Модест Колеров: Касьянов - новая оппозиция Путину: напрасная тревога?
Один из двух премьеров-долгожителей новой России, отправленный в отставку Путиным накануне его второго президентского срока, Михаил Касьянов заявил претензию стать лидером объединенной демократической оппозиции Путину и составить конкуренцию "кандидату власти" на президентских выборах 2008 года.
Можно игнорировать политические схемы относительно того, что Касьянов - ставленник старой ельцинской "семьи" и Березовского, но нельзя игнорировать то, на чем акцентирует внимание сам Касьянов: он скоординировал свое выступление со встречей Буша и Путина в Братиславе, на которой США снова заявили себя "гарантом демократии" и главным попечителем демократической оппозиции в России. Касьянов хотел также, чтобы услышали: его, ныне скромного предпринимателя, масштабные политические претензии поддержаны "политиками и бизнесменами" в США. Жаль, что, переходя в поле публичной политики, он не зачитал весь список своих американских партнеров и перечень взаимных согласий.
Можно иронизировать над сравнениями Касьянова с Ющенко, но нельзя не задуматься над технологическими аналогиями между Касьяновым и экс-премьером Украины, который при прямой поддержке Запада (о чем теперь и Бушу не стыдно сказать) стал вождём прозападного переворота и президентом.
Можно игнорировать конспирологические теории о том, что Касьянов - "засланный казачок" Путина в стане антипутинской оппозиции, но нельзя не видеть, что в рядах этой оппозиции почти не было деятелей, кто обрадовался новому союзнику и - претенденту на лидерство. (Только теоретический мозг умершей СПС и одновременно топ-менеджер государственного РАО "ЕЭС" г-н Гозман приветствовал возможное лидерство Касьянова в демократах, что, впрочем, можно считать доказательством теории "засланного казачка".) Вожди "Яблока" и близкие к ним оппозиционеры прямо и недвусмысленно усомнились в наличии у Касьянова "безупречной репутации": стоит ему продолжить свои объединительные усилия - и оппозиционный электорат узнает, какой именно компромат заготовлен против Касьянова.
Оппозиционная реакция на новую премьеру Касьянова кажется неадекватной: в самом деле, нет никаких оснований полагать, что бывший либеральный бюрократ, один из столпов "олигархического капитализма", не имеющий своего партийного клуба и легализованного крупного состояния, - самим фактом своего появления в несколько ходов объединит "Яблоко", СПС, Хакамаду, Рыжкова и "Комитет-2008"... То есть сделает то, что долгие годы не удалось сделать ни легальным миллионерам Каспарову и Чубайсу, ни либеральным бюрократам Явлинскому, Гайдару, Хакамаде, Немцову и Кириенко, ни пламенному трибуну Рыжкову, ни крупным деятелям клубного движения Березовскому, Гусинскому и Ходорковскому. У ряда из них бывал даже серьезный электоральный вес и элементы харизмы, многотысячные, многолетние, верные, искренние сторонники-активисты. Всего этого нет у Касьянова и вряд ли будет, если каждый из перечисленных не поддержит его словом и делом, политическим союзом и практической сделкой. Своего электората у Касьянова нет, политической инфраструктуры нет, коалиционных союзников из числа профессиональных демократических оппозиционеров - нет, легальных олигархов за плечами - тоже нет. Он весь - гипотеза. Так в чем же волнение?
Конечно, можно представить себе, что некто, изрядно переутомивший своим присутствием избирателей и политический класс, опасается появления самой новой антипутинской альтернативы... Но ведь не Касьянов же создал прецедент, и не в феврале 2005 года. Можно представить, что, раздраженная "монетизацией льгот", социальная масса льготников и бюджетников, не избалованная квалифицированным вниманием масса национальных меньшинств, выберет своим единым протестным лидером Касьянова. Но, что скрывать, кроме действительно электорально важного бархатистого баса, у Касьянова нет ничего, что приблизило бы его к социалистически ориентированной массе: ни разветвленной партийно-финансовой инфраструктуры, ни присутствия в телевизоре (хотя в масштабах Немцова и Хакамады), ни доступной сознанию социальной демагогии, ни сочувствия коммунистов (хотя бы такого же, каким пользуется "Яблоко"), ни, наконец, обещания конкурентов не педалировать компромат.
Думается, волнение демократической оппозиции по поводу гипотезы "русского Ющенко" отнюдь не связано с реальными инструментами, находящимися в распоряжении Касьянова. А связано оно с опасением, что конструкторы "русского Ющенко", "гаранты русской демократии" и главные политические и технологические спонсоры русской демократической оппозиции, упомянутые "политики и бизнесмены" в США, будут действовать в отношении Касьянова так, как действовали в отношении Ющенко и Саакашвили - подчиняя им весь спектр оппозиции, минимизируя для нее простор для собственного торга и коалиционного маневра.
Ведь в "схеме Ющенко" "народное восстание" (в организации которого считают себя незаменимыми экспертами старые вожди демоппозиции) - было лишь частью и, что еще важнее, вторичной частью технологии смены власти: ни электоральные результаты Ющенко, ни само существование киевского "революционного" Майдана, ни технология "трех туров" на Украине, ни обильное финансирование местными олигархами - были бы невозможны без "амбивалентности" Кучмы, без решительной поддержки со стороны областных и киевской администраций, без раскола административного ресурса, включая правоохранительные органы и государственную службу безопасности...
На участие в подобном расколе давно выбывшее из практической административной работы российские демлидеры рассчитывать не могут. Даже Чубайс, во всеоружии рубильников и генераторов, достигнет в политическом торге с главами российских регионов столь же ничтожных результатов, сколь ничтожны они будут в трудах Немцова как советника Ющенко по российским инвестициям. Ни рубильник, ни удостоверение советника не создают власть над деньгами и административным ресурсом, пока за рубильниками не обнаруживается эффективная высшая государственная воля. Ни один из региональных и федеральных вождей не вступит в двойную игру с "гарантами демократии" (и тем более - с их внутренними союзниками) пока не найдет в России либо достаточного хаоса (и значит - индульгенции), либо "русского Кучмы", а вне России - платежеспособной государственной воли.
Претензии Касьянова на согласованное с США объединение русской демократической оппозиции (сколь бы нереалистично они ни выглядели) - до тех пор, пока они ясным образом не опровергнуты самими американскими "политиками и бизнесменами" - являются для Немцова и Явлинского неприемлемым свидетельством того, что их собственные усилия признаны малорезультативными, а их претензии будут поддержаны не в том объеме, на который они хотели бы рассчитывать.
В таком случае - чем же новым опасен претендент Касьянов для путинского режима? Как видно, дело не в личности и личном потенциале того, кто намерен выстроить антипутинскую альтернативу. В 2008 году, на новых президентских выборах разговор об антипутинской альтернативе будет излишен: её смысл и назначение - сегодня, когда формируется образ новой системы власти, столь рискованно сопровождаемой болезненными и бюрократически грязными социальными реформами. И значит, именно сегодня следует понять, на каком поле развернется главное вмешательство иностранных "гарантов демократии".
Дело в том, что, если в России будет реализовываться "схема Ющенко", то именно прямая продажность, бизнес-зависимость и бизнес-уязвимость административной вертикали и "феодалов", раскол административного ресурса - станут главным инструментом формирования режима, зависимого от Запада. И Касьянов здесь - лишь индикатор, а не угроза. Хочет ли, способен ли действующий режим сохранить суверенное государство - ему не стоит столь же опасаться Касьянова, сколь должна опасаться его оппозиция second hand. Ему стоит опасаться слабости и продажности в собственной вертикали, предательства в собственных социальных реформах, спесивого вредительства в собственных отношениях с десятками национальных меньшинств. Выходя на ринг, глупо помогать врагу.