Убийца Восточной Европы: не русский штык, но американский половник
Прежде чем приступить к анализу последствий происходящего, доступных публике как посредством СМИ, так и лично ею наблюдаемых вокруг мест своего обитания, следует напомнить друг другу о том, что в период боевых действий, как их ни называй, к любой информации нужно относиться как к элементу ведения войны. В этой связи уместно вспомнить два афоризма из списка «законов Мерфи», известных как принципы Тодда. Первый из которых гласит: «Что бы вам ни говорили, всей правды никогда не говорят«, ведь рассказавший «всю правду» военачальник, а тем более — верховный политик, автоматически становится источником противника, со всеми вытекающими тяжкими последствиями для всех, кроме противника, которому от того — лишь польза. Потому ограничимся лишь финансовой сферой, на первый «гражданский» взгляд — бесконечно от войны далёкой, но без которой последняя невозможна в принципе. О чём напоминает второй принцип Тодда: «О чем бы ни говорили, всегда говорят о деньгах«. И верно: движение денег, особенно в количествах, соответствующих масштабу происходящего ныне в центре Европы, скрыть более чем сложно, как и последствия такого движения.
«Европа стремительно регрессирует, и неясно, чем все закончится. Вопрос в том, почему так происходит? В кои-то веки ответ простой: всё из-за конфликта на [территории бывш. УССР]. Огромный процент энергоносителей поступает в Европу из России. Но импорт оттуда запретили в надежде наказать Владимира Путина. И что в результате? Российский рубль куда сильнее, чем год назад, а европейская экономика рушится. Европейцы значительно обеднели с момента начала… конфликта», — заявил на медиаресурсе Fox News американский журналист Такер Карлсон 27 октября.
Помимо американского журналиста, известного своими консервативными взглядами, схожую точку зрения выразил его, казалось бы, антагонист либеральной ориентации — правда, по-своему. По сообщению ТАСС, Евросоюз пока не готов обсуждать новые санкции против России, о чём 14 ноября заявил глава внешнеполитической службы ЕС Жозеп Боррель на встрече министров иностранных дел ЕС в Брюсселе. Отвечая на вопрос, пишет ТАСС, почему «европейские институты» не реагируют на предложения прибалтийских стран ЕС о новых санкциях против России, Боррель сказал: »Европейские институты — это я. Мы реагируем, мы следуем процедуре…». По словам Борреля, события в зоне боевых действий на [территории бывш. УССР] «подтверждают, что стратегия оказания [киевскому режиму] широкой военной помощи правильная и должна продолжаться«.
Упомянутая «широкая военная помощь [киевскому режиму]» впечатляет как общей суммой, так и началом её предоставления. По данным Кильского института мировой экономики, с 24 января с. г. (то есть за месяц до начала СВО. — А. С.) по 3 октября киевский режим получил €41,3 млрд, что в 7,6 раза больше, чем военный бюджет в 2022 году. И соответствует 86% военного бюджета России на текущий год. На эти данные в своей публикации ссылается Стокгольмский международный институт исследований проблем мира (SIPRI), дополнивший их и своими расчётами — о долях помощи в военном бюджете страны-донора. Сводная таблица данных упомянутых выше исследовательских центров исполнена автором и приведена ниже для наглядности восприятия проблемы в целом.
Таблица 1.
Страна-донор | Всего, млрд евро | Военная помощь, млрд евро | Доля военной помощи в общей сумме помощи, % | Доля помощи в военном бюджете страны-донора, % |
США | 52,311 | 27,645 | 53 | 3,6 |
Учреждения ЕС | 16,243 | 2,500 | 15 | нет данных |
Великобритания | 6,650 | 3,740 | 56 | 6,7 |
Германия | 3,300 | 1,200 | 36 | 2,4 |
Канада | 3,038 | 0,931 | 31 | 4,1 |
Польша | 2,943 | 1,823 | 62 | 15,0 |
Норвегия | 1,389 | 0,319 | 23 | 4,4 |
Франция | 1,145 | 0,216 | 19 | 0,5 |
Италия | 0,692 | 0,150 | 22 | 0,5 |
Япония | 0,613 | 0,000 | 0 | 0 |
Австрия | 0,560 | 0,004 | 7 | 0,1 |
Нидерланды | 0,547 | 0,171 | 31 | 1,4 |
Швеция | 0,508 | 0,274 | 54 | 4,3 |
Дания | 0,387 | 0,300 | 78 | 6,2 |
Чехия | 0,391 | 0,282 | 72 | 9,4 |
Испания | 0,348 | 0,056 | 16 | 0,4 |
Латвия | 0,314 | 0,298 | 95 | 41,0 |
Австралия | 0,300 | 0,246 | 82 | 0,9 |
Эстония | 0,263 | 0,258 | 98 | 37,0 |
Португалия | 0,262 | 0,011 | 4 | 0,3 |
Литва | 0,244 | 0,187 | 77 | 16,7 |
Бельгия | 0,213 | 0,096 | 45 | 1,9 |
Словакия | 0,217 | 0,212 | 98 | 9,9 |
Финляндия | 0,157 | 0,029 | 18 | 0,8 |
Греция | 0,161 | 0,161 | 100 | 3,3 |
Швейцария | 0,104 | 0,000 | 0 | 0 |
Южная Корея | 0,096 | 0,004 | 4 | менее 0,01%* |
Ирландия | 0,068 | 0,000 | 0 | 0 |
Люксембург | 0,054 | 0,050 | 93 | 11,9 |
Венгрия | 0,046 | 0,000 | 0 | 0 |
Турция | 0,042 | 0,042 | 100 | 0,2* |
Словения | 0,052 | 0,050 | 96 | 8,5 |
Хорватия | 0,023 | 0,016 | 70 | 2,0 |
Новая Зеландия | 0,016 | 0,014 | 88 | 0,3 |
Тайвань | 0,013 | 0,000 | 0 | 0 |
Румыния | 0,010 | 0,003 | 33 | 0,1 |
Болгария | 0,005 | 0,004 | 80 | 0,4 |
Кипр | 0,003 | 0,000 | 0 | 0 |
Китай | 0,002 | 0,000 | 0 | 0 |
Индия | 0,002 | 0,000 | 0 | 0 |
Мальта | 0,001 | 0,000 | 0 | 0 |
Всего | 93,732 | 41,291 | 44 |
Помощь, оказанная киевскому режиму с 24 января по 3 октября 2022 года, по данным Кильского института мировой экономики и Стокгольмского международного института исследований проблем мира.
* Доли помощи киевскому режиму в военных бюджетах по Южной Корее и Турции рассчитаны на основании данных из иных официальных источников.
Как видим, лидерами военной помощи бывшей УССР, исчисленной в долях их же оборонного бюджета, являются страны Прибалтики и Польша, формирующие восточную границу блока НАТО. Они же, как видно из сводной диаграммы, приведенной ниже, и наиболее пострадали от инфляции, в два раза превышающей среднеевропейскую.
Из этого следует очень неутешительный и совсем неэкономический вывод, но об этом чуть позже.
При этом, по данным портала «Эксперт», инфляция в 19 странах ЕС, пользующихся единой валютой — евро, достигла в октябре, по данным Eurostat, рекордных 10,7%, что, правда, в два раза ниже, чем в бывших республиках советской Прибалтики и в полтора раза ниже польской.
Таблица 2.
Страна ЕС | на октябрь 2022 г.* | на октябрь 2021 г. | Рост за год, во сколько раз |
Эстония | 22,4 | 6,8 | 3,3 |
Литва | 22,0 | 8,2 | 2,7 |
Латвия | 21,8 | 6,0 | 3,6 |
Нидерланды | 16,8 | 3,7 | 4,5 |
Словакия | 14,5 | 4,4 | 3,3 |
Италия | 12,8 | 3,2 | 4,0 |
Германия | 11,6 | 4,6 | 2,5 |
Австрия | 11,5 | 3,8 | 3,0 |
Португалия | 10,6 | 1,8 | 5,9 |
Словения | 10,3 | 3,5 | 2,9 |
Греция | 9,8 | 2,8 | 3,5 |
Люксембург | 8,8 | 5,3 | 1,7 |
Кипр | 8,6 | 4,4 | 2,0 |
Финляндия | 8,3 | 2,8 | 3,0 |
Мальта | 7,5 | 1,4 | 5,4 |
Испания | 7,3 | 5,4 | 1,4 |
Франция | 7,1 | 3,2 | 2,2 |
Уровень инфляции (%) в зоне «евро», измеренный по гармонизированному индексу потребительских цен (HICP).
Инфляция же в Польше по данным на 31 октября побила рекорд 25-летней давности, сообщает Главное статистическое управление республики (GUS). В сентябре инфляция в Польше составила 17,2% по сравнению с сентябрем прошлого года, что стало рекордным показателем 1997 года, когда она составила 17,8%.
13 октября в США вышла статистика по потребительским ценам за сентябрь. Основная инфляция (CPI) в годовом выражении снизилась с 8,3 до 8,2%. Это ниже июньского пика (9,1%), но выше ожиданий (8,1%). И в 1,3 раза выше ноябрьской прошлого года потребительской инфляции в 6,2% (для сравнения — см. таблицу). То есть в данных Евростата по еврозоне США заняли бы весьма уютное четвёртое место в конце инфляционного антирейтинга.
В России же, «назначенной» врагом всех перечисленных выше «цивилизованных» стран, инфляция в годовом выражении замедлилась до 12,52% на 7 ноября с 12,69% неделей ранее, говорится в обзоре Минэкономразвития «О текущей ценовой ситуации». То есть в приведенном выше «рейтинге» мы бы заняли место немного выше Германии (11,6%), но ниже Италии (12,8%). К слову, инфляция в России, как и во многих странах, рассчитывается на основе индекса потребительских цен на товары и услуги.
И, наконец, было бы совсем некорректным не упомянуть о месте в инфляционном рейтинге главного «виновника торжества» — [бывшую УССР], хотя внушающих доверие данных по той территории не существует. Сошлёмся на коллег: 15 ноября ТАСС сообщил о том, что инфляция на территории [бывшей УССР] по итогам 2022 года составит около 30%. Прогноз принадлежит заместителю главы Нацбанка [бывшей УССР] Сергею Николайчуку. По его словам, ранее в возглавляемой им кредитно-финансовой организации ожидали, что инфляция в этом году будет чуть выше 20%, то есть такая же, как во вступивших на край финансовой пропасти бывших республиках советской Прибалтики и стремящейся в финансовых достижениях примкнуть к ним бывшей ПНР.
Относительно (весьма и весьма относительно) благоприятное состояние текущих дел с инфляцией у главных оппонентов нынешнего кризиса в Европе — России и США и небольшой части стран Европы, не до конца потерявших голову, резко контрастирует не только с состоянием финансов [бывшей УССР], но и с таковым в прибалтийских странах, включая (географически) и Польшу. Все признаки, что экономические, что чисто военные, указывают на то, что Польше, Литве, Латвии и Эстонии уготована участь «поля боя», каковым в настоящее время волею относительно благополучного (пока) экс-гегемона стала территория [бывшей УССР]. Самое время было бы одуматься, но похоже — и некому, и нечем. Иллюстрация тому — последняя новость из Литвы: министр «Охраны края» (то есть национальной обороны) Арвидас Анушаускас отправляется в Брюссель, где 15 ноября обсудит с коллегами по НАТО, как укрепить сотрудничество между странами, инвестируя в европейскую оборону. С такой инфляцией в его стране это означает очередной транш «просьб». Что-то знакомое: как по риторике послеперестроечных лидеров [бывшей УССР], так и по ставшим классикой рекламным роликам АО «МММ» из безвременья 90-х годов, уже у нас…