичным политиком за счет того, что сам организовал работу своего штаба. Он не разменивался на промежуточные результаты, не выставлял свою кандидатуру в горсовет. В целом Донской задает некий новый для нас формат политика. Политика, который пытается делать свою победу сам, который может не иметь никаких обязательств перед кем- либо, кроме Избирателя. Особенность Донского и в том, что с ним не связывались какие-то большие надежды.
Архангелогородцы просто привыкли к Донскому и именно поэтому начали ему доверять. В этой связи в кулуарах рассказывали старый анекдот: "Россиянин эмигрирует в США. В посольстве его спрашивают - "в какой город вы бы хотели поехать жить?". "Конечно, в Санта-Барбару!" - отвечает новоиспеченный эмигрант. "Почему?" - удивляются служащие. "Так я же всех там знаю!" Так что к Донскому привыкли, как к сериалу "Санта-Барбара".
Что ожидать от Донского? Выделялись три сценария его мэрского будущего: "реформатор", "ассимиляция" и "силовой". Второй и третий сценарии близки друг другу: либо Донской будет ассимилирован мэрией и тогда повторит путь Олега Нилова, либо будет вынужден уйти. В первом же случае он начнет постепенно подбирать команду и поставит на ответственные направления своих людей, которые, как хотелось бы верить участникам "круглого стола", вместе с мэром наведут в городе порядок. Не на словах, а на деле возьмутся за реализацию важнейших для областного центра проектов. Например, по возрождению муниципального транспорта. И тогда вместо трехсот "пазиков" по городу будут передвигаться 50-60 больших автобусов.
Как бы то ни было, реализация сценария "реформатор" дает Донскому шанс стать подлинным "городским головой", лидером, который способен наладить нормальную жизнь города даже в условиях не всегда продуманных реформ, которые инициируются Москвой. Впрочем, сумеет ли Александр Донской превратить Архангельск в милую российскому сердцу Санта-Барбару - покажет время.
Мы скажем "браво" Собранью НАО (Нарьяна вындер)
24 марта состоялась очередная, 3-я сессия окружного Собрания депутатов.
На заседании присутствовали все 18 народных избранников. При стопроцентной явке ровно в 10.00. депутаты приступили к своей законотворческой деятельности. По утвержденному регламенту на сессию было вынесено 24 вопроса, по большинству из которых решения уже были приняты на депутатских комитетах (благо, две последние недели народные избранники трудились, не поднимая головы и не покладая рук): 19 вопросов из 24-х были приняты на сессии восемнадцатью голосами "ЗА".
И вообще, за работу на этой сессии депутатам можно было бы сказать "спасибо" уже только за то, что они "вернулись к пройденному" и возвратили утраченные доплаты к пенсиям заслуженным пенсионерам и пенсионерам-льготникам. Закон прошел в Собрании единогласно, не вызвав вопросов ни у представителей исполнительной, ни законодательной власти.
Но обо всем по порядку... Традиционным началом любой сессии (как прошлого, так, по-видимому, и нынешнего созыва) является выступление представителей прокуратуры. Вот и на сей раз прокуратура внесла на рассмотрение окружных парламентариев свой протест, который депутаты вполне обоснованно отклонили.
Затем единогласно признали утратившим силу закон о выборах главы администрации НАО, поскольку выборы главы НАО отныне будут проводиться по иной схеме. Рассмотрели ряд сопутствующих этому (отмененному) закону дополнений и тоже их отменили, а потом приступили к основным, можно сказать, главным вопросам сессии. Седьмым пунктом повестки стоял вопрос "О проектах законов округа N 229 и 230 "О внесении изменений в закон Ненецкого автономного округа "О компенсационных выплатах отдельным категориям граждан, проживающих в Ненецком автономном округе". Я уже писала выше, что депутаты 18-ю голосами вернули утраченные доплаты к пенсиям всем, ранее "забытым" пенсионерам. Закон приняли сразу в двух чтениях, и после опубликования его в нашей газете он вступит в силу.
По второму законопроекту, также касающемуся компенсационных выплат, у депутатов возникли разногласия. Как сказал Леонид Саблин - давать легче, чем отнимать. Дело в том, что по данному законопроекту за N 6 предлагается ввести ограничение выплат 1600 рублями пенсионерам, проработавшим в НАО менее 10 лет.
Двенадцатью голосами "ЗА" депутаты приняли законопроект в первом чтении, отложив время начала его действия до 1 января 2006 года. Внимания заслуживает и десятый вопрос повестки дня, где народные избранники определились со сроками проведения выборов депутатов "новорожденных" районов НАО: "Заполярного" - сельского и "Городского" - нарьян-марского.
После недолгого обсуждения депутаты подтвердили свое прежнее решение о создании 15 одномандатных округов и назвали днем проведения выборов 18 сентября 2005 года.
После обсуждения постановлений о создании новых депутатских комиссий и выборов их персонального состава, назначения членов совета учредителей газеты "Няръяна вындер", заслушивания отчета начальника контрольно-счетной палаты Собрания Марины Лодыгиной депутаты приступили к самому интригующему вопросу - выборам Александра Сабадаша на пост представителя окружного Собрания в Совете Федерации РФ. Вначале заслушали самого господина Сабадаша, затем обсуждали бурно, но голосовали тайно. В результате Александр Витальевич Сабадаш стал сенатором от НАО, набрав 12 голосов в свою поддержку.
О том, как шло обсуждение некоторых, наиболее волнующих читателей "НВ" вопросов, я расскажу вам в одном из следующих номеров нашей газеты.
Экономика
Зверобойный промысел борется за выживание (Бизнес-класс. Архангельск)
Кампания по добыче гренландского тюленя в Архангельской области состоялась. После прошлогодних надежд и разочарований сам факт ее проведения в 2005 году уже можно считать удачей. Но зверобои отнюдь не полны оптимизма - перспективы сохранения традиционного поморского промысла по-прежнему туманны, как просторы Гандвика - Белого моря.
Стоит отметить, что хлопотная и затратная зверобойная кампания оказалась под силу лишь предприятиям Архангельской области. Мурманск и Карелия от реализации своей части российской квоты отказались. Впрочем, и среди наших реально занималось зверобойкой только одно предприятие - СПК РК "Белое море". Причем из 14558 голов белька (детеныша тюленя), добытого на первом этапе, большая часть относилась к научной квоте, переданной колхозникам для использования СевПИНРО. Второй этап предполагает отлов примерно 5 тысяч тюленят, находящихся в стадии линьки, - "хохлуш". Доращивание их до коммерчески ценной серки будет осуществляться в вольерах.
Похоже, что заявленная законом плата в 350 рублей за голову добытого зверя оказалась неподъемной для практически всех колхозов. Повсеместный отказ от промысла служит свидетельством критического состояния некогда преуспевающей отрасли. А заодно и бездумного распоряжения биоресурсами со стороны федеральных властей. Впрочем, надо признать, что на областном уровне осмысленных усилий власти тоже не наблюдается - во всяком случае, в последние годы. Как результат - работа по устаревшим технологиям, на ветшающем оборудовании, с предельным напряжением всех оставшихся ресурсов.
Неощутимая поддержка
Сравнительно "малой кровью" на областном уровне могли бы быть решены многие проблемы нынешней зверобойной кампании. Например, по новому ФЗ "О рыбной ловле и защите биоресурсов" предусматривается выделение бесплатных квот на добычу морзверя коренным народам Севера. Казалось бы, областным властям давно следовало добиться включения поморов в Единый перечень коренных народов. Тогда стал бы возможен следующий шаг поддержки - создание хозяйствующих поморских общин вместо обветшавших колхозов. Но чиновники и депутаты, как только речь заходит о поморах (как о коренном народе), делают круглые глаза: "Это же политика!".
В 2004 году на поддержку зверобойного промысла в областном бюджете было заложено 3,5 млн рублей. Но до промысловиков эта поддержка так и не дошла - как объяснили в органах власти, из-за срыва зверобойной кампании. Обитатели чиновничьих кабинетов почему-то решили, что раз ни одной головы зверя не добыто, то и поддерживать промысел не надо. На самом же деле только успешная зверобойка дает возможность промышленникам сводить концы с концами. И в случае срыва (а риск неудачи в зверобойной отрасли есть всегда) на плечах тех, кто честно готовился к ее проведению, повисают миллионные долги.
В этом году поддержка зверобойки облбюджетом запланирована в объеме 2,25 млн рублей - но, увы, с оплатой, как и раньше, лишь по итогам проведенной кампании. А ведь эти же деньги, выделенные до начала кампании, могли сыграть гораздо более важную роль.
Впрочем, запоздалая поддержка облбюджета - не единственное, что мешает развивать промысел. Не меньшая проблема - устарелая технология добычи зверя.
Деньги на ветер?
Россия - единственная страна, где туши добытого зверя доставляют на берег с помощью дорогостоящих вертолетов. Мощные винтокрылые машины, которые в советское время выглядели символом прогресса на фоне старинных методов поморского промысла, сегодня становятся его могильщиками.
Каждый час полета над водой обходится в этом году зверобоям в 37,5 тысячи рублей. К тому же руководство Второго архангельского объединенного авиаотряда настойчиво требует за свои услуги 100% предоплату. И если деньги у зверобоев заканчиваются, вылеты сразу прекращаются, даже в разгар заготовки зверя (как это, кстати, произошло 8 марта 2005 года). Между тем сумма, к тому моменту уже проплаченная зверобоями авиаторам, составляла 4,5 млн. рублей!
Вертолеты или суда? Намного дешевле, чем вертолетный способ добычи, обходится промысел зверя с использованием небольших морских судов. Именно так, например, добывают сегодня белька в российских территориальных водах норвежцы - давние соседи и коллеги наших поморов. Так же сравнительно недавно добывали зверя и советские зверобои. Например, еще в 60-е годы XX века на промысел гренландского тюленя выходили до 8 деревянных судов, принадлежавших Архангельскому траловому флоту. Но вертолеты, впервые появившиеся на поморском промысле в 1964 года, к концу века полностью вытеснили традиционные зверобойные шхуны. Однако советская экономика ушла в прошлое, и использование вертолетов на зверобойке становится неразумным. Рано или поздно придется либо забросить промысел белька (что-что, а разрушать мы умеем), либо отказываться от вертолетов и переходить на морские суда. И чем раньше, тем лучше, ведь сегодня заброшенную технологию придется внедрять едва ли не с нуля - плавсредств, пригодных для промысла зверя, у колхозников уже нет. Да и вековой опыт традиционной поморской зверобойки подзабыт. Возможно, кое-чему можно поучиться у норвежцев, которые при значительно меньших затратах получают большие компенсации от своего правительства. Объясняется это просто: экономика Норвегии развернута лицом к людям - истинным хозяевам своей страны. И жители прибрежных поселений, обладающие навыком добычи зверя, рассматриваются там как главный ресурс (!) экономического развития - более значимый, чем исчерпаемый нефтяной ресурс. Отличие Поморья от Норвегии очевидно - население этого российского региона (особенно коренное поморское население) зачастую рассматривается властями как помеха, а не как ресурс для развития экономики.
Праздник поморской души
Зверобойный промысел традиционно собирает поморов едва ли не со всего побережья. В Зимнюю Золотицу раньше добирались из Лопшеньги, Пертоминска и Инты. В этом году тоже было две бригады - из Патракеевки и Ручьев, не говоря уже про своих, из Верхней и Нижней Золотицы. Работают на промысле целыми семьями - с женами и детьми. Понятно, что на льду или площадке съема шкур женщин нет. А вот большая часть цеховой работы делается привычными руками поморских жонок.
Причем тяжелое и опасное занятие воспринимается людьми едва ли не как народный праздник. По личному опыту могу утверждать - помахав в цехе до глубокой ночи пудовой "барсой", измельчая закаменевшую соль, как дивно затем мчаться в санях по льду Золотицы, мимо рубиновых огней вертолетных площадок, под раскинувшимся на полнеба полярным сиянием!
Зверь и человек
Трудно понять городскому жителю и ощущения зверобоя, оказавшегося на льдине посреди изменчивого моря. Человек и тюлень - вековечные друзья и враги. Тюленю природа дала все для выживания в Арктике - крепкую шкуру, толстый слой сала, острые зубы, мгновенную реакцию. А человеку для выживания на севере Богом дан тюлень.
Кстати, стоит отметить, что тюлень вовсе не беззащитен перед вооруженными одними баграми зверобоями - самка тюленя, утельга, на льду рвет человека своими зубами не хуже собаки! К тому же при весе в сотню с лишним килограммов проявляет неожиданную ловкость и разворотливость. И если самка всерьез настроена защищать своего детеныша, поморы его не трогают.
Радует интерес молодежи к старинному промыслу. Если в "шкерщики" (съемщики шкур) идут в основном люди зрелые и опытные, то на льдинах - обилие молодых улыбчивых лиц. Для крепких парней участие в промысле не только хорошая жизненная школа, но и увлекательное приключение, и традиционная забава. Запомнилась реакция молодого помора, впервые вышедшего на лед: "Как в кино!".
Работа штаба
Василий Нечаев, не первый год возглавляющий штаб зверобойной кампании, высоко оценил слаженность работы всех участников. По словам Василия Александровича, на успехе зверобойки не сказалась даже небольшая ошибка с данными предварительной ледовой разведки. Тогда был зафиксирован зверь, "вылившийся" на лед на траверзе Зимнегорского маяка, примерно в 30 км от Зимней Золотицы. Но зверь оказался проходным, и щенку он начал намного дальше - в Двинской губе. Более действенная поддержка на областном уровне могла бы, по мнению Нечаева, повысить эффективность нынешней зверобойки вдвое - за счет работы пяти вертолетных бригад вместо трех и большей суммы проплаты вертолетчикам из-за удлинения маршрута более чем вдвое.
То, что удалось сработать хотя бы с минимальной прибылью - безусловная заслуга штаба. Особо четко, по словам Нечаева, сработала диспетчерская служба - штурманская проводка осуществлялась с очень высокой точностью.
А вот проблемы запуска цеха первичной обработки зверя, арендуемого у СПК РК "Северный рыбак", решались с трудом. Начальник цеха Владимир Лыткин сетует на предельную изношенность оборудования. По словам Владимира Владимировича, машины не менялись с 70-х годов прошлого века. Из-за нестабильной работы котельной горячая вода для мойки подается с перебоями. Кроме того, чувствуется нехватка необходимых инструментов и спецодежды. Постепенно приходят в негодность и бетонные чаны для засолки шкур. "Мы помним время, когда колхоз был миллионером, - с обидой говорит Владимир Владимирович. - Тогда было все: и внимание властей, и реальная помощь. Сейчас же до наших проблем никому нет дела".
Общество
Власть - на машине, народ - пешком (Коношский курьер)
С регулярной периодичностью в газете печатаются письма жителей пос. Волошка с просьбой к властям решить вопрос с перевозкой пассажиров по маршруту Волошка-Вандыш. После публичного возмущения некоторое время людей на чем-то повозят, потом снова все заглохнет. В последнее время все чаще слышим: нанимайте такси, но ведь далеко не каждый способен выложить за 10 км сотню, а то и больше. Мы понимаем, что на сегодня жители Волошки - это обуза для района, потому что остались у нас в основном старики. Но ведь когда-то мы тоже работали, да еще как! Считаем, что поселковая власть при желании может найти выход из положения. Вот если бы она еще захотела этого, или раз она ездит на персональной машине, так до простых ли тут людей.