США пора выводить войска и из Сирии — Foreign Affairs
Когда в должность президента США вступил Джо Байден, сирийская политика США была оторвана от реальности. Администрация Байдена решила пересмотреть цели США, устранив как юридически зыбкую идею обеспечения безопасности сирийских нефтяных объектов, так и невыполнимое желание вытеснить все иранские силы из страны, имеющей давние связи с Ираном. Команда Байдена решила, что пришло время переориентировать цели США на то, чтобы добиться выполнения первоначальной задачи: на разгром террористической организации «Исламское государство» (организация, деятельность которой запрещена в РФ).
Команда президента дала понять, сначала в частном порядке с делегацией высокого уровня в Сирии в мае 2021 года, а затем публично в неофициальных заявлениях для прессы в июле 2021 года, что Соединенные Штаты сохранят в Сирии ограниченное военное присутствие численностью около 900 военнослужащих и возобновят оказание целевой помощи по стабилизации для восстановления основных услуг, таких как водоснабжение и электричество, в районах, контролируемых силами, поддерживаемыми США. План состоял в том, чтобы делать это до тех пор, пока условия не станут более благоприятными для политического урегулирования сирийской гражданской войны путем переговоров, пишет бывший советник по политике в Ираке и Сирии в аппарате специального посланника президента по Глобальной коалиции по разгрому ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ) Кристофер Альхури в статье, вышедшей 10 октября в Foreign Affairs.
Такое изменение курса было вызвано признанием того, что, хотя поддерживаемые США силы удерживают значительные участки сирийской территории, политическое и дипломатическое влияние Соединенных Штатов по-прежнему ограничено. Кроме того, альтернативные варианты мрачны.
Тем не менее, указал Альхури, статус-кво имеет свои риски. В Сирии в непосредственной близости действуют и российские, сирийские и американские силы. В то же время наблюдается значительный всплеск атак поддерживаемых Ираном ополченцев на позиции США и возобновление угрозы турецкого военного вторжения, направленного против курдских сил, поддерживаемых США.
«Учитывая всё это, администрации Байдена необходимо ответить на следующие вопросы: необходимо ли дальнейшее военное присутствие США в Сирии и стоит ли оно того?» — подчеркнул аналитик.
Администрация Байдена, похоже, надеется на изменение — в том числе положительное — нынешних условий и что станет очевидным более удачное урегулирование путем переговоров. Тем не менее с каждым днем риск для американских войск нарастает, а позиции Соединенных Штатов на переговорах с точки зрения того, что можно получить от Асада и России в обмен на уход США, ослабевают, а не укрепляются. Вместо того, чтобы тянуть время, Соединенным Штатам следует сосредоточиться на переговорах о своем уходе, благодаря которому можно эффективнее обеспечить достижение двух основных интересов Вашингтона в Сирии: доступ США к сирийскому воздушному пространству и безопасность сирийцев, которые сражались вместе с американскими силами против ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ).
ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ), отмечает Альхури, по-прежнему является угрозой, но в отличие от периода с 2015 по 2019 год, когда группировка контролировала значительную часть Сирии и Ирака, у нее больше нет безопасного убежища, где она могла бы планировать и проводить террористические атаки, направленные против Запада. Это означает, что силы США выполнили свою первоначальную задачу.
По словам Альхури, в рамках этого подхода также очень важно обеспечить взаимоприемлемый уход, при котором Вашингтон сохранит отношения со своими сирийскими партнерами. Это нужно для того, чтобы Соединенные Штаты могли и впредь получать разведывательную информацию и иметь доступ к сирийскому воздушному пространству. Несмотря на текущую геополитическую напряженность, уход США, слабо скоординированный с Россией, — единственный способ достичь этих целей.
Если вывод американских сил будет осуществляться нескоординированным образом, такое развитие событий с большой долей вероятности спровоцирует наступление Турции для достижения объявленных турецким президентом Реджепом Эрдоганом целей — интервенцию, которая, скорее всего, приведет к перемещению сотен тысяч сирийцев и нанесет непоправимый ущерб отношениям США с Сирийскими демократическими силами (СДС). Между тем режим Асада в военном отношении не в состоянии занять всю территорию, которая в настоящее время находится под контролем СДС.
Он также отметил, что скоординированный уход США значительно повысит вероятность достижения дипломатического соглашения о доступе к сирийскому воздушному пространству, а Соединенные Штаты сохранят «неотъемлемое право на самооборону в случае угрозы со стороны сил режима при нанесении ударов по ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ)».