"Выход из энергокризиса есть, и он довольно прост": интервью директора "Югосетэнерго" ИА REGNUM
Директор "Югосетэнерго" Борис Гаглоев в интервью ИА REGNUM прокомментировал ситуацию с электроснабжением в Южной Осетии.
ИА REGNUM: Известно, что до того, как произошел обрыв проводов ЛЭП в Джомахском ущелье, подача электричества в Южной Осетии осуществлялась по расширенному графику всем абонентам частного сектора. Как вам удалось достичь таких эффективных результатов?
Да, действительно, еще несколько лет назад электроэнергия подавалась исключительно по графику. И дело тут, конечно, было не в дефиците закупаемой электроэнергии, а в крайне низкой собираемости оплаты среди населения. Частично мы уже провели реконструкцию энергосистемы, частично будем работать далее. Наша основная проблема - это не стопроцентная оплата абонентов за израсходованную электроэнергию и хищение электричества. В результате мы продолжаем брать ссуды у государства для своевременной оплаты РАО "ЕЭС". Поэтому реконструкция энергосистемы, а именно вынос счетчиков наружу, установление номерных пломб и другие меры на наш взгляд изменят ситуацию к лучшему.
ИА REGNUM: Какая работа проделана к настоящему моменту по реконструкции системы электроэнергии в Южной Осетии?
В счет кредита, взятого у правительства, администрация "Югосетэнерго" закупила более 13000 номерных пломб и другое необходимое оборудование. Объем работ довольно значительный, поэтому мы работаем поэтапно. Но помимо этого необходимо провести ремонт городского и районного электролинейного хозяйства. Всем этим мы и занимаемся в настоящее время. Кроме того, Евросоюзом уже выделены необходимые финансовые средства для реконструкции системы электроэнергии в рамках третьей реабилитационной программы зоны грузино-осетинского конфликта. На эти средства был объявлен тендер, закуплены необходимые материалы. Все это предусмотрено для выноса наружу 1000 счетчиков.
ИА REGNUM: Какие меры будут приниматься против нарушителей пользования электроэнергии?
Мы очень много раз предупреждали и заявляли о том, что если хочешь иметь свет, за него надо платить. Для нас сейчас это вопрос номер один. Именно от платежеспособности населения зависит будет ли свет в Южной Осетии или нет. Совместно с правительством мы постановили, что нарушители будут обязаны платить штраф, в противном случае администрация предприятия обратится в МВД. Мы вынуждены ужесточить меры над правильным расходованием и своевременной оплаты электричества, но это делается в интересах нашего же населения.
ИА REGNUM: Практически каждый год Южной Осетия сталкивается с одной и той же проблемой - обрывом проводов в горах и как следствие, отсутствием в течении значительного периода времени, подачи электричества. Ваше видение из сложившейся ситуации?
Выход из энергокризиса есть, и он довольно прост. Система, по которой сейчас поступает свет в Южную Осетию, была спроектирована 12-13 лет назад. В 90-е годы, когда Южная Осетия была отключена от системы "Грузэнерго", Правительство РЮО поставило вопрос электроснабжения республики через систему "Севкавказэнерго". В 1991 году при помощи специалистов из Северной Осетии и других северокавказских Республик были построены подстанции Северный портал и Зарамаг-Джава. Однако, вся эта система предусматривает какие-то дополнительные проектирования высотных опор, которые необходимо проводить каждый год. Мое мнение таково: поставить прибор для обогрева проводов в горах, в зимнее время, и тогда возможность их обледенения и прорыва будет сведена к минимуму. На данный момент это единственное реальное решение, кроме того оно не потребует значительных материальных затрат.
ИА REGNUM: Известно, что в расчетно-кассовом центре, где производится оплата за электроэнергию проведены изменения- в частности, население больше не платит пеня. Как вы охарактеризуете данное новшество?
Да, это хорошо для населения, но негативным образом сказалось на поступлениях. Если в прошлом январе количество абонентов расчетно-кассового центра составило 3000 человек, в декабре того же года - 8000 человек, то после того как отменили пеня, то есть сумму, которую надо было вносить, если потребитель не платил вовремя, число абонентов упало до 5000 человек. Но в целом функционированием единого расчетного кассового центра я очень доволен. Поступления за израсходованную электроэнергию и другие коммунальные услуги увеличились в несколько раз по сравнению с предыдущими годами.
ИА REGNUM: В интервью агентству ИА REGNUM вы не раз сообщали о задолженностях грузинских сел Большой и Малой Лиахвы( зона грузино-осетинского конфликта) за израсходованную электроэнергию вашему предприятию. Как обстоит с этим дело на сегодняшний день?
Без особых улучшений. За два зимних месяца было израсходовано электроэнергии на сумму 100 000 рублей, а оплачено всего лишь 35 000 рублей. С 1999 года грузинские села должны нам в общей сложности около 16 млн. рублей.