Украина строит нефтетранспортный коридор в обход России
Украинское правительство, по-видимому, не может до конца определиться в своем отношении к российским нефтяным компаниям: вроде бы с одной стороны они готовы предоставить им вполне льготные условия для операционной деятельности на территории республики. При этом налицо желание лидеров новой власти вернуть тотальный контроль за транспортно-экспортными мощностями Украины в свои руки.
В этом смысле показательна история отношений с компанией ТНК-ВР. Операционная деятельность вышла на прекрасный уровень взаимоприемлемости. Так, по словам президента компании ООО "Торговый Дом "ТНК-ВР Украина" Александра Городецкого, подписанный меморандум c правительством Украины о согласовании действий на рынке нефтепродуктов является фундаментом для построения дальнейшей работы и эффективного взаимодействия между правительством и участниками рынка. "Нефтяники надеются, что их добрая воля обеспечить сельское хозяйство в период весенне-полевых работ будет воспринята как желание взаимодействовать с государством для развития нефтеперерабатывающей отрасли", - отметил он. Нефтеперерабатывающие компании в соответствии с заключенным на днях соглашением с ассоциацией сельхозпроизводителей, подписанным параллельно с меморандумом с правительством, поставят аграриям 600 тыс тонн дизельного топлива для обеспечения посевной по льготной цене 2400 грн. за тонну.
А.Городецкий подчеркнул, что основная цель подписания меморандума - сделать первый шаг навстречу новому правительству с целью наладить постоянный конструктивный диалог с властью, который позволит создать системные "правила игры" в отрасли. По его словам, наиболее важными для участников рынка обязательствами правительства, зафиксированными в меморандуме, является норма о реальной работе экспертно-аналитической группы, которая когда-то была создана. "Для нас важно, чтобы ее возглавлял авторитетный человек, чтобы в ее работе принимали участие чиновники с высоким статусом, чтобы эта группа могла реализовывать принятые решения. Мы просили, чтобы группу возглавила премьер Юлия Тимошенко и, насколько нам известно, она согласилась", - сказал он.
При всем при том вопрос операционной деятельности уходит на второй план, когда речь заходит о транспортировке нефти через Украину. И тут отношение нового руководства республики, судя по всему, претерпит кардинальное изменение. На базе маршрута Одесса - Броды - Плоцк все четче вырисовывается план ЕС и нового руководства Украины создать еще один (после скоро запускаемого трубопровода Баку-Джейхан) нефтетранспортного коридора для поставок каспийской нефти в Европу - в обход территории России.
Построенный в 2001 году нефтепровод Одесса-Броды в конце 2004 года по решению правительства Виктора Януковича, поддержавшего предложение российско-британской нефтяной компании ТНК-ВР, начал прокачивать нефть в реверсном режиме. Нефть шла не с Каспия в Польшу, как было изначально запланировано в ТЭО проекта, а из России на нефтеналивные терминалы в Черном море для последующего экспорта через Босфор.
По этой схеме поставок российской нефти первый танкер был загружен в порту Южный под Одессой 27 сентября 2004 года. Как сообщает "Укртранснафта", монополист по транспортировке нефти в стране, по этому маршруту в четвертом квартале 2004 года было прокачано 1,049 млн тонн нефти. Нынешние украинские власти, находившиеся до недавнего времени в оппозиции, отстаивают необходимость поиска страной альтернативных источников энергоресурсов и на протяжении прошлого года подвергали негативному анализу и жесткой критике многие международные проекты, связанные с Россией: экспорт электроэнергии с украинских АЭС в Россию, дополнительный протокол по ценам на туркменский газ, газотранспортный консорциум. Но наиболее резко сторонники Виктора Ющенко критиковали идею реверсного использования нефтепровода Одесса-Броды и настаивали на первоначальном замысле проекта - с прокладкой трубы по территории Польши до Плоцка.
С приходом Ющенко и Тимошенко к рычагам управления перспективы создания и прямого использования магистрали Одесса-Броды-Плоцк находят необходимую политическую и финансовую поддержку. С момента вступления в должность новый президент Украины Виктор Ющенко неоднократно заявлял, что поддерживает использование нефтепровода Одесса-Броды для транспортировки каспийской нефти на Запад. Так, например, в ходе визита в Польшу в январе 2005 Ющенко уверил, что сможет произвести обратный реверс нефтепровода. Польша, в свою очередь, приветствовала возможность получать нефть не из России: политики в Варшаве до сих пор полагают, что Москва пытается использовать поставки энергоносителей как средство давления на страны Центральной Европы.
А 4 февраля 2005 стало известно, что Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) готов финансировать расширение украинского нефтепровода Одесса - Броды на территорию Польши. "Если это входит в интересы стран-членов (ЕС), банк профинансирует подобный проект", - сказал Душан Ондречика, представитель ЕС по финансированию долгосрочных проектов. В дополнение к этому премьер-министр Польши Марек Белка заявил, что обсудит вопросы, касающиеся поставок нефти через нефтепровод Одесса-Броды в Гданьск, в ходе визита в Киев, намеченного на конец февраля 2005. Польская Gazeta Wyborcza оценивает стоимость расширения нефтепровода в 500 млн евро ($648,4 млн).
Дело в том, что еще конце 2004 года стало ясно, что Польша будет просить денег у ЕС на развитие проекта Одесса-Броды-Плоцк". Стало известно, что вице-премьер-министр Польши Ежи Хауснер планировал в конце января в Брюсселе обсудить с новым комиссаром Европейской комиссии по вопросам энергетики латышом Андрисом Пиебалгсом выделение 2 млн евро на развитие проекта транспортировки каспийской нефти в Европу по маршруту Одесса-Броды-Плоцк. Об этом сообщил тогда генеральный директор украинско-польской компании "Сарматия" Цезарий Филиппович. Хотя точные цифры сейчас не называются, ясно, что инициатива ЕИБ напрямую связана с поездкой Ежи Хауснера, которая, очевидно, принесла положительные результаты.
"Сарматия" рассчитывала получить грант ЕС до ноября прошлого года, когда энергетическим еврокомиссаром была Лойола де Паласио, которая занималась этим проектом в течение нескольких лет. В прошлом году вице-премьер-министр Польши Хауснер и министр энергетики Украины Сергей Тулуб направили письма в Еврокомиссию с просьбой предоставить грант, выделенный еще весной 2003 года, но не использованный, поскольку не было создано совместное украинско-польское предприятие для развития проекта.
"Сарматию" создали в июле 2004 года операторы нефтяных магистралей - государственные компании "Укртранснафта" и польская PERN Przyjazn. Планировалось, что подготовка технико-экономического обоснования будет продолжаться около полугода, после чего в течение года "Сарматия" будет привлекать инвесторов. Непосредственно строительство участка Броды - Плоцк будет длиться около трех лет и обойдется в 450-500 млн евро.
Пока вследствие отсутствия реально и быстродействующих альтернатив не стоит ожидать мгновенного аннулирования договоренности по реверсу Одесса-Броды. Но очевидно, что с Юлией Тимошенко в должности премьер-министра Украины, считающей ТЭК своим коньком и ориентированной, как и Ющенко, на евроинтеграцию, а также успешного инвестирования в проект расширения трубопровода Одесса - Броды и продления его до Плоцка - второй евразийский нефтетранспортный коридор в обход России может стать реальностью в течение ближайших двух-трех лет.