Обзор СМИ о ситуации в Красноярском крае за 30 ноября 2004
"В ответе за всю страну".
(Эксперт, региональное приложение "Эксперт Сибирь", специальный выпуск "Красноярский край". 29.11.04).
Александр Хлопонин уверен, что в XXI веке Красноярский край станет локомотивом России
- Александр Геннадьевич, Красноярскому краю 70 лет. Вы руководите им два года. Что удалось сделать за это время, ведь край вы приняли, как говорилось в СМИ, чуть ли не в кризисном состоянии?
- Мне грех жаловаться. Я пришел не на пустое место. Красноярский край был и остается достаточно мощным, индустриально развитым регионом. Нельзя говорить, что экономика края находилась в кризисном состоянии. Это неправда. Кризис наблюдался лишь в одной сфере - в системе управления. Поэтому для меня важно было найти ответ на ряд вопросов, главный из которых - выбор стратегии развития региона.
У Красноярского края есть свои конкурентные преимущества и недостатки. К первым можно отнести богатую минерально-сырьевую базу, мощный энергетический комплекс, развитую транспортную инфраструктуру и самое главное богатство - человеческий ресурс, научно-технический потенциал. А главный недостаток - расстояния. Четыре тысячи километров до одного рынка сбыта - европейского, столько же до другого - азиатского. Следовательно, нам выгодно производить только такую продукцию, в которой доля затрат на транспортировку не превышает 5-10%. Прежде всего это инновационные технологии. И, конечно, сырье в стадии хотя бы первичной переработки. Вот два основных направления, по которым должна двигаться экономика региона.
Следующий важный момент. Сегодня в Российской Федерации принята модель выравнивания бюджетной обеспеченности. Центр забирает деньги, заработанные регионами-донорами, и перераспределяет их дотационным территориям. Красноярский край, как известно, является донором. Если существующую модель не поменять, все наши усилия будут бесполезны. Нужна другая конструкция. Стране необходимы опорные регионы, где запускались бы крупные промышленные проекты и происходило ускоренное развитие экономики. А затем импульсы деловой активности будут охватывать большее географическое пространство. Именно над этим я сейчас работаю на федеральном уровне в области региональной политики. У Красноярского края есть все возможности стать таким опорным регионом, регионом-локомотивом.
В СМИ порой появляются публикации о том, что люди ждут экономического рывка, который обещал кандидат в губернаторы Хлопонин. Но я не обещал чуда. Как подготовить даже из очень талантливого спортсмена олимпийского чемпиона? Во-первых, требуется высокопрофессиональный тренер, во-вторых, определенное время. Точно так же и здесь. У нас есть команда профессионалов и реальные планы, требуется время. Принята программа социально-экономического развития Красноярского края до 2010 года, согласно которой к 2006 году мы должны провести соответствующие реформы, создать условия, чтобы в край пошли инвестиции. И начиная с 2006 года добиваться темпов роста более 8% ежегодно.
Если говорить об уже сделанном... Можно, конечно, начать перечислять, что построено, реконструировано, отремонтировано. Но главное, на мой взгляд, не это. После нескольких лет бурных политических баталий в крае наступила стабильность. Законодательная и исполнительная власти прекратили заниматься популизмом и стали работать конструктивно.
- Вы возглавляете Межрегиональную ассоциацию "Сибирское соглашение" (МАСС). Чем реально под вашим руководством занимается "Сибирское соглашение", каково ваше отношение к нему?
- В свое время отношение было неоднозначным. Рассуждал так: если это своеобразный клуб губернаторов, в рамках которого мы можем собраться, выпить по рюмке водки, поговорить и разойтись, то мне это неинтересно. Более важных дел хватает. Если же в основе деятельности этой организации лежит отстаивание интересов и стратегии развития Сибири, консолидация позиций губернаторов по разным вопросам, то я готов этим заниматься.
Проблем, которые можно и нужно решать в рамках "Сибирского соглашения", достаточно. Сегодня большинство сибирских территорий - дотационные, понятна заинтересованность каждой собирать побольше налогов. Но разве это нормально, когда Красноярский край и Кемеровская или Новосибирская области борются за то, чтобы именно у них была зарегистрирована та или иная компания и платила налоги в местный бюджет. Несерьезно получается. Разве нельзя договориться и подписать соглашение о корректной политике, о регулировании этих процессов? Выработать единые правила на территории Сибирского федерального округа (СФО)? Можно.
Для меня, например, очевидно, что сегодня Новосибирск - это крупный транспортный узел с хорошей инфраструктурой и удобным географическим расположением. Поэтому я не стану давать льготы каким-то компаниям только для того, чтобы они построили грузовой терминал в Красноярске. Пусть строят в Новосибирске. Потом товары все равно будут продаваться в Красноярске, а налоги с продаж поступят в бюджет края. А ведь что порой происходило в отношениях между территориями? Они строились по принципу: твои товары к себе не пущу, да еще налоговую, СЭС, пожарных нашлю - работать не дам.
При этом я уверен, что Красноярск, как и Новосибирск, также может стать авиационным хабом. Почему бы и нет? Два хаба для большой Сибири не так уж и много, они друг у друга хлеб отбирать не будут. Только не надо доказывать на федеральном уровне, какой из городов лучше и где в первую очередь строить. Все можно решить мирным путем.
Считаю, что сегодня МАСС занимается важной и нужной работой. Например, на прошлом совместном совете СФО и МАСС обсуждались проблемы жилищно-коммунального хозяйства. Совет проводили в Омске, потому что именно там накоплен большой положительный опыт в сфере ЖКХ. К примеру, в новом микрорайоне появились современные энергосберегающие технологии, локальная система очистки воды непосредственно в жилых домах, автономная модульная котельная на природном газе, обеспечивающая дома теплом. Есть чему поучиться и что перенять.
Очень многие проблемы легче решать сообща. И "Сибирское соглашение" этим занимается. К мнению МАСС прислушиваются в правительстве, это показатель нашей работы.
- Как складываются отношения с политическими тяжеловесами Сибири - Аманом Тулеевым, Леонидом Полежаевым, Виктором Крессом, которые во власти уже по десятку лет и более?
- Дедовщины у нас нет. А если серьезно, то, на мой взгляд, у нас сложились нормальные рабочие отношения. Думаю, мне удалось доказать, что я не временщик, а человек, который пришел всерьез и надолго для работы во благо своего края и всей Сибири. Мне вполне комфортно работается с коллегами-губернаторами.
- Александр Геннадьевич, в некоторых СМИ решение об объединении Красноярского края, Таймыра и Эвенкии поспешили назвать началом процесса укрупнения регионов России в целом. Как вы считаете, верно ли это утверждение?
- Не буду говорить о целесообразности или нецелесообразности объединения других территорий. Могу сказать лишь о своем регионе. Мне, например, президент не ставил задачу объединить Красноярский край с Таймыром и Эвенкией, это была, что называется, инициатива снизу. В чем плюсы объединения? Давайте посмотрим на карту. Вот Эвенкия. Огромная малонаселенная территория. Вот здесь находится Ванкорское нефтяное месторождение, его запасы оцениваются в 200 млн тонн. Сейчас разрабатывается проект строительства нефтепровода до Диксона, нефть пойдет прямиком на экспорт. Сам по себе проект очень мощный и интересный. Но на территории Эвенкии и Таймыра есть еще несколько месторождений с запасами нефти от 50 до 70 млн тонн, которые сегодня развиваться не в состоянии. Как только нефтепровод будет построен, заработают и эти "Разработка Ванкорского месторождения - мощный и интересный проект" месторождения, "подключатся" к трубе. Общий потенциал возрастет примерно до 600 млн тонн. Реализация проекта даст тысячи дополнительных рабочих мест, солидные поступления в бюджет, налоговый потенциал оценивается в 8-10 млрд рублей в год.
Вот Ангара, Богучанская ГЭС. Проект, осуществление которого позволит развивать зону Нижнего Приангарья. Это и железная дорога, и мост через Ангару, и транспортный узел, и строительство целлюлозно-бумажного комбината в Лесосибирске. Я называю это продолжением косыгинской индустриализации 1970-х годов. Вот что для меня, если очень кратко, предстоящее объединение, а точнее сказать, воссоединение наших территорий.
Исторически юг Красноярского края развивался и работал как комплекс, обеспечивающий север. Енисей был единой транспортной артерией, вдоль него располагались многочисленные базы перевалки грузов. Разделились. И что? Рухнула вся транспортная инфраструктура. У каждого региона появились свои узкоместнические интересы, собственные отдельные задачи. Это все равно как распад Советского Союза в миниатюре, а затем парад суверенитетов в России. Один в один. Не зря же Красноярский край иногда называют уменьшенной моделью Российской Федерации. Все происходившие в стране процессы нашли свое отражение в бывшем некогда единым крае.
И последнее. До сегодняшнего дня существует странная, если не сказать смешная, конструкция: жители Таймыра и Эвенкии участвуют в выборах губернатора Красноярского края. А он не имеет никаких полномочий, чтобы влиять на происходящее там. Жители автономных округов участвуют в выборах депутатов Законодательного Собрания края, которое никак не может регулировать законодательные процессы на их территориях. После объединения все эти нелепости уйдут в прошлое.
- Со многими новыми людьми вы познакомились за время своего губернаторства. Какие встречи запомнились? Кто вас "перепахал" или, как еще говорят, кто из современников оказал на вас наибольшее влияние?
- Многие встречи запомнились. А вот "перепахать" меня или даже оказать влияние уже невозможно. Это связано с тем, что мне в жизни везло на учителей. Например, когда я совсем молодым приехал в Норильск, рядом оказались Владимир Иванович Долгих, Борис Иванович Колесников. Люди с громадным жизненным опытом, много лет проработавшие на Норильском горно-металлургическом комбинате, в разные годы возглавлявшие его. Общение с ними стало для меня суровой школой. Поэтому считаю вправе "сметь свое суждение иметь" по любому вопросу. Другое дело, что это самое суждение, как правило, не появляется спонтанно, к мнению людей тоже прислушиваюсь. Став губернатором, я посчитал необходимым поддерживать тесный контакт с бывшим руководителем края Павлом Стефановичем Федирко, бывшим руководителем города Владимиром Федоровичем Капелько. Недавно звонил Аркадию Филимоновичу Вепреву, первому красноярскому губернатору, поздравил его с днем рождения. Вообще отношусь к старшему поколению с большим уважением. Ведь без преемственности, без сохранения традиций не обойтись. Нельзя поступать по-революционному: до основанья все разрушим, а затем... Мой принцип - брать на вооружение все хорошее из прошлого и двигаться в будущее.
- На территории Красноярского края есть явные точки роста, где экономика на подъеме. Но есть и районы, которые находятся в плачевном состоянии. Вы будете проводить политику выравнивания уровня жизни?
- Одинаковых территорий просто не бывает. В силу самых разных причин одни изначально находятся в более выгодном положении и развиваются, другие, грубо говоря, загибаются. Особенно это касается сельской местности. Но и здесь картина неоднозначная.
Есть крепкие хозяйства, где в этом году урожайность зерновых достигла 43 центнеров с гектара, а зарплата механизаторов - 300 тыс. рублей за год. Они в поддержке, по крайней мере финансовой, не нуждаются. Есть села, жители которых могли бы жить не хуже, все предпосылки к этому существовали и существуют. Беда в том, что из-за плохого управления эти хозяйства обанкротились или находятся на грани банкротства. Зарплату там не платят, люди спиваются, уезжают. Тем не менее, в таких селах жизнь можно изменить к лучшему, и мы будем это делать.
Но есть населенные пункты, у которых нет будущего, и это надо честно признать. Ведь как возникали некоторые поселки? Строили железную дорогу - появился поселок для строителей. Начали заготовку леса в новом месте - поселок для лесорубов. Строительство железной дороги закончилось, лес вырубили, а люди остались. Не каждый может легко бросить дом и податься в другие края. С другой стороны, работы там нет и не предвидится. Мы не можем искусственно создавать рабочие места и платить зарплату за никому не нужную работу. Поэтому разработана специальная программа для села. Не сразу, не вдруг, но мы будем создавать условия для переселения людей из таких поселков.
Остро стоит проблема образования в маленьких населенных пунктах. Не раз жители говорили мне, что если закрыть школу, селу придет конец. Но какой уровень образования дает малокомплектная школа? Согласен, если до школы 20-30 км, далековато каждый день возить детей, особенно по бездорожью. В таких случаях школы закрывать не позволю. Когда же два-три села находятся друг от друга на расстоянии 4-5 км, не лучше ли им иметь одну общую нормальную школу? То же самое касается и медобслуживания.
Мы не закрываем глаза на существующие проблемы, на неравномерность развития территорий. Но политика выравнивания бюджетной обеспеченности - это путь в никуда. Там, где это возможно, будем создавать условия для развития, разрабатывать инвестиционные проекты. Людям, живущим в местах, где нет перспективы, будем предлагать переезжать туда, где есть работа.
- Вы как-то обмолвились, что собираетесь "обставить" Новосибирск с точки зрения транспортных возможностей. А как насчет того, чтобы побороться за звание столицы Сибири?
- Кто бы что ни говорил, сегодня Красноярский край - регион номер один в Сибири. Утверждал и продолжаю утверждать: то, что столицей Сибирского федерального округа стал Новосибирск, - политическое заблуждение. С другой стороны, это хорошо. Конкуренция полезна.
- Нет сожаления, что пошли в политику?
- Мне интересно. Знаете, Черчилль как-то сказал, что политика - это большие шахматы. А я очень люблю играть в шахматы.
- Представьте себе: закончился срок вашего губернаторства и президент не рекомендовал вас на новый срок...
- Пока не задумывался об этом, просто стараюсь сделать как можно больше полезного для края на посту губернатора. Много сил и энергии затрачено на разработку интересных проектов, которые очень хотелось бы реализовать. Тем не менее, любое решение президента приму без возражений. Сочтет он нужным, чтобы я занялся другим делом, значит, займусь. Хотя, не скрываю, хотел бы продолжить работу в качестве руководителя края.
- Вы считаете правильным, что губернаторов будет назначать президент?
- По моему мнению, губернатор должен нести ответственность за все, что происходит на его территории. Но сегодня это не всегда возможно. Поймите, трагедия в Беслане имеет те же корни, что и трагедии замерзающих ежегодно районов Дальнего Востока, Сибири. Несогласованность, расхлябанность, коррумпированность. Вот типичный пример. На Севере упал вертолет, нужно срочно спасать людей. А две службы спорят, кому это делать. Разные территории, разные зоны ответственности...
В условиях, когда в стране нужно без промедления решать серьезные проблемы, должна быть четко выстроенная вертикаль власти, кто бы как к этому ни относился. Тем, кто говорит, что это подрывает демократические основы, могу ответить так: основы демократии - это прежде всего частная собственность и гарантии частной собственности со стороны государства. Есть исполнительная и законодательная власти. Пусть исполнительная власть назначается, а законодательная избирается и контролирует исполнительную. И никаких нарушений демократии в такой конструкции нет.
- Вас считают прагматиком, и ваши действия говорят об этом. Или в душе вы романтик?
- Романтик ли я? Наверное, да. Я эмоциональный человек. Но не всегда можно давать волю эмоциям. Порой бывают ситуации, когда приходится закрываться и "кусать локти". Прекрасно понимаю свою ответственность и переживаю, если что-то не получается так, как хотелось бы.
- Законы жанра юбилейного интервью требуют спросить - в чем счастье сибиряка Хлопонина?
- Счастье сибиряка... Да где бы я ни жил, счастье - в моем ребенке. Я очень люблю свою семью. Хочу, чтобы моя дочь была счастлива, получила хорошее воспитание, образование. Чтобы могла гордиться своим отцом. Осознание этого здорово стимулирует меня в работе. А без работы я себя не представляю. Казалось бы, чего еще в жизни не хватает, вроде бы все есть. Но даже во время отпуска, когда, например, уезжаю за границу на лыжах покататься, уже на третий день не нахожу себе места. Не умею просто отдыхать, безделье меня угнетает. Так что мое счастье - это семья и работа.
"У "единороссов" - перестройка".
("Красноярский рабочий", 30.11.04)
Губернатор края Александр Хлопонин избран членом высшего совета "Единой России", его заместитель, член политсовета регионального отделения партии Юрий Олейников и секретарь КРО Игорь Тихов - членами генерального совета партии.
Такое решение принято в Москве на V съезде "Единой России". Он ввёл институт председателя партии, упразднил излишне усложняющий структуру центральный политический совет партии и передал его функции генеральному совету и президиуму ГС. Кроме того, значительно сокращена численность центральной контрольно-ревизионной комиссии. На съезде тайным голосованием избран состав генерального совета партии в количестве 132 человека и президиум ГС в количестве 23 человек. Генеральный совет стал вторым по значимости после съезда руководящим органом партии "единороссов".
"Танго под русский рок".
("Красноярский рабочий", 30.11.04, Лика Кытманова)
Дворец спорта имени Ивана Ярыгина был заметен издалека: на него направили прожекторы и включили музыку на полную громкость. На стоянку одна за другой подъезжают машины, привозят дам в бальных нарядах. Следующие несколько метров до крыльца им приходится семенить, приподняв платья, обегать лужи и уворачиваться от ветра, дабы не испортить причёску. На какие только жертвы не пойдёшь, чтобы попасть на губернаторский бал!
Бал в Красноярске проходит во второй раз. Большинство тех, кто побывал на этом празднике в прошлом году, мечтало попасть на него и сейчас. Только вот условия для желающих в этот раз оказались намного жёстче. Основное требование - пройти тест на коэффициент интеллекта. Необходимо было зайти на сайт, ответить на вопросы и получить приглашение. Только в КГУ таких оказалось 365. Ещё одно отличие - танцевальный конкурс. Каждый вуз тянул жребий, какой танец придётся исполнять, и должен был выставить свою команду. Авторы проектов на конкурс "Идеи для Красноярского края" также могли прийти на праздник.
Но вернёмся на бал. Оказывается, мы совсем разучились грациозно ходить, поэтому девушки в вечерних нарядах и с совершенно мужской походкой оказались не редкостью. Замечены были даже несколько Золушек, спотыкавшихся о полы длинного платья на лестнице и терявших свою обувь. И совсем другие эмоции, а именно улыбки умиления возникали при виде пар, где молодой человек, вытянув руку вперёд, вёл свою спутницу, не отрывая от неё глаз. То ли этому их учили на репетициях, то ли действительно давно знакомая одногруппница в таком наряде стала вызывать восхищение.
Времени до начала бала оказалось много, поэтому народ развлекался в интернет-кафе, в обыкновенном баре или просто прогулками по длинным коридорам Дворца спорта. Интересно ведь на других посмотреть и себя показать.
Елена из аграрного университета признаётся, что каждый вечер дома тренировалась ходить в платье. "Первый раз, когда надела его, это просто ужас был! Встала посреди комнаты, а мне места мало, даже развернуться негде. Оно ведь с обручами внутри, плечи полностью открытые, да ещё корсет! Всё, думаю, в таком наряде даже шагу не сделаю, но постоянные тренировки принесли результат". Не легче было и с причёсками, их некоторым пришлось делать, как свадебные, аж по три часа.
В жюри одиннадцать человек: политики, телеведущий, руководители процветающих предприятий города, известный спортсмен. В зале все ректоры вузов Красноярска болеют за своих подопечных. Сам бал получился ярким и необычным. Судите сами. После размеренного полонеза на сцене появилась команда КВН "Левый берег", а потом вообще столичная группа "Сегодня ночью". Всё это время первые участники (три вуза) прогуливались парами по танцполу. Затем номера начали чередоваться: венский вальс и современные шлягеры, танго и Серёга с любимым народом "Чёрным бумером", полька и очередные шутки от команды КВН. Ребята так вжились в роль, что танцевали под современную музыку с элементами движений бальных танцев.
Объявлять победителей вышел единственный член жюри, имеющий отношение к танцам. Главный балетмейстер театра оперы и балета, не мучая долго участников, сказал: "Танцевали хорошо все, но... победил педагогический университет!" Понятно, что болельщики этого вуза своими криками заглушили все прочие звуки, но после следующего заявления всех перекричали сами участники: "Вся команда получает губернаторский грант на недельную поездку в Петербург, где вы сможете посетить открытый турнир по бальным танцам".
Надо сказать, что со всеми ребятами каждый день по два часа на протяжении почти двух месяцев занимались профессиональные хореографы. В команде победителей тех, кто серьёзно занимается танцами, почти нет. Как говорят сами ребята, участвовали те, кто проявил инициативу или хотя бы в раннем детстве посещал танцевальный кружок. О том, какой будет главный приз, никто не знал - это держалось в секрете.
Заключительный полонез танцевали представители всех вузов, поэтому на танцполе собрались все участники. Ведущая спускается к ним. "Вы сколько танцами занимаетесь?" - задаёт она вопрос девушке. "Шесть лет". "А вы?" - вопрос к следующей. - "Три года". "А вы сколько лет?" - ведущая протягивает микрофон молодому человеку. Над залом проносится тяжёлый вздох: "Ой, целых два месяца!"
После церемонии награждения на сцене появилась группа "Мумий Тролль", а поздним вечером небо осветил праздничный фейерверк. Некоторые из победивших так и танцевали танго под музыку русского рока.
"Сергей Сокол: "Задача - повысить КПД власти".
("Комок", 30.11.04, Ирина Метлицкая)
Чиновничий аппарат слишком громоздкий и неповоротливый, а потому недостаточно эффективный. Об этом Александр Хлопонин заговорил сразу, как только стал губернатором. И вот, наконец, процесс оптимизации подошел к концу. Осталось принять закон, пройти чистилище ЗС.
Как изменится структура краевой власти, а главное - даст ли это положительный результат? Почему чиновники должны получать больше и насколько их станет меньше? Об этом и многом другом наша беседа с заместителем губернатора Сергеем СОКОЛОМ.
- Сергей Михайлович, все только и говорят о вашей зарплате, о том, во сколько раз увеличится она у краевых чиновников, что, ради этого и затевалась административная реформа?
- Во-первых, вы прекрасно знаете, что и губернатор, инициировавший административную реформу, и я, и другие члены команды - не самые бедные люди и в лишней головной боли не нуждаются. Во-вторых, речь не о чиновниках вообще. Закон, который мы внесли на рассмотрение Законодательного собрания, называется "О системе исполнительных органов государственной власти". Оплата труда - лишь часть его. И, уверяю вас, не самая главная. Скажите, вас все устраивает в работе краевых властей?
Нет, не все.
- Вы хотели бы, чтобы результат был выше?
- Естественно.
- Вот ради этого и проводится реформа. Существующая система страдает дублированием, несвойственностью некоторых функций. Времена изменились. Мы не можем вмешиваться в работу большинства промышленных предприятий - это частная собственность. Жилищно-коммунальный комплекс по российскому законодательству - прерогатива муниципальных образований. Функции ушли, а ответственность осталась. Но как отвечать за то, за что по закону отвечают другие? Вот это и называется размытостью зон ответственности. Время требует от нас ответственности за создание условий для развития этих сфер и - как следствие - повышения уровня жизни населения. Сегодня люди не знают, куда бежать со своими проблемами. Цель административной реформы - создать ясную, прозрачную систему, которая даст понимание, кто за что отвечает.
- То есть краевая власть снимает с себя ответственность за ЖКХ?
- По закону о разграничении полномочий, который вступит в силу с 1 января 2005 года, это должно быть так. Краевая власть не может отвечать за то, почему плохо работает конкретный киоск или трест, зона ее ответственности - почему этих киосков мало или нет конкурентной борьбы в обслуживании коммунальных потребностей населения...
- А можно на примере элементов новой структуры: департамент, агентство, служба...
- Департаменты будут работать над стратегией развития данной отрасли, агентства отвечать за реализацию этих стратегий, а службы контролировать соответствие задачи и качества ее исполнения. Например, стратегия разработана, но буксует реализация. Служба должна ответить на вопрос: агентство плохо работает или, может, стратегия ошибочна? Сразу станет ясно, кто чего делает и кто чего недоделывает. Сегодня непонятно, с кого спрашивать - с заместителя губернатора, руководителя управления или отдела. Перед всеми - одна и та же задача, одна и та же зона ответственности. Что касается ЖКХ. Мы понимаем, что реалии не позволяют нам переложить всю ответственность на муниципалитеты. Рано еще. Красноярск справится, а вот Ужур или Абан...
- Кстати, о заместителях. Сначала говорили: останется только пять замов. Вы, Сергей Михайлович, на пресс-конференции сказали: число не изменится. Так будет сокращение или нет?
- Цель в том, чтобы бездумно сократить количество или в том, чтобы выстроить эффективную систему? Часть заместителей губернаторов будут одновременно возглавлять отраслевые департаменты, то есть поднимается их КПД. Часть - отвечать за работу аппаратных, структур. Что же касается общего сокращения... Сначала скажите: вы имеете в виду работников, сидящих в здании по адресу Мира, 110, или все 3 тысячи, кто представляет краевую власть в Уяре, Ужуре, Канске...
По всему краю с недавних пор работают мировые судьи - 400 человек. Они вошли в число государственных служащих. А еще есть ЗАГСы. Это тоже наши структуры. В 2005 году к этому прибавятся специалисты, занимающиеся профтехобразованием. По новому законодательству эта функция от федерального центра переходит к нам. Сокращения были, но в итоге - 30 ставок.
- Если объединение края, Эвенкии и Таймыра произойдет, штат краевой администрации возрастет?
- Не факт. Конечно, кто-то из профессионалов, работающих в округах, понадобится и здесь. Кто-то просто поменяет статус - округа станут муниципалитетами.
- Не логичнее было бы заняться реформированием после объединения?
- Нам нельзя терять время. Мы предусмотрели оба исхода референдума. Но если народ проголосует за объединение, никаких раскачек быть не должно - мы обязаны быть готовы к эффективному управлению огромной территорией, чтобы не допустить снижения уровня жизни ни в одном из субъектов.
- Сергей Михайлович, предполагается повышение зарплат. Откуда дровишки?
- Одну часть работников сократим, другой - добавим зарплату.
- Не боитесь, что депутаты не упустят случая порадеть за справедливость?
- Нет, не боюсь. Размер зарплаты должен соответствовать размерам нагрузки и ответственности. По-моему, это как раз справедливо. Средняя зарплата учителей во всех регионах примерно одинакова, почему же госслужащие края должны получать меньше, чем в Томске, Омске, Иркутске и так далее?! Если люди во власти будут получать мало, они никогда не сумеют добиться того, что называется ростом благосостояния населения. Оплата труда госчиновников - это тоже рычаг повышения эффективности власти. Закон, который мы внесли на рассмотрение в Законодательное собрание, предусматривает гибкую систему, которая ставит оплату труда в зависимость от результата. До сих пор уровень зарплаты был связан с занимаемой должностью, со стажем. Не секрет, что некоторые сидят на своих местах десятилетиями, а толку...
- Предлагаемая структура копирует правительственную: департаменты, агентства... Хотите угодить Кремлю?
- Хотим повысить эффективность работы. Логика разделения полномочий отвечает этой задаче. Никакой другой загадки в нашей административной реформе нет.
"Лучше плохо, чем ничего".
("Красноярский рабочий", 30.11.04)
Как мы уже сообщали, в Законодательное Собрание края поступил проект закона "О краевом бюджете на 2005 год". Документ солидный и по весу, и по объёму, и по суммам - как-никак доходы и расходы бюджета возросли по сравнению с прошлым годом в полтора раза. Новые траты на нужды Эвенкии и Таймыра, перетряска многих расходных полномочий, пересмотр структуры налоговых отчислений - всё это сказалось и на содержании документа, и на сроках его внесения. Первыми впечатлениями от бюджета делятся депутаты краевого парламента.
Александр УСС:
- Сегодня говорить о том, каков краевой бюджет на 2005 год, ещё рано, поскольку депутаты только приступили к его изучению. Хотя должен сказать, что вместе с администрацией мы работали над ним, высказывали свои предложения уже на ранних этапах, до внесения бюджета в Законодательное Собрание. Но пока мы не можем сказать, в какой мере эти предложения учтены администрацией.
Прошу принять во внимание одно очень важное обстоятельство - в этом году бюджет внесён на целый месяц позже установленного срока. А значит, сроки его рассмотрения в ЗС сокращены вдвое. Это серьёзно осложняет нашу работу. Не случайно недавно Законодательное Собрание перешло на еженедельное проведение заседаний сессий. Такого не было последние десять лет. Мы хотим своевременно и качественно обсудить пакет социальных законов, которые непосредственно касаются бюджета. Ситуация осложняется ещё и тем, что в следующем году край не может жить "по одной двенадцатой", поскольку появляются расходы, которых не было в предыдущем бюджете.
Если нам не удастся принять краевой бюджет к 1 января 2005 года, это будет означать, что многие расходы вообще не удастся финансировать. Поэтому непринятие бюджета как такового гораздо хуже, чем принятие плохого бюджета. Конечно, это не добавляет нам оптимизма, тем не менее, мы рассчитываем на то, что с точки зрения качества это тот бюджет, по которому край может жить. Сейчас документ оценивают специалисты Счётной палаты и экспертно-правового управления ЗС.
Ещё раз подчеркну, что в этом году запоздалое рассмотрение бюджета может повлечь за собой гораздо более неприятные последствия, чем прежде. Возможно, будет дана соответствующая оценка работы тех должностных лиц администрации, которые непосредственно отвечали за подготовку бюджета. Справедливости ради должен сказать, что в этом году внесение бюджета было связано с дополнительными трудностями, и в какой-то мере я понимаю своих коллег из администрации.
Хотя по большому счёту в официальных отношениях человеческое понимание не имеет права на существование. Если взялись за выполнение своих функций, будьте добры выполнять их в соответствии с тем законом, который сами же и внесли, - я имею в виду закон о бюджетном процессе. А человеческое понимание основано на том, что Государственная Дума приняла так называемый закон о монетизации льгот, который предусматривал разработку и на краевом уровне целого ряда законов, непосредственно влияющих на сам бюджет. С моей точки зрения, надо было вносить одновременно и эти законы, и бюджет, а затем соответственно корректировать их взаимную зависимость.
Юрий АБАКУМОВ:
- В первую очередь надо сказать, что в этом году бюджет внесён в условиях, резко отличающихся от условий прошлых лет. В минувшем году мы приняли краевой закон о межбюджетных отношениях и считали, что нормативы бюджетной обеспеченности для муниципальных образований определены, как минимум, на три года вперёд. Но, к сожалению, ситуация кардинально изменилась, прежде всего на федеральном уровне. Произошли по сути революционные изменения в перераспределении расходных полномочий между Федерацией и регионами. Изменилось и распределение налоговых отчислений, что, само собой, сказалось на формировании доходной базы. Кроме того, в крае, например, централизуются выплаты жилищных субсидий, расходы на содержание милиции общественной безопасности. Всё это нарушило предполагаемую стабильность бюджетных нормативов.
Также очень важно то, что краевой бюджет приходится рассматривать в отсутствие закона о межбюджетных отношениях. Документ внесён в Законодательное Собрание, на его основе свёрстан бюджет-2005, но закон-то мы принять не успели, а такого быть не должно. Мало того, всевозможные расходные полномочия, которые свалились на нашу голову (к примеру, льготы для ветеранов и репрессированных, детские пособия), должны быть подкреплены соответствующими законами, которые только сейчас принимаются.
Нужно отметить и то, что в крае будет введена новая система оплаты труда бюджетников. Теперь каждый муниципалитет может действовать по-своему. Наша задача - постараться привести всё к общему знаменателю, чтобы, допустим, бюджетники краевого уровня не получали гораздо больше, чем их коллеги из районных учреждений, а зарплата врача из донорского Северо-Енисейского района была сравнима с заработком врача из дотационного Сухобузимского. Для этого тоже следует принять закон, а он только-только внесён в ЗС. Словом, и тут пока одни лишь намётки, а намётками зарплату не выдашь. В этой ситуации нельзя гарантировать, что произойдёт обещанное повышение на 20 процентов зарплаты всех бюджетников. За краевой уровень мы спокойны, а вот с муниципальной властью надо договариваться. Не секрет, что средства на жилищные субсидии, которые край сполна отдавал территориям, не всегда доходили до жилкоммунхоза. Аналогия понятна?
Уже сейчас можно сказать, что в бюджете учтены не все расходные полномочия. В частности, мы намерены настаивать на льготах по оплате жилищно-коммунальных услуг для 75 тысяч ветеранов Красноярского края. Подобные предложения будут активно обсуждаться перед принятием закона о бюджете во втором чтении. В первом же чтении депутаты должны обсудить основные параметры бюджета - суммы доходов, расходов и дефицита, которые составляют соответственно 43 миллиарда, 46 миллиардов и 2,87 миллиарда рублей. В принципе, по моему мнению, эти цифры вполне приемлемы. У меня есть замечания и по доходной, и по расходной части бюджета, но о них пока рано говорить без глубокого изучения документа. А дело это непростое - изменилась его структура, терминология, появилось много непривычного.
Что касается запоздалого внесения бюджета, то наряду с целым рядом объективных причин, которые я назвал, есть и субъективные. Краевой администрации никто не мешал раньше внести в ЗС все те законы, которые необходимо было принять до рассмотрения бюджета.
Светлана АНДРОНОВА:
- После ознакомления с первой частью бюджета у меня сложилось впечатление, что его доходная база, скажем так, расплывчата. Муниципальные образования поставлены в более жёсткие условия из-за популярной нынче централизации средств на более высоком уровне власти. Из-за федеральных новшеств, в частности из-за "ухода" в Москву некоторых налогов, край, по моим прикидкам, потерял, самое меньшее, свыше одного миллиарда рублей.
Вопросов очень много. Например, почему при сокращении доходов происходит увеличение расходных обязательств? Все ли источники доходов показаны? Надеюсь, на этот вопрос даст ответ Счётная палата. В то же время реальность некоторых источников бюджетных поступлений вызывает большие сомнения. Будут ли расти доходы от предприятий лесной промышленности, как то прописано в документе, если ожидается очередное повышение энерготарифов и цен на ГСМ? И ведь оно никак не отражено в бюджете - там заложена лишь инфляция в 8,5 процента, что, на мой взгляд, чересчур оптимистично. Если произойдёт скачок энерготарифов, стоит ли ожидать роста экономических показателей в лесной, сельскохозяйственной и других отраслях?
У нас часто получается так: говорим "а", а потом за нашей спиной монополисты произносят "б". В бюджете должны быть именно обоснованные расчёты с учётом всех предполагаемых факторов, а не благие пожелания и надежды на экономический рост. Иначе будет нестыковка - делается ставка на повышение доходов бюджета, которая не оправдается из-за экономических реалий. И о каком значимом росте можно говорить, если в крае до сих пор не созданы условия для того, чтобы поднялись на ноги предприятия, переживающие кризис?
Что до расходов, то здесь у меня возникло много вопросов в части содержания госаппарата и обеспечения его деятельности. Суммы весьма внушительные - так и хочется перебросить деньги из определённых структур, допустим, на увеличение размера детских пособий. В самом деле, что такое 70 рублей "детских", заложенные в бюджете? И выплату так называемых стажевых бюджетникам не мешало бы ввести, да мало ли ещё каких социальных расходов! А вообще, хотя бюджет можно назвать социально направленным, мне думается, при его обсуждении не миновать напряжённого разговора с администрацией края. Не обойдётся, конечно, и без лоббирования интересов той или иной отрасли. Порой метель споров такие сугробы наметает, в которых и застрять можно. А надо идти дальше. В общем, ощущения пока тревожные...
Пётр МИКОВ:
- Если говорить о бюджете в целом, то он требует квалифицированного аудиторского заключения в части доходов. Расходы-то - с шумом ли, с дракой ли, со скандалом ли - разделить всегда можно, было бы что делить. Доходная база - вот что главное. Надо её тщательно проанализировать. Если для такого большого объёма работы окажется недостаточно специалистов Счётной палаты и экспертно-правового управления ЗС, надо привлечь кадры со стороны.
Ну а сельское хозяйство... С ним всё, как обычно, - финансируется едва ли не в последнюю очередь. По сравнению с прошлым годом расходы заложены практически те же, хотя с тех пор в полтора раза выросли цены на нефтепродукты и почти вдвое - на запчасти. А это основные составляющие себестоимости сельхозпродукции. Да ещё энерготарифы вот-вот поднимут. К тому же дорожает техника, а господдержка в виде компенсации части процентной ставки по банковским кредитам сведена к минимуму (по нашим расчётам, её следовало бы увеличить минимум втрое). Так что труженикам села новый бюджет оптимизма не добавит. Им по-прежнему предстоит возиться с изношенной техникой и самим работать на износ.
Ещё до внесения бюджета мы провели заседание профильной комиссии с участием представителей из районов, совместное совещание с краевой администрацией. Высказали ряд конкретных предложений, чиновники вроде их записали, но ни одно не нашло отражения в бюджете. Мы намерены ещё раз выйти со своими инициативами, когда состоится заседание комиссии с большим числом участников с мест. Посмотрим на реакцию администрации, на последствия. Депутаты вполне могут не голосовать за бюджет, если их предложения вновь будут проигнорированы. Это не жёсткое условие и тем более не угроза - просто люди хотят добиться положительных сдвигов в отрасли, найти разумный компромисс с исполнительной властью. У нас убедительные аргументы. Надеюсь, здравый смысл возобладает.
"Бюджетные кредиты для несушек".
("Красноярский рабочий", 30.11.04, Эрих Пырх)
Шестое заседание XII сессии Законодательного Собрания края ознаменовалось принятием целого пакета законопроектов социальной направленности.
В частности, во втором чтении депутаты проголосовали за закон "О поддержке донорства крови и её компонентов в Красноярском крае", в первом чтении внесли изменения в целевую программу "Комплексные меры по преодолению пьянства и алкоголизма в Красноярском крае" на 2004 год и сразу в двух чтениях изменили закон о целевой программе "Вакцинопрофилактика" на 2004 год.
Большую заинтересованность парламентариев вызвал законопроект "О краевой целевой программе "Предупреждение распространения и борьба с заболеваниями социального характера" на 2005-2007 годы". "Стоимость" этой программы превышает 228 миллионов рублей. Она призвана стабилизировать или снизить заболеваемость в крае такими серьёзными недугами, как туберкулёз, вирусный гепатит, клещевой энцефалит. По мнению председателя профильной комиссии Сергея Натарова, законопроект следовало принять во втором чтении. Однако Алексей Клешко предложил временно воздержаться от голосования и более детально проработать документ, обратив внимание на приоритеты. Его поддержали Юрий Абакумов и Всеволод Севастьянов, которые тоже выразили готовность внести свои поправки. В итоге сессия согласилась перенести голосование по законопроекту на следующую неделю.
Законодательное Собрание также дало согласие на предоставление бюджетных кредитов государственным предприятиям края, производящим яйцо и мясо птицы. Дело в том, что в начале года произошёл резкий скачок цен на фуражное зерно - по сравнению с 2003 годом оно вздорожало в 2,5 раза. Это болезненно ударило по многострадальному птицепрому. Из-за нехватки оборотных средств предприятия не в полной мере обеспечены сегодня фуражным зерном. Нарушена сбалансированность кормления птицы, снижается её продуктивность. Поэтому решено предоставить в нынешнем году бюджетные кредиты трём птицефабрикам - "Бархатовской" (16,3 миллиона рублей), "Заря" (11,6 миллиона) и "Шушенской" (9 миллионов).
Кроме того, сессия заслушала информацию Совета администрации по поводу депутатского запроса Александра Шведова об опубликовании списков присяжных заседателей на территории Красноярского края. Как сообщил первый заместитель губернатора Василий Кузубов, основной и запасные списки присяжных заседателей были опубликованы в "Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края" только в ноябре. Шведова этот ответ не удовлетворил, и он предложил принять постановление ЗС о необходимости соблюдения федерального законодательства в части опубликования списков присяжных заседателей. Депутаты одобрили эту инициативу.
В завершение работы сессия поддержала обращение Рязанской областной думы к президенту РФ, Совету Федерации, Государственной Думе и правительству о регулировании цен на горюче-смазочные материалы. Народные избранники приняли решение направить подобное обращение от имени Законодательного Собрания края.