"Чтобы делать выводы, нужен всесторонний анализ экономической ситуации": интервью руководителя УМНС по Карачаево-Черкесии ИА REGNUM
Полтора года правления президента Карачаево-Черкесии Мустафы Батдыева не принесли республике обещанного роста экономики и социального развития. На прошедшем недавно в Доме правительства расширенном совещании президент возложил ответственность за неудачи на министерство по налогам и сборам республики, при попустительстве которой 70% республиканского рынка уходит от налогообложения. "Если в целом по России темпы роста поступлений налогов и сборов в территориальные бюджеты выросли на 32,5%, то в Карачаево-Черкесии этот показатель в 2 раза меньше, - заявил в своем докладе президент КЧР, - в КЧР объемы реализации крупных предприятий за последние 3 года увеличились в 2-2,5 раза, в то время как налоговые поступления лишь в 1,5 раза".
Свое мнение по поводу выдвинутых обвинений в интервью ИА REGNUM озвучил руководитель налоговой службы КЧР Владимир Радченко.
Некорректно сравнивать Карачаево-Черкесию с промышленно развитыми регионами России, территориями, где идет добыча нефти и газа, тем более, в условиях такого роста цен на нефть. Экономисты должны были доложить президенту, что в прошлом году отменен ряд налоговых сборов, изменились ставки налогов. Из республики "ушли" акцизы - местные производители алкогольной продукции теперь платят акцизы по месту реализации, т.е. за пределами республики. Что касается экономической обстановки в КЧР - достаточно сравнить отчет республиканской статистики и данные, прозвучавшие в докладе президента, - там совершенно разные цифры. По результатам 2004 года среди субъектов ЮФО в КЧР самый низкий темп роста производства. Количество убыточных предприятий выросло с 20 до 40% (% от общего числа предприятий в КЧР - ИА REGNUM). Идет спад производства. Алкогольная промышленность дала сбой - резко упала реализации спирта. В прошлом году сократились на 40% объемы реализации Черкесского химзавода - а это основной в республике налогоплательщик. При таком состоянии экономики ждать увеличения налоговых поступлений не приходится. Однако, на заседании было заявлено совершенно обратное.
Как вы можете прокомментировать заявление президента, что доля теневой экономики республики составляет около 70%, а МНС собирает только треть налогов.
Я бы был осторожен в оценках, поскольку чтобы делать подобные выводы, необходим всесторонний анализ экономической ситуации в КЧР. Без оперативных данных МВД и ФСБ здесь тоже не обойтись. Насколько мне известно, таких исследований в республике никто никогда не проводил. Я думаю это заявление - просто личное мнение президента.
На совещании налоговиков обвинили в лояльности к теневому бизнесу, которая оборачивается недопоступлениями в бюджет.
По результатам контрольной работы налоговиков КЧР за 2004 год - 780 миллионов доначисленных платежей. Этот показатель - самый высокий в ЮФО и один из самых высоких показателей в России. О какой лояльности к теневому бизнесу можно говорить?! Когда на совещании предоставили слово руководителям предприятий, они, наоборот, стали жаловаться, что налоговики слишком принципиально работают. Но президент их просто посадил на место.
И, тем не менее, МНС не выполнило по республиканский бюджет за 2004 год.
Потому что бюджет "дутый". Выше головы не прыгнешь. Каждый налог имеет свою базу, существуют методики, по которым рассчитываются источники доходов. Мы направляли свои прогнозы по бюджету 2004 года президенту и председателю правительства еще до его принятия, которые впоследствии сошлись цифра в цифру. Но наши предложения проигнорировали. Подход был другой - цифры назывались надуманные, что называется с головы. В итоге мы выполнили республиканский бюджет на 79%. При этом, по уровню собираемости налогов мы достигли по республиканскому бюджету - 102%, по территориальному -106%, т.е. мы собрали все налоги, начисленные плательщиками, плюс штрафы. И все равно не покрыли плановое задание.
Президент в докладе упомянул о неких схемах ухода предприятий от налогообложения и скрытых заработных платах, выдаваемых в конвертах.
Президент в этом случае прав. У нас есть информация, что часть предприятий идет по этому пути. Дело в другом. Нельзя обвинять в этом налоговую инспекцию. Мы не наделены правами оперативной деятельности. Здесь должны работать правоохранительные органы.
Есть мнение, что ваши отношения с президентом Батдыевым испортились после того, как вы выступили против открытия в республике оффшорной зоны "Архыз-Домбай". (В целях повышения инвестиционной привлекательности горнолыжных курортов республики, в 2004 году был принят закон о территориально-рекреационной зоне "Архыз-Домбай". Зарегистрированные в зоне фирмы освобождаются от уплаты местных налогов и облагаются налогом на прибыль по минимальной ставке -16%. УМНС КЧР выступило против открытия в республике оффшорной зоны - ИА REGNUM).
Эта зона существует уже год. Есть группа предприятий-резидентов, зарегистрированных в рекреационной зоне по избирательному принципу. Они пользуются льготами, но никаких инвестиционных проектов там нет. Зато есть сложности у нас - налоговый контроль предприятий, зарегистрированных в рекреационной зоне, затруднен, потому что этих фирм нигде нет. Но мы работаем и там - нашли способ, который я пока не буду озвучивать.
В стране готовится переназначением руководителей налоговых органов. Ходят слухи о вашей скорой отставке из-за того, что у вас не сложились отношения с президентом.
Мы дистанцируемся от политических маневров, не выполняем ничьих заказов. Думаю поэтому ситуация так обернулась. Взять, к примеру, последнее совещание. Подготовили выступления, собрали весь республиканский актив, пригласили прессу. А мне даже не сказали, какие вопросы будут обсуждаться на совещании. Пригласили с расчетом, чтобы я не был готов. Пришлось ориентироваться на месте. Конечно, было неприятно. Скажу больше - за последние полгода были попытки возбуждения против меня уголовных дел. Не получилось. Не исключаю, что эти попытки будут продолжаться, но давно уже всем пора понять, что я ничего не боюсь, и подобными способами со мной бороться не стоит.