Обзор СМИ о ситуации в Красноярском крае за 11 ноября 2004
"Время "матрешкиных царств" вышло".
(Российские вести. 10.11.04. Н.Старожельский)
1 ЯНВАРЯ 2007 ГОДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОЯВИТСЯ НОВЫЙ СУБЪЕКТ
Губернатор Красноярского края Александр Хлопонин вместе с главами Таймырского и Эвенкийского округов Олегом Бударгиным и Борисом Золотаревым встретились с Президентом Владимиром Путиным. Они передали ему официальное обращение об объединении этих регионов в новый субъект Российской Федерации. Он будет сформирован после референдума к 1 января 2007 года. Ранее в конце 2003 года жители Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа решением Государственной Думы уже были объединены в единый Пермский край.
После встречи с Президентом Александр Хлопонин заявил, что всегда поддерживал идею укрупнения регионов и официальных назначений губернаторов. "Ходят различные слухи о том, сколько субъектов останется в Российской Федерации из нынешних 89, 30, 15... Считаю, что сейчас слишком много субъектов, и государство нуждается в укрупнении регионов".
Конечно, принятию решения об объединении Красноярского края, Таймырского и Эвенкийского автономных округов предшествовала большая подготовительная работа. Шли не только консультации, но и прорабатывались все экономические последствия такого шага, с учетом того, чтобы уровень жизни в новом субъекте не снижался, а напротив, имел положительную динамику развития.
В Эвенкии находятся крупные месторождения нефти, принадлежащие компании "ЮКОС", а на Таймыре - богатейшие залежи цветных и редких металлов, составляющих сырьевую базу корпорации "Норильский никель". На юге края расположены глиноземные и алюминиевые заводы, которые являются основой могущества еще одного гиганта российского бизнеса - "Русала". Таким образом, новый субъект федерации обещает стать одним из самых экономически сильных в стране, наряду с Москвой и Тюменской областью.
Касаясь ситуации с укрупнением регионов в России в целом, Александр Хлопонин заявил, что этот процесс необходимо начинать с существующих федеративных "матрешек". В период "парада суверенитетов" начала 90-х годов подавляющее большинство бывших национальных округов, ныне именуемых автономными и входящих в состав краев и областей России, получили статус субъектов Российской Федерации и представительство в верхней палате российского парламента. Одновременно в административном отношении они остались составной частью краев и областей, что во многих случаях привело к затяжным конфликтам из-за разделения полномочий и финансовых ресурсов. Такие сложно устроенные субъекты федерации стали называть "матрешечными". В них действует огромное количество как федеральных, так и местных структур, которые дублируют друг друга и зачастую выполняют даже не свойственные им задачи, что в конечном счете тормозит экономическое развитие субъектов. Поэтому курс на постепенное устранение "матрешек", создание на их базе единых образований сделает государственное устройство страны проще и эффективнее.
В одном из своих интервью губернатор Красноярского края Александр Хлопонин сказал: "К сожалению, процесс объединения не может произойти за один день. В переходный период возникает ряд экономических рисков. Они связаны с перераспределением бюджетных полномочий между федеральным центром, Красноярским краем и регионами. Нам необходимо время, чтобы нарастить налоговый потенциал и перекрыть все трансферты, которые выделяются из фонда поддержки на нужды регионов. Таким образом, в переходный период есть ряд экономических условий, в решении которых государство может нам помочь стабилизировать ситуацию до завершения процесса объединения".
В Красноярске рассказывают, что в сентябре прошлого года три губернатора - Хлопонин, Золотарев и Бударгин - закопали на территории Эвенкии три бутылки коньяка как символ того, что их теперь ничего не разъединяет. Теперь губернатор и главы Таймырского и Эвенкийского автономных краев готовятся откопать бутылки и распить коньяк. Если, конечно, раньше до них не доберутся медведи.
"Таймыр готовится к выборам".
(Парламентская газета 11.11.04. Л.Рак)
В Таймырском автономном округе стартовала избирательная кампания по выборам депутатов местной Думы третьего созыва. Сами выборы назначены на 23 января 2005 года.
Как сообщил вчера председатель окружной избирательной комиссии Петр Зайцев, впервые избирательная кампания проводится здесь по смешанной системе.
Всего должно быть избрано 14 парламентариев. Половина из них будет избираться по одномандатным округам, а половина - по партийным спискам.
К началу этого года на территории Таймыра насчитывалось около 10 региональных отделений политических партий. Однако в выборах могут принять участие лишь те из них, которые были зарегистрированы за год до назначения даты выборов в Таймырскую Думу.
Кандидаты в депутаты имеют право внести залог. По словам Зайцева, сумма залога составляет 15 процентов от предельной суммы средств избирательного фонда кандидата. Для кандидатов по одномандатным округам предельная сумма избирательного фонда определена в размере 5 млн. рублей, для кандидатов от региональных отделений политических партий - в 2 раза больше. От подписей и залога в свою поддержку на окружных выборах освобождаются региональные отделения четырех партий - ЛДПР, "Единая Россия", "Родина" и КП РФ.
На предстоящие выборы таймырского парламента в бюджете округа заложено 15 млн. рублей.
"Беззаконная юность".
("Известия-Красноярск", 11.11.04, Алла Хрусталева)
Возможно, в нашем крае в скором времени появится новая концепция молодежной политики.
На днях губернатор Красноярского края Александр Хлопонин должен подписать проект новой концепции молодежной политики. Это долгожданное событие является знаковым для нашего края, поскольку современной концепции по реализации молодежной политики нет даже на федеральном уровне, как нет и Закона "О молодежи". Красноярский край в этом смысле не уникален. Ситуация в области молодежной политики давно уже складывается определенным образом - краевые власти почему-то сосредоточили свои силы только на поддержке таких традиционных направлений, как трудоустройство на сезонные работы, военно-патриотическая подготовка и досуг молодежи. Но, как оказалось, этого явно недостаточно. Ситуацию надо менять кардинальным образом - похоже, к такому выводу пришли в "сером доме".
Все программы краевого руководства по трудоустройству молодого поколения направлены на тех, кто еще не успел приобрести профессию и не имеет постоянного источника дохода. Такая работа, как правило, носит сезонный характер, не требует высокой квалификации и компенсирует недостаток рабочих рук и денежных средств у муниципалитетов. Возможность включения молодежи в более сложные виды деятельности только декларируется краевыми властями.
Патриотическое воспитание с некоторых пор рассматривается в нашем регионе, прежде всего, как военно-патриотическое. Несмотря на то, что на государственном уровне постоянно обсуждается необходимость наполнить понятие патриотизма новым содержанием и изменить отношения между армией, государством и обществом, программы патриотического воспитания в нашем крае упорно воспроизводят образцы советской эпохи, провозглашая всеобщий охват. Реально же в них участвует лишь небольшая часть молодежи, которой действительно интересно военное дело и которая связывает свое будущее с военными профессиями.
Досуг молодежи Красноярья сводится к массовым зрелищам, типичными образцами которых являются КВН, концерты и общегородские шоу. Подавляющее большинство участников этих меропри-ятий являются зрителями, а это формирует у молодежи установку на потребление без какого-либо осмысления. К тому же, массовый характер этих мероприятий позволяет привлечь в качестве основного источника их финансирования средства крупного и среднего бизнеса, обеспечив последним не только рекламу, но и рынок сбыта. Но, как ни парадоксально, - финансируются все городские шоу исключительно средствами краевого и городского бюджетов.
Безусловно, все приоритеты краевых властей в области молодежной политики очень важны для молодых людей, но они не задействуют весь возможный потенциал нового поколения, не готовят к жизни в современном мире и не позволяют конструктивно решать проблемы, вставшие перед молодежью за последнее десятилетие.
Поэтому на основании распоряжения совета администрации Красноярского края была создана рабочая группа по разработке проекта концепции государственной молодежной политики и объявлен конкурс проектов, в котором могли принять участие все желающие. Всего на конкурс было выставлено 20 работ, восемь из которых были признаны соответствующими требованиям. Экспертный совет, в состав которого вошли заместитель губернатора Юрий Олейников, депутаты Законодательного собрания Алексей Клешко и Светлана Андронова, председатель комитета по молодежной политике администрации Красноярского края Алексей Чайка и другие авторитетные лица, допустили к общественной защите проекты рабочей группы Юлианы Федяевой, Нины Давыдовой, Александра Овчинникова и ресурсного центра "Альянс", концептуальные разработки которых должны были быть использованы членами рабочей группы при написании проектной версии концепции.
Но, как это часто бывает, благая идея проведения конкурса имела множество недоработок, чем себя и дискредитировала. До сих пор непонятно, для чего этот конкурс вообще проводился. Подавляющая часть молодежи края вообще не слышала о его проведении, а тем, кто все-таки принимал в нем участие, организаторы даже не удосужились объяснить, почему их проект не был допущен к общественной защите.
Далее выяснилось, что обещанное приглашение включить авторов-победителей в рабочую группу по разработке единой концепции молодежной политики для края так и не состоялось. Зато появился документ, который путем компиляции текстов слепили в то, что, назвали итоговым вариантом проекта концепции молодежной политики Красноярского края.
"Такое ощущение, что нас опять обманули. Взрослые люди опять поиграли во что-то, затеяли конкурс и даже выделили 22 тысячи рублей из бюджета на призы победителям, вот только зачем все это? Неужели снова для отвода глаз?" - говорит Юлиана Федяева, автор одного из победивших проектов.
Все, кто каким-либо образом принимал участие в заявленном конкурсе, крайне недовольны таким положением дел. Поэтому губернатору Красноярского края Александру Хлопонину было написано открытое письмо, в котором сообщалось о неудовлетворительной подготовке конкурса и низком качестве его проведения. Также в письме было указано на те моменты, которые, по их мнению, не позволили достичь желаемых результатов.
Организаторами конкурса не были четко сформулированы цели и задачи проводимого мероприятия, что повлекло за собой отсутствие единых требований и критериев оценки проектов. К участию в конкурсе не были привлечены специалисты из сферы краевой молодежной политики, а в состав экспертного совета не вошел ни один независимый эксперт, представляющий сферу молодежной политики Красноярского края. К тому же, участникам конкурса (20 авторских групп) не дали возможности ознакомиться со всеми проектами концепций, поданных на конкурс, а предложенный регламент защиты не позволял объективно оценить суть проектов. И, что больше всего удручает, - ни участникам конкурса, ни широкой общественности так и не было представлено подробного анализа достоинств и недостатков конкурсных работ. На общественную защиту проектов были приглашены только четыре авторские группы, а остальных о заключительном этапе даже не оповестили.
По словам председателя комитета молодежной политики администрации Красноярского края Алексея Чайки, итоговый вариант концепции молодежной политики уже лежит в папке на подпись губернатору, но подписание этого документа - не самоцель. "Отсутствие готового документа вовсе не означает, что работа по основным направлениям в сфере молодежной политике не ведется в нашем крае", - говорит Алексей Викторович. - Главным отличием новой концепции от старого варианта является то, что проект больше не представляет собой формальный, похожий на административный акт документ, а является "договором общественного согласия". Молодежная политика рассматривается в нем не как прерогатива государства, а, наоборот, государство является равноправным участником процесса, который не только не диктует условия, но и готов разделить ответственность.
Уже сама идея проведения в Красноярском крае подобного конкурса является свидетельством крайней необходимости поиска новой концепции молодежной политики. Краевые власти признали, что сегодня мы испытываем не только дефицит идей, но и отсутствие конструктивных решений. А сам факт, что молодежь откликнулась и поделилась своими соображениями по поводу собственного будущего, свидетельствует о том, что новое поколение является не только носителем новых идей молодежной политики, но и хочет стать автором закона, который на протяжении нескольких лет будет заботиться об их интересах. Пришло время начинать диалог с такой молодежью и совместно отвечать на вопросы о кадровой перспективе региона.
Централизация драйва и флэша
На днях в Железнодорожном районе Красноярска по адресу ул. Робеспьера, 34 открылся Молодежный центр. После капитального ремонта все кружки, клубы и секции; которые 2 года арендовали помещения по всему району, переехали в новый уютный и современный дом, оборудованный согласно новым веяниям молодежной культуры. Во время капитального ремонта была проведена новая система электроснабжения и вентиляции, заменены окна, двери и сантехника, а также сделан большой объем отделочных работ. В результате проектной деятельности и участия в конкурсах на муниципальный грант Молодежным центром были приобретены новая мебель, телевизор, видеомагнитофон, видеокамера и фотоаппарат. За прошедшие 2 года на базе центра было открыто множество кружков, таких, как творческие объединения "Черная кошка", "Джазовый эксперимент", "Драйв", спортивное объединение "Пауэр-лифтинг", а также вокальная студия "Троя". Но преподаватели центра не собираются останавливаться на достигнутом. В планах Молодежного центра запустить ряд новых проектов, среди которых проект "Экологический отряд", направленный на привлечение внимания общественности к состоянию окружающей среды, кадровое агентство "Волонтер", которое даст возможность волонтерам принимать участие в социальных проектах, "Школа проб", "Все - за спасибо" и "Старший друг". Также планируется организовать работу с молодежью правозащитников, психологов, а также специалиста по профилактике наркомании с молодежными группами. По словам мэра города Красноярска Петра Пи-машкова, "Комитеты молодежи, районные центры и прочие организации молодежного досуга решают очень важную социальную задачу. Они не только объединяют молодежь, но и создают среду, где есть возможность реализовать свои интересы, и ориентируют на социально полезную деятельность. Эти центры занимаются профилактикой наркомании, психологической поддержкой, продвигают здоровый образ жизни, а также организуют все более активное участие молодых красноярцев в жизни города". Следует отметить, что все муниципальные молодежные центры Красноярска оказывают свои услуги бесплатно.
"Банк не прочь сотрудничать с краем".
("Сегодняшняя газета", 11.11.04)
Первый заместитель губернатора Красноярского края Лев Кузнецов встретился с представителями Международного банка реконструкции и развития. В совещании приняли участие заместитель управления федерального агентства лесного хозяйства по краю Игорь Пилюгин, руководитель миссии МБРР Герхард Диктерль.
Стороны обсудили промежуточные результаты реализации пилотного проекта устойчивого лесопользования МБРР. В его рамках на территории края была запланирована реализация двух компонентов программы - "А" и "Б". Первая часть проекта касается лесного хозяйства. Вторая - развития лесопромышленного комплекса.
Как сообщил Игорь Пилюгин, компонент "А" с общей суммой финансирования в 10 млн. долларов уже реализован на 15 процентов. Закуплена тысяча радиостанций для краевого центра защиты леса и 140 бензопил для красноярского лесоустроительного предприятия. Основной объем закупок запланирован на 2005 год.
Компонент "Б" с общей суммой финансирования в 5 млн. долларов был свернут МБРР. Причина - задолженность Красноярского края перед федеральным бюджетом, в результате Минфин РФ отказал в выделении средств. Но средства были изысканы в виде кредитов двух отечественных банков. "Мы предлагаем направить средства со второй части проекта на реализацию первой. Предлагаем распределить деньги в равных долях - на развитие информационной системы лесного хозяйства края, на обучающие программы и на охрану лесов от пожаров и насекомых-вредителей", - пояснил Игорь Пилюгин.
Герхард Диктерль отметил, что "видит движение в реализации проектов МБРР в крае". Он выразил согласие с условиями распределения средств, однако уточнил, что решение будет принято через два дня. От совета администрации края необходимо направить письмо в адрес Минфина РФ и получить положительное решение. "Мы заинтересованы в дальнейшем инвестировании проекта", - обнадежил собеседников Герхард Диктерль.
"Не вычерпать до донышка море тайги".
("Красноярский рабочий", 11.11.04)
"Работа по развитию устойчивого лесопользования является составной частью программы развития лесопромышленного комплекса края и поэтому входит в орбиту наших ближайших целей", - об этом заявил заместитель губернатора края Лев Кузнецов на встрече с представителями Всемирного банка реконструкции и развития.
В 1997 году этот банк объявил тендер на отбор регионов для реализации проекта устойчивого лесопользования, в их число вошёл и наш край. На встрече обсуждались промежуточные итоги реализации проекта. Представители миссии банка высказали мнение о необходимости продолжения работы после окончания первого этапа в декабре 2005 года. Для этого планируется выделить дополнительное финансирование. Администрация края сделает всё необходимое для продолжения проекта.
"Оптимальный вариант".
("Сегодняшняя газета", 11.11.04)
Завтра Государственная Дума рассмотрит инициативу Законодательного Собрания Красноярского края.
Депутаты краевого парламента просят внести поправки в закон для единых муниципальных образований - "Город Норильск" и "Северо-Енисейский район".
В пояснительной записке, направленной думцам, говорится: "Территория Норильского промышленного района создавалась под гигант советской металлургии - Норильский комбинат, что определило единый хозяйственный уклад территории и инфраструктуру местных государственных и муниципальных учреждений, организаций, имеющих целостную систему жизнеобеспечения. Экстремальные природно-климатические условия Сибири и Крайнего Севера грозят частым возникновением чрезвычайных ситуаций, при ликвидации которых необходимы быстрые и слаженные действия, возможные только при концентрации власти в едином центре. Реорганизация подобных единых муниципальных образований и образование отдельных поселений может явиться толчком к дисбалансу властных и финансово-бюджетных отношений внутри территории, резонанс которых скажется на социально-экономической стабильности соответствующего региона".
Депутат Законодательного Собрания края Василий Нечаев в интервью корреспонденту НИА отметил: "На наш взгляд, в Норильском промышленном районе налажена оптимальная система управления для жизнедеятельности населения и управляемости территорией. Единый бюджет Норильска защищается в краевом парламенте. Если мы разорвем бюджет, то все связи - транспортные, хозяйственные - будет разорваны, и мы будем утверждать уже четыре бюджета. Норильского комбината такие структурные изменения коснутся в первую очередь в вопросах уплаты налогов. Комбинат будет вынужден платить налоги в несколько муниципальных образований. Разрыв бюджета и территории ни к чему хорошему не приведет. Я думаю, что поправка депутатами Государственной Думы должна быть принята, потому что она объективна и не политизирована".
То же самое касается и Северо-Енисейского района, который работает в режиме ЕМО уже несколько лет и достиг заметных успехов.
"Руслан Щербатюк, заместитель начальника главного финансового управления края: "Краевой бюджет открыт для работы с любыми банками".
("Известия-Красноярск" - "Первый ряд", 11.11.04, Андрей Огнев)
Вопрос взаимоотношений власти и банков долгое время был сложным, негласным и мало понятным для населения, потому что новейшая история России успела погрязнуть в финансовых махинациях и коррупции. Однако сейчас, как можно судить по обстановке в центре и регионах, положение дел понемногу выправляется. В том числе и в Красноярском крае. Как не раз уже писали "Известия-Пер-выйряд", местное главфинуправление в качестве приоритетного направления своей работы избрало гласность - подзабытое уже понятие. Сегодня на вопросы корреспондента газеты Андрея ОГНЕВА об отношениях банков и губернии отвечает заместитель начальника главного финансового управления края Руслан ЩЕРБАТЮК, в чьем ведении и находится эта проблема.
- Руслан Иванович, какой банк находится в доверительных отношениях с администрацией края - имеются в виду аффилированные связи? Почему именно с ним? И каков процент акций банка, которым владеет администрация?
- Красноярскому краю принадлежит блокирующий пакет ценных бумаг в уставном капитале АИКБ "Енисейский объединенный банк". Во-первых, он является одним из лидеров регионального финансового рынка и одним из крупнейших региональных банков. Во-вторых, "Енисейский объединенный банк" имеет статус уполномоченной кредитной организации Красноярского края, который он получил в 2001 году в результате открытого конкурса в довольно жесткой конкурентной борьбе.
- Есть ли еще банки, в которых у администрации открыты счета?
- В соответствии с Бюджетным кодексом РФ счет бюджета открыт в Банке России и "Енисейском объединенном". Других счетов краевой бюджет не имеет.
- С какими банками-кредиторами работает краевая администрация? Каков денежный объем кредитов?
- Кредитные соглашения или кредитные линии в 2004 году главное финансовое управление заключило со Сбербанком, Внешторгбанком, Альфа-банком, Росбанком, Банком Москвы, Транскредитбанком, банком "Менатеп-Санкт-Петербург" и уже упомянутым "Енисейским объединенным". Программой заимствований Красноярского края на текущий год предусмотрено получение банковских кредитов на сумму 5,7 миллиарда рублей. Это на 1,2 миллиарда рублей больше, чем в прошлом году.
- Почему были выбраны именно эти банки? Пожалуйста, назовите основные критерии и условия сотрудничества, которые важны для краевой администрации.
- Краевой бюджет открыт для работы с любыми банками. Каких-либо предубеждений не существует. Определяющими являются экономические критерии: сроки заимствований, процентные ставки, выгодные условия обслуживания и высокое качество банковских операций. Для нас имеют значение дифференциация сроков кредитов от месяца до нескольких лет и процентных ставок в зависимости от сроков.
- С какими банками администрации выгоднее работать: с региональными или филиалами федеральных банков?
- Прописка банка значения не имеет. Главное финансовое управление администрации проводит достаточно гибкую долговую политику. У нас происходит снижение стоимости долга при его небольшом росте.
- Планируется ли расширять (сокращать) список банков-партнеров в связи с некоторым кризисом доверия, который переживает банковская система? Каким образом администрация страхуется от невозврата средств в ситуации финансового кризиса?
- Список банков-партнеров является открытым. Мы приглашаем к сотрудничеству кредитные организации. Что касается второй части вопроса - учитывая то, что счет бюджета открыт в Центральном банке, риск невозврата полностью отсутствует.
- Наблюдается ли тенденция сокращения лимитов кредитования, требований о досрочном погашении кредитов? Со стороны каких банков? Как администрация края выходит из подобных ситуаций, из каких источников изыскиваются средства?
- Абсолютно не наблюдается. Напротив, главное финансовое управление заключает новые договоры. Например, в этом году мы впервые подписали кредитные договоры с Банком Москвы и Альфа-банком, а в прошлом году - с Транскредитбанком. То есть, налицо тенденция расширения числа финансовых учреждений, сотрудничающих с краем.
Наш край обладает безупречной кредитной историей. Администрация не допустила ни одной просрочки при уплате процентов или погашению основного долга за последние десять лет. Так, в сентябре 1998 года край стал одним из семи регионов России, полностью и в срок выполнившим свои обязательства по агрооблигациям, хотя на тот момент 52 региона уже имели просроченную задолженность, полностью или частично перестав выполнять свои обязательства. Необходимо иметь в виду, что объем эмиссии Красноярского края был одним из самых крупных - 251,29 миллиарда рублей (с учетом деноминации), и только пять регионов имели более крупные выпуски. Среди действительно крупных эмитентов наш край стал одним из двух, которые и в 1998 году продолжили четкое обслуживание долга.
В ноябре 1999 года, несмотря на сложную посткризисную ситуацию в крае, с которой столкнулись практически все регионы России, в течение четырех месяцев были погашены второй и третий транши агрооблигаций.
В качестве иллюстрации к сказанному - два примера. В декабре 2003 года на ММВБ был успешно размещен облигационный займ на сумму 1,5 миллиарда рублей. А 20 октября нынешнего года там же, на Московской межбанковской валютной бирже, состоялось успешное размещение следующего займа того же объема.
Солидное учреждение
Администрация края - одно из самых крупных финансовых учреждений нашей территории. Эту очевидную истину начинаешь понимать в том случае, когда ближе знакомишься с работой главного финансового управления региона, в руках которого сосредоточено исполнение краевого бюджета: напомним, в нынешнем году в казне запланировано почти 49 миллиардов рублей доходных поступлений, а в будущем, как недавно заявил начальник ГФУ вице-губернатор Александр Новак, - 52 миллиарда 400 миллионов рублей. Кстати, "Норильский никель" в год зарабатывает "только" в два раза больше средств. И в таком учреждении, как региональная администрация, трудится самый большой в крае коллектив - сотни тысяч работников бюджетной сферы, врачи, педагоги, культуртрегеры, которых губернатор обязан обеспечить своевременной и достойной заработной платой. И, как и всякое солидное учреждение, краевая администрация работает с банками: подписывает договоры, выдает разрешительные документы, осуществляет координацию между финансистами и их клиентами - бизнесменами и рядовыми гражданами, нуждающимися, например, в банковском кредитовании.
"САКС-2004".
("Красноярский рабочий", 11.11.04)
В начале декабря в Красноярске пройдёт Третий Сибирский авиационно-космический салон (САКС-2004).
По инициативе краевой администрации САКС-2004 пройдёт в рамках празднования 70-летия Красноярского края. Торжественное открытие салона запланировано на 3 декабря. Что ж, наш красноярский авиасалон останется единственным "зимним" авиасалоном в мире, и морозный туман над аэропортом Емельяново будет, наверное, единственной помехой для зрителей аэрошоу.
По традиции организаторами САКС-2004 стали Совет администрации края, авиакомпания "Красэйр", НПО прикладной механики имени М. Ф. Решетнёва, СибГАУ и выставочная компания "Красноярская ярмарка". Интерес к Сибирскому авиасалону повышается - в этом году ожидают примерно 150 участников из России, с Украины и других стран СНГ, а также из российских представительств крупнейших мировых концернов (например, таких как "Боинг").
На прошлом авиасалоне - САКС-2002 побывало более 7 тысяч зрителей. Грядущий авиасалон обещает побить это достижение. Среди "звёзд" салона будут такие новинки авиапрома, как самолёт местных воздушных линий "Гжель" и украинский мини-лайнер Ан-148, весь спектр гражданской продукции крупнейших отечественных авиазаводов. В качестве "специально приглашённой звезды" обещан Су-30 с показательными выступлениями. Не лыком шиты и предприятия Красноярского края - НПО ПМ представит спутник и наземную технику навигационной системы "ГЛОНАСС", которая должна окончательно заработать в 2007 году.