Справка: Твалчрелидзе Александр Георгиевич, 1949 года рождения, грузин, Академик Академии Естественных Наук Грузии, Профессор Тбилисского государственного университета, доктор геолого-минералогических наук. В 1971 году закончил Геологический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, в котором в 1974 году под руководством Академика В.И. Смирнова защитил кандидатскую диссертацию. Докторскую диссертацию также защищал в МГУ (1984).

ИА REGNUM: Г-н Твалчрелидзе, какую в целом характеристику Вы можете дать процессам, протекающим сегодня в экономике Грузии?

Все хорошо, но недостаточно. По моему глубокому убеждению, в настоящее время проводится 4-5 мероприятий из 17 необходимых. Очень странно, но Грузия - это страна, которая живет сегодня без стратегии устойчивого экономического развития. Приватизация - это прекрасно, но что мы будем делать, когда все приватизируем? Мне кажется, что не хватает очень важного элемента - содействия малому и среднему бизнесу.

Вы знаете, что культура нации существует, когда существует язык. Экономика нации существует тогда, когда живет малый и средний бизнес. Если взять все индустриально развитые страны, то мы увидим, что первоочередное внимание уделяется именно этому. Крупный бизнес - это псевдосоциалистическая модель. А малый бизнес - это то, откуда берется энергия нации. Между тем, складывается впечатление, что правители на постсоветском пространстве не обращают внимания на подобные аспекты развития. Это ведет к губительным последствиям. Я убежден, что малый и средний бизнес может развиваться только при эффективном использовании местной сырьевой базы. Не было ни одной страны, которая бы дошла до постиндустриальной стадии за счет интенсивных технологий, развития обслуживания, торговли. И общепитовский бизнес, который развит в Грузии, не спасет положения. В Грузии идет интенсивное строительство, но 99,9% строительного материала - это импортированные трубы, кафель, обои и т.д. И это притом, что черепично-глиняный завод в Грузии изготавливает лучшую в мире керамику. В Европе, когда фермер не может продать молоко, государство закупает его и уничтожает, лишь бы поддержать фермера, иначе погибнет нация. А вот у нас этого подхода нет, нет поддержки государства. И, самое главное, уже 10 лет подряд министр защиты окружающей среды и природных ресурсов не является специалистом. Поэтому он не в состоянии ни разработать нормальную законодательную базу, ни вовлечь природные ресурсы Грузии в нормальный экономический оборот. Как следствие, ситуация на сегодняшний день парадоксальная. Грузия - самая богатая страна в мире по подземным минеральным водам. Кутаиси и Телави стоят на самых крупных артезианских бассейнах мира, а в некоторых районах воду население получает по 2 часа в неделю. Грузия - самая богатая среди стран СНГ по гидроэнергоресурсам, однако республика переживает энергетический кризис и т.д

ИА REGNUM: Ваши комментария по поводу нового Налогового кодекса Грузии и финансовой амнистии.

Я думаю, ожиданий все же больше, чем результатов. Начнем с того, что о необходимости финансовой амнистии я писал еще в 2000 году. И тогда, министр финансов Грузии, нынешний премьер Зураб Ногаидели выступил категорически против этой идеи. Конечно, без нового Налогового кодекса не обойтись. Но если прежний Налоговый кодекс был написан на двойку с минусом, то этот - на двойку с плюсом. То есть обещаний дано много, однако процесс их выполнения оставляет желать лучшего.

Согласно современной политической науке, Налоговый кодекс является стержнем социального контракта между населением и правительством. Народ подписывает такой контракт на 5 лет, подходя к урне и отдавая свой голос. Поэтому во многих странах мира Налоговый кодекс - это документ, отражающий социальный контракт, где в котором указаны обязанности и права каждой из договаривающихся сторон. В случае с Грузией акценты контракта смещены в пользу правительства. В соответствии с новым Налоговым кодексом, всякие диспуты между налогоплательщиком и правительством разбираются сначала в министерстве финансов, а затем в суде. Это является прямым нарушением Конституции. Ведь, как только дело передается в суд, министерство финансов имеет право посредством инкассо снять деньги, и после победы в судебном процессе мы обнаруживаем в бюджете 3 процента от налоговых поступлений на оплаты подобного рода исков. Истцу приходится ждать неопределенный срок, а к тому времени твой бизнес умирает, ты становишься банкротом, и никто никакой ответственности не несет. Если я не правильно рассчитал налог и заплатил на 25% меньше надлежащей суммы, то меня вообще ждет уголовное дело. Я могу просто попасть в тюрьму. Другое дело, если налоговый инспектор выписал тебе налог на 25% больше - ему за это могут даже благодарность объявить. То есть действия и последствия совершенно неадекватны. Еще один пример - администрирование налога на добавленную стоимость. Для того чтобы учесть налог на добавленную стоимость, необходимо иметь желтую счет-фактуру. Посчитайте - в Тбилиси 1500 ресторанов и кафе, они каждое утро закупают на базаре продукты. Где у них эта счет-фактура? Вот вам опять огромный резерв для коррупции. Так что единственная положительная деталь этого Налогового кодекса - уменьшение подоходного налога до 12% и социального - с 33% до 20%.

ИА REGNUM: В Грузии продолжается процесс приватизации государственной собственности. Приходят новые компании с иностранным капиталом. Как, на Ваш взгляд, успешно ли они инвестируют в грузинскую экономику?

Естественно, если сам не можешь обеспечить развитие своей экономики, то единственный выход - это привлечение инвесторов. Но в связи с этим вот что хочется отметить. Речь идет лишь о приватизации, а не о массовом привлечении инвесторов. Есть только приватизация, но бизнеса за прошедший год не было сделано никакого. Нет прямых капиталовложений. Сегодня США предложили программу "Вызовы тысячелетия", в рамках которой можно получить около миллиарда долларов. Но грузинская сторона не разработала ни одной программы, чтобы представить соответствующей корпорации, чтобы те ее профинансировали. Чтобы создать такую программу, нужны расходы из государственного бюджета - это сотни тысяч долларов. На это у государства средств нет, есть только голые лозунги. Но я не слышал, чтобы какие-нибудь серьезные средства перечислялись на счет какой-либо грузинской компании или государственного объединения.

ИА REGNUM: Назовите наиболее серьезную, по Вашим меркам, иностранную инвестиционную программу в Грузии...

Ну, конечно, это приобретение российской компанией "Евразхолдинг" грузинского "Чиатурмарганца" (стоимость сделки - $132 млн. - ИА REGNUM). У нас сложились очень теплые отношения с этой компанией, и, я считаю, что более или менее серьезные инвестиции сделаны именно ею.

ИА REGNUM: Известно, что правительство Грузии намерено принять ряд мер по усовершенствованию системы энергетики. Как Вы оцениваете соответствующую программу, которая, в частности, обсуждалась между представителями Грузии и России в Давосе?

Это хорошая стратегия, которая рассчитана на десятилетия. У меня не было возможности детально ознакомиться с программой, поскольку дипломаты обычно дают пресс-конференции, чтобы ничего не сказать - главное остается за кадром. Однако, как я понял, в программе учтены интересы и России, и Грузии, проект реально связан с созданием энергетического коридора Европа- Азия. Но Чубайсу спешить некуда. У него в квартире свет горит и отопление есть. Если помимо такой стратегии стороны не разработают и безотлагательные меры по ее реализации, то нынешнее грузинское правительство может и не успеть решить энергетические проблемы страны, ими займутся уже их последователи. Вообще синдром революции очень опасен. Пришедшее к власти таким методом правительство должно быть крайне осторожным с общественным мнением. Поэтому срочные меры нужно принимать сейчас, безотлагательно.

ИА REGNUM: У Вас есть свое видение путей вывода Грузии из энергетического кризиса?

Конечно, есть. Наиболее негативный факт - это ухудшение наших отношений с Азербайджаном. Первое, что надо сделать немедленно - подписать соглашения с Арменией, Азербайджаном и Россией о реанимации стратегически важных государственных высоковольтных линий электропередачи. В случае отключения ЛЭП "Кавкасиони" мы должны иметь возможность моментально подключиться к другим партнерам. Пока же мы висим на этом "Кавксиони". Второе - непременно диверсифицировать энергораспределительные компании. Американский подход, используемый Объединенной энергораспеределительной компанией, не лезет ни в какие ворота. Здесь создается благоприятная почва для коррупции, так как взятки берем не только мы, но и иностранцы тоже. Создалась совершенно идиотская ситуация, когда губернатор не в праве принять соответствующие меры для обеспечения своего же региона светом, потому что существует объединенная энергокомпания. И, самое главное, эти менеджеры не обеспечили приток капитала, они фактические банкроты. Их менеджмент совершенно неправилен. (Объединенная распределительная компания охватывает регионы Имерети, Самегрело, Гурия, Квемо Картли, Самцхе-Джавахети, Мцхета-Тианети - ИА REGNUM). Так что Все сложности связаны с плохим государственным управлением экономики.

ИА REGNUM: А как Вы оцениваете нынешние грузино-украинские переговоры по выработке совместных проектов в нефтегазовой сфере?

Опять-таки, это очень хорошо. В контексте глобализации ваш груз с пунктом назначения "Франция" прилетает в Амстердам и далее направляется через свободный экономический коридор. То же самое надо создать здесь - убрать все экономические барьеры. Я уже лет 10 борюсь за то, чтобы Армения, Грузия и Азербайджан хотя бы провели сравнительное исследование экономического законодательства. То же самое нужно сделать с Украиной. Сначала надо ознакомиться с экономическим законодательством этой страны.

ИА REGNUM: О чем, на Ваш взгляд, следует в первую очередь договориться Грузии с Украиной?

Мне представляется, что госпоже Тимошенко следует задуматься вот над каким проектом... В Грузии огромные энергоресурсы. Надо инвестировать в создание грузино-украинского совместного предприятия, или чисто украинского, которое построит гидроэлектростанцию, будет обеспечивать электроэнергией Грузию и экспортировать ее в Турцию. Вот реальный проект.

ИА REGNUM: Насколько велика сегодня роль МВФ и Всемирного банка в становлении грузинской экономики?

Как известно, и я одобряю это, грузинская валюта - самая демократичная на всем постсоветском пространстве. Лари даже демократичнее евро. Обменный курс грузинской валюты полностью обусловлен рыночными процессами, а не государственным регулированием. Я много анализировал деятельность и МВФ, и Всемирного банка. В итоге пришел к выводу, что их проекты успешны лишь в тех странах, где местные партнеры предоставляют им хорошую и надежную экономическую базу. Когда этого нет, мы получаем Аргентину, Мексику, беднейшие страны с огромными задолженностями, мы получаем голод и смерть от голода. Не забывайте, что в Руанде погибли от голода 2 миллиона человек на фоне многомиллиардных инвестиций МВФ и ВБ. Поэтому, как говорится, спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Я неоднократно встречался с представителями МВФ и ВБ и очень уважаю их, но иногда их влияние на развитие государственности крайне негативно. Эти организации с сильным привкусом социализма. По ним страна живет хорошо, когда у нее сильный бюджет.

ИА REGNUM: Но Грузии удалось добиться в 2004 году значительного бюджетного профицита...

Знаете, когда у тебя бюджет нулевой, а потом он вдруг достигает единицы - то поялвется профицит. Ведь если сравнить показатели 2004 и 2003 года, то нетрудно заметить, что 2003 был годом выборов, когда государственная машина вообще не работала. Выборы - это вообще катастрофа для государственного бюджета. Именно поэтому бюджет 2004 года был с профицитом, но больше такого бюджета мы не получим. Да, у нас были серьезные ожидания от нового Налогового кодекса, но мы получили мертворожденного ребенка.