Миссия ОБСЕ завершила свою работу в Нагорном Карабахе. Армения обсуждает резолюцию ПАСЕ. У Армении не осталось союзников? Международные организации. Жириновский решает проблему Нагорного Карабаха. Степанакерт.

Миссия ОБСЕ завершила свою работу в Нагорном Карабахе

Газета "Новое Время" напоминает, что еще два года назад президент Нагорного Карабаха (НК) обратился в Совет Европы и ОБСЕ с призывом командировать в регион специальную мониторинговую группу и проинспектировать ситуацию на месте. "Это было, когда Азербайджан обвинил власти Карабаха в захоронении в районах зоны безопасности ядерных отходов, наркотрафике, создании лабораторий по разработке химического и бактериологического оружия". "НВ" напоминает, что в ПАСЕ даже было принято решение о направлении в контролируемые карабахцами районы особой миссии, но она так и не прибыла. Проведение инспекции - в интересах карабахцев, уверена газета. "Чем тщательнее и объективнее будет проводимый экспертами мониторинг, тем легче будет руководству Карабаха опровергнуть грязные инсинуации Азербайджана".

Как сообщает ИА "Де-Факто", миссия ОБСЕ по установлению фактов заселения армянами контролируемых Армией обороны Нагорного Карабаха районов завершила свою работу. 6 февраля сопредседатели Минской группы (МГ) ОБСЕ Юрий Мерзляков (Россия) и Бернар Фасье (Франция), а также личный представитель действующего председателя ОБСЕ Анджей Каспшик встретились в Степанакерте с беженцами, депортированными в свое время из Азербайджана.

"Международное сообщество не оказывает беженцам Нагорного Карабаха никакого содействия, в то время как беженцы в Азербайджане признаны со стороны международного сообщества и, согласно статистическим данным, за последние 10 лет получили от гуманитарных организаций мира помощь в размере 530 миллионов долларов". Об этом, передает ИА REGNUM, заявил председатель Комитета беженцев НК Санасар Сарьян в ходе состоявшейся в Степанакерте встречи Юрия Мерзлякова, Бернара Фасье и Анджея Каспшика с беженцами, депортированными из Азербайджана. Сарьян отметил, что еще в советской Армении более 16 тыс. азербайджанцам была выплачена компенсация за оставленное в Армении имущество - примерно в размере 110 миллионов долларов. "Беженцы Нагорного Карабаха, которые реально составляют почти полмиллиона, рассеяны сегодня по всему миру. У них нет соответствующих прав, они не могут рассчитывать ни на какие-либо льготы".

Коснувшись вопроса возвращения беженцев в места прежнего проживания, сопредседатель МГ ОБСЕ от России Юрий Мерзляков отметил, что это станет возможным лишь при наличии всех необходимых условий, включая гарантии безопасности и создание атмосферы доверия между армянским и азербайджанским народами. В этой связи французский сопредседатель Бернар Фасье, сославшись на личный опыт работы в Грузии и на Балканах, отметил, что игнорирование упомянутых условий чревато новой дестабилизацией в зоне конфликта. ("Де-Факто"). "Для меня было полезно посетить Карабах, познакомиться с людьми. Я узнал, что на данных территориях многие живут в крайне тяжелых условиях. Я вполне понимаю вашу боль. Что же касается статуса беженцев, то я пока не знаю, как можно решить этот вопрос, но уверен, что очень важно заниматься им", - сказал Бернар Фасье. (ИА REGNUM).

Поскольку вопросами беженцев занимается Управление верховного комиссара ООН по делам беженцев, сопредседатели МГ ОБСЕ намерены привлечь верховного комиссара к решению вопроса карабахских беженцев, хотя и не уверены, что он сможет помочь, пишет газета "Азг". Стороны вместе должны обратиться в Управление, предварительно договорившись, какая и на каких условиях должна быть предоставлена помощь, заявил в Степанакерте Юрий Мерзляков.

"Задачей Минской группы ОБСЕ является задействование переговоров между вовлеченными в конфликт сторонами", - заявил в Степанакерте Юрий Мерзляков. "Решать вместо сторон мы не можем, так как любое из предложений сопредседателей, если оно не согласовано со сторонами конфликта, будет отвергнуто той или иной стороной, что и имело место в прошлом. Мы делаем все для сближения позиций сторон с тем, чтобы переговоры были продолжены. Не следует ожидать от сопредседателей, что они найдут какое-то волшебное решение, которое одновременно будет выгодно всем сторонам, так как практически все направления уже испытаны. Теперь остается выбрать какие-то элементы, чтобы, решив их, предоставить обоим народам возможность если не примириться, то хотя бы относиться друг к другу с доверием и не усматривать в каждом шаге друг друга злой умысел ". (ИА REGNUM).

Как передает "Кавказский узел", отвечая на вопрос журналистов, почему мониторинговая группа не проверяет положение дел на территориях, входивших в бывшую Нагорно-Карабахскую автономную область, Юрий Мерзляков заметил, что такая инициатива должна исходить от Нагорного Карабаха. Кроме того, уверен Мерзляков, если на то не будет согласия стороны, под контролем которой находится 9 сел бывшей НКАО и бывшие армянонаселенные районы, в частности, Шаумянский район, группа не сможет там работать. "Мы бы не приехали сюда, если бы карабахские власти не дали нам своего согласия".

Совместное с мониторинговой группой недельное обследование десятков поселений позволяет уверенно сделать по крайней мере один вывод - к сожалению, ни Армения, ни Карабах не заселяют бывшие исконно армянские территории, пишет сопровождавший миссию ОБСЕ по установлению фактов корреспондент газеты "Азг". "Безусловно, в созданном вокруг Карабаха поясе безопасности есть переселенцы, однако спонтанное, самовольное поселение нельзя считать государственной политикой".

"Мы ожидаем, что подготовленный доклад миссии по выявлению фактов заселения оккупированных территорий Азербайджана будет представлен на заседании Минской группы ОБСЕ, а затем на Постоянном совете ОБСЕ". Об этом, передает агентство "Кавказский узел", сообщил журналистам замминистра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов. Он выразил уверенность, что факты, представленные миссии азербайджанской стороной, нашли свое подтверждение. В частности, миссии были представлены материалы о расселении на "оккупированных" территориях 20-23 тысяч человек. "Но если даже миссией была выявлена половина или треть этой цифры, то это все равно подтверждает факт незаконного заселения". А. Азимов также указал на несостоятельность аргументов Армении о том, что на этих территориях расселены армяне, ранее проживавшие в Баку, Гяндже, Сумгаите. Он подчеркнул, что международное гуманитарное право однозначно запрещает расселение на оккупированных территориях лиц, ранее не проживавших на этих землях, независимо от их происхождения. Говоря о значении и результатах миссии ОБСЕ, А. Азимов сказал, что обсуждение данного вопроса снизило темпы заселения "оккупированных" территорий. В то же время, по словам главы МИД Нагорного Карабаха Армана Меликяна, зарубежные специалисты зафиксировали пять тысяч армян, заселенных в районы Азербайджана, прилегающие к Нагорному Карабаху. Обращает на себя внимание и заявление российского сопредседателя Минской группы ОБСЕ Юрия Мерзлякова, сделанное им 7 февраля на встрече с журналистами в Ереване: "С полной уверенностью могу сообщить, что мы не располагаем списком, включающим имена даже 10 тысяч армянских переселенцев".

"Обвинения азербайджанского замминистра в нарушении армянскими беженцами норм международного права несостоятельны", - заявил корреспонденту ИА REGNUM заместитель министра иностранных дел Нагорного Карабаха Масис Маилян, комментируя интервью замминистра иностранных дел Азербайджана Араза Азимова телекомпании "Азад Азербайджан", в котором последний обвинил армянскую сторону в незаконном заселении подконтрольных НК территорий. "Азербайджан насильственно депортировал этих людей с мест их постоянного проживания - в Баку, Сумгаите, Кировабаде, Мингечауре и других населенных пунктах Азербайджана, где компактно проживали армяне, заселив на государственном уровне как оккупированные территории НКР, так и армянские населенные пункты севернее Нагорного Карабаха. Об этом хорошо известно международным посредникам", - отметил Масис Маилян.

Газета "Чоррорд Ишханутюн" выражает сомнение в том, что доклад, который подготовит мониторинговая миссия ОБСЕ будет содержать в себе то, что эксперты видели своими глазами. Основанием для такого сомнения является заявление, сделанное членами миссии о наличии у них космических фотосъемок, давая тем самым понять, что они в основном в курсе того, что происходит на этих территориях. "Это означает, что визит носит в основном формальный характер и что, скорее всего, они намерены отметить, что подобный визит состоялся. Сам же доклад в основном был уже готов". "ЧВ" пишет, что трудно предугадать, о чем все же расскажут члены миссии, "но, скорее всего, это будет еще одна мина замедленного действия".

Бакинская "Эхо" публикует прогнозы азербайджанских политологов относительно содержания и возможных последствий будущего доклада мониторинговой группы ОБСЕ. Экс-министр иностранных дел АР Тофик Зульфугаров считает, что "пока нет оснований предполагать, что доклад будет необъективным". "Аргументация армян о том, что в семи районах живут тоже граждане Азербайджана, на мой взгляд, не выдерживает никакой критики в том аспекте, что, по сути, это попытка аннексии этих территорий именно такими средствами. В данном случае нет разницы в том, кто живет там сейчас. Самое главное, что там не живут те, кому принадлежат эти дома, те, кто жил там раньше. Мы говорим об оккупированных территориях и о том, что происходят попытки их незаконного заселения. А живут ли там армяне откуда-нибудь из Европы или еще откуда-то, ситуации не меняет". Зульфугаров считает, что проводится политика, направленная на изменение этнической картины региона. "Далее может последовать попытка аннексии территории этническими, экономическими и другими аспектами. Это целенаправленная политика, которая имеет ряд этапов. И обличение этой политики - задача, которую ставит перед собой Азербайджан. И в этом деле, я надеюсь, нам поможет объективная информация, которую мы получим от миссии". Экс-госсоветник АР по внешней политике Вафа Гулузаде оценил работу миссии как "пыль, поднятую Минской группой, которая хочет создать видимость какой-то своей положительной деятельности". "На самом деле мониторинг ничего не решает. На его основе сопредседатели не могут принять никаких решений. Поэтому весь этот мониторинг - какая-то пиар-акция, больше ничего. Эксперты там нашли какие-то армянские семьи, живущие на территориях Азербайджана, а им отвечают, что это, мол, азербайджанские граждане, которые стали беженцами и потому живут теперь здесь. Что нам делать после этого? В суд подавать? Что, мониторинговая группа может выселить армян с оккупированных территорий? У нее нет никаких прав и никаких полномочий. Поэтому ничего от итогов работы миссии ожидать не стоит".

"Ноян Тапан" сообщает, что 7 февраля мониторинговая группа экспертов из России, Франции, США, Финляндии, Италии, Швеции и Германии, возглавляемая директором департамента ОБСЕ МИД Германии Эмили Маргарет Хабер, выехала из Степанакерта в Ереван. Подготовка доклада для сопредседателей Минской группы ОБСЕ будет завершена в течение 1-2 недель.

"А1+" передает, что в Ереване сопредседателей Минской группы ОБСЕ Юрия Мерзлякова (Россия), Бернара Фасье (Франция) и помощницу сопредседателя от США Стивена Манна госпожу Элизабет Рут принял министр иностранных дел Армении Вардан Осканян. На встрече были обсуждены организационные вопросы. По предложению сопредседателей стороны обменялись мнениями насчет возможности организации встречи министров иностранных дел Армении и Азербайджана в пражском формате. Осканян изъявил готовность возобновить встречи при первом же удобном случае.

Миссия по сбору фактов ОБСЕ в своем заключении относительно мониторинга территорий, контролируемых Нагорным Карабахом, представит то, что увидела. Подобное убеждение, сообщает "Ноян Тапан", высказал министр иностранных дел Армении Вардан Осканян в беседе с журналистами 9 февраля. Он заявил, что заключения еще не представлены и давать оценки еще рано, но "мы готовы принять то, что представит миссия по сбору фактов". "А если Азербайджан заявит, что не удовлетворен представленным миссией документом, то окажется в очень плохой ситуации, так как сказанное Азербайджаном никому более не будет внушать доверия". На вопрос, может ли Армения инициировать визит подобной миссии в Шаумянский район или в Геташенский подрайон, министр ответил, что с подобной инициативой может выступить только Карабах: "Будет лучше, если они предпримут это. Я считаю, что если в находящихся под контролем Карабаха территориях это было сделано, то будет верно, если подобная миссия будет осуществлена на контролируемых Азербайджаном ранее армянонаселенных территориях. Но это проблема Нагорного Карабаха, а не Армении. Армения вообще не имеет никакого отношения ко всему этому", - заявил министр.

Подобное заявление главы внешнеполитического ведомства Армении наводит на определенные размышления, пишет информационно-аналитическое агентство "Де-Факто". Нет сомнений в том, что именно поднимать вопросы, связанные с "оккупацией" территории Нагорного Карабаха, должен именно НК. Бесспорно и то, что, будучи стороной конфликта и переговорного процесса, он вправе обратиться с подобной просьбой или требованием к международным посредникам в лице Минской группы ОБСЕ и ее сопредседателей - России, США и Франции. Тем более, что по этому поводу высказывались недавно представитель РФ в МГ Юрий Мерзляков и личный представитель действующего председателя ОБСЕ Анджей Каспшик. Однако, размышляет агентство, достаточно ли обращения Нагорного Карабаха к Минской группе для организации спецмиссии по мониторингу "оккупированных Азербайджаном территорий НК"? НК ведь пока не получил международного признания, не является членом ООН и соответственно поднять этот вопрос в подобных инстанциях не может. "Более того, сегодня Нагорный Карабах, по сути, оказался вытесненным и из переговорного процесса, в ходе которого Армения и Азербайджан с помощью международных посредников пытаются решить судьбу карабахцев. Так, если можно вести переговоры вместо Карабаха, то почему нельзя от его имени поднять в ООН вопрос мониторинга находящихся под азербайджанской оккупацией карабахских территорий?"

"Стороне, одержавшей победу на поле боя, не всегда удается придерживаться наступательной позиции в дипломатии", - заявил на встрече с академиками Национальной академии наук Армении министр иностранных дел Вардан Осканян. По его словам, "не стоит проявлять ту же активность, зная, что вопрос, который поднимаешь, будет использован против тебя, поскольку в данный момент международные процессы идут в другом, отличном от нашего, направлении". Газета "Аравот", озаглавившая эту информацию как "Новые перлы Вардана Осканяна", отмечает, что глава армянского МИД, видимо, "забыл" о своем недавнем утверждении, что "ни одно серьезное государство не видит решение карабахской проблемы в рамках территориальной целостности Азербайджана".

Армения обсуждает резолюцию ПАСЕ

Отвечая на вопрос газеты "Азг", какое значение может иметь принятая ПАСЕ в отношении Нагорного Карабаха резолюция, сопредседатель Минской группы ОБСЕ от США Стивен Манн сказал, что она (резолюция - прим. ИА REGNUM) носит декларативный характер. По словам Манна, никакая резолюция - будь то принятая ПАСЕ или любой другой организацией - не важна. "Важно единственное: есть ли решение в вопросе Карабаха?"

"В целом мы негативно оцениваем резолюцию Парламентской ассамблеи Совета Европы, принятую на основе доклада Дэвида Аткинсона". Об этом, сообщает ИА "Де-Факто", заявил на пленарном заседании Национального Собрания (НС) НК заместитель министра иностранных дел НК Масис Маилян. По его словам, появление такой резолюции явилось в том числе результатом того, что парламентарии НК не были приглашены на состоявшиеся в январе в ПАСЕ слушания по проблеме Нагорного Карабаха. Говоря о процессе карабахского урегулирования, Масис Маилян подчеркнул, что нынешний формат переговоров, в котором участвуют только Армения и Азербайджан, совершенно не отражает реальную конфигурацию конфликта. Заместитель главы карабахского внешнеполитического ведомства вновь подтвердил позицию властей НК, согласно которой без участия Нагорного Карабаха в процессе переговоров и учета мнения его народа проблему решить невозможно.

Редактор газеты "Аравот" Арам Абраамян считает, что в вопросе освещения принятой ПАСЕ резолюции по Нагорному Карабаху власти придерживаются политики "внушения общественности ложного оптимизма". Редактор пишет, что информационная программа "Айлур" Общественного телевидения РА преподнесла посвященную карабахской проблеме резолюцию ПАСЕ как "не так уж неблагоприятную для Армении", поскольку она содержит в себе "идею проведения референдума". В качестве доказательства "Айлур" процитировал вырванную из контекста второго пункта резолюции фразу: "Ассамблея подтверждает, что получение независимости и выход региональной территории из состава какого-либо государства возможны только посредством законного и мирного процесса, основанного на демократической поддержке жителей данной территории". Между тем, отмечает А. Абраамян, если целиком перевести второй пункт резолюции на обычный человеческий язык, то он означает: территория может получить независимость демократическим путем, между тем вы, армяне, присоединили ее к вашему государству вооруженным путем, следовательно, такой путь обретения независимости для вас закрыт. "Справедливы ли подходы ПАСЕ и Аткинсона? Разумеется, нет.... Если бы мы не заняли эти территории, в Карабахе не осталось бы ни одного армянина. Аналогичная ситуация возникнет в случае их возвращения без получения твердых международных гарантий. Следовательно, наши действия представляют собой элементарную самооборону. Однако Аткинсон и ПАСЕ так не считают". Редактор не считает это трагедией - "сама по себе резолюция не имеет судьбоносного значения для нашего народа". Гораздо большую опасность, уверен Арам Абраамян, представляет внушение народу ложного оптимизма. "Проблема достаточно серьезна: власть не хочет смотреть правде в глаза - не хватает смелости и дальновидности. Между тем самый опасный вид лжи - самообман".

На вопросы газеты "Голос Армении" ответил доктор философских наук, профессор Александр Манасян.

Почему, на ваш взгляд, резолюция ПАСЕ по нагорно-карабахскому конфликту вызвала столь разноречивые оценки в Армении?

Дело в том, что нет единой точки отсчета, поэтому каждый политик исходит из собственного понимания проблемы и отсюда - противоположные мнения. Если бы у нас была официально принятая концепция, которую разделяли бы все участники процесса урегулирования с армянской стороны, то оценки не были бы столь различными. Конечно, накладываются и другие моменты. Чувствуется желание оправдаться, кроме того, некоторые пытаются увидеть в документе Аткинсона нечто такое, на что можно опереться в дальнейшем. Все эти факторы определяют разношерстный характер оценок.

А каковы ваши впечатления от этого непростого документа?

Прежде всего, документ ПАСЕ требует фундаментального изучения. Второе - не следует делать скороспелых выводов не только в отношении резолюции, но и наших дальнейших шагов, они нуждаются в самом тщательном обдумывании. Действия должны стать результатом анализа документа и причин, которые сделали возможным его появление. Если говорить о причинах, то наряду с отсутствием системы координат для разработки слаженных и обдуманных действий, назову также попросту плохую нашу работу. Плохо работают, как выяснилось, и в Министерстве иностранных дел, и в Национальном Собрании.

Попробуем отрешиться от эмоций и дать экспертную оценку принятой резолюции. Его критики называют два бросающихся в глаза положения: во-первых, об "оккупации Арменией - страной-членом СЕ - территории другой страны-члена СЕ", во-вторых, о применении термина "сепаратисты" в отношении карабахцев. Апологеты резолюции утверждают, что к термину "оккупированные территории" нам бы следовало привыкнуть, поскольку, дескать, он применяется во многих международных документах...

Во-первых, такого положения не было ни в одном документе. В 1992 году в резолюции ООН говорилось о "местных армянских силах", а сейчас впервые прямо называется Армения, и это, как уже указывали некоторые наши политики, самый опасный момент в документе. Во-вторых, "оккупированные территории" - само по себе хорошее определение, если только его правильно употребить. Между тем, благодаря в том числе и нашим усилиям, проблема в реальности повернулась на 180 градусов! Не следует избегать этого термина, если только вести речь с позиций правовых оснований проблемы. Тогда выяснится, что ни Армения, ни НКР (Нагорно-Карабахская Республика - прим. ИА REGNUM), а именно Азербайджанская Республика оккупировала территории. Мы же до сих пор не удосужились представить ни в ООН, ни в европейские структуры, в том числе - Совет Европы внятный документ с обоснованием правовых реалий вопроса. Причина проста: мы не готовы к этому. Если вы помните, года два тому назад министр иностранных дел сказал о том, что у нас нет официальной концепции решения карабахского вопроса. Как результат - отсутствие правовой папки, которая должна была бы сопровождаться определенными разъяснительными материалами и комментариями. Кстати, в докладе Аткинсона есть в связи с этим очень важный момент: здесь сказано, что к тексту прилагаются объяснительные документы. Так вот, эти документы представлены только Азербайджаном, Армения таких материалов не представила, либо они не приложены - что маловероятно. Получается, что Азербайджан представляет свою позицию, свою аргументацию к столь важному документу, а армянская сторона - нет. Возникает вопрос: почему? Ответ, единственно возможный, тот же: не готовы.

Докладчик Аткинсон, как известно, не был в Карабахе более двенадцати лет. Не сложилось ли у вас ощущения, что документ готовился почти исключительно на основании тех материалов и аргументов, которые представлялись Азербайджаном?

Подобное ощущение у меня, конечно же, есть. Наша организация - "Академия политических исследований" - как раз взялась за подробный анализ документа, и мы скоро скажем о результатах. На мой взгляд, в лексике и риторике текста ПАСЕ имеются формулировки, которые вообще не должны присутствовать в таком документе. Они явно подставлены Баку. Так работают они, и так не работаем мы. Приведу один весьма типичный пример. Вы знаете, что я участвую в Дартмутском процессе. В ходе состоявшихся встреч мне удалось с использованием правовых аргументов убедить участников конференции, и в первую очередь азербайджанцев, что в контексте карабахского конфликта беженцев-азербайджанцев нет. Беженцами являются исключительно армяне. В документе ПАСЕ речь неоднократно идет о правах перемещенных лиц и практически ни разу не говорится о правах беженцев. В Баку вовремя сообразили, что лучше делать упор именно на перемещенных лицах, поскольку аргументация в пользу беженцев-азербайджанцев с точки зрения правовых аспектов не выдерживает критики. Теперь они признают, что беженцев у них нет, и это обстоятельство отражено в ПАСЕ. Что же говорит Аткинсон о беженцах-армянах? Он советует международному сообществу помочь им в интеграции в армянскую действительность, не говоря ни слова о праве армян на возвращение в места своего проживания, тем самым фактически отказывая им в этом праве. Это настолько вопиющий дисбаланс, что просто диву даешься! И если документ в нескольких местах говорит о недопустимости дискриминации и расизма, то данный подход докладчика - очевидный расизм и дискриминация. Нельзя в очередной раз не сказать о дипломатической безграмотности людей, представляющих Армению за рубежом. Они не только не умеют - они даже не представляют себе, что такое работа с текстом. Между тем эти люди обязаны знать наизусть все тексты и все формулировки, которые относятся к данной проблеме.

Наша делегация попыталась изъять из документа ПАСЕ определение "сепаратисты" - к сожалению, безуспешно. Какими последствиями чревато это, также впервые примененное определение?

Приведу пример. В рамках Межпарламентской ассамблеи СНГ Азербайджан неоднократно поднимал вопрос об осуждении сепаратизма. Наша делегация, будучи уверена, что это относится и к карабахцам, постоянно высказывается против, тем самым как бы оправдывая сепаратизм и действуя против России. Но карабахцы были бы сепаратистами только в том случае, если бы территория Карабаха принадлежала Азербайджану. Подобная позиция армянской стороны предопределяется еще и тем, что мы делаем ставку на праве карабахских армян на самоопределение. Между тем правовая папка однозначно говорит о том, что, опираясь на право на самоопределение, мы как раз и становимся сепаратистами. Самоопределиться можно только на территории какого-либо другого государства, на собственной территории самоопределиться невозможно - это нонсенс. Возникает явное противоречие с тем, о чем говорил Р. Кочарян (президент Армении - прим. ИА REGNUM) в Страсбурге летом прошлого года: Нагорный Карабах никогда не был в составе независимого Азербайджана.

Отдельные армянские политики утверждают, что резолюция ПАСЕ не опасна, поскольку не имеет юридической силы и необязательна к исполнению, а носит "всего лишь" рекомендательный характер.

Мы должны осознать одну простую истину: Азербайджан все последние годы неутомимо работает над образом конфликта - информационным и правовым. С этой точки зрения резолюция ПАСЕ - их дипломатическая победа и наше дипломатическое поражение. Это поражение нашей политической мысли. И никаких оправданий - дескать, не имеет юридической силы и т. д. - быть не может. Вспомните, что, прежде чем войти в Ирак, США несколько лет вели интенсивную пропаганду, доказывая всем, что режим этой страны представляет угрозу для мирового сообщества. Хочу указать еще один важный момент. Мы не помогаем НКР обрести все атрибуты государственности. Например, последние годы регулярно встречаются президенты Армении и Азербайджана. Все называют это переговорами, но на самом деле это - консультации, поскольку стороны переговоров определены еще в 1992 году в рамках Минской группы ОБСЕ, в то время как Аткинсон говорит противоположное. Более того, в его докладе впервые употреблен другой термин: "политическое руководство азербайджанской общины Нагорного Карабаха". Это новое понятие - тоже в угоду Азербайджану, поскольку Минская группа стороной конфликта рассматривает избранное руководство Нагорного Карабаха. Здесь об этом не говорится, как ни слова не говорится и о том, что именно Азербайджан начал агрессию и войну против народа Карабаха. Вообще документ вызывает ощущение того, что вина полностью лежит на армянской стороне, хотя в реальности вина полностью лежит на Азербайджане.

Армянские сторонники документа считают положительной его стороной тот факт, что Азербайджан должен начать переговоры с представителями армянской общины...

Теперь посмотрим, как об этом говорится в рекомендациях. Первое: освободить территории, и только в пункте "е" - начать переговоры. Что мешает Азербайджану сослаться на то, что Армения, дескать, не выполняет первое условие и не начинать по этой причине переговоры? Если, согласно Аткинсону, урегулирование невозможно без достижения взаимного доверия, то пункт "е" должен идти первым. Не могу не вспомнить о своей статье, написанной в середине 90-х годов, в которой утверждал, что если бы в 1991 году Европа и сильные державы хотя бы раз заявили о том, что в урегулировании конфликта должны быть учтены правовые основы вопроса, то войны удалось бы избежать. Принятый в январе документ также обходит правовую сторону вопроса. Тем самым документ развязывает руки Азербайджану. Это призыв Аткинсона к войне.

Как вы оцениваете предложение сторонам обратиться в Международный суд?

Если мы будем готовиться к суду так же, как мы работали в ПАСЕ - это снова плохо кончится. Недопустимо считать, что если наша позиция справедлива, то об этом все и так знают. Надо работать, работать неустанно, на всех уровнях. И работать над правовой папкой для ее будущего представления в суд надо уже сегодня. Азербайджан представил в ООН свою правовую папку - мы, насколько я знаю, этого не сделали. И если в международном документе прозвучали слова о суде, надо быть готовым к этому. ("Голос Армении").

Как сообщает газета "Аравот", в Ереване состоялось очередное заседание оргкомитета "В защиту Карабаха", на котором было принято решение подготовить ответ принятой в ПАСЕ резолюции. Принято также решение начать подготовительные работы для проведения конференции, посвященной процессу урегулирования проблемы Нагорного Карабаха.

У Армении не осталось союзников?

По словам члена политсовета общественно-аналитического центра "Армат", политолога Степана Григоряна, интересы международного сообщества на Южном Кавказе растут с каждым днем, и соответственно возрастает потребность в стабильности региона. В беседе с газетой "Аравот" Степан Григорян выразил уверенность, что времени на подготовку общественностям Армении и Азербайджана больше не дадут. "Международному сообществу сегодня хорошо известно, что к решению вопроса (Нагорного Карабаха - прим. ИА REGNUM) не готовы именно власти двух стран. Мир хорошо понимает также, кто на самом деле организовывает акции протеста общественности. С другой стороны, не дай Бог мировой общественности убедиться, что ни наши власти, ни общественность не готовы к компромиссному решению проблемы, что в политических кругах Армении нет иначе думающих сил. Это будет означать потерю Нагорного Карабаха для армянского народа... У нас силой, разгромив, отберут эти территории... Это называется "принудительный мир". В таких случаях применяются такие международно принятые меры, как, к слову, "дейтонская модель"... Когда не находили язык с Милошевичем, от этой страны отрывали земли: сначала - Хорватия, Словения, Македония. Милошевич продолжал упорствовать - последовало Косово. Когда настала очередь Черногории, в стране нашлись либеральные и демократические силы, которые мир принял, и Черногория осталась с Сербией... Если мы в вопросе Нагорного Карабаха примем сторону наших властей, то потеряем Карабах. Надо понять логику протекающих в мире процессов и принципы сильных международных организаций: к непримиримым властям и общественностям они относятся очень жестоко".

Как сообщает ИА "Кавказский узел", фракция Армянской революционной федерации "Дашнакцутюн" (АРФД) выступила в парламенте Нагорного Карабаха с заявлением, в котором осудила внешнеполитическую деятельность армянской дипломатии, в результате которой Нагорный Карабах оказался за бортом переговорного процесса. Результатом неудачной внешней политики АРФД считает доклад Дэвида Аткинсона в ПАСЕ, в котором нашли место формулировки "оккупированные территории" и "сепаратисты"; заявление помощника государственного секретаря США Элизабет Джонс; удавшуюся попытку Азербайджана направить в Нагорный Карабах мониторинговую группу ОБСЕ. АРФД призвала политическое руководство Нагорного Карабаха оставить в стороне личные амбиции и, объединившись со всеми политическими силами, проводить самостоятельную и эффективную внешнюю политику. Кроме того, АРФД отметила, что в последнее время в Нагорном Карабахе наблюдается ужесточение государственной информационной политики. В частности, со страниц государственной газеты "Азат Арцах" и с каналов Общественного телерадио исчезли мнения политических сил, общественных организаций по важнейшим проблемам внешней и внутренней политики страны. "Таким образом общество лишается права на доступ к информации", говорится в заявлении. "Давлению мирового сообщества мы можем противостоять только истинной демократией", сказано в заявлении.

Политсовет партии "Республика" распространил заявление, в котором, в частности, говорится: "В процессе урегулирования карабахской проблемы начинается новый этап, направленный на скорое разрешение конфликта при содействии влиятельных международных организаций и структур. В условиях недальновидной политики и опасной безответственности действующего режима авторитетные международные структуры формируют правовые и политические основы урегулирования конфликта, цель которых - оказать давление на выразившую несогласие сторону. Армянский народ может оказаться перед альтернативой: либо позорный мир, либо война". ("Аравот").

Как сообщает "Ноян Тапан", генеральный директор Федерального государственного унитарного предприятия "Рособоронэкспорт" Сергей Чемезов сообщил журналистам о расширении географии стран-получателей российского оружия. Отвечая на вопрос, как строится политика "Рособоронэкспорта" со странами СНГ, не являющимися членами Организации договора о коллективной безопасности, и о целесообразности поставок вооружений конфликтующим государствам СНГ, в частности, Армении, Чемезов заявил, что "т. к. в отношении Азербайджана и Армении нет санкций со стороны международного сообщества, естественно, мы, можем продавать вооружения как Армении, так и Азербайджану".

Резолюция, принятая в Страсбурге по итогам доклада британского парламентария Дэвида Аткинсона, вызвала в Армении и Карабахе крайне негативную реакцию, в отличие от Азербайджана, где ее приняли с ликованием, пишет российская "Независимая газета". Газета отмечает, что впервые в международно-правовом документе Армения названа страной-агрессором, а режим Нагорного Карабаха - сепаратистским, а также то, что, комментируя свой доклад, Аткинсон заявил, что Нагорный Карабах не имеет права на самоопределение: "Если Азербайджан согласится предоставить независимость Нагорному Карабаху, Евросоюз возражать не будет. Но всем очевидно, что власти Азербайджана никогда на это не пойдут". Трудно было представить более щедрый подарок Азербайджану, отзывается на создавшуюся ситуацию "НГ". "И хотя официальный Ереван, стремясь завуалировать более чем неприятное впечатление от этого документа, заявляет едва ли не о "дипломатической победе", провал армянской дипломатии очевиден". Газета, ссылаясь на мнение армянских экспертов, отмечает, что эта неудача не случайна: она является следствием ущербной концепции, определяющей в последние годы подходы Еревана к урегулированию конфликта. Начиная с 1988 года и до конца 90-х годов, напоминает "НГ", карабахская проблема рассматривалась на всех уровнях как проявление борьбы армян этого края за самоопределение, а самопровозглашенная Нагорно-Карабахская Республика была полноправным участником всех переговоров в любом формате. "Армения при этом имела статус "заинтересованной стороны", но непосредственным участником конфликта не считалась. Такое положение, кстати, было официально зафиксировано соответствующим документом ОБСЕ в 1992 году. После прихода к власти в Ереване бывшего карабахского руководителя Роберта Кочаряна подходы изменились: Армения взяла на себя роль непосредственного участника противостояния, а Карабах при молчаливом попустительстве Еревана был вытеснен из переговорного процесса. В результате вся проблема перешла в плоскость территориального спора". Газета считает, что это сильно ослабило позиции армянской стороны на международной арене, и восстановить их будет крайне проблематично. Анализируя возможные последствия принятого документа, "НГ" отмечает, что, хотя резолюция ПАСЕ прямой юридической силы не имеет, а носит рекомендательный характер, в Баку, Ереване и Степанакерте прекрасно понимают морально-психологическое значение этого документа. Вероятно, поэтому нагорно-карабахское телевидение реанимировало архивную запись интервью Дэвида Аткинсона, данного им в 1993 году, когда он был председателем комиссии по странам, не входящим в СЕ. Тогда Аткинскон, посетив Карабах, публично заявил, что "развязал войну Азербайджан, и пока она не будет прекращена, Совет Европы не примет его в свой состав". Кроме того, в этом интервью он сказал, что "карабахцы имеют право самостоятельно распоряжаться своей судьбой. Наша организация и я лично сделаем все возможное, чтобы карабахские армяне жили на своей земле свободно...". Это, пишет газета, доказывает, что подходы европарламентария диаметрально изменились. При этом "НГ" отмечает, что за невыгодную для армян резолюцию в ПАСЕ голосовали не только депутаты от западных государств, но и российские представители. "Это означает, что надежных союзников у Еревана в данный момент просто нет. Тут уже вряд ли правомерно ссылаться на "нефтяные", "транспортные" и подобные интересы "заинтересованных игроков". Скорее следует подумать, почему некогда очевидные симпатии в отношении Армении в Европе и в России постепенно сменяются на явное охлаждение и очевидное отторжение армянских подходов и интересов".

Международные организации

Бакинская газета "Зеркало" сообщает о встрече спецпредставителя генсека НАТО по Центральной Азии и Южному Кавказу Роберта Симонса с министром обороны Азербайджана Сафаром Абиевым. Азербайджанский министр проинформировал Р. Симонса о том, что в принятой недавно ПАСЕ резолюции Армения названа государством-агрессором, а силы в Нагорном Карабахе - сепаратистскими. "При присоединении к программе НАТО "Партнерство во имя мира" Армения взяла на себя обязательство признавать территориальную целостность государств-партнеров, но до сих пор не выполняет его, не признавая территориальной целостности Азербайджана. Считаем, что пришло время, чтобы соответствующие структуры НАТО потребовали у Армении выполнения своих обязательств", - подчеркнул Абиев. "Пока Армения не освободит азербайджанские земли, невозможно говорить с ней о сотрудничестве. Но Азербайджан уже не может ждать. Если такая ситуация продолжится, то наше государство пойдет по пути освобождения своих земель силой..." Р. Симмонс сообщил, что одной из целей его визита в регион является сбор информации по армяно-азербайджанскому конфликту. Он указал, что посредничеством в урегулировании конфликта занимается МГ ОБСЕ. Вместе с тем, пишет газета, он дал понять, что сам факт изучения проблемы показывает, что в будущем НАТО может активизироваться в этом вопросе. "У НАТО есть желание выступить с инициативой по мирному урегулированию нагорно-карабахской проблемы".

Газета "Аравот" обратилась к председателю постоянного комитета НС Армении по вопросам обороны, внутренних дел и нацбезопасности Мгеру Шахгельдяну с просьбой прокомментировать заявление вице-спикера Милли меджлиса Азербайджана, руководителя азербайджанской делегации в Парламентской ассамблее (ПА) НАТО Зияфета Аскерова о том, что резолюция ПАСЕ по Нагорному Карабаху "станет стимулом для принятия решения по данному вопросу в Парламентской ассамблее НАТО". Шахгельдян сообщил, что "представители НАТО заявили, что альянс не будет участвовать в процессе урегулирования конфликтов, в том числе нагорно-карабахского". По словам Шахгельдяна, об этом генеральный секретарь НАТО сообщил в ходе поездки в регион, на это указал и представитель генсека НАТО на Южном Кавказе. "Существует экспертная группа ПА НАТО, занимающаяся региональными проблемами, однако она избегает заниматься конфликтами. В этом контексте не думаю, что вопрос Нагорного Карабаха будет рассматриваться". Рассмотрение карабахского вопроса в ПА НАТО не единственная подобная перспектива, пишет газета. Азербайджанские депутаты намерены на зимней сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ, которая пройдет в Вене 23-24 февраля, поднять вопрос "об оккупационной политике Армении". Об этом сообщил руководитель делегации Азербайджана в ПА ОБСЕ Саттар Сафаров. По его словам, на заседаниях политического, экономического и гуманитарного комитетов азербайджанские депутаты выступят по вопросу о "захвате Арменией азербайджанских земель, в результате чего около миллиона беженцев оказались в бедственном положении". Газета обещает в ближайшее время выяснить, какие шаги намерена предпринять в Парламентской ассамблее ОБСЕ Армения.

Как сообщает бакинская газета "Новое Время", заместитель генерального секретаря НАТО по вопросам политической и экономической безопасности Патрик Ардуин, отвечая на вопрос агентства "ТУРАН" о возможности участия НАТО в миротворческих операциях в регионе после достижения соглашений об урегулировании конфликтов, сказал, что "гипотетически это возможно, если будет приглашение от самих сторон или если об этом попросит международное сообщество".

PanARMENIAN сообщает, что президент Азербайджана Ильхам Алиев и специальный представитель Евросоюза на Южном Кавказе Хейкки Талвитие обсудили вопрос урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Глава Азербайджана заявил, что в вопросе решения этой проблемы Азербайджан "руководствуется международными правовыми нормами и принципами территориальной целостности и неприкосновенности границ".

В скором времени в Москве состоится встреча религиозных лидеров Азербайджана, Армении и России. Об этом, пишет бакинская "525-я газета", сообщил шейх-уль-ислам Аллахшукюр Пашазаде, выступая на научно-религиозном совете Духовного управления мусульман Кавказа. По его словам, на встрече будет обсужден "ряд проблем".

Жириновский решает проблему Нагорного Карабаха

Разрешить нагорно-карабахский конфликт так же невозможно, как и конфликт между Израилем и Палестиной. Такое мнение в ходе пресс-конференции в Москве выразил вице-спикер Государственной Думы России Владимир Жириновский. Вместе с тем, передает ИА REGNUM, по словам лидера ЛДПР, решением проблемы Нагорного Карабаха может стать вступление последнего в СНГ. Владимир Жириновский считает, что ни Армения, ни Азербайджан не смирятся с потерей Нагорного Карабаха. "Если Россия будет настаивать на присоединении Нагорного Карабаха к Армении, то обидится Азербайджан, если же предложит вариант включения НК в состав Азербайджана, то обидятся армяне", - заявил он, добавив при этом, что "Нагорный Карабах - есть историческая территория и часть Армении, и называется она Арцах". По словам вице-спикера, Запад сегодня пытается применить к карабахской проблеме так называемую дейтонскую модель. "В этой ситуации армяне - это сербы, а азербайджанцы - косовские албанцы. Запад хочет проутюжить Армению и создать большой двадцатимиллионный Азербайджан", - заявил Владимир Жириновский.

"Весьма опасным для региона" назвала заявление Владимира Жириновского бакинская "Эхо". "Формально, конечно, Владимир Жириновский высказал свое личное мнение, и отождествлять его с официальной позицией российских властей - "некорректно", не говоря уже об известной склонности Владимира Вольфовича к суперэкстравагантным заявлениям. Однако, как уже указывалось в прессе, шокирующие заявления Жириновского - это чаще всего доведенная до гротеска... "официальная линия" Кремля. И уж точно не стоит сомневаться, что "направленность" его высказываний совпадает с симпатиями и антипатиями лагеря российских "державников". Газета сообщает, что представитель правящей партии "Ени Азербайджан" в Милли меджлисе Айдын Мирзазаде назвал заявление Жириновского "бредом". "Хотя этот человек занимает высокий пост заместителя председателя Госдумы, я думаю, он не отдает себе отчета в некоторых словах". "Я думаю, что устами Жириновского говорят некоторые националистические политические круги, заинтересованные в дружбе с Арменией и в некоторых азербайджанских территориях. Но СНГ - это Содружество независимых государств, а Нагорный Карабах - это часть азербайджанской территории. Поэтому-то я считаю, что кроме как бред слова Жириновского оценить невозможно".

"Российский депутат-клоун озвучил очередную бредовую идею". Так отреагировала бакинская газета "Зеркало" на мнение, высказанное Владимиром Жириновским в отношении Нагорного Карабаха.

Владимир Жириновский не вправе выражать официальную позицию России, заявил временный поверенный в делах РФ в Азербайджане Петр Бурдыкин, комментируя заявление вице-спикера Госдумы РФ о возможности принятия Нагорного Карабаха в члены СНГ. Как подчеркнул Бурдыкин, высказывания Жириновского - это мнение лишь одного из депутатов Госдумы РФ. По мнению Бурдыкина, Жириновский регулярно выступает с подобного рода заявлениями "с целью привлечь к себе внимание". (PanARMENIAN.Net).

Степанакерт

Режим военного положения продолжается в Нагорном Карабахе с момента начала военных действий в 1992 году и по сей день. В 1997 году, после указа президента страны, закон применяется на территории республики не в полном объеме: приостановлено действие ряда ограничений, препятствующих развитию демократических институтов, в том числе цензуры в массмедиа. В конце 2004 года президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян обратился в парламент с обращением о продлении действия закона о военном положении до 1 января 2006 года, мотивируя это тем, что ситуация в регионе предполагает опасность возобновления военных действий. Комиссия по обороне, безопасности и соблюдению законности карабахского парламента не дала своего согласия на продление закона. По словам председателя комиссии Артура Мосияна, в том виде, в котором закон действует, его бессмысленно продлевать. Действующие положения закона препятствуют развитию демократических институтов. В частности, Артур Мосиян отметил некоторые факты незаконного содержания под стражей лиц под прикрытием законов военного времени. Несмотря на отрицательное заключение комиссии, парламентское большинство все же продлило срок действия закона. ИА "Кавказский узел" отмечает, что в новейшей истории Нагорного Карабаха была впервые предпринята попытка поставить правовые и демократические ценности выше вопросов безопасности.

Состоялось первое пленарное заседание 10-й сессии Национального Собрания НК 3-го созыва. Парламент утвердил программу законотворческой деятельности 10-й сессии, включающую в себя 22 пункта. Депутаты заслушали сообщение генерального прокурора НК Мавра Гукасяна о работе органов прокуратуры в 2004 году. Депутаты одобрили 2 проекта внесения изменений и дополнений в закон НК "Об административно-территориальном делении НКР". На заседании был принят также рассмотренный во втором и окончательном чтении законопроект "Об омбудсмене". Был одобрен и проект устава Совета общественной телерадиокомпании НК. В соответствии с регламентом Национального Собрания депутаты задали вопросы членам правительства республики. Ряд парламентариев сделал также заявления, которые, в частности, касались внешнеполитического курса республики, сферы гражданской службы, приватизации государственного имущества и т.д. ("Де-Факто").

В Нагорном Карабахе продолжается учет беженцев. По словам начальника Управления по вопросам миграции, беженцев и заселения при правительстве НК Сержа Амирханяна, по завершении учета карабахским беженцам будет предоставлен соответствующий статус. "В признанных государствах у всех беженцев есть право на получение соответствующего статуса. Непризнанность Нагорного Карабаха мешает нашим беженцам получать от международных инстанций содействие", - отметил Амирханян. В соответствии с решением правительства НК взятые на учет беженцы будут пользоваться установленными для них льготами - предоставление жилья, единовременная помощь, транспортные расходы, помощь в перевозке имущества. Получив статус и соответствующее удостоверение, беженцы Нагорного Карабаха, большинство из которых было депортировано из Азербайджана, смогут обращаться в международные инстанции с требованием компенсации за утраченное во время депортации имущество. (ИА REGNUM).

Оперативная ситуация в Нагорном Карабахе, согласно сообщению пресс-службы полиции НК, продолжает оставаться стабильной и контролируемой. Это стало результатом целенаправленной работы ведомства в 2004 г. по укреплению правопорядка и организации борьбы с преступностью. В минувшем году было зарегистрировано 518 преступлений против 605 в 2003 году, снижение уровня преступности составило 15 процентов. В республике наметилась стабильная тенденция к снижению уровня преступности, однако он еще превышает соответствующий показатель в РА. В отчетном году более чем на 5 процентов вырос показатель раскрываемости по тяжким и особо тяжким уголовным преступлениям. Анализ ситуации в сферах обеспечения общественного порядка и предупреждения преступлений показал, что число преступлений в общественных местах сократилось на 12%. Благодаря активной работе участковых инспекторов отмечен высокий рост раскрываемости преступлений по линии уголовного розыска. ("Де-Факто").

Американская благотворительница армянского происхождения Ануш Матевосян недавно предоставила Фонду армянской помощи (ФАП) 375 тысяч долларов на строительство средней школы в Степанакерте. Об этом агентству "Ноян Тапан" сообщил пресс-секретарь ФАП Левон Лачикян.