"Наметилась тенденция к большей открытости петербургской власти": Интервью исполнительного директора СПИБА на Северо-Западе Наталии Кудрявцевой ИА REGNUM
Санкт-Петербургская Международная Бизнес-Ассоциация на Северо-Западе (СПИБА) была образована в 1995 году в результате слияния двух ассоциаций, основанных иностранными компаниями и бизнесменами, начавшими свою деятельность в Санкт-Петербурге в начале 90-х годов. Целью создания СПИБА является содействие улучшению делового климата в Санкт-Петербурге, а теперь и на Северо-Западе России. В настоящее время СПИБА объединяет около 120 организаций. Среди них предприятия с иностранными инвестициями и российские компании, представительства иностранных компаний, некоммерческие организации, дипломатические и торговые представительства. Члены ассоциации представляют 22 страны и более 30 отраслей экономики.
СПИБА - это негосударственная, неполитическая и некоммерческая организация, которая финансируется исключительно за счет членских взносов и представляет мнение и интересы международного бизнеса (в это понятие включается и цивилизованный российский бизнес) в отношении условий развития предпринимательства на Северо-Западе России.
Наталия Анатольевна, как изменился инвестиционный климат в Санкт-Петербурге за последние 2 года?
Поскольку Центром Северо-Запада России является Санкт-Петербург и большинство компаний, являющихся членами СПИБА, работают и/или имеют офисы в Санкт-Петербурге, инвестиционный климат северной столицы всегда был в центре внимания ассоциации.
Члены СПИБА отмечают, что в последние полтора года правительство города делает правильные шаги, направленные на создание благоприятного инвестиционного климата. Кроме того, принимаются законы, необходимые для регулирования инвестиционной деятельности. В качестве примера можно привести принятие в конце 2004 года Закона Санкт-Петербурга "О внесении изменений в Закон "О налоговых льготах", предоставляющего ряду категорий инвесторов право получить льготы по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций. Цель закона - стимулировать инвестиции в экономику Санкт-Петербурга, в том числе за счет развития инновационных отраслей, о чем в законе есть специальная статья с указанием кодов видов деятельности предприятий в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, которые имеют право на получении льготы.
О необходимости предоставления налоговых льгот с целью привлечения инвестиций в Санкт-Петербург наша ассоциация начала вести диалог с новой администрацией Санкт-Петербурга сразу же после того, как она приступила к работе в конце 2003 года. Нас услышали, и работа над проектом закона велась с учетом мнения членов нашей ассоциации. Результат - принятие закона, предусматривающего наличие налоговых льгот, стимулирующих инвестиции в экономику города.
Следует отметить, что наличие налоговых льгот не является достаточным условием для привлечения инвестиций. Важными факторами являются развитость транспортной инфрастуктуры, подготовка квалифицированных кадров, урегулированные земельные отношения и т.д. Начиная с октября 2003 года, правительство Санкт-Петербурга вело диалог с нашей ассоциацией с целью выявить проблемы, препятствующие инвестиционной деятельности, узнать мнение бизнеса о тех или иных инициативах правительства, а также обменяться мнениями о той или оной проблеме.
За последние полтора года в различных мероприятиях СПИБА приняли участие члены правительства и представители администрации Санкт-Петербурга: Михаил Бродский, представитель губернатора в Законодательном собрании Санкт-Петербурга, член правительства Санкт-Петербурга, Михаил Осеевский, вице-губернатор Санкт-Петербурга, Владимир Бланк, председатель Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга, Виктор Полищук, заместитель председателя Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга, руководитель блока проектно-планировочных работ и др.
Конструктивное сотрудничество развивается также с Законодательным собранием Санкт-Петербурга. Кроме того, с нами велись консультации по различным вопросам, затрагивающим интересы бизнеса, в частности, переход на кадастровую оценку земли, который должен быть осуществлен с 2006 года.
Члены СПИБА понимают, что создание привлекательных условий для инвестирования в экономику Санкт-Петербурга - это задача администрации, понимающей, что может город реально предложить потенциальным инвесторам, и опирающейся на опыт тех компаний, которые уже работают на городской территории. На наш взгляд, понимание есть, и вектор движения положительный. Кроме того, члены нашей ассоциации отмечают, что, несмотря на наличие проблем (так называемые "административные барьеры" и недостаточная открытость органов власти), сотрудничество с исполнительной и законодательной ветвями власти Санкт-Петербурга в целях улучшения условий для развития бизнеса развивается конструктивно и приносит положительные результаты.
Что происходит с административными барьерами?
Я полагаю, что следует начать с того, что подразумевается под понятием "административные барьеры". Административные барьеры существовали всегда, с тех пор как возник товарный обмен, существуют и будут существовать везде. Они нужны, поскольку они определяют правила игры, но в этом случае их следует называть не барьерами, а правилами административного регулирования. У меня и у членов СПИБА была возможность ознакомиться с особенностями регулирования инвестиционного процесса в разных странах мира. Реальные барьеры возникают тогда, когда власть не намерена способствовать процессу инвестирования, или недостаточно компетентна, чтобы содействовать процессу, либо отдельные представители власти создают искусственные барьеры с целью наживы.
Нам представляется, что нынешняя власть Санкт-Петербурга намерена способствовать привлечению инвестиций в городскую экономику, как российских, так и иностранных. Те стратегические шаги, которые предприняты правительством Санкт-Петербурга для создания привлекательного инвестиционного климата, оцениваются положительно инвесторами.
Тем не менее, есть над чем работать. В этом аспекте для инвесторов сейчас важны неизменность правил игры и последовательная политика со стороны государства. Не отрицая возможности улучшения существующего законодательства, эксперты СПИБА подчеркивают, что в первую очередь необходимо сохранять последовательность позиции по уже существующим льготам для инвесторов, а также упростить процедуры и сделать более четкими правила проверок деятельности компаний различными контролирующими органами, в первую очередь налоговыми инспекциями.
Насколько принципиально появление "единого окна" для инвесторов?
Нет необходимости специально создавать структуру, задачей которой будет создание "единого окна". Во-первых, получится частичное дублирование функций, а во-вторых, невозможно создать эффективно работающую структуру, которая будет решать такой широкий спектр вопросов, которым сопровождается процесс инвестирования. Мы понимаем под "единым окном" наличие такой ситуации, когда все ведомства, от которых зависит инвестиционный процесс, работают четко, профессионально выполняют свои обязанности, открыты и доступны для инвесторов.
Другое дело, что инвестора нужно снабжать справочной информацией уже на входе - дать ему абсолютно понятный алгоритм действий - куда, в какой последовательности, с чем ему обращаться. Такая информационная служба могла бы, помимо этого, заниматься продвижением Санкт-Петербурга, а, возможно, и всего Северо-Западного региона как инвестиционно-привлекательного.
Как изменилось количество инвестиций в городскую экономику за последний год?
Есть ощущение повышения деловой активности. И если судить по цифрам, это так и есть: общий объем иностранных инвестиций в 2004 г., по данным статистики, составил 985,1 млн. долларов США, что на 41,6% больше, чем в предыдущем году. Из них инвестиции в промышленность - 77,2%. Самые крупные инвестиции приходятся на Кипр (44,1 млн. долл.), Финляндию (20,0 млн. долл.) и Эстонию (12,6 млн. долл.). За последний год в СПИБА вступали в основном компании, только начинающие свою деятельность на рынке России или Северо-Запада.
Наталия Анатольевна, в последнее время часто сравнивают инвестиционный климат в Ленинградской области и Санкт-Петербурге. Чем они отличаются, на ваш взгляд?
До недавнего времени мне часто приходилось слышать, что в Ленинградской области инвесторы чувствуют себя более уютно, чем в Санкт-Петербурге. Причина тому - налоговые льготы для инвесторов, выбор подходящих площадок для строительства и всемерное содействие со стороны правительства Ленинградской области.
Сейчас ситуация меняется. Я имею ввиду ни в коем случае не ухудшение условий для инвестиций в Ленинградской области, а изменение отношения к созданию привлекательных условий для инвестиций в Санкт-Петербурге. В последнее время я все чаще слышу о том, что инвестиционный климат в Санкт-Петербурге тоже привлекательный.
Надо понимать, что Ленинградская область - это большая территория, где удобно создавать различные производства. Площадок для производства на питерской территории меньше, чем в области, это очевидно, но усилиями правительства города создаются площади, для создания производственных зон. Теперь и в городе существует система стимулирования инвесторов налоговыми льготами, и она уже дала неоспоримые результаты.
Очень важный фактор - административные барьеры, которые мы уже обсуждали выше. В правительстве Ленинградской области дело налажено так, что стратегические инвесторы имеют так называемый "зеленый коридор" при решении различных вопросов. Такая же практика была внедрена в работу городских структур, и в 2004 году несколько компаний, как российских, так и иностранных, согласовали свои инвестиционные проекты в Санкт-Петербурге в рекордно короткие сроки - примерно 6 месяцев.
Возвращаясь к понятию "единого окна", следует отметить, что одним из важнейших факторов успеха Ленинградской области в сфере привлечения инвестиций является открытость и доступность комитетов правительства Ленинградской области и их внимание к нуждам инвесторов. В Санкт-Петербурге ситуация в этом плане пока не столь радужная, но в последнее время наметилась тенденция к большей открытости. Надеемся, что этот процесс будет развиваться.