Справка ИА REGNUM. Бено Шамиль Аминович, по национальности чеченец, родился в Иордании в 1958 году. В 1970 с семьей реэмигрировал в СССР. Учился в Грозненском Госуниверситете. С декабря 1991 по август 1992 года был министром иностранных дел Чеченской Республики. В этом качестве участвовал в переговорах с федеральными властями, официально готовил переговоры Джохара Дудаева со ставшим в 1992 году во главе Грузии Эдуардом Шеварднадзе (впоследствии Дудаев от этих переговоров отказался). Затем Бено примкнул к антидудаевской оппозиции, в 1995 году вошел в Комитет национального согласия Чечни. В 2000-2001 гг., после назначения Ахмада Кадырова главой временной администрации Чеченской Республики, возглавлял представительство Чеченской Республики при Президенте РФ. В настоящее время - член совета Фонда демократии и социального прогресса.

REGNUM: Вы часто бываете в Кабардино-Балкарии. Насколько мне известно, ваш интерес связан с религиозными исследованиями. Что, по-вашему, происходит с исламом в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии?

Ситуация в мусульманской общине, на мой взгляд, не отличается стабильностью. Для обеих республик характерно расширение социальной базы фундаментализма на фоне очень острых проблем институционального плана. Система отношений "власть - общество" не работает. За 16 лет в регионе не реализован ни один проект реформаторского толка. Имеется в виду создание механизмов самореализации человека в рыночной экономике. Нет открытости общества. Надежды советских людей, связанные с началом строительства демократической России, наименее всего реализованы в этом регионе.

REGNUM: В чем причины подобного положения?

Отчасти это связано с характером формирования элит в кавказском регионе. На первый взгляд, Северный Кавказ кажется очень сложным регионом в системе отношений Советского Союза. На самом деле проблема заключается в том, что люди живут отдельно от власти, а власть отдельно от людей. И это не местная в значительной степени проблема. Кремль в силу колониального мышления поддерживает в регионах только тех людей, которые кому-то лично преданы в Москве. А такой человек априори не может быть лидером, представляющим интересы народа.

REGNUM: А как же Ахмад Кадыров, чьим представителем в Кремле вы были в свое время?

Кадыров стал главой республики, уже будучи харизматическим лидером, муфтием с рейтингом в 70% - это результаты социологических исследований моей группы, работавшей в Чечне с 1996 года. Он смог добиться такого авторитета, что, хотя сам он в востока Чечни, западная Чечня приезжала к нему за советом и принимала его советы. Он был фактическим лидером, а став формальным, растерял связь с обществом.

REGNUM: Вы хотите сказать, что благосклонность Москвы сыграла с Кадыровым плохую шутку?

Нет. Причина административных провалов была в авторитарном стиле управления, который он перенял у Москвы. Критерием назначений в кадровой политике стал принцип личной преданности.

REGNUM: Вы тоже были назначены по этому принципу?

Абсолютно нет! Поэтому я и ушел из команды Кадырова.

REGNUM: И для Москвы, и для местной власти все больше характерны тревожные ноты в характеристике мусульманских процессов в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. По вашему мнению, насколько реальна и опасна радикализация ислама в этих республиках?

Процессы, которые здесь происходят сейчас, были характерны для Чечни на рубеже 70-80-х годов. Только здесь все протекает в ускоренном режиме. Ошибки в системе власти стали очевидны для народа. Дело дошло до того, что власть и люди просто терпят друг друга. Фундаментализм не может появиться там, где нет серьезных проблем в обществе. Отказаться от мирских соблазнов молодого человека может заставить только обстановка полного духовного вакуума. Мое личное мнение - для молодежи этот путь, может быть, и лучше, чем наркомания и алкоголизм. А почему проблема возникла? Потому что в условиях этого общества молодые люди не могут найти ответы на волнующие их вопросы ни у власти, ни у псевдомусульман. Джамааты - есть форма самоорганизации людей, брошенных на произвол судьбы. Куда дальше повернут интересы - зависит от взаимопонимания между разными социальными группами и властью. А этого взаимопонимания нет.

REGNUM: Какую роль в этой схеме вы отводите правоохранительным структурам?

Для чиновника характерно искать причины проблем на стороне. Для силового блока это тем более характерно. Бездеятельность необходимо прикрывать. Виновны мировой сионизм, империализм, погодные условия, но только не собственная некомпетентность. Классическая вещь - плохому танцору...

REGNUM: Как же сделать танцора хорошим?

Если танцор вменяем, его можно тренировать. О вменяемости силовиков и власти здесь, к сожалению, говорить не приходится. Поэтому, мой прогноз - взрывоопасная радикализация молодежи. И если через ближайшие четыре года в Кабардино-Балкарии или Карачаево-Черкесии появится свой шейх Ясин [основатель экстремистской палестинской организации "Хамас" - ИА REGNUM], то полная ответственность за это ляжет на власти.

REGNUM: И нет никаких шансов изменить ситуацию?

Здесь это еще возможно. Еще есть время лечить без хирургического вмешательства. В отличие от Чечни, Дагестана и Ингушетии. Там уже нужна реанимация.

REGNUM: Реанимация от ислама?

Нет. От некомпетентных руководителей в первую очередь.