Во время последней пресс-конференции в Москве президент России Владимир Путин, говоря о положении русскоязычного населения в Латвии, сослался на опыт Охридских соглашений, заключенных в августе 2001 года под эгидой НАТО в Македонии. Текст данного документа в переводе на русский язык на днях впервые полностью опубликован в российских СМИ. Корреспондент ИА REGNUM попросил латвийских политиков прокомментировать данные соглашения в применении к Латвии.

Председатель парламентской комиссии по иностранным делам Александр Кирштейнс (Народная партия):

"На мой взгляд, они не имеют никакого отношения к Латвии, так как албанцы на той территории, как в Охриде, так и в окрестностях, жили еще во времена Римской империи. Македония там появилась позже. Поэтому, скажем, Латвия не учит русских, как им жить в России. Очень простой ответ. И Путин на этом примере не может поучать. И самое главное, чего Путин, видимо, не знает, что я передал послу РФ в Латвии: советская Россия в 1920 году, подписав мирный договор с Латвией, подтвердила, кого она признает гражданами Латвии. Россия таковыми признала тех, кто в 1920-м году жил на территории Латвии или потомков тех, которые жили до Первой мировой войны - до 1 августа 1914 года - на нынешней территории Латвии. Именно их следует считать гражданами Латвийской республики, а не тех, кто приехал позже. Под этим документом есть подпись России. Албанцы же, в отличие от русских Латвии, являются коренными жителями Македонии. Даже, например, в Швеции учитывают, что те, кто приехал в их страну 60-е и 70-е годы прошлого века, являются переселенцами. В свою очередь, в ОБСЕ есть специалисты в правах национальных меньшинств, а не в правах переселенцев. Таким образом, в Латвии идет речь о переселенцах СССР, чего Путин, возможно, не знает.

В Швейцарии, к примеру, имеется 1,5 млн. иностранцев. Почему Путин не высказывается о Швейцарии, где эти люди не являются гражданами? В Люксембурге 40% не являются гражданами. Почему Путин не высказывается об Австрии, в которой 25% иностранцев? Они тоже не граждане. Никакого отличия. Российский МИД на днях опубликовал сообщение о необходимости подписания вместе с Договором о границах еще и Декларации о политических отношениях. Очень хорошо, только не будет так, что эту декларацию напишут в России. Мы со своей стороны ее дополним, чем хотим. А подписать эти два документа действительно можно одновременно. Это хорошая идея. Но только не думайте, что может появиться документ, в котором, к примеру, не будет ссылки на мирный договор 1920 года. Так как в нем заложены все необходимые принципы. Не только принципы о границе или гражданстве, но и, например, там заложен принцип, что грузовые перевозки в Латвию не могут быть с платежами, превышающими такие же самые перевозки российскими предприятиями. Там даже транзитные принципы заложены. И, к примеру, говорится, что латышские стрелки - это воинская часть, у которой нет ничего общего с латышским народом и Латвийским государством. Это я к тому, что различные депутаты Госдумы России говорят, мол, если вы просите компенсации за коммунистические дела, мы в ответ попросим за то, что в России совершили красные латышские стрелки. Но в мирном договоре записано, что латышские стрелки являются российской воинской частью, а не латышской. Поэтому обязательно должна быть ссылка на этот договор".

Министр внутренних дел Эрик Екабсонс (Первая партия):

"Мне понятна озабоченность президента России правами и проблемами своих соотечественников, живущих за рубежом, в том числе и в Латвии. Это нормально. Только я не думаю, что сравнение Латвии с Македонией адекватно. Да, у нас есть известные политические трудности, но они обсуждаются в атмосфере демократических дискуссий и решаются конструктивным путем с учетом различных точек зрения. Как министр внутренних дел, могу засвидетельствовать: в Латвии нет никаких оснований для того, чтобы события здесь развивались по македонскому сценарию. В настоящее время это исключено. Конечно, в любом государстве может произойти нечто, спровоцированное определенными силами. Но структуры МВД республики работают успешно, в том числе и в сотрудничестве со спецслужбами России, так как силовые ведомства обеих стран понимают, что есть экстремистски настроенные силы - как левые, так и правые, которые были бы заинтересованы в таких конфликтах.

Что касается высказываний президента России, то мне понятен ход его мысли и его можно было бы поддержать, но определенно не в таком виде. Скажем, мы не можем обеспечивать представительство неграждан во властных структурах с помощью каких-то квот. Лично я за использование уже имеющихся средств, которые достаточно эффективны. Например, процесс натурализации, позволяющий в конечном итоге воспользоваться и механизмом выборов. Что в действительности и происходит: благодаря проводимой в этой сфере политике, число натурализованных жителей Латвии стремительно растет, и будет расти еще больше. Конечно, нужно развивать и общественный диалог".

Депутат Сейма от Партии народного согласия, член Парламентской ассамблеи Совета Европы Борис Цилевич:

"Надо четко себе представлять, в какой ситуации появились Охридские соглашения: вопрос стоял об установлении мира и прекращении войны. И не случайно они были приняты под эгидой НАТО, а не каких-то других международных организаций. По сути дела была чрезвычайная ситуация - война, и для того, чтобы ее прекратить, были приняты чрезвычайные меры. К моему глубокому сожалению, рассматривать это, как некий универсальный механизм, который опирается на какую-то общепринятую практику, нельзя. В принципе те меры, которые там предусмотрены, они, конечно, достаточно эффективны, но мне очень хочется надеяться, что в Латвии никогда не возникнет ситуация, когда потребуется применение таких механизмов и таких мер для достижения какого-то решения. Не самих решений, а именно механизмов достижения решения, которые применялись в Македонии. На самом деле это давно известный принцип в правах меньшинств - "плохое поведение вознаграждается". Что касается того, что сказал Путин, то он уже не первый раз об этом говорит и, в общем, мне это трудно комментировать. Да, Россия время от времени подтверждает свою позицию. Но, к сожалению, что-то не заметно, чтобы эта влиятельная мировая держава нашла какие-то эффективные пути, чтобы данная позиция вызвала понимание в международных организациях и вообще как-то повлияла на ситуацию. Заявления остаются заявлениями и складывается впечатление, что они как бы рассчитаны скорее на внутреннюю российскую аудиторию, а не на реальное влияние на положение в Латвии".

Депутат Сейма Латвии от объединения "Отечеству и Свободе/Движение за национальную независимость Латвии" Юрис Добелис:

"Мы, конечно, можем изучать все то, что происходит во многих странах, где живут различные народы. Но это просто опыт. Нам в Латвии следует применять полностью свой подход, так как у каждого государства свое историческое развитие. И нужно руководствоваться теми законами, которые у нас имеются на настоящий момент. Надеюсь, вы хорошо понимаете, что учиться на русском языке в школах Латвии в настоящий момент никто не запрещает. Путин же говорит с точки зрения интересов России, то есть постоянного какого-либо давления на Латвию. Это можно объяснить великодержавной политикой наших соседей, но в Латвии, в отличие от России, своя политика".

Депутат Сейма Латвии от объединения "За права человека в единой Латвии", активист Штаба защиты русских школ Владимир Бузаев:

"В одном из документов Вселатвийского съезда защитников русских школ марта прошлого года есть ссылка на Охридские соглашения. Проживающему в Макединии албанскому национальному меньшинству по этим соглашениям обеспечено право на получение среднего образования на родном языке, а также и высшего. В заключении Охридских соглашений в качестве посредников участвовали многие влиятельные международные структуры - НАТО, ОБСЕ и т.д. И то, что хорошо для македонских албанцев, наверное, хорошо и для латвийских русских. Просто мы народ спокойный и цивилизованный и не хватаемся за автоматы, как албанцы. Но, тем не менее, двойные стандарты недопустимы и поэтому ссылка на Охридские соглашения вполне уместна, в том числе и из уст президента Владимира Путина. Тем более, что он просто повторил аргументацию съезда защитников русских школ".

ИА REGNUM: Действующий ныне латвийский Закон об образовании изначально предусматривал перевод с 1 сентября 2004 года образования в старших классах школ национальных меньшинств только на государственный язык. Потом в него внесли поправки в виде нормы преподавания в 60% на латышском языке и 40% на родном. Еще недавно депутаты ряда правых партий предлагали ужесточить данную пропорцию в 90% на латышском языке. То есть тенденция к ликвидации образования на русском языке в Латвии существует реально.