Льготные проездные и дефицит двигателей - Нижний Новгород за неделю
На уходящей неделе нижегородские СМИ обсуждали введение льготных проездных, повышение цен на проезд в городском транспорте, продолжающиеся акции протеста против отмены льгот и конфликт между ГАЗом и ЗМЗ.
Газета Голос ветерана сообщает, что 18 января на совещании у губернатора Нижегородской области было принято решение о введении единого льготного проездного билета стоимостью 100 рублей для пенсионеров. При этом газета уточняет, что 100 рублей в месяц - это размер компенсации, которую будут выплачивать с 1 февраля взамен бесплатного проезда. Вне зависимости от того, из какого бюджета финансируется льгота тому или иному человеку, проездной все могут купить по одной цене. У пенсионеров останется право выбора - оставить 100 рублей, либо приобрести проездной билет. Билеты будут выдаваться в отделениях соцзащиты и в транспортных организациях. Проездные билеты будут двух видов - на автобус и на городской электротранспорт. Можно будет приобрести либо один проездной, либо другой. На вопрос о том, почему не просчитали ситуацию после отмены льгот, а дождались социальных волнений, губернатор Геннадий Ходырев ответил, что исходили из того, сколько денег в бюджете. Правительству области и областному ЗакСобранию теперь потребуется изыскать 112 млн. рублей чтобы выплатить увеличенную компенсацию.
Проблемы с введением "дешевого" сторублёвого проездного для льготников, об учреждении которого объявил губернатор, начались сразу же, пишет Нижегородский рабочий. Чиновники утверждают, что на реализацию этого проекта денег нет. По словам вице-мэра Нижнего Новгорода Сергея Гладышева, введение льготного проездного будет стоить городскому бюджету 200 млн. рублей, которые город должен будет отдать транспортникам. Откуда взять эти средства, неясно - в бюджете денег нет. Сейчас обсуждается вариант сокращения расходов по ряду направлений, но решения пока нет. До монетизации существовала специальная дотация на электротранспорт из федерального и областного бюджетов. В частности в 2004 году на эти цели городу было выделено примерно 130 млн. рублей. В 2005 году помощи от властей не будет, и деньги на финансирование "дешёвых" проездных придётся искать в горбюджете.
В то же время департамент транспорта администрации Нижнего Новгорода предлагает повысить цену проезда в городском электротранспорте с 1 февраля до 6 рублей, а с 1 июля - до 7 рублей, сообщает Комсомольская правда. Против этого выступают многие депутаты Гордумы. К примеру, зампред Гордумы Евгений Сабашников высказывается не только за сохранение старой цены, но и за восстановление бесплатного проезда. Также он считает, что стоимость льготного проезда, который может быть введён, не должна превышать 50 рублей. При этом газета напоминает, что в 2004 году при утверждении депутатами повышения платы за проезд в департаменте транспорта заявляли, что при отсутствии льготников стоимость проезда могла бы составить 3 рубля. На сегодняшний день льготников нет, и просьба увеличить тариф вызывает удивление. Окончательное решение о ценах на проезд Гордума примет 26 января вместе с бюджетом города.
По данным Российской газеты, вице-мэр Нижнего Новгорода Александр Мелешкин, комментируя предложения Е. Сабашникова, сказал, что так как январскую компенсацию за проезд получили 2/3 жителей города, вернуть бесплатный проезд для всех было бы неправильно. Сумма же компенсации устанавливается ОЗС и в настоящее время решается вопрос о её увеличении. Жёсткий бюджет города не позволяет установить дополнительные выплаты городским ветеранам, как это сделано в Москве. А возврат к бесплатному проезду, по мнению А. Мелешкина, окончательно "угробит" транспорт. Это касается и сохранения прежних тарифов. Для безубыточной работы наземного электротранспорта необходимо минимум вдвое увеличить денежные сборы. Пока же количество платных поездок в трамваях и троллейбусах возросло на 40-50%.
Нижегородские новости в продолжение темы рассказывают, что во Владимирской области пенсионеры ездят на электричках за 20 рублей в месяц. В Нижегородской области могло бы быть также, но пока нижегородцы платят полностью. Ситуацию разъяснил заместитель начальника по пассажирским перевозкам Горьковской железной дороги (ГЖД) Владимир Каляпин. По его словам, региональные льготники Владимирской области имеют возможность приобретать льготные проездные билеты на электрички за 20 рублей, при том, что стоят они 40 рублей. Половину суммы за эти проездные доплачивает областной бюджет. Из 14 регионов, которые обслуживает ГЖД, в 4-х так или иначе льготы сохранены. Администрации Нижегородской области ГЖД также предложила подписать аналогичный договор, но пока от неё никакой положительной реакции нет.
КоммерсантЪ рассказывает о продолжающихся акциях протеста против отмены льгот. Группа пенсионеров в количестве 30 человек перекрыла трамвайные пути в Приокском районе Нижнего Новгорода. Изначально планировалось, что будет перекрыт проспект Гагарина, но количество собравшихся не позволило это сделать. Глава администрации Приокского района Виктор Яшков пригласил пенсионеров в свой кабинет и сообщил, что как только из областного правительства придут документы, определяющие стоимость проездного билета, вопрос с бесплатным проездом будет решен.
В Автозаводском районе Нижнего Новгорода 16 января пожилые автозаводцы устроили стихийную демонстрацию, перекрыв улицу Веденяпина, на 2 часа остановив движение транспорта, сообщает Комсомольская правда. Демонстранты, которых было несколько сот человек, протестовали против отмены льгот, скандируя лозунги: "Во-ры!" и "Льго-ты!". За происходящим спокойно наблюдал милицейский патруль. Глава района Владимир Солдатенков уговаривал собравшихся разойтись, оставив нескольких человек для переговоров. В результате по предложению главы районной администрации было решено, что он 20 января отправится в ОЗС на его внеочередное собрание, где представит требования митингующих. В свою очередь пенсионеры предупредили, что если ситуация не изменится, они вновь соберутся на митинг 23 февраля.
К возмущенным протестам граждан на днях присоединилось и Нижегородское отделение КПРФ, пишет Нижегородский рабочий. По данным газеты, митинги, организованные коммунистами, пройдут в Нижнем Новгороде и Дзержинске. Как сообщил газете секретарь обкома КПРФ Юрий Скотников, 25 января в Нижнем Новгороде пройдёт общегородской марш и митинг протеста. Главными лозунгами митинга будут: "Президента Путина и его правительство - в отставку!" и "Верните людям льготы!". Ю.Скотников также отметил, что на митинг приглашено и руководство города и области.
Газета Курс-Н сообщает, что остановленный 31 декабря конвейер по производству легковых автомобилей на Горьковском автомобильном заводе (ГАЗ) так и не смог начать свою работу. Причиной тому послужило резкое увеличение цен на двигатели от Заволжского моторного завода (ЗМЗ).
По данным газеты КоммерсантЪ, в 2005 году ЗМЗ подняло на 24% цены на двигатели для ГАЗа и Павловского автомобильного завода. Согласно официальному сообщению ГАЗа, в 2004 году он получил убыток в 106,8 млн. рублей в ходе поставок на ЗМЗ своей продукции.
В ответ на заявления ГАЗа, пресс-служба компании "Северсталь-Авто", которой принадлежит ЗМЗ, заявила, что их удивила реакция ГАЗа, поскольку переговоры между двумя компаниями ещё не закончены и пока некорректно называть какие-либо цифры повышения цен на двигатели, пишут Известия. В то же время "Северсталь-Авто" мотивирует повышение цен ростом стоимости сырья и комплектующих, а также понесенными ими инвестиционными затратами на улучшение качества своих двигателей и открытие дополнительных производств. Несмотря на возникший кризис в отношениях, "Северсталь-Авто" по-прежнему считает ГАЗ своим приоритетным партнёром.
В то же время 20 января рабочие ГАЗа организовали митинг, на котором выразили недовольство ценовой политикой холдинга "Северсталь-авто", сообщает КоммерсантЪ. Рабочие приняли обращение к полпреду президета РФ в Приволжском федеральном округе Сергею Кириенко и губернатору Нижегородской области Г. Ходыреву, а также рабочим ЗМЗ. Рабочих ЗМЗ автозаводцы попросили обратиться к руководству "Северсталь-авто" и объяснить им ситуацию.
На ЗМЗ митинг рабочих ГАЗа вызвал недоумение, так как накануне лидеры профсоюзов обоих заводов договорились о мирном ходе переговоров.
По сообщению пресс-службы ЗМЗ, ситуация прояснится по итогам переговоров на уровне холдингов, а затем на уровне гендиректоров.