"Перекроют ли льготники Вологодскую дорогу?": обзор прессы Архангельской области за 12 января
Политика
А была ли оппозиция? ("Правда Севера")
На первой сессии областного Собрания четвертого созыва, состоявшейся 8 января, как полагается, делили портфели и посты. "Старослужащие" депутаты держались уверенно, новички присматривались друг к другу и к обстановке. Огорчил "дефицит" прекрасного пола - среди 56 избранных депутатов всего шесть женщин (в прошлом созыве было пять из 39). Разрешились, наконец, мучительные сомнения местных политиков, есть ли пиджак у новоиспеченного депутата Ильи Азовского. Есть, хотя и кожаный.
Но все по порядку. Открыл заседание и вел его до избрания председателя Собрания Юрий Барашков как самый старший из депутатов. Получалось у него пусть и не совсем правильно, зато весело и от души. Юрий Анатольевич путал имена и фамилии, понятия "принять за основу" и "принять в целом", заявления и предложения. Но как-то выкрутился и даже заслужил благодарные аплодисменты.
Подвох в повестке дня заметили не сразу. Вместо привычных и зафиксированных в регламенте Собрания и Уставе области постоянных депутатских комиссий там значилось "образование комитетов" и избрание их председателей. Вопрос о противоречии Уставу возник, когда повестку уже приняли за основу. На что специалист по законодательству Станислав Вторый как-то легко заявил, дескать, регламент устарел, а в Устав можно и изменения внести, это же недолго... Депутаты пересматривать "конституцию области" на первой сессии отказались и стали искать выход из законодательного тупика.
Предлагали переголосовать, изменить формулировку вопросов, даже уходили на перерыв "чтобы снять стресс" и снова спорили. В итоге утвердили так, как есть, и занялись избранием председателя. Похоже, что этот вопрос был решен задолго до сессии. Депутат Вторый от имени "Единой России" предложил кандидатуру депутата Фортыгина. Тот прочитал заготовленную речь. Правда, коммунист Александр Новиков выдвинул как компромиссную фигуру Николая Исакова, победившего с рекордно высоким процентом голосов в одномандатном округе и "без ярко выраженной политической окраски". В поддержку Исакова выступили только жириновцы, причем Михаил Силантьев припомнил Виталию Фортыгину все огрехи прошлого созыва. Но на этом оппозиция закончилась. Фракция ЛДПР в полном составе... не участвовала в тайном голосовании. Депутаты заявили, что просто не успели за отведенные 15 минут, дав понять тем самым, что в принципе не против Фортыгина, получившего 33 депутатских голоса. Предлагали переголосовать, изменить формулировку вопросов, даже уходили на перерыв, "чтобы снять стресс", и снова спорили. В итоге утвердили так, как есть, и занялись избранием председателя.
Похоже, что этот вопрос был решен задолго до сессии. Депутат Станислав Вторый от имени "Единой России" предложил кандидатуру депутата Виталия Фортыгина. Тот прочитал заготовленную речь. Правда, коммунист Александр Новиков выдвинул как компромиссную фигуру Николая Исакова, победившего с рекордно высоким процентом голосов в одномандатном округе и "без ярко выраженной политической окраски". В поддержку Исакова выступили только жириновцы, причем Михаил Силантьев припомнил Виталию Фортыгину все огрехи прошлого созыва. Но на этом оппозиция закончилась. Фракция ЛДПР в полном составе... не участвовала в тайном голосовании. Депутаты заявили, что просто не успели за отведенные 15 минут, дав понять тем самым, что в принципе не против Фортыгина, получившего 33 депутатских голоса.
Начало послеобеденной части сессии было ознаменовано показушно жестким заявлением члена фракции от КПРФ Василия Гришина: он выразил несогласие с идеей "Единой России" изменить Устав и регламент Собрания и пригрозил, что фракция покинет Собрание в том случае, если с ее мнением не будут считаться. На какой-то момент Собрание притихло. Однако дальше грозных слов дело не сдвинулось.
Депутаты перешли к избранию заместителей председателя областного Собрания. Весь список близких своему сердцу замов огласил Виталий Фортыгин. Вопрос об их количестве даже не поднимался инициаторами парламентского соглашения, опубликованного в новогоднем номере "ПС" (напомню, представители четырех крупных парламентских групп настаивали на том, чтобы увеличить до шести количество заместителей председателя Собрания в соответствии с практикой Госдумы, а также довести до 12 количество депутатских комиссий).
Виталий Сергеевич предложил избрать трех заместителей: одномандатника Александра Поликарпова, от фракции "Родина" - Елену Вторыгину, от фракции "Наша Родина - Архангельская область" - Дмитрия Таскаева. В своем кратком выступлении Елена Андреевна заявила, что она "здесь известна многим по всем направлениям", пожаловалась на немногочисленность женщин в Собрании и пообещала отстаивать их права в новом качестве. Александр Ефимович объяснил свое, в общем-то, естественное желание поработать в новом качестве тем, что его "беспокоит движение", по которому область развивается. Самопрезентация Дмитрия Таскаева была омрачена его малопродуктивной полемикой с известным региональным либерал-демократом Ильей Азовским.
Спустя полтора часа после тайного голосования Собрание продолжило работу, и результаты голосования были оглашены: все вице-спикеры выдержали испытание.
Далее без особых осложнений по представлению Виталия Фортыгина был избран представителем в Совет Федерации от областного Собрания Юрий Сивков. Станислав Вторый от лица "Единой России" согласился с тем, что менять регламент и выбирать комитеты вместо комиссий было бы неправильно, после чего был утвержден их перечень и избраны их руководители. За исключением двух комиссий, доставшихся "родинам", все остальные оказались во владении "Единой России" и близких ей депутатов. Оппозиционные коммунисты почему-то безмолвно "проглотили" повторное назначение на должность руководителя комиссии по промышленности и энергетики Евгения Ухина, неожиданное назначение на должность руководителя комиссии по природопользованию и экологии Эрнеста Белокоровина. Никого не озаботило исчезновение тематики ЛПК в названии комиссий, а также то, что важнейшее направление - бюджетное - будет курировать Алексей Верещагин. Возможно потому, что бюджет области хорошо гармонирует с ее дорогами.
Таким образом, "Единая Россия" при помощи фракции "Наша Родина - Архангельская область" и части фракции "Родина" обеспечила себе полное господство в областном Собрании. Так что какой-то компромисс все-таки имел место. Возможно, что и фракции, не получившие представительства в комиссиях, внакладе не окажутся: не следует забывать, что Собрание располагает всего лишь 15 депутатскими местами на постоянной основе и все они на вес золота. Не случайно из-за закрытых дверей фракции КПРФ во время совещания чаще всего вылетали слова: "на постоянной основе, точно?".
Ну а с фракцией ЛДПР, судя по всему, расчет будет осуществляться на бартерной основе: невозбуждением уголовных дел, забвением таинственного порошка, изъятого при обыске, и иной "романтикой". Так что все сестры получили по серьгам, только вот про рядового избирателя наши парламентарии почему-то уже забыли. Никто про их интересы, кроме журналистов, не вспоминал.
Надо честно признать: от сессии ожидали большего. Председатель областной избирательной комиссии Александр Яшков, подводя итоги выборов, назвал новое Собрание законодательным органом классического типа - с крупной фракцией "Единой России" и довольно сильной оппозицией в лице ЛДПР, "Родины", коммунистов, Партии социальной справедливости и "блочников" из "Нашей родины - Архангельской области". Однако конструктивной оппозиции пока не получилось (ну не считать же таковой отдельные истеричные выпады со стороны представителей ЛДПР).
"В коридорах власти" ("Вельск-инфо")
Боровиков переизбран председателем
Накануне Нового года состоялась организационная сессия районного Собрания нового созыва. Территориальная избирательная комиссия огласила свое решение о признании полномочий 28 избранных депутатов, и председатель ТИК Ольга Березина вручила им временные удостоверения.
Разумеется, центральным вопросом организационной сессии стало избрание председателя Собрания и его заместителя. Как и ожидалось, без больших проблем спикером вновь был переизбран Павел Боровиков - за него проголосовало 23 депутата, за его соперников, Владимира Трапезникова и Федора Кутева соответственно 3 и 1 депутат (сам Кутев). Кандидатуру Боровикова предложил глава района С.Н. Колотилов.
На должность заместителя председателя были выдвинуты кандидатуры Зинаиды Рыжковой, Татьяны Тюкиной и Виктора Еремченко (последний взял самоотвод). В результате заместителем председателя депутаты избрали Зинаиду Рыжкову.
На сессии был также утвержден список пяти постоянных депутатских комиссий: по экономике, по бюджету и финансам, по нормотворчеству и депутатской этике, по социальным вопросам, по проблемам ЖКХ и архитектуры. Сессия также ознаменовалась программным заявлением председателя Координационного Совета "Важского края" Алексея Смелова о том, какой представляют работу нового Собрания члены этой общественно-политической организации. Сейчас проводится организационная работа по оформлению депутатской фракции "Важского края".
"В центре внимания" ("Вельск-инфо")
Заместителям Веревкина указали на дверь
В первый же рабочий день после новогодних праздников глава района Сергей Колотилов принял давно ожидавшееся решение о смене команды. На утренней планерке 11 января он объявил о своем намерении сместить со своих постов всех заместителей главы администрации, за исключением... Василия Богатина (?!). В своем кратком комментарии Сергей Николаевич озвучил, наконец, нормальный, цивилизованный подход к решению кадровых вопросов, как это и положено в цивилизованном обществе.
- Прошли выборы главы района. Старая команда, членами которой вы являетесь, потерпела на них поражение. О результатах вашей работы говорит показатель поддержки Н.И. Веревкина на выборах - 4 процента голосов. Я собираюсь сформировать новую команду и поэтому даю вам срок две недели для написания заявлений об увольнении по собственному желанию.
Далее Колотилов перечислил фамилии тех, кто должен уйти в двухнедельный срок: руководитель аппарата администрации Валентин Пустышкин, председатель Комитета по управлению имуществом Виктор Шерягин, заместитель главы по социальным вопросам Олег Воробьев, начальник финансово-экономического управления Галина Селищева. По нашей информации аналогичное решение принято и в отношении первого заместителя главы Вячеслава Горбунова, но он сразу после 19 декабря внезапно заболел и находится до сих пор на больничном. О характере заболевания Вячеслава Васильевича ничего не известно, но злые языки утверждают, что хотя Горбунов и не является членом партии "медведей", но его болезнь весьма напоминает политическое выжидание: мол, понаблюдаем со стороны, как там события будут развиваться...
Но самой главной сенсацией стало оставление на своей должности Василия Богатина. Всего девять месяцев назад депутат Колотилов, выступая на сессии районного Собрания, во всеуслышание заявил:
- Если в районе еще и сохранилось какое-то сельхозпроизводство, то это только вопреки, а не благодаря Управлению сельского хозяйства. За свою многолетнюю "деятельность" Василий Давыдович развалил все, что только мог. Не случайно развиваются только те предприятия, к которым он свою руку не приложил. Несерьезно говорить о том, что, мол, Управление чем-то управляет, выбивает какие-то деньги. Тут не имеет значения - есть Управление или его нет. Деньги приходят помимо этой структуры, которая сейчас не играет никакой роли. Помимо того, что положено по закону, Богатин за все годы своего "руководства" ни одной дополнительной копейки для нас не выбил.
Я абсолютно уверен: если Управления завтра не станет, в районе никто этого и не заметит. И если Богатин уйдет в отставку, это тоже никак не отразится на сельхозпредприятиях. Никто и не вспомнит, что не хватает одного чиновника. Нужно было Богатину не поднимать всего этого шума, а уйти на заслуженный отдых достойно, с почестями и наградами.
А получилось...
("В-И", № 23, 21-28 апреля 2004 г.)
Да уж, "получилось"... Резкая и сверхэмоциональная речь депутата Колотилова, правда, не повлияла на решение Веревкина оставить Богатина в администрации, но свою роль все-таки сыграла: с Василием Давыдовичем был заключен договор всего лишь до 31 декабря 2004 года, далее подразумевалось, что он уйдет на пенсию. После победы на выборах Колотилова это предположение переросло в полную уверенность. И вдруг...Колотилов заключает договор с Богатиным еще на три месяца! Вот так "получилось"...
Итак, начало Большой Чистке положено. Нет сомнения, что избавление от ключевых должностных лиц старой команды - это лишь первый этап, далее последует очередь начальников отделов, комитетов, глав сельских администраций (кстати, Колотилов уже распорядился уволить и.о. главы Муравьевской администрации Артема Ершова - у нового главы на эту территорию есть свой человек). Сейчас Сергей Николаевич размышляет о судьбе мэра города Вельска Курочкина, который, в принципе, изъявил готовность уйти в отставку, если того потребует новый глава района.
Все это вполне нормальное, обычное явление, так и должно быть: пришел новый руководитель - старая команда должна уйти в отставку, и только новый глава должен решать, с кем из старых сотрудников перезаключить контракт, и на какие должности назначить своих людей. Беда только в том, что никто из вельских политиков и депутатов (в том числе, к сожалению, и С. Н. Колотилов) никогда не поддержал предложения "Важского края" на этот счет. Уже почти десять лет вельские демократы добиваются (сначала от Боровикова, затем от Веревкина) официального урегулирования этого вопроса: в Устав района необходимо внести четкую и ясную запись о том, что ключевые должностные лица (заместители главы, возможно еще кто-то) принимаются на работу исключительно по срочным контрактам, причем не на четыре года, а на срок полномочий главы района ( ведь теоретически он может уйти в отставку по разным причинам и гораздо раньше).
Единственным человеком, который публично поддержал предложение "Важского края" о срочных трудовых контрактах должностных лиц, был Н.И. Веревкин. В 1999 году, будучи лидером оппозиционной депутатской группы "Согласие", он даже пытался поставить этот вопрос в повестку дня одной из сессий, но коллеги-депутаты заблокировали решение. Став же главой района спустя год, Веревкин начисто "забыл" о своей принципиальной позиции и отказался от своих предвыборных обещаний.
Это, кстати, стало одной из главных причин критики Н.И. Веревкина со стороны "Важского края". На упомянутой планерке уже С.Н.Колотилов объявил о своем твердом намерении заключить срочные контракты. Посмотрим, как он сдержит свое обещание.
А пока... Пока новому главе, как и его предшественнику, придется пройти всю мучительную процедуру "медленного выдавливания" неугодных чиновников из администрации района, включая такие неблагодарные и утомительные методы, как уговаривание, угрозы, шантаж, выкручивание рук, подкуп, служебные репрессии, и, наконец, многомесячные судебные тяжбы. Веревкину потребовалось на полную смену команды, примерно 1,5-2 года...
Вот к чему приводит упрямство и безразличие наших законодателей, даже не пытающихся прислушаться и вдуматься в то, что им предлагается заблаговременно. Для них все, что предлагает "Важский край", - происки, в которых они ищут исключительно какой-то личностный подтекст. Как-то не верится, что С.Н. Колотилов, будучи еще вчера депутатом, не задумывался о таких простых вещах, как срочные трудовые контракты. У него было целых четыре года для того, чтобы внести свой проект соответствующих изменений в Устав района...
О кандидатах на потенциально вакантные высокие посты в районной администрации пока ничего не известно, официальных заявлений на этот счет, по понятным причинам, пока нет. Однако слухи о возможных претендентах все-таки изредка просачиваются через завесу секретности.
Некоторые наблюдатели отмечают, что по большому счету у С.Н.Колотилова нет своей готовой команды, как нет и политической силы, на которую он мог бы опереться. Единственный ресурс - знакомства и связи в среде руководителей сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. Эти люди знакомы Колотилову по его профессиональной деятельности, и, вероятно, среди них он будет искать своих ближайших помощников. По неподтвержденным данным, на должность первого заместителя главы рассматривалась кандидатура бывшего руководителя сельхозпред-приятия "Пежма", а затем Вельской птицефабрики Александра Акентьева, но информация об этом пока не может считаться достоверной. Не исключено появление во власти и других аграриев.
Второй опорой начинающего главы района, похоже, становится Павел Боровиков - единственный из действующих политиков, с которым у Колотилова имеются давние деловые отношения. На первых порах Сергей Николаевич, видимо, решил воспользоваться его громадным опытом и детальным знанием всей структуры власти в районе. Боровиков должен помочь Колотилову как можно более безболезненно войти в новую роль.
Решение вполне разумное и рациональное. Но за помощь и поддержку надо платить. Первый счет был оплачен на организационной сессии районного Собрания, когда Колотилов предложил и решительно отстаивал кандидатуру Боровикова на второй срок председательствования. Но вряд ли Павел Александрович удовлетворится только этим. Поговаривают, что не исключено "возрождение из пепла" уже подзабытых фигур из прошлого, фаворитов боровиковского периода правления. Например, его близкому другу Михаилу Межуеву кое-кто прочит возвращение на должность заместителя главы по социальным вопросам (вместо Воробьева), а сотруднице РОНО и активистке предвыборной кампании Боровикова в 2000 году Абрамовой - руководство отделом образования. Учитывая, что еще одна давняя соратница Павла Александровича Зинаида Рыжкова теперь стала его заместителем по Собранию депутатов, вырисовывается некий союз бывших боровиковских и новых колотиловских кадров, которых к тому же объединяет и принадлежность обоих руководителей к одной отрасли - сельскому хозяйству.
Все вышеприведенные версии следует рассматривать лишь как предварительные прогнозы. Что будет на самом деле - посмотрим. Пока что первые шаги нового главы - одновременная замена всех замов, обещание заключить срочные контракты, настраивает на оптимистический лад. Ведь именно слабость и нерешительность Николая Веревкина в первые месяцы его правления и привели его в конце концов к полному отказу от своих предвыборных устремлений. Следующим "пробным камнем" для Колотилова станет формирование новой структуры администрации, вернее необходимость ее радикальной, коренной перестройки.
Именно на этом ключевом вопросе и "сломался" предыдущий глава, не сумевший взять штурмом круговую чиновничью оборону.
Экономика
"Налоговая дубина в лесном переделе" ("Правда Севера")
Минувший год завершился событиями, имеющими знаковое значение как для России в целом, так и для нашей области в частности. На федеральном уровне государственная власть впервые, пожалуй, с начала экономических реформ в стране продемонстрировала непоколебимые намерения добиваться победы в борьбе с нарушителями налогового законодательства.
Объектом для "показательной порки" была выбрана одна из крупнейших нефтяных компаний - "ЮКОС", задолжавшая казне потрясающую сумму денег в миллиардах долларов. Процесс возмещения недоимки шел долго, с шумными скандалами в прессе, пока налоговики не добились своего. Основное предприятие "ЮКОСа" - "Юганскнефтегаз" пошло с молотка (как - другая тема) и оказалось через подставную фирму в конце концов в активе государственной НК "Роснефть". Налоговые претензии предъявлены также ряду других частных компаний, работающих, например, на рынке связи.
В Архангельской же области на острие главного удара оказались лесопромышленные предприятия. В ходе проверок в большинстве из них налоговики выявили солидные долги перед бюджетами. Поэтому исполнительная власть приказала лесхозам добиваться через суд расторжения договоров аренды с "социально безответственными" лесопользователями.
Но это, понятно, - длительный процесс. А пока в ход пошел подручный инструмент. Усть-Покшеньгскому леспромхозу, входящему в группу компаний "Титан", в конце прошлого года на конкурсных торгах по распределению лесного фонда категорически отказали в предоставлении дополнительной сырьевой базы, передав выставленные на торги участки в аренду неизвестной московской фирме "Арэмнорд", хотя у усть- покшеньгских лесозаготовителей с уплатой налогов все вроде бы в порядке. Впрочем, аналогичные проблемы с отводом леса под рубку стали испытывать с некоторых пор и леспромхозы, собственниками которых являются Котласский ЦБК и Соломбальский ЛДК.
Администрация области и не скрывает своих планов, о чем в прошлом году уже писала "Деловая среда". "Главной целью при составлении программы развития лесопромышленного комплекса области до 2015 года, - сказал губернатор Николай Киселев в интервью журналу "Эксперт Северо-Запад", - является повышение налоговой отдачи от ЛПК. Она сокращается, в том числе из-за использования схем искусственных банкротств и оптимизации налогов. Также необходимо снизить монопольную зависимость леспромхозов, входящих в вертикально интегрированные холдинги, от головной компании. С одной стороны, интеграция леспромхозов в холдинги позволяет лесозаготовительным предприятиям снизить издержки и получить современную технику. С другой стороны, ценовая политика головных компаний нередко ставит леспромхозы на грань банкротства".
Правильные вроде бы слова. Однако необходимо признать, что налоговые претензии по "делу ЮКОСА" были удовлетворены хоть и в затянувшемся, но все же законном процессе судебного разбирательства. У нас же и проштрафившихся в неуплате налогов, и добросовестных налогоплательщиков одним чохом, "административным ресурсом" запросто могут лишить возможности развивать производство, ставя тем самым под угрозу и жизнеобеспечение лесных поселков. Или московские бизнесмены наобещали архангельским чиновникам денно и нощно печься об этом? Весьма сомневаюсь в искренности уверений. Пришлые "новые собственники", поначалу амбициозно и круто взявшись за дело, часто потом имеют привычку оправдываться "временно возникнувшими трудностями".
Очевидно, что передел лесного фонда Архангельской области должен идти с учетом интересов, прежде всего, ее коренных жителей. Притом - гласно, чтобы не порождать недобрую людскую молву и не отпугивать по-настоящему добросовестных инвесторов.
"Первые жертвы монетизации" ("Правда Северо-Запада")
Первого января вступил в силу закон о замене натуральных льгот денежными компенсациями, а в простонародии - монетизации. Ещё несколько месяцев назад всем было ясно, что монетизация - ещё то кидалово: замена явно неадекватна. Первые жертвы этой реформы появились сразу после Нового года. Кстати, общеизвестно, что идейным отцом и главным толкачом монетарной реформы в Архангельской области являлся Андрей Сманцер - главный коммунальщик области. Интересно, какие сны снятся теперь Сманцеру?
Полдень второго января. Архангельск. Маршрут №61. Пожилая женщина, плача, уже несколько остановок объясняет кондуктору, что она - льготник, который имеет право бесплатно ездить на автобусе. Закипающая кондуктор уже в десятый раз повторяет:
- Всё, не возим мы никаких льготников с первого января. Вам должны были компенсации выдавать!
- Какие компенсации? Никаких компенсаций мне не давали. У меня вообще денег нет. Это вам должны за нас платить!
На удивление, кондуктор оказалась сердобольной и разрешила старушке проехать до своей остановки. Но дело в принципе. Наверное, каждый, кто побывал в общественном транспорте в посленовогодние выходные, натыкался на таких неплатёжеспособных льготников. Поэтому дело не в прецеденте, а в принципе. В Архангельской области льготников больше, чем в других регионах Северо-Запада. У нас их 230 тысяч человек. Для сравнения: в Карелии - 118 тысяч, в Коми - 190 тысяч, в Вологодской области - 150 тысяч человек. В бюджете региона на 2005 год на монетизацию заложена сумма в 1 млрд 400 миллионов против 900 миллионов в прошлом году. По словам губернатора Николая Киселёва, в среднем расходы регионального бюджета на одного льготника в 2005 году составят 618 рублей в месяц. Если говорить об отдельных категориях льготников, то на долю каждого труженика тыла предусматривается 400 рублей в месяц, ветерана труда (с учётом льгот на оплату услуг ЖКХ) - 528 рублей.
Мы уже писали ("ПС-З" от 6 октября 2004 года), что реальные затраты льготников по самым скромным подсчётам составят от 470 до 815 рублей. Учитывая, что в заявленную губернатором сумму входит погашение части коммунальных платежей, получается, что реально монетизация ограбит каждого льготника на 200-300 рублей в месяц. Стоит ли говорить, что для современных пенсионеров, которые по большей части и пользуются льготами, это значительная сумма.
Перед Новым годом областная законодательная власть сформировала нормативную базу для реализации реформы в регионе. Правда, только в отношении областных льготников, то есть тех, деньги за которых будут поступать из областного бюджета. Остались федеральные льготники. За них деньги перечисляет федеральный бюджет. Таких в нашей области ещё почти 110 тысяч человек. С какой скоростью идут деньги из Москвы, всем известно. Благодаря полугодовым задержкам в прошлом году обанкротилось не одно предприятие, в том числе печально известное трамвайно-троллейбусное. Поэтому федеральным льготникам, наверное, скоро можно будет только сочувствовать.
P. S. Как прокомментировали в областном управлении соцзащиты населения, федеральным льготникам, которые по каким-либо причинам ещё не получили свои компенсации, следует обратиться в Пенсионный фонд. Не исключено, что вас просто забыли внести в реестр получателей компенсаций. Тем же, кто получает деньги из областного бюджета, тоже посоветовали потерпеть совсем чуть-чуть: бюджет не смог выплатить деньги в декабре прошлого года авансом. Поэтому областные льготники получат свои деньги в ближайшее время. Правда, не совсем понятно, почему федеральный бюджет смог выдать деньги ещё в декабре, а областной - нет.
Комментарий в тему. Игорь Заборский, глава администрации Мезенского района: "Очередной обман. Честнее было бы сказать, что в стране мало денег, и надо затянуть пояса. Хотя и это обман. Формула реформы проста: мы экономим на бедных, чтоб богатые были еще богаче".
"Перекроют ли льготники Вологодскую дорогу?" ("Правда Севера")
Один из первых дней 2005-го. В архангельский троллейбус N 5 заходит празднично- расслабленный дедушка. Перед ним мигом вырастает кондуктор. Пассажир отработанным движением достает "ветеранское", но вдруг о чем-то вспоминает, мрачнеет и вынимает пятак:
- Извините, привычка!
- Привычки кончились! - как мне показалось, не без легкого злорадства отвечает кондукторша.
Она права: льготным привычкам почти 320 тысяч жителей области 1 января действительно пришел конец. Само слово "льготы" кануло в Лету - теперь надо говорить "меры социальной поддержки населения". И спорить о пользе или вреде монетизации вроде бы уже поздно: закон N 122 суров, но это вступивший в силу закон. Впрочем, льготники Московской области еще только начинают по-настоящему протестовать. В понедельник они перекрыли собой Ленинградское шоссе, не побоявшись ОМОНа и крутых джипов. Наши люди тоже протестуют, но по-северному тихо, на кухнях, так что Вологодской дороге пока ничего не грозит.
- Мы же такие "примороженные", что не пойдем ничего перекрывать! - говорит ветеран труда, инвалид II группы Надежда Никифоровна Мацкевич. - Но то, что происходит, нельзя назвать хорошо продуманным. К примеру, льготные проездные в Архангельске не купить. Говорят, мало выпустили. Неужели нельзя было рассчитать на всех?
А председатель Лешуконского совета ветеранов Иван Мефодьевич Максимов не исключает подмосковный вариант развития событий на нашей территории. В Лешуконье с его крутыми ценами (буханка черного хлеба кое-где в деревнях стоит 24 рубля!) льготы были "твердой валютой, не подверженной никакой инфляции"...
Из разговоров с самыми разными льготниками я поняла, что для них особенно обидно неравенство: федеральные вроде бы в лучшем положении, чем региональные, а московским богатые власти города вообще сохранили все привилегии. Вот если бы всем дали по 300 "рэ" - психологически людям было бы легче. А так доходит до того, что ветераны труда завидуют инвалидам, которым дали больше да еще соцпакет! Это нехорошее чувство - тоже издержки монетизации. А ведь многие из них льготникам еще предстоит испытать на себе: процесс, замедленный долгими праздниками, только-только "пошел".
И опять же: если федеральные льготники уже получают с 24 декабря январские денежные выплаты, то областным их обещают к 13-15 января.
Область вообще и органы соцзащиты в частности еще перед Новым годом отрапортовали, что к выполнению закона N 122 готовы: деньги в бюджет заложены, списки составлены, специалисты обучены. Пенсионный фонд, обслуживающий федеральных льготников, подобную уверенность в своих силах демонстрирует уже несколько месяцев.
Это что касается собственно "монет". А ведь есть еще соцпакет - бесплатные лекарства, путевки в санатории и пригородный транспорт. После праздников люди звонили в редакцию и жаловались: врачи не выписывают бесплатные рецепты, ссылаясь на отсутствие новых бланков, но даже если они есть, некоторые аптеки лекарства не выдают. По словам начальника лекарственного отдела областного департамента здравоохранения Светланы Абашиной, с бланками вопрос решен: дан приказ использовать старые. Но Светлана Петровна допускает, что какие-то сбои с лекарственным обеспечением возможны:
- За ситуацией надо еще какое-то время следить. Ведь все делалось так быстро, за считанные недели. До сих пор нет документов из Минздрава. Мы со своей стороны вроде бы сделали все: договоры заключены, аптеки определены, лекарства завезены... Даже если кому-то сразу их не выдали, то рецепт-то приняли, а закон допускает десятидневное ожидание. Подумайте только: это же такую махину по всей России надо запустить!
Со Светланой Петровной трудно не согласиться: монетизация - это действительно махина. И "ПС" тоже будет внимательно следить за ее "запуском".
Спорт
"Чиновники сделали шажок навстречу футболу" ("Правда Севера")
Областной спорткомитет не раз подвергался критике за невнимание к футболу в нашей области. Полтора месяца назад руководство спорткомитета решило обелить себя перед лицом любителей футбола и направило футбольным командам, участвующим в чемпионате области, проект положения о проведении первенства области и кубка по большому футболу в 2005 году. Положение один в один повторяет аналогичный документ, но только разработанный областной федерацией футбола, которая до этого проводила всю работу по проведению первенства самостоятельно. Отличие только одно - облспорткомитет выделяет конкретную сумму на финансирование судейства.
Накануне Нового года в спорткомитете прошло заседание заинтересованных сторон. Правда, на приглашение собраться откликнулись лишь представители областной федерации футбола, Котласа, Северодвинска и Новодвинска. Не было большинства главных тренеров команд - архангельские наставники проигнорировали встречу, не было председателей спорткомитетов Архангельска, Северодвинска и Новодвинска. Хотя в том же Северодвинске очень любят критиковать работу областной федерации футбола. И именно эта критика, по словам председателя спорткомитета области Владимира Ильина, побудила спортчиновников обратить взоры в сторону футбольных дел.
Незадолго до этого заседания президиум областной федерации футбола в ответ на инициативу спорткомитета предложил тому заключить с федерацией договор о сотрудничестве. После этого показалось, что спорткомитет и областная федерация футбола вступят в конфронтацию, но...
Областной спорткомитет после губернаторских выборов находится в состоянии холодной войны с архангельским отделением инспирированного Москвой движения "Спортивная Россия", а если точнее - с его председателем Николаем Потеряевым. Последний наладил тесные отношения с российскими спортивными чиновниками и организует спортмероприятия в обход областного спорткомитета. В частности, скоро в Малых Карелах должен пройти архангельский этап "Лыжни России" - массового лыжного старта, призванного привлечь народ к здоровому образу жизни.
Недавно холодная война между Николаем Потеряевым и спорткомитетом чуть не вылилась в горячую: в список десяти лучших спортсменов области по итогам года вошла только одна представительница активно культивируемого в Поморье таэквон-до в версии ГТФ - северодвинка Татьяна Вязникова, ставшая летом абсолютной победительницей чемпионата мира по таэквон-до ГТФ, проходившего в Архангельске. Напомню, что именно благодаря усилиям Николая Потеряева этот вид спорта получил прописку в области и активно пропагандируется. Архангельские таэквондисты посчитали, что присутствие одной Вязниковой в ТОП-10 после уверенной победы в командном зачете на чемпионате мира маловато будет, и отказались от этой чести. Однако скандал не получил дальнейшего развития.
В этом свете областному спорткомитету невыгодно конфликтовать еще и с другими спортивными федерациями. Поэтому на совещании, посвященном футбольному регламенту, Владимир Ильин сразу постарался направить разговор в мирное русло, заявив: "Наша задача помочь расширить число участников областного чемпионата по футболу, а конфронтации мы не хотим". Но не забыл и пригрозить: "Нам ничего не стоит самим организовать чемпионат, без участия федерации".
Замечу, последнее утверждение весьма спорно. Законом дано право устанавливать порядок и условия проведения физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий как спорткомитетам, так и спортивным федерациям. Но все же спорткомитет призван, в первую очередь, заниматься разовой организацией спортивных турниров, спущенных сверху, и контролировать выделенные на них финансы, то есть осуществлять участие государства в спортивной жизни области. А повседневными делами рулят спортивные федерации. И такое разделение обязанностей действительно жизнеспособно.
Жестко централизовать спортивную вертикаль, сделать так, чтобы спортивные чиновники контролировали все от и до, просто нереально. Порой на заседаниях той же областной федерации футбола любой простой технический вопрос на ровном месте превращается в проблему. Мне приходилось быть свидетелем критики северодвинских футбольных деятелей в адрес руководства федерации, в частности, ее президента Игоря Филонова, так вот, зачастую просто понять чего хотят северодвинцы сложно. Все претензии, как правило, высказываются исходя из принципа "сам дурак!", а то и похлеще. Приведу и конкретный пример. Один из футбольных тренеров в послематчевом протоколе написал такое резюме: "Судья - х...". чс Понятно, что постоянно разруливать "базарные" ситуации в спортивных видах тому же спорткомитету сил не хватит. Но, главное, спортфедерации в основном вертятся за свой счет. Если бы государство посредством спорткомитетов действительно активно поддерживало спортфедерации деньгами, то чиновники могли бы строить их на счет "раз" и ставить на место.
Но когда Владимир Ильин признает: "Мы в принципе понимаем, что наши средства малы", - то о какой самостоятельной организации и проведении областного чемпионата по футболу может идти речь? И каким образом спорткомитет хочет добиться расширения числа участников областного первенства? Если СЦБК не дает своей футбольной команде денег на участие в турнирах по большому футболу, то тут никакой спорткомитет повлиять на ситуацию не властен.
Получается, что всем командам-участницам областного чемпионата по футболу нет никакого резона поддерживать спорткомитет в споре с руководством федерации. А вся инициатива спорткомитета по участию в организации чемпионата и выделению денег на футбольных судей преследует только одну цель - наконец-то избавиться от обвинений в игнорировании большого футбола. Тем более что и критика в адрес футбольной федерации со стороны некоторых команд, как выяснилось на совещании, сводится лишь к недовольству завышенной планкой оплаты судей, которую федерация установила.
В итоге "футбольное" совещание закончилось в общем-то ничем. Присутствовавшим понравилась идея перекинуть потуги по организации судейства на спорткомитет, "так как это сплошное неудобство, ведь за короткое время надо и командировку судьям оформить и деньги заплатить, а они могут и без документов приехать". А Владимир Ильин подытожил результат заседания так:
- Нам еще необходим диалог с федерацией. Мы свои предложения не снимаем и тоже понимаем, что мало помогаем футболу.
Теперь ответный ход за федерацией.