Китай жаждет российской нефти, несмотря на возможный ущерб экологии
Россия предоставит Китаю приоритет в использовании сибирского нефтепровода в рамках энергетического сотрудничества двух стран. Такое заявление сделал вечером 14 марта премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао на пресс-конференции по итогам сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП). "Российское правительство и президент РФ Владимир Путин дали ясно понять, что после завершения строительства сибирского нефтепровода приоритет будет отдан Китаю", - заявил Цзябао. Он также сообщил, что на предстоящей встрече с российским премьером Михаилом Фрадковым в этом году тема нефтепровода будет одной из ключевых. Премьер-министр КНР также сказал, что Китай и Россия "изучают возможности сотрудничества при разработке нефтегазовых месторождений", как передает АР.
Было также много расплывчатых, но тем не менее тщательно заготовленных и продуманных фраз: так Цзябао сообщил, что: "Китайско-российское энергетическое сотрудничество является важной частью дружественных отношений между двумя странами". Но при этом, по его словам, эти отношения строятся на равной и взаимовыгодной основе. Китай и Россия уже достигли взаимопонимания и подписали важные соглашения в сфере энергетического сотрудничества, добавил премьер. Как сообщил Цзябао, объем перевозки нефти по железной дороге из России в Китай в 2005 достигнет 10 млн тонн, а в 2006 - 15 млн тонн.
Премьер Госсовета КНР также сказал, что во второй половине года у него состоится десятая регулярная встреча с премьер-министром РФ, на которой будут обсуждаться вопросы торгово-экономического сотрудничества, в том числе в сфере энергетики. Вэнь Цзябао также заявил, что объем двустороннего экономического сотрудничества к 2010 должен достичь $60-80 млрд. Он напомнил, что в 2004 объем торговли между Китаем и Россией превысил $20 млрд. "Россия и Китай переживают период наилучших отношений в своей истории", - подчеркнул премьер Госсовета КНР. Таким образом, китайский премьер попытался внести позитивную для его страны ноту в выбор России в пользу плана, предложенного Японией.
План предполагает строительство нефтепровода в обход китайской территории с выходом к Тихому океану. Пекин же настаивал, чтобы трубопровод был проложен к северо-восточному г.Дацин, центру нефтяной промышленности КНР. Китайское руководство рассматривает Россию как основного поставщика энергоносителей для растущей экономики страны. Впоследствии Москва согласилась построить дополнительное ответвление нефтепровода, ведущее на северо-восток КНР.
Между тем, на днях стало известно, что в соответствии с требованиями Министерства природных ресурсов по всему проекту Восточного нефтепровода потребуется очень важная дополнительная экологическая экспертиза. А именно отдельное экспертное заключение по возможному промышленному воздействию на окружающую среду всей трассы нефтепровода Восточная Сибирь-Тихий океан. Об этом сообщил в интервью РБК заместитель главы Министерства природных ресурсов РФ Валентин Степанков. Он отметил, что большую обеспокоенность министерства вызывает проект в конечной точке маршрута - бухте Перевозная. Как подчеркнули в МПР, в непосредственной близости от бухты расположен Государственный природный заповедник "Кедровая падь", организованный на территории Хасанского района в 1925 и имевший предшественника с 1916, - губернский заказник. Заповедник занимается охраной ненарушенных лесов южного Приморья (в первую очередь, чернопихтарников), а также ряда редких и эндемичных для Приморья видов флоры и фауны (более 50 видов). Кроме того, заповедник представляет собой единственное место постоянного обитания дальневосточного леопарда, которому грозит исчезновение.
Однако подготовительные работы по строительству терминала в указанном районе уже начались, сообщило дальневосточное отделение Всемирного фонда дикой природы (WWF). По мнению приморских экологов, в случае аварий будет уничтожена экосистема Амурского залива и всего южного побережья Приморья. Противостояние экологов и нефтяников по поводу нефтепровода, который должен обеспечивать поставки нефти в Японию, Китай, Южную Корею, Индонезию и Австралию, началось в 2001г., когда впервые планы строительства были озвучены компаниями "Транснефть" и ЮКОС. Первоначально рассматривались два варианта прокладки трубопровода - из Ангарска в китайский Дацин и из Ангарска в Находку. Позднее ЮКОС отказался от своих планов построить нефтепровод в Дацин из-за возникших у компании проблем с властью. Осенью 2002 "Транснефти" не удалось провести через процедуру государственной экологической экспертизы вариант нефтепровода Ангарск-Находка из-за того, что труба должна была пройти по территории объекта Всемирного природного наследия ЮНЕСКО - озера Байкал. Весной 2003 МПР одобрило новый вариант трассы в обход Байкала. "Транснефть" отказалось от этого проекта и разработало новый, в соответствие с которым прокладка трубопровода начинается в Тайшете и идет до бухты Перевозная. Данный проект предусматривает большую длину нефтепровода (4 тыс 188 км), большую пропускную возможность системы и, соответственно, большую стоимость (более $14 млрд). Планируется строительство 44 нефтеперекачивающих станций, в том числе 14 резервуарных парков. Экологи посчитали более оптимальным провести трассу к Находке, построив перегрузочную площадку на стыке Хабаровского и Приморского краев с дальнейшей транспортировкой нефти железнодорожными цистернами.
В начале февраля 2005 глава Министерства промышленности и энергетики Виктор Христенко издал приказ, согласно которому подразделениям министерства совместно с "Транснефтью" и заинтересованным ведомствам с участием представителей МЭРТ и МПР поручено обеспечить проработку по этапам строительства восточного нефтепровода в более сжатые сроки - до 15 марта 2005. Совет директоров компании на заседании 24 февраля 2005 принял предложение о завершении до 30 июня 2005г. разработки технико-экономического обоснования (ТЭО). Результатов экологической экспертизы ТЭО ожидают экологи и общественность - жители Хасанского района, Greenpeace, WWF России и др.
Окончание строительства всего нефтепровода запланировано на 2010г. Предполагаемая стоимость проекта составляет $10,75 млрд. Нефтепровод должен обеспечивать поставки нефти в Японию, Китай, Южную Корею, Индонезию и Австралию.
Параллельно с громким заявлением Вэнь Цзябао прозвучала также не менее важная новость о том, что китайская компания Far East Energy Limited, близкая к госструктурам КНР, заинтересована в инвестировании нефтяных проектов Якутии. Об этом руководители данной компании заявили на встрече с представителем Республики Саха в Китайской Народной республике Александром Ядреевым, которая прошла в Пекине. Как сообщил главный советник представителя Якутии Диана Степанова, в настоящее время компания занимается добычей нефти на месторождении "Сунляо" в провинции Цзилинь.
Как известно, в обеспечении Китая нефтью большое место отводится Восточной Сибири России. В дальнейшем планируется сформировать структуру, при которой районы, расположенные севернее реки Хуанхэ, снабжались бы из России и Центральной Азии, южнее - из Ближнего Востока, Африки и Тихоокеанского региона. В 2004 Китай подписал соглашения о строительстве нефтепроводов с Казахстаном и Узбекистаном. Планируется, что к 2020 Китай будет экспортировать наземным транспортом 60-80 млн тонн из России и Центральной Азии и 160-220 млн тонн из Ближнего Востока, Африки и Тихоокеанского региона.
Объем импортируемой нефти в КНР в 2004 составил 120 млн тонн, что больше показателя 2003 на 34,8% и составляет 40% от потребленной нефти в стране. По итогам прошлого года Китай вышел на второе место в мире по потреблению нефти, обогнав Японию. Китайские специалисты прогнозируют, что через 10 лет Китай может обогнать США по данному показателю. В плане развития энергетической отрасли Китая до 2020 одним из стратегических направлений является активизация участия Китая в международном нефтегазовом сотрудничестве.