Либерализация телекоммуникационного рынка Армении наступит в 2010 году
3-го ноября в ходе внеочередного заседания правительства Армении был утвержден новый вариант лицензии номер 60 компании "АрменТел" на предоставление телекоммуникационных услуг компании "АрменТел". Компания была лишена монопольного права на рынке мобильной связи Армении, тем самым появилась вакансия для второго оператора. В тот же день члены правительства решили создать конкурсную комиссию во главе с министром транспорта и связи Армении Андраником Манукяном для выдачи лицензии на право предоставление услуг передвижной связи глобальной системы (GSM) в диапазоне радиочастот 900 МГц. Комиссия была создана вечером 3-го ноября, а днем 4-го ноября уже завершила свою миссию. Комиссия назвала имя компании, которая стала победителем тендера на право предоставления услуг сотовой связи в Армении. Ею стала компания "К-Телеком" - дочерняя компания оператора связи Нагорного Карабаха "Карабах Телекома".
В свою очередь, греческая компания ОТЕ, владеющая 90% акций национального оператора связи - компании "АрменТел", дала согласие на лишение компании "АрменТел" монополии на предоставление услуг сотовой связи в Армении. 18-го ноября правительство Армении одобрило соглашение о примирении, заключенное между армянским правительством, греческой компанией ОТЕ и ЗАО "АрменТел". Меморандум о примирении призван положить конец многолетнему спору между правительством Армении и телекоммуникационной компанией "АрменТел", являющейся монополистом на телекоммуникационном рынке страны.
Напомним, что правительство Армении обвиняло "АрменТел" в недобросовестном выполнении взятых на себя обязательств по развитию отрасли, в свою очередь "АрменТел" сетовал на ущемление своих монопольных прав, требуя, в частности, ограничить развитие такой сферы, как IP-телефония (Voice over IP). Тем не менее, в обмен на отказ от монопольных прав на GSM-услуги, "АрменТел" получил исключительное право на предоставление услуг IP-телефонии.
На вопросы Общественного телевидения Армении отвечает министр юстиции Давид Арутюнян.
Господин министр, представляя Меморандум о примирении, правительство констатирует увеличение рычагов контроля деятельности компании "АрменТел". Неужели контролирующие функции, зафиксированные в 60 лицензии, не были достаточными? Что изменилось?
Сфера телекоммуникации - это сфера общественных услуг и, естественно, она должна не контролироваться, а, в первую очередь, регулироваться. И регулироваться со стороны государства. Известно, что лучше всего подобные функции выполняют независимые комиссии. Так, в 1995 году мы создали аналогичную комиссию в энергетической сфере. Однако в телекоммуникационной сфере подобной комиссии не было, и, наверно, этим и обусловлено, что лицензия 1997 года не включала регулирующие функции или же они были недостаточны. Время показало, что без регулирования, предоставляющие общественные услуги компании могут злоупотреблять своими правами, не предоставляя качественную связь или не выполняя своих обязательств. Когда государственные рычаги слабы, то сфера просто не развивается. Осознавая это, мы пошли на этот шаг - зафиксировали в лицензии более серьезные механизмы регулирования.
Право на предоставление телекоммуникационных услуг получила еще одна компания - "К-Телеком". И получила довольно-таки быстро. Почему не был проведен открытый конкурс? Почему так быстро?
Конечно, было бы желательнее провести открытый конкурс, серьезно к нему подготовиться. Но мы стоим перед серьезной проблемой. Дело в том, что в контексте карабахского противостояния победы происходят не только на поле боя. Они бывают и во многих других сферах, в том числе и экономической. За последние 2-3 года удалось обеспечить Нагорный Карабах средствами телекоммуникации, обеспечить связь Карабаха с внешним миром, при этом, учитывая блокаду со стороны Азербайджана, Армения предоставила Карабаху часть своего международного кода. Но мы оказались перед серьезным фактом. Азербайджан смог в многочисленных международных структурах добиться отключения карабахского кода, несмотря на то, что он был предоставлен Арменией. И мы встали перед угрозой, что Карабах окажется в новой блокаде - телекоммуникационной. Не будем забывать, что это касается не только обороноспособности, но и права населения Нагорного Карабаха на связь, на распространение и получение информации. И в этой ситуации решение было просто продиктовано. Мы нашли тот путь, который не позволит нам иметь потери или же потерпеть поражение на этом фронте.
Возможна ли ситуация, при которой "К-Телеком" окажется не в состоянии нормально функционировать, вследствие того, что вся сопутствующая техника (антенны, кабели) принадлежит "АрменТелу"? Что будет, если "АрменТел" будет просто препятствовать работе второго оператора?
Тот же вопрос возник бы, если бы вторым оператором был не "К-Телеком", а любая другая компания. Этим объясняется включение в лицензию особых положений, которые будут гарантировать бесперебойную работу второго оператора. В частности, это касается частоты диапазонов, используемых сегодня со стороны "АрменТел" почти на 95%. Это практически не оставляет поля для деятельности второго оператора. Сегодня мы внесли изменения, согласно которым "АрменТел" обязан в течение 7 месяцев уменьшить занимаемый диапазон. Есть еще много случаев, где необходимо было внести изменения, в частности, номерной план или программа номеров. Ясно, что номера второго оператора будут длиннее, потому что остальная часть занята "АрменТелом", что изначально поставило бы второго оператора вне конкурентного поля. Мы решили ряд проблем, которые обеспечат нормальную и эффективную работу второго оператора и зафиксировали это в лицензии, как обязательства компании "АрменТел". Это взаимосвязь двух сетей, вопрос частот, программа номеров, право использования ключевых узлов "АрменТела" и т.д.
Итак, в Армении две телекоммуникационные компании. Не исключено, что они могут достичь согласия предоставлять услуги того же качества и по одинаковым тарифам. И нет вместе с тем третьего, который попытается предложить более выгодные условия. Каким образом правительство будет осуществлять контрольные функции, и как обеспечит экономическую конкуренцию?
При ограниченном числе операторов, возможны также антиконкурентные договоренности. Однако, против этого также есть средства борьбы, которые не были зафиксированы в прошлой лицензии, учитывая монопольные права "АрменТела", но сегодня они есть. В частности, зафиксирована возможность вмешательства правительства при наличии антиконкурентной договоренности между компаниями. В лицензии также зафиксировано право на вмешательство в случае, если "АрменТел", да вхождения на рынок второго оператора, попытается резко повысить тарифы на сотовую связь. Мы вооружились в этой сфере серьезными контрольными механизмами.
"АрменТел" легко и многое уступил. Чем это обусловлено?
Если сравнить старый и новый варианты лицензии, разница очень большая и, действительно, с первого взгляда создается впечатление, что "АрменТел" уступил по многим пунктам. Однако этому тоже есть объяснение. Мы не обменивались чем-либо, мы просто пошли на уступки. В реальности уступки обусловлены развитием рынка. "АрменТел" и его новое более профессиональное руководство сможет и далее действовать без боязни даже в таких условиях. Они были уверены в этом и поэтому дали соответствующие гарантии, которые и оказались зафиксированы в документе. Поскольку "АрменТел" гарантировал эффективную работу и привлечение новых клиентов, мы попытались вести переговоры в контексте этих заявлений. И если действительно "АрменТел" сможет так работать, наши контролирующие функции ограничатся лишь наблюдательскими полномочиями. Но если компания не выполнят своего обещания... мы на сегодня обладаем более серьезными рычагами.
Каковы перспективы развития сотовой связи? Расширит ли свою сеть "АрменТел" и зафиксированы ли конкретные сроки?
Здесь будут работать два фактора. Первый - конкуренция между двумя операторами. Уверен, положительные предпосылки уже созданы, и, в результате конкуренции, оба оператора попытаются повысить качество. Но как дополнительные гарантии в лицензии зафиксированы и другие обязательства. В частности, в течение одного года "АрменТел" обязан обеспечить бесперебойное покрытие сотовой связью Еревана и всех областей. Еще в течение одного года компания обязана обеспечить покрытие в дополнительных 200 селах и на трассах, связывающих Ереван с другими государствами, в частности Ираном и Грузией. 85% трасс должны быть обеспечены покрытием.
Когда "АрменТел" решит вопрос телефонизации 800 сел? Что будет, если компания не выполнит своих обязательств?
В прошлой лицензии говорилось, что 800 сел должны быть переведены на цифровую систему. К сожалению, это означало подключение села к цифровой станции по одной линии, что не могло нас удовлетворить. Теперь мы говорим, что на данный момент не ставим вопрос о переводе сел на цифровую систему, хотя и не снимем это требование. Мы говорим, что до конца 2007 года телефонной связью должны быть обеспечены все села Армении, где есть 50 и более жителей. Это означает почти все села, за исключением 7, население которых не достигает 50 человек.
В случае невыполнения обязательств существует два типа механизмов, которыми мы можем повлиять на "АрменТел". Первый - есть некоторые монопольные права этой компании, которые представляют интерес для рынка. Если "АрменТел" не предоставит эту услугу, то многие другие хозяйствующие субъекты готовы сами их предоставить. В подобных случаях мы используем механизм, который зафиксирован в новой лицензии, предполагающий, что мы можем лишить "АрменТел" от соответствующего права, предоставив это субъектам. Наряду с этим, никто в Армении не заинтересован проводить новую линейную сеть, поэтому и лишать "АрменТел" права на предоставление этой услуги вообще нецелесообразно. В этом контексте будут действовать экономические санкции, как в виде штрафов, так в виде лишения права на предоставление тех или иных услуг, вплоть до приостановления действия всей лицензии, параллельно поиску нового оператора, который будет в состоянии предоставить эти услуги на территории Армении.
Возможно ли изменение цен на интернет? И как будет развиваться тарифная политика "АрменТела", учитывая и то, что IP-телефония передана компании как монопольное право?
В вопросе интернета есть серьезные изменения и сдвиги. Если раньше первичный рынок находился в монопольной сфере "АрменТела", то сейчас мы освободили первичный рынок. Если сравнить новый и старый варианты лицензии, то в старом варианте есть положение - "монопольными правами "АрменТела" являются также интернет услуги". Сегодня мы это сняли. И единственным правом "АрменТела" в сфере интернета остается предоставление своего кабеля в аренду. Уверен, что в ближайшие годы никто не будет инвестировать в прокладку нового кабеля для выхода из Армении. И возможности уже проложенного кабеля сегодня принципиально не исчерпаны. Мы можем его использовать, и это лучшее экономическое решение. Что касается цен... тарифы снизятся, и думаю, это будет обусловлено конкуренцией.
Передача данных очень важна для развития интернет услуг. Если раньше "АрменТел" с легкостью отвечал, что не имеет достаточных ресурсов и не может предоставить связывающий две точки узел, то сегодня мы зафиксировали и временные обязательства. "АрменТел" должен удовлетворить 95% требований в течение 45 дней. В частности, тарифы становятся предметом более серьезного контроля, в отличие от прошлой лицензии. Известно, что тарифы направлены на обеспечение 2-3 задач - финансирование текущих счетов, обеспечение возврата инвестиций и обеспечение разумной прибыли соответствующей компании. Лишь только эти три положения, зафиксированные в прошлой лицензии, по нашему мнению были абсолютно неэффективными и по этой причине тарифы были вне контроля. В настоящее время мы зафиксировали ряд важных положений, пользуясь опытом развитых стран, фиксируя эффективные механизмы регулирования тарифов. Приведу один пример: раньше мы говорили, что должны вернуть инвестиции "АрменТела", и одновременно муссировались слухи, что "АрменТел" преувеличивает свои инвестиции. Мы зафиксировали положение, которое будет иметь влияние на формирование тарифов. Мы говорим - размер инвестиции не определяется тем, сколько вы заплатили, он определяется тем, сколько реально стоит на рынке то, за что вы заплатили. И мы готовы тарифами возместить инвестиции по реальным ценам. Мы попытались зафиксировать и тот момент, что речь идет о тех инвестициях, которые осуществлены на основе эффективного управления. И если кто-то, по причине неправильного управления инвестировал неправильно или в неправильном направлении, то это абсолютно не означает, что эти инвестиции должны быть возвращены тарифами. То есть, множество вопросов по поводу тарифов урегулированы. Раньше были услуги, тарифы на которые "АрменТел" представлял, и если регулирующий орган или правительство утверждало, они фиксировали и подлежали пересмотру лишь при повторном обращении "АрменТела". Однако технологии развиваются, и тариф, который год назад мог быть очень разумным, сегодня может быть очень высоким. Мы зафиксировали также право регулирующего органа или правительства требовать снизить тариф, если мы считаем, что сегодня он очень далек от себестоимости. Так что правительство обладает широкими возможностями влиять на сферу.
Предполагается ли изменение тарифов на международные телефонные разговоры по линейной связи?
Изменения будут не только в линейной связи, но и IP-телефонии. В лицензии уже зафиксированы сниженные тарифы, в тарифах международной телефонной связи они изменились на 20%-40%. Однако, это касается связи по обычному телефону. Тарифы IP подлежат утверждению, и "АрменТел" в ближайшее время обязан предоставить тарифы международной связи по интернету. Конечно, они будут несравненно дешевле, чем связь по обычному телефону, что обусловлено развитием технологий.
Однако, цены могут быть намного выше, чем это предоставляли другие компании?
В какой-то степени возможно, но несущественно. Это обусловлено тем, что компании, которые раньше предоставляли услугу IP, были, к сожалению, вне налогового поля, а многие действовали даже в теневой сфере. "АрменТел", естественно, не может действовать в теневой сфере, он налогоплательщик и изменения могут быть обусловлены именно этим фактором. Тариф будет равен себестоимости плюс разумная прибыль. И если себестоимость будет низкой, а известно, что себестоимость этих услуг довольно низка, то и тариф будут невысоким. Вопрос подлежит утверждению правительством Армении, и мы реально будем контролировать, насколько тарифы, представленные "АрменТелом" соответствуют реалиям. Будьте уверены, если они будут далеки от реальности, мы эти тарифы просто не утвердим.
Телекоммуникация также важна в контексте национальной безопасности. Муссировались слухи, что ОТЕ намерен продать свои акции Турции. Возможно ли такое? Есть ли какие-либо гарантии?
В прошлом мы имели всего одну гарантию. Если ОТЕ выражает намерение продать акции "АрменТела", то, Армения обладает преференцией. В случае неспособности нашего правительства изыскать нужную сумму, ОТЕ наделяется правом продать акции другой стороне. Естественно, если бы возникла вероятность их покупки Турцией, мы бы оказались вынуждены найти соответствующие финансовые средства, чтобы защитить наши национальные интересы. Сегодня в лицензии мы зафиксировали более важный защитный механизм - процесс уже предстает двухэтапным. Первое - мы сохраняем вышеуказанное право, второе - если даже правительство откажется покупать акции, но посчитает, что их продажа может нанести ущерб национальным интересам Армении, то оно может наложить вето на эту сделку.
Когда мы сможем заявить о полной либерализации телекоммуникационного рынка?
Думаю, что после 31-го декабря 2009 года. И мы должны предпринять все шаги, чтобы успеть до этого либерализировать также соответствующие секторы, подготовить соответствующее законодательное поле. Во всяком случае, в лицензии этот срок зафиксирован как последний. Если и мы и "АрменТел" будем действовать эффективно, то достигнем таких результатов. В смысле либерализации на данный момент мяч на нашем поле, и мы должны сделать следующий шаг - принять закон об электронной коммуникации. Закон, который создаст дополнительные механизмы, гарантии, что в Армении будут предоставляться эффективные телекоммуникационные услуги - как в экономическом, так и в качественном смысле.