«Встреча в тени победы Трампа: европейцы обещают усилить оборону», «Венгерский Орбан готовится стать европейским «шептуном Трампа» — так озаглавило британское агентство Reuters свои репортажи из Будапешта, где 7 ноября прошёл саммит Европейского политического сообщества (ЕПС), а также начался двухдневный саммит Европейского совета — встреча глав государств и правительств стран — членов ЕС.

Иван Шилов ИА Регнум

Главным победителем на саммитах в Будапеште выглядел Виктор Орбан — один из немногих европейских лидеров, который поддерживал хорошие отношения с Дональдом Трампом и открыто делал ставку на его победу.

«Дата проведения саммита, которую Орбан выбрал в связи с тем, что Венгрия председательствует в ЕС, не могла быть худшей для лидеров, опасавшихся возвращения Трампа», — грустит европейская редакция американского сайта Politico.

Неизвестно, подавали ли шампанское на закрытом ужине лидеров ЕС вечером 7 ноября, но сам Виктор Орбан сообщил, что отметил победу Дональда Трампа без французского игристого напитка. «Я лишь частично сдержал свое обещание. Когда Дональд Трамп победил, я был в Киргизии, где существует другая традиция — открывать водку», — сообщил он на пресс-конференции по итогам саммита ЕПС.

На самом же саммите сообщества, где Орбан выступал первым, он предложил «не ждать, пока американцы нас защитят», и пересмотреть военную поддержку Украины со стороны Европы. Хотя в этом вопросе премьер Венгрии и не получил поддержки от коллег, однако присутствующего в зале Владимира Зеленского от статуса главного проигравшего это не спасло.

Причём статус этот даже получил своего рода формализацию. Зеленский выступал вторым, перед президентом Франции Эммануэлем Макроном, которому и принадлежит идея создания Европейского политического сообщества. Но при этом выступления Орбана и Макрона транслировали и выложили отдельно онлайн, а вот речь киевского гостя организаторы не транслировали и не публиковали.

Представитель организаторов саммита сказал журналистам, что выступление Зеленского якобы «не было публичным», однако видео передали его команде. В свою очередь, представители украинской делегации назвали это утверждение ложным: «Речи президента всегда публичные, если это предусмотрено форматом мероприятия. Никаких запросов относительно того, чтобы не транслировать или не обнародовать речь, мы не делали».

Ничего конкретного не добился Зеленский и в ходе встреч с Макроном, премьер-министром Великобритании Киром Стармером и генсеком НАТО Марком Рютте. По сообщению его пресс-службы, со всеми троими он обсуждал «усиление дальнобойных возможностей», но никаких обещаний по этому поводу не получил.

Поэтому неудивительно, что на пресс-конференцию по окончании саммита в Будапеште Владимир Зеленский вышел весьма раздражённым и сразу же заявил, что «прекращение огня — подготовка к продолжению оккупации Украины и разрушение нашей независимости и суверенитета». Когда же журналисты напомнили ему, что гипотетический «мирный план Трампа» предусматривает именно прекращение огня, реакция Зеленского напомнила известное выступление «Квартала-95» на дне рождения олигарха Игоря Коломойского, у которого шоумены просили денег.

«Все говорят, что вы будете делать, если Трамп не будет вас поддерживать финансово? Где вы возьмете оружие? Как вы будете защищаться? Я вам отвечаю. А можно ли нам взять принадлежащие нам 300 миллиардов долларов… Можно мы сами будем решать, какое нам нужно оружие? Можно ли мы сами будем решать, что с этими деньгами делать? Можно ли никто из стран Европы не будет блокировать эти деньги?» — вопрошал Зеленский, подразумевая замороженные на Западе российские резервы.

К тому времени Орбан уже заявил, что помощь Украине со стороны США и Европы в размере 50 млрд евро, которая уже была согласована 26 октября лидерами стран G7, является «открытым вопросом» после победы Трампа на выборах. Пакет мер недостаточен для дальнейшего финансирования Украины, а западные страны устали выделять деньги, сказал венгерский премьер журналистам после саммита. По его словам, сейчас страны ЕС «также движутся в направлении более чёткого определения своих обязательств и целей на Украине».

Правда, сказать это вслух пока решаются немногие. Так, выступая на саммите ЕПС, Эммануэль Макрон в очередной раз сказал, что «наш интерес в том, чтобы Россия не выиграла эту войну». Однако это выглядело не более чем заклинанием на фоне главного заявления — призыва к ЕС утвердить свою стратегическую независимость от США. «Мы не должны вечно делегировать нашу безопасность Америке», — сказал Макрон, что ничем не отличалось от позиции Орбана.

По словам президента Франции, Европа после избрания Дональда Трампа на пост президента США больше не может быть «травоядным» этого мира, вместо этого ей нужно стать «всеядной».

«Мир состоит из травоядных и плотоядных. Если мы решим остаться травоядными, то плотоядные победят, и мы станем для них кормом. Я думаю, что мы, по крайней мере, должны стать всеядными. Я не хочу быть агрессивным, просто мы знаем, как защитить себя по всем этим пунктам», — заявил Макрон.

Один дипломат ЕС в Будапеште сказал в комментарии европейской редакции портала Politico, что избрание Трампа может дать французскому лидеру новый raison d’être («смысл существования») как главному ярому стороннику более смелого, более независимого и единого Европейского союза, особенно когда речь идёт о торговле и безопасности.

Но не все восприняли призывы Макрона к единству. «Он говорит о единстве, но это означает единство во французском понимании», — сказал Politico другой дипломат, которого не впечатлила речь Макрона. — Если это означает поднять разводные мосты — нет, спасибо. Мы хотим оставаться открытыми для трансатлантических отношений».

Подобный раскол в элитах ЕС, особенно в «старой Европе», лишь усиливает надежды Орбана на то, что тесные личные связи с Трампом укрепят его позиции в политически нестабильной Европе. Также это означает поддержку его крайне правых союзников в то время, когда он сталкивается с серьезными препятствиями дома, отмечает Reuters. «Орбан будет считать себя «шептуном» Трампа и использовать это, чтобы получить больше влияния в ЕС», — заявил в комментарии агентству Ян Бреммер, президент и основатель группы Eurasia.

Поскольку хрупкое правительство Франции застряло в бюджетной «чёрной дыре», а немецкая правящая коалиция развалилась, традиционная бюрократическая машина ЕС застопорилась, давая консервативным коллегам Орбана в Центральной Европе и Италии больше возможностей для задания политического тона внутри ЕС, пишет Politico.

«Помимо Орбана, к Трампу идеологически близки премьер-министр Италии Джорджа Мелони и канцлер Австрии Карл Нехаммер, хотя Мелони не разделяет пророссийскую позицию Орбана. Правящую коалицию Нидерландов поддерживает Герт Вилдерс, антиисламский, антииммиграционный политик-популист.

Премьер-министр Словакии Роберт Фицо, как и Орбан, втянут в спор с Брюсселем по поводу верховенства права и разделяет пророссийские взгляды Венгрии. К этой команде потенциальных нарушителей спокойствия, вероятно, присоединится Андрей Бабиш, который, как ожидается, вернется к власти в Чехии на выборах в следующем году», — бьёт тревогу брюссельское издание.

Но пока что «одному в поле Орбану» не удалось переломить евробюрократию. Несмотря на все усилия венгерского премьера, его коллеги по Европейскому совету отказались провести сеанс связи с Дональдом Трампом в ходе саммита. Кроме того, саммит ЕС продлил миссию по подготовке ВСУ на два года с бюджетом в 409 миллионов евро.

Однако, по информации американского агентства Bloomberg, в странах Евросоюза обеспокоены тем, что Трамп переложит на них финансовое бремя за конфликт на Украине и перестанет поставлять Киеву военную технику, которой может и не быть в доступе у европейцев. По данным агентства, которое ссылается на дипломатические источники, лидеры стран ЕС пытаются понять, смогут ли они продолжать обеспечивать Киев помощью, если Трамп решит прекратить поддержку.

При этом агентство утверждает, что Трамп уже начал говорить с европейскими лидерами по поводу Украины. В одном из разговоров будто бы обсуждался его подход к переговорам с Путиным. Американский президент дал понять, что не может просто подтолкнуть Украину к уступкам, не получив ничего взамен.

На этом фоне глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель по окончании саммита в Будапеште заявил, что посетит Украину в ближайшие дни «для обсуждения дальнейшей поддержки на фоне победы Трампа на президентских выборах в США». Виктор Орбан в роли реального переговорщика от ЕС, безусловно, был бы более эффективен. Однако он вполне может подождать инаугурации 47-го президента США, на которую явно будет приглашён.