"Агитатор Хлопонин".

(Русский Newsweek, 07-13.03.05)

NEWSWEEK НАЧИНАЕТ СЕРИЮ ОЧЕРКОВ "ОДИН ДЕНЬ С..."

ОБОЗРЕВАТЕЛЬ ВАЛЕРИЙ ДРАННИКОВ ПРОВОДИТ ОБЫЧНЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ С РАЗНЫМИ ДЕЯТЕЛЯМИ НАШЕГО ВРЕМЕНИ

Красноярского губернатора больше всего заботит будущий референдум об объединении края с Эвенкией и Таймыром.

В 7.00 выхожу из гостиницы "Красноярск", в которую вселился за полночь, и сквозь дрему и темноту вижу белую "Волгу" администрации края. А в "Волге" - бодрое, как солнечное утро, лицо пресс-секретаря губернатора Красноярского края Игоря Астапова. - С приездом и с отъездом, - смеется Игорь. - Путь неблизкий предстоит, часов пять. Хотя, по нашим меркам, чепуха. В поселок Дубинино поедем. Это возле Березовской ГРЭС, слышали про такую? Губернатор в Шарыпов прилетит прямо из Эвенкии. Шарыпов - это горняцкий город рядышком с ГРЭС. Слышали, наверное, что 17 апреля в Красноярском крае, Эвенкии и на Таймыре пройдет референдум об объединении в один субъект федерации? Придет в той же Эвенкии народу меньше, чем 50%, - и все, прощай объединение. Вот Хлопонин туда и летает. А вообще во всех рабочих поездках Александра Геннадиевича волнуют нынче три проблемы: монетизация, жилищно-коммунальное хозяйство и референдум, референдум, референдум. 12.00. Из длинного микроавтобуса Ford губернатор Александр Хлопонин выскочил, как мальчик. Невысокий, в распахнутой дубленке он выглядел ужасно несолидно среди степенной и дородной свиты. Пролетел лестничный марш. И внезапно остановился у входа в зал, наткнувшись на сотни взглядов. На экране справа от стола возникли слова: "Комплексная программа переселения жителей поселка Дубинино из ветхого и аварийного жилья на 2005-2008 годы". Четыре камеры красноярских телеканалов уставились на экран, и это понятно. Три с лишним тысячи человек здесь давно не переселяли.

- Когда я был у вас последний раз, - сказал залу Хлопонин, - то предложил тогда идею, которую считаю самой продуктивной: из жителей аварийного жилья создать рабочую группу, которая сама переговорит с каждым нуждающимся в переселении, выяснит его проблемы и желания. И вот сегодня мы покажем вам предварительную программу переселения. Обещаю: если вы одобрите программу, в которую инвестирует не только краевой бюджет, но и компании, где работали и работают жители Дубинина, в 2008 году каждая семья из 120 аварийных домов справит в поселке новоселье. Готовьте пироги - приеду.

Одобрили, еще как одобрили. Примерно полтора часа заместитель Хлопонина Николай Сергеевич Глушков в мельчайших подробностях рассказывал залу о будущем строительстве и переселении. Зал внимал не шелохнувшись, а потом взорвался такой овацией, что я испугался за школу. Как бы и ее не пришлось перестраивать. Обошлось.

- Все, друзья. Сегодня я подписываю распоряжение, по которому в Дубинине создается штаб. Его возглавит мой заместитель Николай Глушков. Но и я буду постоянно следить за этой стройкой. А теперь я хотел бы рассказать вам о самом главном - о референдуме 17 апреля о слиянии Красноярского края, Эвенкии и Таймыра в единый субъект федерации.

15.00 - Александр Геннадиевич, почему вы считаете, что для жителей Дубинина объединение Красноярского края, Эвенкии и Таймыра главнее нового жилья?

Як-40 летел на Красноярск. Это не хлопонинский самолет, он на день одолжил его у губернатора Эвенкии. Сам Хлопонин колесит по краю либо на поезде, либо на машине. Это, конечно, неудобно. Край огромный, время канет в нем. Скоро, правда, губернатор пересядет в вертолет. Уже купили модифицированный МИ-8. А пока его нет, летим в самолете соседа. Удобный салон с мягкими диванами из желтой кожи, ровный гул моторов. И удивление во взгляде губернатора.

- Ведь нельзя же жить только сегодняшним днем, невозможно. Знаете, что даст объединение? Новую индустриализацию Сибири. Хотите подробнее? Пожалуйста. Освоение Ванкорского месторождения на границе Красноярского края с Таймыром и освоение месторождений нефти и газа Юробчено-Тохомской зоны в Эвенкии позволит уже в скором времени превратить эти регионы в районы-доноры. "Роснефть" уже сейчас готова инвестировать в ванкорский проект $2,7 млрд в четыре года. Пуск Богучанской ГЭС сможет не только обеспечить электроэнергией производство Нижнего Приангарья, но и снабдить энергией разработку нефтегазовых месторождений в Эвенкии, поставлять ее на экспорт в Казахстан и Китай. И дать жизнь новому алюминиевому заводу, который готовы строить "Русал" и "Суал".

- А почему для этих планов так необходимо объединение?

В глазах опять недоумение.

- Да хотя бы потому, что вместе мы будем чертовски привлекательны для инвесторов.

17.30 - Смир-но!- разнеслось по плацу детской школы-интерната "Кедровый", когда на его границе появилась кавалькада автомобилей. Можно было и не разноситься. 280 кадетов, спеленутых хоть легким, но морозцем, стояли уже полчаса, боясь пошевелиться от волнения. Чеканя шаг по утрамбованному снегу, начальник училища направился к губернатору. Тот, видя такое дело, тоже приосанился.

- Товарищ губернатор, воспитанники кадетской школы-интерната "Кедровый" для торжественного марша построены!

- Здравствуйте, господа кадеты! - зычно поздоровался губернатор с заледенелыми шеренгами.

- Здравия желаем, товарищ губернатор! - радостно откликнулись шеренги.

Небольшой оркестр грянул "Прощание славянки", и 4 роты краснощеких пацанов, поражая выправкой, прошли перед губернатором. Губернатору парад нравился. И я понимал, что перспективы кадетского корпуса "Кедровый" самые радужные.

- Вы меня извините, - перебил губернатор докладчицу, - но я хочу спросить вас прямо: вы своего ребенка отдадите в кадетский корпус? Да еще на конкурсной основе? Да я лучше приплачу, чтобы этого не случилось.

Такого от него не ожидали. А уж статная дама на трибуне, исполняющая обязанности начальника Главного управления образования администрации края, Галина Вычужанина, та попросту лишилась дара речи. А ведь доклад шел пафосно и гладко.

- Я это к чему, - спокойно продолжил Хлопонин, - я хочу, наконец, услышать, что такое кадетские корпуса в системе образования края, зачем необходим государственный заказ на них. Того, что можно было бы назвать стратегией и программой - развития кадетских корпусов, я не слышу. У нас есть закон о кадетских корпусах?

- Есть, есть! - оживился класс. - Федеральный?

- Нет, краевой. Видите ли, Александр Геннадиевич, этот закон на первом этапе как бы легализовал кадетские корпуса. И только, - пояснила Галина Александровна.

-Тогда что это за закон? - до того спокойный губернатор даже разгорячился. - Нам нужен новый краевой закон, где будут четко предусмотрены и тщательно прописаны стандарты кадетского образования, материально-техническая база училищ. Мне иногда кажется, мы не знаем, что происходит в России, вокруг нас. Революция роз в Грузии, оранжевая на Украине, Югославия. И основным инструментом всех этих революций является молодежь. Для нас в Сибири эта тенденция особенно тревожна. Западные, да порой и наши аналитики на всех углах кричат, что Сибирь перенаселена, что осваивать ее нужно вахтовым методом, а людей отсюда вывозить. К радости товарищей китайцев. На деньги всяких фондов проводятся семинары, устраиваются молодежные лагеря, где ребятам вдалбливают подобные идеи. Вот где опасность для России. И вот для чего прежде всего нам нужны кадетские корпуса. Для воспитания настоящих российских патриотов. В вузах воспитывать уже поздно, отсюда надо начинать. Поэтому, господа, прошу к первому июня подготовить новый закон с подробнейшей программой корпусов.

- Вы правы, безусловно, правы,- радостно воскликнула Галина Александровна.

-Я знаю, - скромно ответил губернатор.

18.30. В довольно большом зале Дома культуры поселка Кедровый уже давно маялся народ. Около тысячи жителей Кедрового собрались в нем для встречи с губернатором. Все они так или иначе многие годы были связаны с Венской краснознаменной ракетной дивизией. Кто служил в ней, кто работал. Дивизии нет, поселок остался. У всех приличное жилье, но нет работы.

Зал встретил губернатора настороженно.

- Скажу честно: никакой программы социального развития поселка Кедровый у меня для вас нет. Я не знаю ваших желаний. Если вы хотите сохранить поселок, значит, надо срочно в ближайшие 2-3 года решать вопрос о создании рабочих мест и новых производств. Если Кедровый - спальный район, то надо обеспечить вас работой вне поселка. А если вы скажете - нет, хотим отсюда все уехать, тогда администрации края придется обеспечивать вас жильем. Я не знаю, что вы хотите. Лично я за то, чтобы Кедровый жил. Но решать всем. А поэтому я предлагаю...

И губернатор предложил свою излюбленную схему. К 15 марта собрать из числа наиболее уважаемых жителей поселка группу из 10-15 человек, которую возглавит заместитель губернатора Николай Сергеевич Глушков.

Снова аплодисменты.

- А теперь я хотел бы поговорить о самом главном...

22.00 На стул в кабинете губернатора я рухнул как подкошенный. Хорошо быть молодым.

- Так я же сова, усмехнулся Хлопонин. - Рано вставать это действительно проблема. Приезжать сюда рано утром сущее наказание. В девять, в половине десятого - это нормально.

Когда-то в этом кабинете восседали первые секретари крайкомов. Хозяева огромнейшего края. Отсюда, из этого кресла, дорога вела в Москву, в ЦК, в Политбюро. Сейчас в нем сидит 40-летний губернатор, еще 15 лет назад варивший джинсы...

- Вы в этом кресле уже третий год. Разобрались, что такое в России губернатор: секретарь обкома, политик, хозяин или управляющий?

- Хозяйственник прежде всего. И потом тоже. Ну какой я секретарь обкома? Я вот состою в "Единой России", но даже не возглавляю краевую организацию. И это моя принципиальная позиция. И когда меня спрашивают: "а что же ты в партии делаешь?" - отвечаю, что работаю губернатором.

- То есть вас могут вызвать на партийный ковер и спросить, как работаете?

- Да, могут. И я не против, чтобы вызывали, я хотел бы отчитаться. Только никому это не надо. Не зовут.

- И что, как хозяйственника вас прежде всего заботит сегодня?

Тут Хлопонин рассмеялся.

- Вот сказал "хозяйственник", а проблемы заботят, в общем-то, политические. Конечно, референдум и монетизация. Особенно вопрос лекарственного обеспечения. Самый острый вопрос. Такой реформы еще в России не проводилось. И всегда будут встречаться проблемы, о которых даже не подозревали. А губернатор должен брать на себя всю полноту ответственности за все, что происходит в его субъекте. Если не можешь - уйди, это будет хотя бы порядочно по отношению к тем людям, которые тебя выбирали.

- Ну, скоро вообще выбирать не будут. Вы кстати, отправили письмо президенту насчет доверия к вам?

- Нет, и не буду

- Я не понимаю конструкции, по которой президент, предположим, меня назначит, потом пройдет референдум, он что, еще раз должен меня назначать?

- Я так понимаю, что и после референдума вы писать не будете?

- Нет, не буду. Задача, которая стоит передо мной на государственном уровне, одна - это создание нового субъекта и принятие правильного конституционного закона о нем.

- У вас всегда все планы реализуются?

- Нет, не всегда, - довольно грустно улыбнулся он. - Мечтал иметь троих детей. Пока что только дочь.