"Тарифы снова гасят свет".

(Парламентская газета. 20.01.05. А.Статейнов)

С нового года электроэнергия в Красноярском крае стала дороже. Население за киловатт-час будет платить не 46, а 66 копеек, а сельское хозяйство вместо 45 - 78 копеек. Сельчан в администрации края успокаивают. Дескать, общая стоимость повышения тарифа для вас - двести миллионов. Не ахти какие деньги для годового бюджета края, потребуется - найдем. Но в это мало кто верит.

Громче всех по этому поводу возмущался Петр Миков, депутат Законодательного собрания края, возглавляющий аграрную комиссию. Больше тридцати лет он возглавлял знаменитое акционерное общество "Краснополянское" в Назаровском районе, оно и сегодня в списках трехсот лучших хозяйств России. Так вот, именно Петр Миков с трибуны Законодательного собрания не раз утверждал: это повышение тарифов вконец угробит сельское хозяйство края. Спрос на местное молоко и мясо упадет из-за их дороговизны.

Попробуем и мы вникнуть в ситуацию. Наибольшим потребителем электроэнергии на селе являются свиноводство, а также птицеводство, которое как более гибкая отрасль за счет повышения цен еще как-то пытается выжить. Набросили энергетики двадцать копеек на киловатт-час, на столько же увеличили птицеводы цену десятка яиц. Люди покряхтят, а яичко все равно возьмут.

А вот со свиноводством хуже. Годы реформ положили отрасль на лопатки. Нет уже знаменитого в прошлом Первомайского комплекса. А не так давно здесь было семьдесят тысяч хрюшек. Да еще каких - крупной белой породы, скороспелых! Вот уже десять лет еле теплится гремевший на весь край Малиновский свинокомплекс. И конкурсные управляющие здесь правили, и директора с современным рыночным мышлением. Ничего не помогает. Комплекс ведь вынужден покупать уголь, солярку, элетроэнергию, вакцины, металл для клеток, а цены буквально на все растут безостановочно. Раньше в каждом районе края было свиноводческое хозяйство: в Уярском - совхоз "Балайский", в Рыбинском - "Успенский", в Партизанском - "Имбежский", в Идринском - "Центральный"... Совхоз "Балайский", к примеру, каждый год строил современный свинарник на три - пять тысяч голов. И общее число свиней в "Балайском" уходило за двадцать тысяч. Ежегодно отсюда в Красноярск шли машины на мясокомбинат с будущим мясом и салом. Теперь от этих хозяйств не осталось и фундаментов. Лучшие акционерные общества края держат всего по три: - пять тысяч свиней.

Но и эти крохи в самое ближайшее будущее могут исчезнуть: не выгодно кормить. Себестоимость производства мяса при нынешних ценах на энергию растет. Килограмм свинины в живом весе в прошлом году обходился в 90 рублей. Чтобы хоть как-то свести концы с концами, его надо продавать минимум по 150 рублей. Сразу встает вопрос: кто нынче в Красноярском крае по такой цене способен купить свинину? Ведь это сибирская провинция, а не столица с ее уровнем жизни. Попробуем вместе посчитать чужие деньги. Если рабочий получает десять тысяч рублей в месяц на семью из трех человек, полторы-две тысячи рублей он сразу отдает за квартиру, 300 - 400 рублей - за свет. Тысяча-полторы при двух работающих в семье уйдет на маршрутные автобусы. Пять-шесть тысяч на семью из трех человек откладывай на питание. Фактически на покупку одежды, на общественную баню, на поездки на дачу денег уже не остается.

А нужно еще платить за обеды ребенка в школе, за учебники, тетради, за дополнительные уроки по английскому и живописи. На чем хозяйка начинает экономить? На обеденном столе. Мясо - по праздникам, молоко - также. Едим каши, растительные масло, вегетарианские щи. Вот итог: раньше в Красноярске продавали 240 тонн молока в день, а теперь втрое меньше. В связи с последним увеличением цен на молоко спрос на молочные продукты еще больше упадет.

Новые энерготарифы утверждены, сельчане будут производить свинину себестоимостью в 110 рублей, а может, и больше. Оборудование на заводах крутит тоже электричество. Значит, дороже станут и комбикорма, и лекарства, и обогрев животных. Молодняк свиней не вырастить без подогрева гнезда поросят. А при сибирских морозах это все влетает в немалую копеечку. У нашей власти очень много рычагов воздействия на монопольщиков энергетиков. Но они никак не могут толком взяться за них, словно заранее расписываются в бессилии говорить с ними на равных. Если сегодня не остановить монопольщиков, в России не выгодно будет производить даже зерно. Это с трибуны Законодательного собрания Петр Миков подчеркивал уже несколько раз. Услышит ли кто-нибудь депутата.

"Высокое собрание о сибирской стратегии и тактике".

("Сегодняшняя газета", 20.01.05)

Завтра в Томске состоится заседание двух советов - Сибирского федерального округа и Межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение" (МАСС).

Как сообщил корреспонденту НИА руководитель пресс-службы администрации Томской области Андрей Остров, планируется, что председательствовать на заседании будут полномочный представитель президента в СФО Анатолий Квашнин и председатель МАСС, губернатор Красноярского края Александр Хлопонин.

В повестке дня три вопроса. С докладом "О ходе реализации стратегии экономического развития Сибири" выступит заместитель полпреда в СФО Игорь Простяков. О готовности субъектов округа к работе в условиях нового разграничения полномочий и реформы органов местного самоуправления доложат председатель Новосибирского областного Совета депутатов Виктор Леонов и председатель Законодательного Собрания Красноярского края Александр Усс.

Третья проблема, которую намерено рассмотреть высокое собрание, - "Об обеспечении деятельности предприятий лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса СФО". Этот вопрос поручено осветить губернатору Иркутской области Борису Говорину.

Также предполагается, что в заседании советов СФО и МАСС примут участие представители отраслевых министерств и ведомств РФ.

"Власть занервничала".

("Сегодняшняя газета", 20.01.05)

Фракция КПРФ в Государственной Думе объявила о намерении начать сбор подписей за вотум недоверия правительству. Главный пункт обвинений - провал реализации закона о монетизации льгот.

Затрагивая сложившуюся ситуацию в стране, сообщает НИА, губернатор Красноярского края Александр Хлопонин отметил: "По многим вопросам я с правительством не согласен. Это, в частности, контроль за ценообразованием в различных сферах и контроль за ценами на нефть и нефтепродукты. Но что касается отставки правительства из-за закона о монетизации льгот - это перекладывание с больной головы на здоровую. В этом вопросе надо смотреть на региональную элиту, что происходит в конкретных территориях, а не на федеральном уровне. Искать виноватых - это не мой принцип. Я не собираюсь перекладывать проблемы, за которые я отвечаю в Красноярском крае, на Федерацию. Я считаю, что Россия должна существовать по принципу регионов-локомотивов. А мы сейчас живем по принципу выравнивания бюджетной обеспеченности".

Секретарь крайкома КПРФ Владислав Юрчик так прокомментировал корреспонденту НИА это решение столичных товарищей: "Правомерность отставки правительства, которое ведет страну к трагедии, очевидна. Но, к сожалению, ЦК не воспринял наше обращение реализовать гораздо более важные политические задачи. А именно - возглавить стихийно возникшее движение масс против действий властей и объявить, например, 22 января Всероссийским днем протеста. То, что нас не поддержал Центральный комитет, на мой взгляд, неправильно. Он пошел традиционным, проторенным путем, отказавшись от хотя и более трудной, но и более благодарной работы. Я уверен, что наш краевой митинг протеста активно поддержит народ. И если в процессе обсуждения возникнут предложения по отставке правительства, они также войдут в резолюцию. Вы видите, что власть уже занервничала, Путин срочно созвал совещание и пообещал очередную подачку пенсионерам, Матвиенко высказала соображения о возможной приостановке действия закона о монетизации льгот. Сейчас главная политическая сила общества - это люди, и по Конституции, и в действительности. И власть это должна почувствовать".

"Переселение".

("Красноярский рабочий", 20.01.05)

Позавчерашняя поездка в Шарыпово губернатора края Александра Хлопонина с внушительной группой заместителей оказалась весьма насыщенной по регламенту.

Формально она была приурочена к официальному вступлению в должность избранного на днях главой города Вадима Хохлова. Выборы эти по общероссийской традиции последних лет оказались весьма бурными и конфликтными, а потому не удивительно, что губернатор решил лично поддержать начинающего градоначальника, несколько раз подчеркнув во время поездки, что теперь в Шарыпове есть законная власть, на которую можно опираться.

Сам же Хохлов, сразу после церемонии инаугурации в новом городском театре отвечая на вопрос корреспондента "Красноярского рабочего", подчеркнул, что у него нет личной обиды по отношению к недавним соперникам и оппонентам и что он готов ради блага горожан к сотрудничеству со всеми.

Впрочем, торжества по случаю избрания шарыповского мэра были отнюдь не главной целью губернаторской поездки. Чувствуя где подспудное, а где и явное сопротивление региональных малоимущих масс идущей в стране монетизации льгот, Хлопонин встречался с ветеранами города и жителями посёлка Дубинино, входящего в состав Шарыпова. Вполне нелицеприятный разговор шёл как о самой явно хромающей монетизации, так и об энерготарифах для населения и оплате услуг ЖКХ.

Гвоздём программы в полном смысле оказалась поездка в Дубинино, где тысячи людей уже больше 20 лет безрезультатно ожидают переселения из абсолютно ветхих деревянных бараков. Для окончательного определения судьбы одного из самых проблемных населённых пунктов региона решено создать рабочую группу во главе с заместителем губернатора по строительству Николаем Глушковым. Социально-экономическая ситуация в посёлке и состояние его ветхого жилого фонда будут детально проанализированы к 28 февраля, когда губернатор обещал вновь приехать в Дубинино уже с пакетом конкретных решений местных проблем. Но уже сегодня ясно, что о массовом переселении жителей речь не идёт, и посёлок, оказав ему помощь, решено сохранить.

"Губернатор против абстрактных обещаний".

("Сегодняшняя газета", 20.01.05)

Как уже сообщала "СГ", губернатор Красноярского края Александр Хлопонин совершил на днях рабочую поездку в Шарыповский район. Он провел там совещание, в котором также приняли участие заместители губернатора Юрий Олейников, Николай Глушков, Виталий Бобров, Сергей Козаченко и Ольга Карлова.

ОСНОВНОЙ вопрос совещания, который обозначил губернатор, касался реализации программы строительства в Дубинино нового жилья - взамен ветхого и аварийного. Дело в том, что в этом поселке, который находится на территории Шарыпово, шесть тысяч семей нуждаются в переселении, при том что население всего поселка - 12 тысяч жителей. Некоторые дома строились здесь в 1978 году как временные и с тех пор сильно обветшали, а пожары привели к тому, что без крова осталось много семей.

Сейчас в поселке ведется строительство жилого дома за счет средств краевого и федерального бюджетов. В течение 2003-2004 годов освоено около 12 млн рублей. В 2005-м планируется ввести в эксплуатацию только половину здания.

Кроме того, в 2004 году в Шарыпово было перечислено 1,288 млн рублей на приобретение готового жилья. На эти средства было куплено семь квартир. Ордера на них вручил шарыповцам сам губернатор.

Александр Хлопонин поручил своему заместителю Николаю Глушкову в течение месяца разработать программу по переселению жителей поселка Дубинино. Он разделил нуждающихся в жилье на три категории. Первая - это ветераны и пенсионеры, которые должны быть обеспечены социальным жильем. Вторая - работающие люди, способные взять ссуду в банке на приобретение квартиры (а администрация возьмет на себя погашение процентной ставки). Нерешенным остается вопрос с третьей группой трудоспособного, но безработного населения. Программа переселения должна быть подобна той, что реализовалась в Коркино. Документ необходимо представить губернатору уже в феврале.

Хлопонин заметил, что к решению проблемы переселения нужно привлекать предприятия, работающие на этой территории. В своем выступлении он затронул проблему строительства жилья в Дубинино и Шарыпово особо. По словам главы края, в ближайшее время должна быть принята отдельная программа, рассчитанная на 3-5 лет. "Мы не должны больше обманывать людей и давать им абстрактные обещания", - заявил Хлопонин.

Он также подчеркнул, что краевые власти разрабатывают принципиально новый подход к реализации программ по жилищному строительству. По его словам, до сих пор краевые программы по сносу ветхого и аварийного и строительству нового жилья финансировались по остаточному принципу. Начиная с 2005 года, соответствующие программы администрация будет разрабатывать как краевые целевые программы, и финансирование их решено осуществлять в полном объеме.

На встрече Александра Хлопонина с главой Шарыпово Вадимом Хохловым одним из первых вопросов также стала реализация программы строительства в городе нового жилья взамен ветхого и аварийного. Как заявил Вадим Хохлов, в настоящее время в Шарыпово сносу подлежат 103 дома на 1600 квартир. Так что есть над чем работать. Людям нужна крыша над головой.

Во время рабочей поездки губернатор отдельно встретился с ветеранами. Речь, в частности, шла о монетизации льгот. Хлопонин поинтересовался, какие трудности испытывают ветераны в связи с проведением реформы по замене льгот денежными компенсациями. "Красноярский край - первый в России регион, который пошел по другому пути. Федеральным льготникам выплачиваются средства, а региональные пользуются прежними льготами. Если на федеральном уровне монетизация будет успешно реализована, то и край перейдет на эту систему", - заметил Александр Геннадиевич.

Что касается Шарыпово, то там единовременные денежные выплаты произведены на 95 процентов, в целом же по краю - на 91 процент.

Ветераны отметили, что недовольны разделением льготников на федеральных и региональных, поскольку теперь ветераны войны вынуждены оплачивать проезд в автобусе. Губернатор же отметил, что "идея не в том, чтобы поделить льготников, а в том, чтобы превратить льготы в деньги, вопрос же с проездом в автобусах будет решен".

Один из ветеранов попросил губернатора приобрести для местной больницы рентген-аппарат. Александр Хлопонин пообещал сделать это, а уж слово свое в таких случаях он всегда держит, это все знают.

"Практика - критерий истины".

("Сегодняшняя газета", 20.01.05)

Губернатор Красноярского края Александр Хлопонин прокомментировал широко обсуждаемый в последнее время вопрос о повышении энерготарифов.

- Мы сейчас выстраиваем очень жесткий диалог с энергетиками, - сказал Александр Геннадиевич. - По сравнению с другими регионами России, в Красноярском крае ситуация складывается несколько иная, так как мы смогли добиться серьезного контроля над отраслью. Сегодня главный вопрос - это определить, социальная норма 50 кВт/ч - много это или мало на одного человека. Если не считать затрачиваемую электроэнергию, то можно использовать и 150 кВт/ч на человека. По-моему, каждому жителю края необходимо экономно подходить к потреблению электроэнергии. Сегодня мы договариваемся о том, чтобы каждый глава города и района по итогам января проанализировал ситуацию в конкретной территории по расходованию электроэнергии. Тогда и будет ясно, сколько население реально потребляет в месяц. После этого можно будет говорить о конечной норме. Если надо будет увеличить социальную норму, мы ее увеличим".

"Блеск и нищета преобразований, или почему жареный символ года пребольно клюнул разработчиков монетизации".

("Красноярский рабочий", 20.01.05)

С 1 января 2005 года в силу вступил федеральный закон о монетизации льгот. Что всё-таки удобней для известной категории населения - натуральная льгота или её денежное выражение? Возможно, лучше других в Новосёловском районе обобщённый ответ на этот вопрос знает глава района А.И.Дамм. Он в эти дни как раз проводит ставшие уже традиционными ежегодные встречи с населением буквально в каждом из 30 с лишним сёл своего района.

Надо сказать, встречи организуются так, чтобы любой житель каждого села мог их посетить и задать вопросы или высказать мнение непосредственно главе и быть им услышанным. При этом глава может тут же переадресовать какой-либо специфичный вопрос руководителям и специалистам всех районных ведомств и служб и потребовать от них конкретных объяснений. Такое общение вкупе с умением анализировать и синтезировать услышанное и увиденное и вооружает Дамма точным знанием мнения наcеления по любому поводу, от текущих местных дел до общегосударственных. Вот почему редакции "Красноярского рабочего" особо интересно было узнать мнение главы района, сельского района, и по поводу ситуации, возникшей в связи с новогодними преобразованиями в стране.

Известно, сколько людей, столько и мнений. И мои встречи с населением сёл это наглядно подтверждают. Вот мнение молодого служащего, инвалида второй группы: "Особой разницы нет. Хотя в плане проезда я как студент-заочник теряю, потому что в город езжу довольно часто - на сессии, консультации... И полученную денежную выплату потрачу на учёбу".

А вот что думает пенсионерка и тоже инвалид: "Для меня удобней деньгами. Почему? На курорты, к примеру, я не езжу, а компенсацию за это буду получать каждый месяц. Опять же смогу позволить себе более дорогостоящие лекарства, какие раньше мне не выписывали. Да и фруктов себе смогу купить побольше".

Другие, как вот этот ветеран Великой Отечественной войны, ещё вообще не определились: "Трудно сказать, что лучше, я ещё до конца не разобрался, чего там в законах наменяли". Как видите, мнения о монетизации получателей этих самых монет совершенно различны. Так что сказать, что закон совершенно неприемлем, не могу, поскольку, с одной стороны, монетизация льгот - это всё же благо, но с другой - благо сомнительное. Моё твёрдое убеждение - реформы проводить нужно, но делать это за счёт народа, по меньшей мере, непорядочно. Не лучше ли переложить неизбежные их тяготы на всеми любимых олигархов? Или их трудней уговорить потерпеть и раскошелиться? Можно предложить ещё такой вариант: обкатывать всякую сомнительную инициативу на самих федеральных чиновниках.

Никто не спорит, система льгот в нашей стране страдала многими болезнями. Её надо было лечить. Но возникает естественный вопрос, почему в очередной раз наши федеральные "доктора" прибегают к одному и тому же радикальному методу лечения - шоковой терапии. Прописать лекарство полегче и послаще они не могут? Или не хотят? И почему тяжесть нужных в общем-то реформ опять непродуманно перекладывается на плечи простых людей?

Разве опыт коряво проведённой в своё время приватизации ничему не научил наших реформаторов? Тогда тоже хотели осчастливить народ раздачей общенародной собственности.

Правда, получили её считанные единицы, а 95 процентов населения, кроме бумажных ваучеров, ничем не завладело. Как и от одномоментной либерализации цен 1 января 1992 года тоже пострадали те, ради кого в общем-то цены отпускали на волю.

Я думаю, любые преобразования, касающиеся огромного числа граждан (причём и каждого отдельного гражданина как-то по-своему), должны проводиться взвешенно, оттачиваться в локальных экспериментах на нескольких регионах и соответственно применяться избирательно для различных регионов с учётом местной специфики. И уж тем более никак не в ущерб тем, ради кого затеваются.

Да, многие льготники в условиях прежней системы большинством декларируемых льгот воспользоваться не могли в течение всей своей жизни (как мог воспользоваться бесплатным проездом, скажем, пенсионер, дальше околицы деревни никуда не выезжающий?). Но в то же время немало и тех, кто благодаря тому же бесплатному проезду в общественном транспорте мог как-то сводить концы с концами, для кого эта льгота была способом выживания в тяжёлой экономической ситуации (например, поездки на городском автобусе или пригородной электричке в поисках наиболее дешёвых продуктов или за бесплатными дарами окрестных лесов и рек).

Хорошо, что фиксированную денежную выплату будут получать те, кто раньше, даже имея на то право, в силу объективных и субъективных причин ею не пользовался. Но, поделив льготников на федеральных и региональных, законодатели, сами того не желая, как бы внесли раздор между этими категориями населения, заложили источник нестабильности, социальной напряжённости. Это, к сожалению, не замедлило проявиться - и что теперь, с помощью ОМОНА будем мирить недовольных?

Уже первый месяц применения нового федерального закона показал, что дров опять наломано изрядно... Пикеты, демонстрации, протесты стариков и тому подобный народный отклик подтверждают, что в очередной раз разработчики реформы забыли заглянуть хоть немного вперёд, просчитать последствия и реакцию. Теперь, когда жареный символ нового года клюнул в определённое место, они спохватились. Но попытались по привычке свалить с больной головы на здоровую, кивают на региональные власти, на нерасторопность на местах и тому подобное.

По федеральным спискам денежное пособие обеспечено, региональные же получатели в ряде регионов замены натуральных льгот той самой монетой дождутся не скоро. Но гораздо хуже то, что при назначении денежных пособий не учтён местный фактор: регулировать выплаты, на наш взгляд, нужно на уровне поселений. Поясняю - каждый глава сельсовета лучше чиновников различных ведомств знает, кому из жителей его территории можно льготы монетизировать, кому - оставить в прежнем виде, натуральном.

Не секрет, далеко не все способны разумно потратить полученные деньги, есть такие граждане, что буквально в три дня потратят компенсации совсем не по назначению. А потом будут ходить в те же сельсоветы, стучать по столу кулаком, требовать внимания, заботы и... материальной помощи для оплаты квартиры, телефона, приобретения лекарств и так далее. И местная власть (а отнюдь не разработчики закона) вынуждена будет изворачиваться, изыскивая возможности помочь семье незадачливого получателя монетизированной льготы, тем самым предотвращая упомянутую напряжённость.

В нашем сельском районе в силу обстоятельств не много тех, кто мог сколько-нибудь регулярно реально пользоваться большинством льгот, поэтому мы в основном за монетизацию. Но только против её проведения с кондачка, мы не согласимся, чтобы всем без разбору впаривали, если так можно сказать, социальный товар единого стандарта, покроя, если не сказать пошиба. Расхлёбывая поспешность и необдуманность шагов федерального центра, мы в районе стараемся смягчить ситуацию. Наши социальные службы работают в усиленном режиме.

И ещё, раз уж так получилось и раз "Единую Россию" называют партией власти, мы должны почувствовать свою ответственность за происходящее и предпринимать нетривиальные действия. Идти к людям, разъяснять суть вещей. Во всяком случае, не быть сторонними наблюдателями, бесстрастными статистами.

Теперь несколько слов о том, как новосёловцы провели новогодние каникулы, которыми правительство "осчастливило" россиян по подобию цивилизованной Европы. Мы старались как могли, чтобы это время для новосёловцев прошло полезнее.

Но вынужден сказать, что для сельского жителя подобные каникулы ни к чему, он ими и воспользоваться-то не сможет: не будут же коровы на фермах ждать, пока доярки да скотники отпразднуют все прописанные в ФЗ выходные. И вообще, длительный отдых расхолаживает, расслабляет, потом настроиться на рабочий лад трудновато, об этом говорят и психологи. Хотя не только в сельском хозяйстве, но и в ряде других сфер деятельности такой продолжительности выходные неприемлемы: бухгалтерских отчётов, к примеру, никто не отменял. А в ЖКХ, учитывая зимние низкие температуры, оставить объекты жизнеобеспечения без контроля - просто преступление.

Для России, тем более для Сибири, лучше дополнительные каникулы устраивать летом или весной, когда и температуры повыше, и дел садово-огородных побольше...

Александр ДАММ, глава Новосёловского района. Новосёлово.

"Край или краюшка?".

("Сегодняшняя газета", 20.01.05, Юрий Владимиров)

Обратите внимание, как мы быстро привыкаем ко всему. Деньги, например, берешь взаймы, а отдавать не хочется. Потому как - привык. Или опохмеляться по утрам - тоже такая привычка очень быстро может возникнуть. С другой стороны, чего-то отдавать, хотя бы и долги, или делать - не хочется категорически. Сейчас вот начнут уговаривать на референдум прийти, насчет объединения края, а нам какой от этого резон, зазря ноги бить и в гражданскую позицию становиться? Пусть они вначале расскажут - чего нам за это будет, в конвертируемых единицах. Да еще пускай с полным к нам уважением отнесутся. Вот, мол, без вашего голоса хоть ложись да и помирай. Тогда мы еще подумаем.

А то взяли моду, чуть что - голосуй. Им за это деньги платят, вот пусть сами и думают. Очень даже правильная позиция. Особенно если учесть, что "они" действительно ничего сделать не смогут без референдума. Никакой президент, Дума и все губернаторы. Только вот ведь какая ситуация. При самом пристальном и злобном подходе ни в каком месте не обнаруживается: для чего это нужно "им"? То есть вот этим всем вышеперечисленным. Власти. При том можно легко найти аргументы - почему "им" это не выгодно. Да уже начиная с того, что чиновников, то есть "их", станет в три раза меньше.

Что же касается нас... Может быть, некорректно про это напоминать, но в большинстве своем то, что у нас сейчас есть, досталось в наследство. Другие строили. Кроме всего прочего, они и край нам оставляли совсем не в таком виде, какой он сейчас. Может быть, не очень корректно спрашивать: "Сколько мы за это получим?". Просто частично отдать долг. Тоже немало.

Давайте хотя бы историческую или, например, географическую точность соблюдать. "Россия" как империя, на момент ее распада, была то же самое, что СССР плюс Польша и Финляндия. Одноименное государство, которое появилось несколько лет назад, даже внешне ничем не напоминает то, прежнее. "Красноярский край" - это то, что сейчас, плюс республика Хакасия, Эвенкия и Таймыр. Строго говоря, мы даже называть себя жителями "Красноярского края" не имеем права. Краюшка это, в лучшем случае. Впрочем, тут вопрос вкуса.

Есть еще такая вещь, как ответственность. Красноярский край и автономные округа образовывались по разным основаниям. Непосредственно край создавался как государственно-территориальное образование. С собственной экономической структурой и соответствующими обязательствами. Дать стране столько-то угля, металла, леса и баллистических ракет. Эвенкия и Таймыр, по большому счету, создавались для сохранения этносов. Они ценны тем, что они другие, и тем, что они есть. Нормальный подход. Даже, скажем, единственно возможный. Если мы о людях говорим. Потому как среди людей происходит много разных отношений, которые не всегда измеряются деньгами. То, что создавалось в большом крае, оно было для всех. Потому как, если называть вещи своими именами, речь идет, в том числе, и о спасении редких, вымирающих этносов. Цивилизаций, если хотите.

Вот взять край в период его распада. Когда Борис Ельцин огласил "парад суверенитетов". Какие интересы простого народа отражало то деление? Если посмотреть на результаты сегодняшние, получается, что за годы независимости автономные округа лучше всего научились производить управленческий продукт. В той же Туре, столице Эвенкии, семьдесят процентов населения заняты в сфере управления. Округом, районом, поселком руководят. При населении пять тысяч человек. Давайте объективно смотреть. Есть титульные нации, которые дают название субъекту. Реально численность этих наций - гораздо менее половины всего населения округов.

Впрочем, интересы власти в процессе объединения можно обнаружить. Федеральной власти, подчеркнем. Чем меньше у нас будет субъектов, тем проще и эффективнее будет процесс управления. Вообще говоря, все это звенья одной цепи. То, что Путин говорит о создании вертикали власти, вовсе не шутка. Федеральный конституционный закон "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" был принят в декабре 2001 года. В прошлом году принято решение назначать глав субъектов федерации. Логика-то одна.

Кстати, тот самый закон, по которому нужно будет проводить референдум и менять Конституцию, содержит одну интересную вещь. По крайней мере, когда Пермская область объединялась с Коми-Пермяцким округом, им определили переходный период - три года. Пока будет новый устав создан, органы власти сформированы и прочее. Так вот, на этот период нельзя отчуждать государственную собственность. Если исходить из формулировки закона, в Пермском крае в переходный период приватизация (и другие формы отчуждения государственного имущества) невозможна. Смысл в том, что, грубо говоря, подается полная опись имущества всех сторон. И эта опись становится составной частью закона. Чтобы избежать ненужных разговоров, никто не имеет права пользоваться вот этим общим имуществом. Собственно, сейчас происходит все с точностью до наоборот в сравнении с тем, что было у нас в начале девяностых. Тогда край распадался, чтобы было удобнее распродавать общее имущество. Сейчас сливается. Чтобы имущество сохранить. Хотя бы то, что осталось. Кстати, осталось не так мало.

Привычка с подозрением относиться ко всему, что исходит от власти, может на этот раз сыграть злую шутку. То, что "они" в большинстве случаев делают так, чтобы нам стало еще хуже - это закономерность. Но вот с этим референдумом, кажется, случайность. Если вспомнить, впервые идею восстановления Красноярского края выдвигали коммунисты. Еще в то время, когда на самом деле выглядели оппозицией. И должны были говорить слова, неприятные власти. Тоже повод для размышлений на тему "кому выгодно"?

"Когда же будет метро в Красноярске?".

("Красноярский рабочий", 20.01.05, Лика Кытманова)

Судя по финансированию строительства, лет через... сто.

Вчера состоялось выездное рабочее совещание депутатов Законодательного Собрания, представителей Совета администрации края и городских чиновников на объектах строящегося метро.

Осмотр начали со станции "Высотная", там уже сделан тоннель длиной 421 метр. По словам председателя комиссии по промышленности Законодательного Собрания края Виктора Зубарева, этот отрезок был наиболее сложным, так как наверху над ним находится озеро. Тем не менее работа была выполнена очень качественно и в установленные сроки. Но проблема остаётся неизменной - нет финансирования. Машина без работы стоит уже с мая, поэтому начинает скапливаться и протекать в соединениях вода. Генеральный директор ОАО "Бамтоннельстрой" Александр Голышев говорит, что один метр проходки (в зависимости от сложности пород) может стоить от двухсот до трёхсот тысяч рублей. При условии, что деньги будут поступать по миллиарду в год, метро от улицы Высотной до Предмостной площади будет сдано в эксплуатацию через четырнадцать лет. Но понятно, чем больше будет финансирование, тем короче окажутся сроки строительства.

Существует три варианта сдачи метро в эксплуатацию: через пять, семь или четырнадцать лет. Естественно, что самый короткий период наиболее предпочтителен, так как городские магистрали с каждым годом становятся всё более загруженными. Есть пять станций, которые уже запланированы к сдаче в первую очередь, но существует два варианта строительства: от Высотной до центра города или более длинный маршрут с выходом на Предмостную площадь, но тогда станции будут достраивать позже, а поезд пока будет следовать с меньшим количеством остановок.

На пуск первых пяти станций необходимо 14 миллиардов рублей. Буровая машина, установленная на Высотной, делает от 150 до 300 метров в месяц, плюс к тому работа на других станциях может вестись параллельно, навстречу друг другу, и это, естественно, ускорит темпы строительства. Первоначально восемьдесят процентов строительных работ финансировалось из Федерации, а двадцать - из бюджета края и города, позже пропорции сравнялись, пятьдесят на пятьдесят. Теперь же предлагается вариант: восемьдесят процентов денег должны выделять край и город и лишь двадцать - Федерация. Таких средств в нашем бюджете, конечно, нет, поэтому уже полгода ведутся переговоры без каких-либо результатов. В новом краевом бюджете строки о финансировании строительства метро тоже нет. Поэтому надеяться на скорый ввод в эксплуатацию столь нужного для жизни города объекта жителям пока не стоит.