Председатель коммунистической партии Южной Осетии Станислав Кочиев в интервью ИА REGNUM высказал свое мнение о процессах, происходящие в республике и за ее пределами.

ИА REGNUM: Многие югоосетинские политики полагали, что дальнейшие действия Грузии по отношению к Южной Осетии будут определены после встречи Путина и Буша в Братиславе. Что можно ожидать в этом направлении сегодня?

Мы владеем то информацией, которая зрима, и в целом проблема Южной Осетии напрямую затронута не была. Конечно, вопрос не мог не обсуждаться, т.к. Юг Кавказа - одна из самых болевых точек России. Да и Америка претендует на влияние в этом регионе. Все же глобальные темы, такие, как например, терроризм, поглотили интерес и внимание мировой общественности. Однако это не означает, что Южная Осетия сегодня забыта. То, что нам предложит сегодня российская дипломатия, от того, как будет идти переговорный процесс, зависит очень многое. 11 марта пропрезидентская партия "Единая Россия" фактически завалила внесение изменения в закон об упрощении приема в состав Российской Федерации. Этот вопрос "Единая Россия завалила" даже на заседании Комитета. Все же вопрос удалось вынести на рассмотрении Государственной Думы, и там только 91 депутат от Компартии и "Родины", которые собственно и работали над этим законом после нашей поездки в Москву в декабре прошлого года, в тот же день создали рабочую группу по доработке вопроса о приеме в состав России, и "Единая Россия" его забаллотировала. Конечно, все это явно не на руку нам.

ИА REGNUM: Известно, что Парламент Южной Осетии направил документ в Госдуму РФ о признании независимости Южной Осетии и вхождении в состав России. Как тогда, по Вашему мнению, можно ожидать поворота событий?

Таких документов мы направляли в различные инстанции раз двадцать. И Парламент Южной Осетии, и Компартия. От патриотической части Госдумы РФ звучали часто голоса поддержки Южной Осетии, Абхазии и Приднестровья, но практических шагов, чтобы этот вопрос бы как-то решался, не было никаких. Было даже обращение к руководителям законодательных собраний регионов России. Одни отказали, такие как Ингушетия., другие сказали, что это не в компетенции субъектов Российской Федерации, а иные поддержали, но вопрос опять таки завис в воздухе. Каких-то решительных шагов по решению проблемы Южной Осетии мы не видим. И в контексте того положения, которое мы сегодня наблюдаем на Северном Кавказе, той политике, которая сегодня здесь ведется, мне трудно ожидать каких-либо резких поворотов со стороны российской внешней политики. Российскую позицию сегодня сдерживает не только позиция США, которая сегодня гораздо сильнее в политическом и в военном плане: понятно, что США сегодня хотят господствовать над всем миром.

Я считаю, что в этой ситуации, Россия как наследница великой державы, сегодня обязана защищать своих граждан, тем более что сегодня очень мало народов, которые стремятся в Россию. Коммунисты Молдавии отвернулись от России, Украина тоже, определенная антироссийская политика ведется и в закавказских стран, и в Средней Азии, и сегодня, если Южная Осетия стремится в Россию, а ее народ считает себя гражданами РФ, то они должны быть поддержаны. К сожалению, мы этого не видим. Что касается разговоров о том, что мы уже в России, то я полагаю, вопрос так не решается. Такое заявление должно звучать в конце, как венец действия, но не в начале.

ИА REGNUM: Может у Вас есть какие-либо свое видение того, как следует поступить в такой ситуации Южной Осетии - принять выжидательную позицию или конкретные решительные меры?

А нам ничего не остается делать, как ждать. У нас нет таких сил, чтобы кому-то диктовать свои условия, приходится констатировать, что сегодня мы остаемся ведомыми. А может кому-то просто выгодно держать нас в таком подвешенном состоянии. Потому что непризнанная республика создает для кого-то благоприятную атмосферу для осуществления неправовых действий.

ИА REGNUM: Что касается России, понятно. Вы прогнозируете новый виток напряженности в зоне грузино-осетинского конфликта как следствие непринятие Южной Осетии предложений Грузии и метода разрешения Грузией проблемы территориальной целостности?

Учитывая то, что в руководстве Грузии достаточно ястребов, к сожалению, исключать подобного развития ситуации невозможно. Но Россия должна защитить своих граждан от подобных незаконных действий, она просто обязана это сделать, и в этом контексте мы, конечно, рассчитываем на помощь того государства, чьими гражданами мы являемся. Саакашвили убежден, что мы не приняли его предложений, но почему мы их не приняли, он попытался понять? И у нас очень много причин объяснить, почему мы это не приняли.

ИА REGNUM: Вы полагаете, Южной Осетии следует выступить в ПАСЕ или в какой-нибудь идентичной европейской структуре и изложить свои позиции?

Когда мы встречались в Госдуме с коммунистами, они предложили нам выступить в Европарламенте и объяснить и им, и вообще, что такое Южная Осетия. Надо открыть себя Европе. А то мы без конца варимся в каком-то котле и не можем оттуда вырваться. Может Европа поймет, чего же мы хотим, а вдруг мы правы?

Справка ИА REGNUM: Кочиев Станислав Яковлевич, родился в г. Цхинвал в 1954 году. Окончил исторический факультет юго-осетинского госпединститута, бакинский институт политологии и социологических исследований. До 90-х годов работал в системе комитета народного контроля Южной Осетии. В годы грузино-осетинского противостояния возглавлял Комитет по национальным вопросам и Министерство информации и печати Южной Осетии. С 1993 года и по сегодняшний день является первым секретарем ЦК Компартии Южной Осетии. С июня 1999- по май 2004 года являлся председателем Парламента Южной Осетии. Женат, имеет дочь.