На последних выборах в законодательные собрания субъектов федерации наблюдается некоторый ренессанс либеральных политических сил. В частности, кое-где СПС приобрел дополнительные проценты голосов. Эту ситуацию корреспондент ИА REGNUM попросил прокомментировать председателя Брянского регионального отделения "Союзa Правых Сил" Олега Носова.

Олег Станиславович, как вы думаете, можно ли считать, что рост рейтинга либералов на местных выборах опирается на растущие протестные настроения избирателей?

На первый взгляд, связь есть. Но более глубокий анализ показывает, что СПС никогда не опирался на протестные настроения избирателей. Можно говорить о серьезных опасениях наиболее образованной и думающей части общества, вызванных столь явным "закручиванием гаек" властью. По сути, к СПС возвращается избиратель, для которого "свобода", "демократия" - не пустые слова, но который не хочет митинговать на площадях. Речь идет об умеренной оппозиции.

Разделяете ли вы мнение, бытующее в последнее время в центральной прессе, относительно того, что либералы становятся центром притяжения протестных сил?

Я думаю, нет. Протестные силы будут объединяться вокруг левых радикалов и национал-патриотов типа рогозинской "Родины".

Можно ли ставить знак равенства между "местными" либералами и их бывшими "федеральными" вождями - Немцовым и Хакамадой? Что их роднит и что различает?

Знак равенства ставить нельзя. Их объединяет лишь приверженность общим ценностям. Представители первой, гайдаровской, волны в регионах из политики ушли или уходят. Новые "местные" либералы - это люди, которых избиратели не считают "демшизой", с которыми не связывают напрямую тяжелые реформы 90-х годов, в основном, это практики, своим трудом доказавшие свою состоятельность. Именно эти люди и их команды добиваются прироста голосов на региональных выборах, подчас дистанцируясь от бывших "вождей".

Как местные либералы оценивают деятельность Комитетa-2008?

Региональные элиты деятельность Комитета-2008 не замечают. Либералы же на местах с уважением относятся к тем личностям, которые объединились в Комитете. Но саму организацию рассматривают как некий "клуб для выпускания пара", но не перспективную политическую силу.