Центральные СМИ

"Олигарх с приставкой "анти".
(Новые Известия. 10.02.05. Е.Латышев)

Красноярские депутаты и московские политики хотят заставить крупный бизнес делиться

В Красноярске на днях появился Антиолигархический клуб, который, по замыслу его основателей - группы депутатов местного Законодательного собрания и депутатов Госдумы от Красноярского края, - займется "выработкой качественно новой концепции взаимодействия власти и олигархических структур". Похоже, что за этой красивой формулировкой скрывается желание не остаться в стороне при новом дележе сфер экономического влияния.
На первом заседании клуба были замечены "знакомые все лица" из столицы: депутат Госдумы Сергей Глазьев, один из лидеров Молодежного левого фронта Илья Пономарев, а также руководитель Центра народных инициатив Анна Горбатова. Открывая заседание, депутат Госдумы Валерий Сергиенко подчеркнул, что, несмотря на многочисленные претензии к монополистам, клубные дискуссии не выйдут за рамки цивилизованного общения. Вероятно, это должно означать, что бить здесь никого не будут. "Это же клуб, а не митинг, где звучат лозунги "Долой!", - успокоил депутат олигархов, которые пока о клубе знают лишь понаслышке. - Наши эксперты и политики попытаются предложить обществу новые решения на благо края". Но все же заочно пообещал, что представителям финансово-промышленных групп (ФПГ), которых будут приглашать "на собеседование", придется отвечать на нелицеприятные вопросы.
Представителей "олигархического капитала" на территории Красноярского края хватает с избытком, среди них можно выделить таких монстров, как "Норникель", "Русал", СУЭК, ЮКОС, и еще несколько нефтяных компаний. Все они составляют основу сегодняшней экономики края и должны быть, по идее, самыми крупными налогоплательщиками, но не все таковыми являются.
Год назад губернатор Александр Хлопонин (сам "родом" из "Норникеля"), кажется, всерьез решил взяться за большой бизнес, работающий на вверенной ему территории. Он собрал капиталистов в своем кабинете и заявил: непорядок, мол, когда компания успешно и с пользой для себя работает в одном регионе, а налоги платит в другом. Впредь, заявил губернатор, он будет жестко подавлять подобную практику всеми доступными ему законными методами. Суровые предупреждения краевого начальства, похоже, нашли отклик у "представителей общественности", не замедливших учредить Антиолигархический клуб. Каждый из представителей ФПГ заключил с администрацией договор о сотрудничестве, причем речь шла "о суммах, которые сделают погоду краевому бюджету и позволят сбалансировать перспективы социально-экономического развития края". Благодаря чему бюджет прошлого года был более-менее успешно исполнен. Однако за год в расстановке "олигархических сил" на территории края кое-что изменилось. В первую очередь в связи с "делом ЮКОСа". В скором уходе из Эвенкии этой нефтяной компании мало кто сомневается. Вновь возникает, как заявила на заседании клуба Анна Горбатова, "проблема передела сфер влияния. Но и в интересах бизнеса, и в интересах власти - наладить нормальные отношения, выполнить достигнутые договоренности". Вероятно, именно в этом следует искать ответ на вопрос, для чего создан Антиолигархический клуб: депутаты решили не остаться в стороне от нового передела. По словам того же г-на Пономарева, Красноярский край является площадкой, на которой очень удобно вырабатывать новые правила игры между властью и крупным бизнесом. Особенно если учесть, что в результате предстоящего объединения Красноярского края с Эвенкией и Таймыром в единый регион изменится административный статус территорий, а следовательно, поменяются зоны влияния олигархических структур. Основатели клуба уверены, что их детище - первая ласточка. И надеются, что подобные клубы появятся скоро во всех регионах страны.



СМИ Красноярска

"Сборочный цех Сибири".
("Известия-Красноярск"-"Первый ряд", 10.02.05, Андрей Огнев)

В процесс объединения края включилась молодая промышленная элита.
- Мы должны объяснить красноярской молодежи, для чего необходимы апрельский референдум и объединение края, Таймыра и Эвенкии, - сказал в интервью "Известиям - Первый ряд" председатель движения молодых специалистов "Перспектива" Константин Рогусский. А поводом для этого разговора стала конференция "Молодые специалисты и будущее Красноярского края-2005", устроенная заводом цветных металлов. По замыслу организаторов, на встречу съехались представители всех ведущих предприятий региона - "Норильского никеля", КрАЗа, Ачинского глиноземного комбината, комбайнового завода, "почтовых ящиков" Железногорска и Зеленогорска... Были и заместители губернатора, и ученые-экономисты, и специалисты по молодежным организациям - как можно судить, в первый раз за многие годы в Красноярске удалось собрать вместе молодую заводскую элиту.
Замысел устроителей конференции экономически логичен. Построенные во время косыгинской реформы красноярские заводы были сведены в технологические цепочки: Норильский комбинат - "Красцветмет", АПК - КрАЗ, "Красмаш" - НПО ПМ и так далее. Начатый процесс слияния территорий должен избавить эти и другие предприятия от многих хлопот, вызванных суверенитетом трех субъектов федерации: а если учесть, что за три последних года крупные пакеты акций ликвидных АО консолидировались, очевидно - экономика сама начала убирать с дороги политические помехи. Тема слияния регионов исчерпает себя как раз тогда, когда сегодняшние участники конференции станут менеджерами, политиками, учеными - на одной территории им будет проще общаться и решать глобальные проблемы краевой и российской промышленности.


"Истина рождается в дискуссиях".
("Красноярский рабочий", 10.02.05)

Вчера в общественном центре референдума за объединение Красноярского края, Таймыра и Эвенкии состоялось первое заседание дискуссионного клуба.
Он должен стать экспертной площадкой для обсуждения различных вопросов и тем, касающихся тематики укрупнения регионов. Заседания дискуссионного клуба планируется проводить еженедельно с участием федеральных и краевых экспертов, представителей национальных, политических, молодёжных и профессиональных объединений. Тема вчерашнего заседания клуба - "Укрупнение регионов: мировые тенденции и российский опыт". В нём приняли участие такие известные люди, как депутат Госдумы Валерий Зубов, декан экономического факультета КГУ Евгения Бухарова, депутат Законодательного Собрания края Юрий Абакумов и другие.


"Россия, которую мы выбираем".
("Красноярский рабочий", 10.02.05, Юрий Чувашев)

Телефоны прямой линии в нашей редакции зазвонили ещё задолго до того, как на связь с читателями "Красноярского рабочего" вышел оппозиционный депутат Государственной Думы Сергей Глазьев. И затем, ещё более полутора часов, - беспрерывный шквал звонков. Вопросы задавали десятки людей, зачастую в спешке они даже не успевали представляться. Особенно много жалоб и вопросов к депутату было по монетизации льгот, естественно, прежде всего, это волновало пожилых. Но и о политике, о ситуации в стране, о будущем России тоже говорилось немало. Потому как собеседник у наших читателей был, что называется, в теме по самым злободневным и острым вопросам жизни страны. Что же касается проблем конкретных и частных, требующих не немедленной реакции по телефону, а детального знакомства с ситуацией, с официальными документами, то Глазьев просил писать ему об этих проблемах в Москву, в Государственную Думу - по адресу: 103265, г. Москва, ул. Охотный ряд, 1, Государственная Дума, депутату С. Ю. Глазьеву, или связываться по телефону 21-22-47 с его представителем в Красноярске Мисхаком Нахшкаряном. А сейчас - наиболее типичные фрагменты прямой линии.
"ВЛАСТЬ УХОДИТ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПОЛОЖЕНИЕ В СТРАНЕ"
- Дорогой наш Сергей Юрьевич, что же делать нам, пенсионерам? Живьём загоняют в землю, обирают, как хотят, цены на электроэнергию, услуги ЖКХ растут как грибы. Заводы стоят, всё продали. Налоги получать не с кого, так они, в правительстве, решили получать с пенсионеров...
- Вы совершенно правильно ставите эти вопросы. Власть уходит от ответственности за положение в стране и пытается переложить все издержки выживания на самих граждан. При этом даже решение о повышении пенсий на 240 рублей было преподнесено как подарок пенсионерам, хотя это была всего лишь простая индексация пенсии, которой едва ли хватит даже на сохранение её покупательной способности в текущем году. Дело в том, что Пенсионный фонд РФ изначально сверстал такой бюджет, что реальная пенсия в этом году могла бы оказаться ниже, чем в прошлом. Они проиндексировали пенсию на 100 рублей, а должны были проиндексировать на 300. И сейчас, благодаря акциям протеста, удалось добиться восстановления хотя бы покупательной способности пенсии.
В целом же для того, чтобы решить те проблемы, о которых вы говорите, нужна соответствующая государственная политика. Необходима антимонопольная политика в целях обуздания роста цен. Нужно заставить монополистов соблюдать принципы добросовестной конкуренции и не наживаться на потребителях. Необходима политика государственного регулирования тарифов, в том числе на коммунальные услуги. Нужна политика обеспечения социальных гарантий, которые должны финансироваться федеральным центром, а не субъектами Федерации, как это сейчас предусмотрено по печально знаменитому 122-му закону.
Но для этого необходимо вернуть государству те деньги, которые сегодня вывозятся из страны и десятками миллиардов уходят в зарубежные банки. Для решения всех этих вопросов, от которых отмахивается действующая власть, мы планируем проведение общероссийского референдума. У нас нет надежды на Государственную Думу, в которой большинство у "Единой России", давно забывшей про свои предвыборные обещания и обслуживающей властвующих олигархов.
У нас нет надежды на правительство и на президента, которые уже приняли решение о демонтаже системы социальных гарантий на уровне страны и сбросе социальной ответственности на регионы. Единственный для нас с вами способ защитить свои права - это провести общероссийский референдум "За достойную жизнь", на который мы, в частности, планируем вынести вопросы о повышении базовой пенсии и минимальной зарплаты до уровня прожиточного минимума, что означает их трёхкратное увеличение; о восстановлении социальных гарантий, что предполагает отмену 122-го закона и предоставление гражданам права выбора - реализовывать эти гарантии в натуральной или денежной форме.
Будут также поставлены вопросы о восстановлении бесплатного использования земли, с тем, чтобы избежать введения налога на недвижимость для граждан; о восстановлении дореформенных сбережений людей. У государства сегодня есть деньги для решения этой проблемы. Кроме этого, на референдум выносятся вопросы, от которых зависят возможности финансирования этих социальных гарантий. Прежде всего это возврат природной ренты в бюджет через прогрессивный налог на сверхприбыль недропользователей, а также восстановление прогрессивного подоходного налога, с тем, чтобы богатые платили больше бедных, а не одинаково, как это происходит сейчас. И наконец, вопрос об ответственности правительства за уровень жизни в стране.
Мы предлагаем, чтобы правительство уходило в отставку в случае снижения уровня жизни населения. Мы планируем все эти вопросы вынести на общенациональный референдум, о котором будет объявлено 12 февраля в ходе всероссийской акции протеста, и таким образом постараться защитить наши общие права.
"Почему депутаты молчат, когда грабят страну?"
- А у меня такой вопрос к Думе: почему депутаты молчат, когда Америка грабит Сахалин, когда за рубеж уходят нефть, газ и другие наши национальные богатства?..
- Нет, мы не молчим, но в Думе, как вы знаете, большинство голосов у "Единой России", и эта фракция просто не даёт оппозиции, всем тем, кто с ней не согласен, даже возможности высказаться. Именно поэтому мои товарищи по фракции "Родина" объявляли голодовку в Думе, чтобы продемонстрировать всем бюрократический "беспредел", установившийся в парламенте, когда нам даже не дают возможности поставить свои предложения на голосование. Мы приняли решение о бойкоте пленарных заседаний Государственной Думы вплоть до рассмотрения вопроса о вотуме недоверия правительству. Это сделано потому, что сегодня "Единая Россия" фактически присвоила себе монопольное право командовать Государственной Думой, а всех, кто с этим не согласен, просто лишает права голоса и не даёт им возможности выполнять свои обязанности по внесению законодательных инициатив. Поэтому в борьбе с этим произволом нам приходится прибегать к таким крайним формам.
- Здравствуйте, это Лидия Михайловна. Вы знаете, на прошлых выборах в Госдуму мы голосовали за "Родину". Голосовали потому, что во главе этого блока были вы. А сейчас почему-то оказался Рогозин...
- Предыстория такая: во время президентских выборов руководство политических партий, входивших в наш блок, рекомендовало мне баллотироваться в президенты страны. Но тем не менее в блоке нашлась одна партия - Партия российских регионов, которая нарушила это решение и поддержала на выборах Путина. В обмен на это лидер этой партии Рогозин с помощью администрации президента был фактически назначен руководителем фракции "Родины" в Госдуме, потому что ряд наших депутатов не выдержал давления со стороны власти и подписал коллективное письмо, в котором присвоил себе право руководить фракцией. А Партия российских регионов, в свою очередь, за эту услугу власти получила от Путина право называться партией "Родина". И Минюст их в таком качестве зарегистрировал, с изменённым названием. Поэтому сейчас у нас возникло такое расхождение. С одной стороны, есть блок "Родина", а есть партия "Родина", которая уже фактически вышла из блока, но присвоила себе его название.
- А вы лично где сейчас состоите - в партии или блоке?
- Я сейчас руковожу общественной организацией "За достойную жизнь". Вместе с нашим красноярским региональным отделением мы будем выдвигать кандидатов на выборах в муниципальные органы власти. А блок "Родина" сегодня сохранился в виде парламентской фракции. Я тоже работаю во фракции "Родина", потому что это моя обязанность - следить за тем, чтобы фракция голосовала именно так, как мы обещали нашим избирателям. А партия "Родина" идёт своим курсом. Она поддерживала и до сих пор поддерживает Путина, хотя её представители в думской фракции и голосуют так, как мы обещали избирателям.
"Я б спросил у Путина..."
- Сергей Юрьевич, вас беспокоит ветеран труда. Скажите, пожалуйста, идея монетизации льгот принадлежит случайно не тем же самым людям, которые предложили вычеркнуть из паспортов графу о национальности?
- В общем-то, да, это одни и те же люди.
- Ну так ведь монетизация - это же потеря достоинства для людей. Был человек, к примеру, заслуженным работником отрасли и считал, что ему льготы дают именно в награду за труд. А сейчас всё это у него отобрали. И получилось, что ветеран труда превратился вроде как в нахлебника, не нужного обществу человека. Это как человеческое "дно" на Западе, с которого уже никому не подняться, хотя в материальном плане у них более или менее сносно, не голодают, во всяком случае. А у нас в стране хоть и беднее жилось, но из этого положения можно было выбраться. А вот сейчас уже не выбраться тем, кто на это самое "дно" опустился. И рабочий, заслуженный человек будет теперь быдлом, особенно на фоне этих расплодившихся миллионеров. Выскажите, пожалуйста, всё это в Думе и президенту передайте при встрече.
- К сожалению, Путину я всё это передать не могу, потому что с тех пор, как его избрали президентом на второй срок, он перестал встречаться с представителями оппозиции. Что же касается монетизации льгот, то я согласен с вашим мнением о том, что на самом деле это их ликвидация - путём переноса ответственности за их финансирование из федерального центра в субъекты Федерации. Если учесть, что денег на финансирование социальных гарантий в большинстве регионов страны нет, то фактически во всех субъектах Федерации, кроме Москвы и Тюменской области, значительная часть социальных гарантий будет попросту ликвидирована. И вследствие этого уровень жизни наших сограждан будет весьма значительно различаться, в зависимости от того, где именно они живут. А это противоречит принципу единого государства и нормам Конституции. Согласен я и с тем, что монетизация льгот оскорбительна для людей, своим трудом заслуживших социальные гарантии. А вместо этого им дают унизительные денежные подачки, сумма которых в несколько раз меньше стоимости ранее предоставлявшихся гарантий.
Мы голосовали против этого закона, предлагали 47 поправок к нему, но все они были отклонены "Единой Россией". А когда мы пытались поставить на голосование вопрос о том, чтобы приостановить действие этого закона и отправить правительство в отставку, думское большинство не позволило нам сделать это. И тем не менее вопрос этот всё же может быть решён. Мы не только видим реальные возможности обеспечения всех социальных гарантий на всей территории страны, но и вносили в Думу в порядке законодательной инициативы конкретные предложения по разработке механизма финансирования этих социальных обязательств. Только за счёт принятия налога на сверхприбыль недропользователей и восстановления прогрессивной шкалы подоходного налога доходы бюджета можно увеличить более чем в полтора раза. К примеру, природная рента - при правильном механизме её изъятия - дала бы бюджету около 20 миллиардов долларов, то есть более полутриллиона рублей, чего хватило бы для финансового обеспечения всех социальных гарантий.
Все эти вопросы, как я уже сказал, мы будем выносить на общероссийский референдум. Я надеюсь, что нам удастся его провести и добиться всенародного голосования, с тем, чтобы российская власть наконец-то поняла, что она должна отвечать по своим обязательствам перед обществом, а не действовать так, как ей заблагорассудится.
Среди других вопросов мы намерены решать и проблему тарифов на услуги ЖКХ и энерготарифов. Тарифы на жилищно-коммунальные услуги завышены. Более чем втрое завышены тарифы на электроэнергию и тепло. Это результат злоупотребления монопольным положением на рынке со стороны монополистов, поставляющих тепло, электроэнергию и воду и оказывающих другие коммунальные услуги. Чтобы пресечь этот рост тарифов, необходимо проводить активную антимонопольную политику и жёстко контролировать ценообразование в монопольных отраслях экономики. Для этого мы предлагаем принять закон о ценообразовании и ценовой политике, который опять же уже несколько раз отвергался проправительственным думским большинством, по сути, являющимся пособником монополистов, попустительствующим росту тарифов вместо защиты интересов населения.
В частности, на референдум мы выносим вопрос о том, чтобы платежи каждой семьи за коммунальные услуги не превышали 10 процентов совокупного дохода членов семьи. А если будет превышение, то разница должна субсидироваться государством. Тогда у власти появится мотивация для того, чтобы контролировать тарифы, с тем, чтобы не тратить деньги на субсидии в пользу монополистов.
- Скажите, пожалуйста, Сергей Юрьевич, с каким политическим блоком вы будете объединяться?
- Одна из задач моего нынешнего приезда в Красноярск - это формирование избирательного блока с рабочим названием "За Родину, за достойную жизнь" для участия наших представителей в муниципальных выборах в Красноярском крае, которые пройдут в апреле. Этот избирательный блок будет сформирован на основе нашей организации - сторонников блока "Родина", которая сейчас переименована в общественную организацию "За достойную жизнь". В числе наших союзников также партия "Народная воля", входящая в блок "Родина", общественная организация "Единый край" и ещё ряд политических партий и общественных организаций. Мы будем активно участвовать в выборах в органы местного самоуправления, а затем, я думаю, и в органы законодательной власти Красноярского края.
- А почему вы вначале были в КПРФ, а потом ушли из этой партии?
- Дело в том, что на базе КПРФ мы планировали создать широкую народно-патриотическую коалицию, где бы вместе с коммунистами были и другие общественные и политические организации. Мы с этими организациями договорились, в принципе договорились и с КПРФ. И, кстати, красноярская организация КПРФ нас поддерживала в том, чтобы идти на выборы в Государственную Думу широким блоком "КПРФ-НПСР (Народно-патриотический союз России)". Но Геннадий Андреевич Зюганов в последний момент отказался от создания этого блока и решил идти в Думу только с партийным списком КПРФ. И мы были вынуждены тогда в силу этого создать свой народно-патриотический союз "Родина", который сегодня вместе с КПРФ работает в Думе. Могу сказать, что практически по всем главным вопросам мы с КПРФ голосуем одинаково и сейчас опять-таки вместе ставим вопрос о вотуме недоверия правительству.


"Дубинино останется на карте".
("Красноярский рабочий", 10.02.05, Анна Бенедиктова)

В январе "Красноярский рабочий" писал о визите Александра Хлопонина в Шарыпово. Основным мотивом поездки было стремление губернатора решить судьбу посёлка Дубинино, где более четырёх тысяч человек живёт в аварийных домах. Тогда Хлопонин пообещал дубининцам разработать к концу февраля чёткую программу переселения. А в прошлую пятницу в составе целой делегации чиновников Шарыпово посетил заместитель губернатора края по строительству Николай Глушков.
Основная задача нынешней поездки - рассмотреть все возможные варианты переселения. Сразу по приезде гости и принимающая сторона разделились на две группы. Первая посетила Дубинино, где ознакомилась с тем самым ветхим жильём. Было обследовано 119 бараков, и лишь 4 из них были признаны годными для жилья, да и то только после капитального ремонта. Остальные здания, по словам одного из участников поездки в Дубинино, "износились на все 150 процентов".
Эта же группа наметила возможности переселения людей внутри посёлка. Последнее, кстати, стало уже одним из самых острых углов во всей истории. Совершенно очевидно, что просто взять и переселить людей из Дубинина в Шарыпово нельзя. Ведь те, кто живёт в разваливающихся домах, составляют почти половину всего населения. Так что необходимо сохранить инфраструктуру посёлка. Краевая администрация намерена поддерживать развитие Дубинина. Главный архитектор края Константин Шумов заметил, что дальнейшее развитие посёлка будет зависеть, в первую очередь, от местных властей. Разрабатывать программу развития, по его словам, необходимо именно на месте, а уже затем согласовывать планы с краевой администрацией.
Пока же не ясно, будет ли отнесён посёлок в состав Шарыпова, какие предприятия будут развиваться на его территории. А соответственно, непонятно, как распределить жильё, которое предполагается построить в рамках программы, между двумя населёнными пунктами. Парадокс вот в чём: по сути, в этой ситуации все средства хороши. И если найдутся, например, по всем статьям подходящий недострой в Шарыпове и деньги на завершение строительства, то людей нужно будет переселять туда немедля. При таком раскладе вопрос о приоритетности расселения людей в самом Дубинино останется открытым.
Что же касается ближайших, оперативных планов, то наиболее остро стоит проблема переселения погорельцев. Ветхие лачуги в Дубинино горят одна за другой. Жители находят приют кто где может. Сейчас людей, у которых нет даже прохудившейся крыши над головой, здесь около 600! Им нужны 84 квартиры. В посёлке строится пятиэтажный 60-квартирный дом, и подрядчики готовы сдать половину его в эксплуатацию уже в апреле этого года. Кроме того, есть в Дубинино четыре свайных поля и десять уже начатых фундаментов, где могут стоять новые дома. Жильё это, по словам Николая Глушкова, должно быть компактным и недорогим. В среднем цена одного квадратного метра составит 8-9 тысяч рублей.
Вторая группа делегации, в которую вошёл и сам Глушков, отправилась смотреть недостроенные дома, находящиеся в Шарыпове. Таких оказалось шесть. Для застройщиков, у которых "висит" недострой, вся эта ситуация - прекрасный шанс завершить начатое и получить деньги. Однако, как заметил Николай Глушков, "программа, которая сегодня готовится, - это программа по переселению людей, а не по загрузке строительного комплекса".
Наиболее реальным вариантом из всех предложенных оказался дом N 424, находящийся в собственности Берёзовской ГРЭС. Проблема здесь возникла только одна - с перепланировкой квартир, площадь которых выше социальной нормы. Совершенно определённое решение зам-
губернатора принял и в отношении общежития 10С. Оно строилось как социальное жильё для ветеранов, инвалидов и пенсионеров. Таковым и останется после завершения строительства. Эти два здания, по словам Глушкова, должны быть введены в эксплуатацию в нынешнем году. Что же касается остальных строек, то там есть ряд проблем. Где-то не улажены технические моменты, где-то не готова документация и т. п. Так что говорить о них пока рано. Но уже в 2005 году краевые власти намерены заселить людей в 233 квартиры.
Программа, которой в Дубинино так долго ждали, рассчитана на 3-4 года. За это время необходимо будет купить или построить 1600 квартир. Цена программы составит около двух миллиардов рублей. Но высчитать сумму легко. Гораздо сложнее найти средства для реализации столь грандиозных планов. Где же взять деньги? Первый источник ясен: бюджет - как краевой, так и федеральный. В частности, Дубинино вошло в программу сноса ветхого и аварийного жилья. Ещё два источника - СУЭК и Берёзовская ГРЭС, в чьём ведении находятся ветхие дома. Кроме того, Николай Глушков заметил, что среди жителей дубининских бараков есть и вполне благополучные в финансовом отношении люди, например, вахтовики. Непонятно только, почему до сих пор их "благополучие" складывается в стенах, готовых вот-вот развалиться. Как бы то ни было, для относительно платёжеспособных власти готовы предложить такие варианты, как, скажем, ипотечное кредитование, субсидирование... Что же касается безработных, то по этому поводу пока определённого решения не принято. "Но и с ними будем что-то делать", - сказал Глушков.
Итак, программа переселения дубининцев находится в стадии разработки. Однако точно известно, что 18 февраля Александр Хлопонин подпишет её. И наконец, решающая встреча краевых и шарыповских властей произойдёт во время презентации программы - ориентировочно 25-28 февраля. Первым шагом в её реализации станут три квартиры для участников Великой Отечественной войны. Фронтовиков обещали переселить уже к приезду губернатора.


"Не затрещит ли "бюджетный щит"?".
("Красноярский рабочий", 10.02.05, Василий Касаткин)

В Красноярске начались выплаты единовременных денежных компенсаций работникам бюджетной сферы. Однако поможет ли это горожанам выдержать пресс подорожания жилищно-коммунальных услуг - вопрос пока открытый.
Собственно, власти краевого центра делают всё возможное, чтобы сгладить для красноярцев непростые последствия разом свалившихся "сверху" социальных новаций и реформ. Вернув ветеранам войны, проживающим в городе, транспортную льготу, решили теперь хоть как-то смягчить удар "тарифной палки" коммунальников. Уже на текущей неделе все красноярские бюджетники, а это ни много ни мало около 90 тысяч человек, должны получить по месту работы единовременные компенсации - по 2 тысячи рублей. Этих денег должно хватить на 8-10 месяцев. Такой "запасной парашют" для горожан обошёлся местной казне в 193 млн рублей (из 227 миллионов, предназначенных в этом году для социальной поддержки красноярцев).
Компенсации выплачиваются в виде материальной помощи. И не через фонд заработной платы. Таким образом, они не несут в себе "побочного эффекта", то есть риска для малоимущих граждан потерять право на какие-либо льготы или те же жилищные субсидии. К слову, в отношении последних городской бюджет тоже оказался довольно щедрым. С повышением тарифов на ЖКУ увеличились и размеры субсидий. В среднем каждая из них "потяжелела" с 500 до 700 рублей. Соответственно выросла и общая муниципальная бюджетная нагрузка (по субсидиям) - почти с 700 млн рублей в прошлом году до 1 млрд 105 млн в нынешнем. С учётом действующей уже второй год в крае и доказавшей свою эффективность гибкой шкалы начисления субсидий подобная финансовая помощь людям - настоящий подарок. И похоже, весьма востребованный: по данным городского управления социальной защиты населения, сегодня жилищными субсидиями пользуются 80 тысяч красноярских семей.
Впрочем, это ещё далеко не вся армия нуждающихся в попечении властей красноярцев. В 2005 году на адресную материальную помощь горожанам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, уйдёт 38,5 млн рублей (к примеру, в прошлом году на эти цели было выделено лишь около 10 млн). Максимальный размер каждой из таких выплат может достигать до 5 тысяч рублей (правда, определяться он будет всё же в каждом отдельном случае индивидуально). Первыми в некороткой очереди претендующих на матпомощь уже выстроились бывшие работники обанкротившихся завода резинотехнических изделий, комбината "Зубр" и предприятия "Красноярские волокна". Правда, деньгами осчастливят лишь тех из них, кто живёт в Красноярске.
Помогать людям - дело, конечно, хорошее. Но возникает логичный вопрос - почему масштабный груз проблем, спровоцированных не самыми дальновидными реформаторскими идеями известных министров, должны тащить на себе муниципалитеты? Да и не всякий из них в крае, в стране в целом, подобно Красноярску, вообще способен этот груз осилить. Хотя и для краевого центра он не особенно-то лёгок.
Слишком дорого обходится городу финансовая "подушка безопасности", оберегающая граждан от последствий "заносов" излишне стремительного и громоздкого социального реформирования. Так не лучше ли вместо того, чтобы вынуждать местные власти создавать подобные "подушки" и тем самым "раздевать" муниципальные бюджеты, наоборот, эти бюджеты наполнять федеральными целевыми инвестициями? В конце концов, прочность любого городского "бюджетного щита" не беспредельна...


"Северяне недовольны".
("Сегодняшняя газета", 10.02.05)

Льготники Норильска высказали намедни недовольство лекарственным обеспечением. Начальник управления здравоохранения заполярного города Елена Христенко провела по этому поводу пресс-конференцию. Прозвучали знакомые уже объяснения, что с принятием 122-го федерального закона порядок назначения и получения лекарств для граждан не меняется, введена лишь новая форма рецептурного бланка для выдачи лекарства на льготных условиях. Кроме того, определен перечень аптек, которые могут отпускать медикаменты по льготным рецептам. По сообщению ИА "Норильские новости", теперь существует перечень лекарственных средств, в который включены 360 непатентованных препаратов преимущественно отечественного производства, что составляет порядка 1500 товарных наименований. Но льготники Норильска недовольны тем, что теперь они не могут получить в аптеках те лекарственные препараты, которые по каким-то причинам не попали в этот перечень. Однако, по словам Елены Христенко, изменить ситуацию невозможно, поскольку перечень установлен законом. В Норильске 17 тысяч человек имеют льготу на получение лекарств. В 2004 году они получили медикаментов на 11 миллионов рублей. Это лишь на 10-15 процентов удовлетворило потребности нуждающихся.


"Янки положили глаз на золото".
("Сегодняшняя газета", 10.02.05)

Некая компания из США претендует на Артемовское золоторудное месторождение, расположенное в Курагинском районе Красноярского края.
Об этом "Пресс-Лайну" сообщил глава района Леонид Марченко. По его словам, в ближайшее время Красноярский завод цветных металлов может выставить Артемовский рудник на конкурс. Уже есть несколько потенциальных претендентов на покупку этого предприятия. Вроде как и янки жаждут приобщиться к торгам. Марченко утверждает, что только в хвостохранилище рудника находится около 3 тонн золота. В любом сейфе такой "кусочек" не будет лишним.