Назад, в тьму Руси. В Киеве отметили День государственности с новым смыслом
Удивительный праздник — День украинской государственности — в нынешнем году впервые отмечается 15 июля, хотя и сам праздник в принципе появился недавно. В 2021 году он был введен указом Владимира Зеленского и одновременно совмещен с Днем крещения Руси. Однако поскольку отмечался он 28 июля, как и в России, Верховная рада устранила это вопиющее безобразие по требованию политической церкви ПЦУ. Но новому, идеологически верному церковному календарю, Владимир крестит Русь отдельно для Украины.
И в этом состоит главная соль праздничной даты. Святой равноапостольный князь публично объявлен одним из основателей и покровителей украинской государственности. По правде говоря, еще в 2008 году при президенте Викторе Ющенко, помешанном на «украинских древностях», государственный праздник был назван как «День крещения Руси — Украины».
«Для нас этот день фиксирует и означает несколько принципиальных понятий. Это преемственность тысячелетней истории Украины, нашей нации и государства. Это неделимость украинского народа и его единство вокруг идеи сильного государства и веры. Это соборность всех украинцев и всех украинских земель вокруг родной государственной и духовной столицы — Киева. Это большое присутствие Киева в мировой истории и его цивилизационное влияние на соседние земли и народы. Это единство нашего государственного и духовного начала…» — заявил тогда Ющенко.
Но на это долгое время никто не обращал внимания.
Сама инициатива введения памятной даты в 2007 году была предложена Украинской православной церковью ввиду грядущей круглой цифры, 1020-летия крещения — с привязкой к дню памяти князя Владимира. А на 1025-летие был организован международный крестный ход и колокольный перезвон от Камчатки до Киева. На чудачества «пчеловода» все как-то махнули рукой — слишком огромным и слишком важным представлялось само событие, чтобы серьезно относиться к утверждению, будто князь крестил какую-то Украину.
«Мы пытаемся вбросить в прошлое современную национально-государственную номенклатуру и тем самым себя обкрадываем, потому что крестился огромный восточнославянский мир, а мы сводим явление к Среднему Поднепровью. Мне это не нравится. Потому-то и проведем в дни празднеств научную конференцию под недвусмысленным названием «Крещение Руси», — заметил по этому поводу выдающийся ученый-медиевист, академик Петр Толочко.
Он разделял точку зрения, что в 988 году в Киеве украинцы обрели свою идентичность. Только случилось это, как говорил Петр Петрович, благодаря тому, что Русь вошла в Византийское содружество наций. «И мы обрели православную культурную идентичность. Ее изменить практически невозможно», — подчеркнул он.
Само событие, известное нам по пересказам Нестора-летописца, составлявшего свои записи на сто лет позже по имеющимся у него летописям и разного рода преданиям и семейным историям, изучено довольно хорошо. Для самих греков (то есть византийцев) оно не имело какого-то важного значения, поскольку переход Руси в христианство, на их взгляд, уже давно состоялся.
Христианами были князья Аскольд и Дир, принявшие крещение после похода Руси на Константинополь в 860 году. Христианкой была княгиня Ольга, нанесшая в 957 году официальный визит в Константинополь с большим посольством, в которое входил священник Григорий. Она добивалась крещения и признания Византией Руси как равной христианской империи, а вот её сын Святослав интересовался только воинскими делами.
Однако внук Ольги, князь Владимир Святославович, сделал то, чего до него никто не делал: во-первых, принудил византийского императора отдать за него сестру Анну, чтобы выполнить условия соглашения о русской военной помощи Византии; во-вторых, сделал христианство государственной религией, обязательной к исповеданию. К слову, историк Николай Никольский в своей монографии «История русской церкви» (1931) указал на то, что крещение киевлян, кроме дружины князя, было насильственным: «население приходилось загонять в христианский рай дубиной».
А в целом же был сделан цивилизационный выбор для огромной территории восточных славян, во многом определив и весь путь их развития, и конфликты с западным миром, существующие по сей день.
Но поскольку для России это событие тоже имеет огромное значение, извечный комплекс неполноценности постоянно толкал «патриотические силы» выделить особое место Украины в делах прошлого. Так что в президентскую каденцию Владимира Зеленского события X века обрели особое звучание. Положив начало традиции празднования одновременного Дня украинской государственности в 2021 году, он подал это с особым пафосом.
«Мы — молодая семья из славной династии Киевской Руси — Украины. Из рода основателей. Рода крестителей. Из храброго рода. Мудрого рода. Казацкого рода. Мы не сироты и не найденыши. Мы потомки могущественной страны, которая была центром Европы, — сказал Зеленский, выступая на Майдане в августе 2021-го, после подписания указа. — Здесь начиналось православие, здесь взял начало старославянский язык, правопреемником которого является современный украинский язык. Здесь началась и наша государственность. Зарождение нашей государственности мы будем отмечать в день расцвета нашей государственности — в день Крещения Киевской Руси — Украины».
Пикантность ситуации традиционно состояла в том, что никакой Украины в X веке не было и не могло быть — как не было и Киевской Руси. Этот термин возник в первой половине XIX века в узкогеографическом смысле (чтобы отличить Червонную Русь, Суздальскую Русь и т.д.) А впоследствии эволюционировал до хрестоматийного в советское время понятия, за разработку которого академик Борис Греков получил Сталинскую премию. И означало оно «империю Рюриковичей», по аналогии с западноевропейской империей Карла Великого.
А вот основоположник самобытной украинской исторической школы Михаил Грушевский предпочитал употреблять названия «Киевское государство» или «Руська держава», противопоставленная государству Московскому. И перетекло оно в его теоретической выкладке не в Великое княжество Владимирское (и далее в Москву), а на запад, в Галицко-Волынское княжество и литовско-польский период. Так что мода изображать «Киевскую Русь» государством, созданным украинским этносом и принадлежащим исключительно ему, появилась уже в наше время.
Таким образом, держава, официально являющаяся правопреемницей УССР, впервые возникшая как протогосударство в начале XX века и никогда не находившаяся в границах 1991 года до советского периода, держится за поистине уникальный миф. В нем князь Владимир на берегу Почайны основал Украину, причем дату, когда он это сделал, ему назначают волевым решением современного начальства.
Христос здесь рождается с католиками, а воскресает с православными, при этом церковь святого князя-крестителя, существующая по сей день, притесняется и уничтожается. Политическая преемственность с Древней Русью ведется непрерывной линией на основании того, что введенная в 1996 году денежная единица называется так же, как тогда, а стилизованная родовая тамга Рюриковичей присвоена в качестве малого государственного герба.
При этом сохранение их центра власти на севере, во Владимире, Новгороде, Смоленске, а затем и Москве отрицается категорически. А собирание украинских земель в тех самых границах 1991 года называется оккупацией и преступным актом.
«Факт остается фактом: двух Киевов нет. Есть один Киев, и это украинский Киев, и это столица Украинского государства, который был с самого начала столицей Древней Руси. Это наша история, наше прошлое, наше настоящее и наше будущее», — резюмировал министр иностранных дел Дмитрий Кулеба.
И в этой энергичной цитате как в капле воды отражается огромная проблема, которую невозможно переступить уже многим поколениям украинских политических деятелей: они хотят быть великими, не имея для этого никаких оснований. «Киев — столица Древней Руси, и это наше будущее» — это на самом деле прекрасная формула. Ведь в те седые времена не было электричества, пахали сохой, жили в деревянных домах под соломенной крышей и вместо кондиционера использовали колодезную воду, о чем не преминул напомнить гражданам глава налогового комитета Верховной рады Даниил Гетманцев.
Ну а предмет особой гордости украинских историков, династические браки, когда киевские князья отдавали дочек замуж по всей Европе, тоже современная реальность. Если им так хочется быть Древней Русью — все обстоятельства работают на эту задачу, и такое желание стоит всячески поощрять. Не забывая при этом напомнить, что такой выбор сделан совершенно сознательно.