Армения может стать торговым посредником между Турцией и Россией: интервью Каана Сояка ИА REGNUM
ИА REGNUM предлагает вниманию интервью с турецким сопредседателем Совета развития армяно-турецких экономических отношений Кааном Сояком.
Совет развития армяно-турецких экономических отношений сформирован в 1997 году. Организация призвана налаживать двусторонние культурные и бизнес-отношения между Турцией и Арменией путем организации взаимных визитов представителей бизнес-кругов, интеллигенции, студентов и журналистов двух стран.
ИА REGNUM: Господин Сояк, как Вы охарактеризуете нынешний уровень армяно-турецких экономических отношений, и какой интерес могут представлять друг для друга эти две соседствующие страны?
В настоящее время товарооборот между Арменией и Турцией по приблизительным расчетам составляет порядка $120 млн. Экономические отношения между двумя странами развиваются через третью страну - Грузию. В случае же разблокирования армяно-турецкой границы объем товарооборота, уверен, увеличится в три раза. Кроме того, экономические отношения между Арменией и Турцией можно будет реально расширить в случае налаживания торговли электроэнергией и товарами стратегического назначения.
Как известно, сегодня между Турцией и Россией активно осуществляется челночная торговля. Наша организация добивается распространения этой торговли и на Армению. Производство некоторых турецких товаров, в последствии экспортируемых в Россию, можно наладить в Армении. Это может стать очень доступным и гораздо более прибыльным вариантом. На эту тему мы проводили беседы с российскими предпринимателями, которые согласились с перспективностью подобной идеи. В Армении, возможно, построить завод, где будут размещены турецкие станки, будет налажено производство и дальнейший экспорт соответствующих товаров из Армении в Россию. То есть, в этом случае выигрывает и Турция, и Армения, и Россия. Это эффективный и прибыльный вариант, поскольку переправлять турецкие товары из Армении в Россию будет намного легче и дешевле, чем из Турции. В этом случае, поскольку в торговлю будут втянуты уже три страны, товарооборот между Арменией и Турцией может достигнуть порядка $1 млрд.
При условии открытия границ можно реально говорить о прокладке по территории Армении транзитного газопровода. Россия может построить в Армении крупные газохранилища, откуда в последствии этот газ можно экспортировать в Турцию. Таким образом, Армения может стать посредником между Турцией и Россией для более глубокого развития торгово-экономических отношений. Это позволит решить сразу две задачи - полноценное развитие армяно-турецких экономических отношений и выход Турции через Армению в Россию и Среднюю Азию.
ИА REGNUM: О необходимости разблокирования армяно-турецкой границы много разговоров, но существуют ли в этом плане реальные перспективы, или мы все-таки имеем дело с политической игрой?
Говорить сегодня о разблокировании границы не реально. Пока все строится на разговорной основе. Однако мы прилагаем все усилия, чтобы перейти от формальной части вопроса, к более реальным планам - представить региональное сотрудничество во всей красе.
ИА REGNUM: Можно ли рассматривать разговоры о проекте прокладки железной дороги Карс (Турция) - Тбилиси (Грузия) - Баку (Азербайджан) в качестве ультиматума для Еревана с тем, чтобы армяне отказались от своих позиций в вопросе Нагорного Карабаха и Геноцида или, все-таки, это реальный проект?
Несомненно, проект Карс-Тбилиси-Баку преследует политические цели. Это политический, а не экономический проект. Если внимательно проследить за хронологией этого проекта, то в недалеком прошлом спонсоров для этой программы найти было невозможно, но теперь появились определенные лица, предприниматели, которые изъявили желание вложить средства для претворения в жизнь этого проекта.
Расстояние Карс - Тбилиси - Баку в сравнении с Карс - Гюмри (Армения) - Тбилиси - Баку почти одинаковое - примерно 760 км. Вся разница в том, что железная дорога от Карса до Баку в обход Армении должна строится заново. Наша организация выступала также против строительства нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), который опять-таки является не экономическим, а политическим проектом, поскольку прокладка того же нефтепровода по линии Баку-Ереван-Джейхан могла бы обойтись на 30% дешевле. Однако Запад инвестировал крупные суммы, и трубы были проложены через Тбилиси.
Если Азербайджан и Армения в карабахском вопросе достигнут определенного согласия, то, уверен, разговоры о строительстве этой дороги прекратятся. И, напротив, железная дорога из Турции через Грузию в Азербайджан в обход Армении обязательно будет построен в случае сохранения сегодняшней ситуации.
Что касается связи между вопросом Геноцида и проектом железной дороги... Не думаю, что этот проект выступает как средство борьбы именно в этом контексте. Известно, что армянский народ уже 90 лет добивается международного признания Геноцида. В Турции же стали интересоваться этим вопросом лишь в последние несколько лет. Так что связи тут я не вижу.
ИА REGNUM: Вы являетесь сторонником налаживания экономических отношений между Турцией и Армении, но признаете, что этому мешает наличие острых политических проблем. Не напрасен ли в этой связи Ваш труд, может решение политических проблем затянется на неопределенный срок?
Сегодня Турция для установления дипломатических отношений с Арменией ставит три вопроса. Во-первых, признание Арменией территориальной целостности Турции. Однако я не склонен придавать этому особую важность, поскольку территориальной спор существует также между Сирией и Турцией, но при этом между этими странами налажены дипломатические отношения. Во-вторых, вопрос Геноцида армян и, в-третьих, вопрос нагорно-карабахского конфликта. При этом, официальный Ереван заявляет о своей готовности наладить отношения с Турцией без каких-либо предусловий. Но и при такой ситуации прогресса нет. Армения ждет определенных шагов от Турции, Турция - от Армении.
Похожая проблема, затрагивающая вопрос территориальной целостности, существует и на Кипре. Вот уже тридцать лет Северный Кипр (Турецкая Республика Северный Кипр) находится в ситуации непризнания, также как Нагорный Карабах. В экономику Северного Кипра не осуществляются инвестиции, не действуют банки, страховая система, не осуществляются международные авиарейсы, кроме турецких, за последние тридцать лет народ этого региона обеднел, стал выражать недовольство как турецкими, так и греческими политическими деятелями. Международное сообщество против воссоединения Северного Кипра с Турцией.
Та же ситуация в Нагорном Карабахе продолжается всего десять лет. Если события будут развиваться по сегодняшнему сценарию, то Нагорному Карабаху придется ждать еще лет двадцать. Однако, я уверен, что за двадцать лет ситуация в Нагорном Карабахе не будет отличаться от сегодняшней ситуации в Северном Кипре. Думаю, что народ Карабаха разочаруется и устанет. Именно по этой причине вопрос нагорно-карабахского конфликта должен быть решен до 2025 года.
ИА REGNUM: Каков вклад армянской общины Турции в экономику вашей страны?
По турецким меркам это мизерный показатель. Хотя, есть известная по всей Турции фирма "Жумбо", производящая вилки и ножи, владельцем которой является армянин - Ншан Чолакян. Конечно, армянские бизнесмены имеют некоторое влияние, но говорить о больших масштабах не приходится.