"Обезглавленный труп"-2: Украина за неделю
Мало-помалу переходящая в эндшпиль украинская избирательная кампания на минувшей неделе была квалифицирована в киевских СМИ как "токсикологическая". Верховная Рада отныне главным образом занята "делом об отравлении Ющенко", - политреформа и "раскол большинства" уже не столь актуальны. О предстоящем заседании Конституционного Суда по пресловутому законопроекту 4180 украинским депутатам попытались напомнить "Версии". Но, похоже, если Верховную Раду и ждут в ближайшее время потрясения, непосредственной причиной их вряд ли станет реформа Конституции.
Более всего украинских парламентариев и парламентских корреспондентов занимают доклады "медицинской комиссии" Владимира Сивковича и раскол в этой самой комиссии. Фракция "Регионов" пригрозила созданием альтернативной комиссии, широко объявленное и назначение на четверг 14-го явление Ющенко в ВР и его выступление перед депутатами не состоялось, зато настоящим хитом недели стал отчет Сивковича.
"Хотя доклад главы следственной комиссии и не открыл сенсационных подробностей, но удивил дотошностью опытного чекиста Сивковича в сборе материала, - констатирует "Деловая столица". - С трибуны были озвучены интригующие детали ночной трапезы еще здорового кандидата с руководителями СБУ с точным указанием количества бутылок пива, водки и коньяка, стоявших на столе. Общие же выводы никого удивить не смогли: "Проведенные исследования не дают оснований утверждать, что имело место покушение на Виктора Ющенко. Они также не дают никаких оснований для утверждений, что не было внешнего влияния на организм Виктора Ющенко ядом или каким-либо другим веществом". Вместе с тем глава комиссии обвинил в неэтичности врачей клиники "Рудольфинерхаус", которая, по его сведениям, специализируется на лечении сердечно-сосудистых заболеваний и не может провести квалифицированный анализ на интоксикацию. По мнению комиссии, все экспертизы необходимо провести в Украине с привлечением зарубежных специалистов". После чего собственно и произошел "раскол комиссии": "Почти все сказанное председателем сразу же опроверг его заместитель Сергей Шевчук, который заметил, что сделанные в Украине анализы Ющенко указывают на 15 отклонений от нормы, тогда как Сивкович заявил, будто "ничего такого" врачи в крови и моче Виктора Андреевича не нашли". Затем Александр Зинченко зачитал обращение врачей клиники "Рудольфинерхаус", в котором они, называя болезнь Ющенко нетипичной, делают сенсационное предположение о применении против него биологического оружия.
Впрочем о "биологической версии" еще с начала недели твердили оппозиционные сайты, Наконец, ющенковская "Украинская правда" уподобила "дело об отравлении" "делу обезглавленного трупа", выложив "Все об отравлении Ющенко" на отдельную страничку "под" такой же по "делу Гонгадзе".
Между тем, вслед за "расколом комиссии" произошел очередной парламентский скандал и демарш шести фракций: "Новые заявления "нашеукраинцев" вывели из себя их оппонентов из фракций большинства. Депутат-"региональщик" Владимир Зубанов заявил от имени "большевиков" протест против использования парламентской трибуны для "отработки сомнительных избирательных технологий". После этих слов члены шести фракций дружно покинули зал заседаний. Это тянуло бы на парламентский кризис, но поскольку большинство давно таковым не является, демарш на работу Верховной Рады не повлиял". Автор "Деловой столицы" дает понять, что подобного порядка демарши способны "спровоцировать не только срыв работы, но и роспуск парламента" накануне выборов.
В свою очередь "Киевский телеграф" озаботился не столько состоянием здоровья Ющенко и противоречивыми диагнозами парламентариев, сколько собственно "идеологемами" т.н. "дела об отравлении". "Идеологем" обнаружилось три:
1. ""Отравленный кандидат". Данная идеологема базируется на том, что власть настолько боится победы лидера оппозиции, что применила византийские методы борьбы с неугодным политиком. Ему подсыпали, подлили или ввели воздушно-капельным путем некое отравляющее вещество. "Власть отравила Ющенко" - это достаточно привлекательный публичный образ, поскольку народ любит обиженных. Неизвестно, до какой степени он любит отравленных, но по аналогии можно сделать такой же вывод.
2. "Мужество". Ющенко чудом выжил и не собирается отказываться от дальнейшей борьбы. Получается образ волевого кандидата, который в тяжелейших условиях готов продолжать президентскую гонку. Его не пугает информация о возможности повторения попыток покушения, озвученная Олегом Рыбачуком ("в Киев приехал киллер по кличке Ангел") и Юлией Тимошенко ("власть не остановится ни перед чем"). Особенно выгодно Ющенко смотрится на фоне инцидента со своим основным электоральным конкурентом - Виктором Янковичем. Премьер, который превосходит Виктора Андреевича по набору внешних признаков мужественности, повел себя "странно" во время "яичной атаки". Сам повод настолько удобен для обыгрывания в ходе контрпропаганды, что подвернувшуюся возможность оппозиция использовала на все сто процентов. И даже больше".
3. "Идеологема" третья и последняя формулируется автором "КТ" как "Мученик" и по сути повторяет первую, вывод же из всего этого абсолютно неожиданный и касается другого популярного в украинских СМИ сюжета: "Раскол в штабе Ющенко": "Физическое отсутствие лидера, а также частичная утрата им работоспособности привели к обострению борьбы за влияние на Ющенко в его окружении. После повторной госпитализации Виктора Андреевича в Австрии, похоже, доминирующую роль в штабе Ющенко стала играть Юлия Тимошенко".
В самом деле, за последние недели Тимошенко:
- добилась закрытия медиа-проекта, стартовавшего еще при Безсмертном (газета "Без цензуры"), и направления освободившихся средств на свое издание - "Вечерние вести";
- усилила свое присутствие в региональных избирательных штабах Ющенко;
- добавила агрессивности предвыборным действиям ющенковского штаба.
В целом, полагает автор "Телеграфа", "дело об отравлении" привнесло в избирательную кампанию элементы криминальной конспирологии ("медицинский триллер"), отвлекая "внимание электората" из политической плоскости в токсикологическую, иначе говоря, переключая его на "негодный объект".
Между тем, сам Ющенко, вполне живой, в ответ на эффектные обещания кандидата Януковича о двух языках и двойном гражданстве издал (вернее, "завизировал") собственные "первые президентские указы", каковые указы вступят в силу, едва он станет президентом. "Указы", разумеется, заявляют "социальный пакет", и в украинских СМИ соответственно расцениваются как "технологические". ProUa при этом замечает, что Ющенко очевидно игнорирует участие ВР в принятии "указов", и "политреформа" в его планы не входит: "Как минимум три из пяти оглашенных документов свидетельствуют о том, что после избрания глава государства лидер "Нашей Украины" хочет стать для правительства "путеводителем". Что, мягко говоря, не вяжется с политреформой, которая предусматривает предоставление максимума полномочий Кабмину и сужение маневра для главы государства. Конечно, готовя указы Ющенко, которые большей частью касаются социальной сферы, его штаб хотел перехватить инициативу у Виктора Януковича. В результате получилось, что после победы Виктора Ющенко Украина может получить проект под названием "Кучма-2", в котором президент - и царь, и Бог".
Настоящий результат "социальных проектов" и позитивных технологий обоих кандидатов сформулировал "Главред": между настоящими программами (или демоверсиями программ) Януковича и Ющенко практически нет разницы, как нет и настоящего разделения "провосточного" и "прозападного" электоратов: "Жизненная реальность показывает, что на фоне искусственно раскручиваемого противостояния Востока и Запада страны, политические силы, олицетворяющие эту поляризацию, на грани смерти или находятся на стадии заката. Де-факто, Рух уже не существует. КПУ медленно, но уверено к этому идет. Политические силы, олицетворяющие левую или национал-демократическую идеологию, или очень слабы (а, значит, мало влияют на ситуацию), или используются более сильными игроками как спецпроекты (в частности, в избирательной кампании).... Что же касается самих кандидатов, то они оба соревнуются, кто из них социальнее. Оба одновременно говорят о необходимости не ссориться с Западом и дружить с Россией (или наоборот)".
В конечном счете, тот странный феномен слияния двух кандидатов и появления некоего Виктора Андреевича Януковича (или Виктора Федоровича Ющенко), каковой внезапно явился на минувшей неделе, - итог скорее спонтанной, нежели технологической "спайки" "двух Викторов". Началось все со съезда российских украинцев, транслировавшегося по центральным федеральным и украинским каналам. На экране возник Виктор Черномырдин и сообщил зрителям, что украинцы имеют двух кандидатов в президенты: "председателя правительства Виктора Федоровича Януковича и... [пауза] другого кандидата - Виктора Андреевича Януковича. Затем на концерте в Павлограде характерную, но обратную оговорку совершил Киркоров-старший, о чем не преминули сообщить украинские "Факты" и большинство новостных сайтов: Бедрос Киркоров призвал слушателей голосовать за "Виктора Федоровича Ющенко". Несколько дней спустя мнительные украинские журналисты обратили внимание, что президент Путин с запинкой зачитал фамилию Януковича и решили, что это непроста. Не останется ли теперь президентом... Кучма? - задумались журналисты.
Интервью Александра Литвиненко в "Главреде" так и озаглавлено: "Леонид Кучма останется президентом".
"Очень многие сейчас говорят о срыве выборов. Кто-то обвиняет конкретных людей в разработке такого сценария, например, Станислав Белковский - Виктора Медведчука. Кто-то, например, Михаил Погребинский - говорит, что даже если и нет такого сценария, о срыве выборов все равно будут говорить, потому Леонид Кучма не хочет уходить со своего поста. По-вашему, насколько реально развитие событий в сторону срыва выборов?
Я не думаю, что это реально. Но разговоров об этом будет еще море. Потому что слишком многим людям выгоден именно разговор о срыве выборов.
Кому конкретно?
Это выгодно и одной стороне, которой это позволяет показать свою борьбу против этого сценария, и другой стороне, которая будет говорить о необходимости стабильности. По большому счету, эти разговоры выгодны всем. Но никому не выгодно превращение Украины в авторитарную страну. 10 лет плыть и на бережку утопиться - такое вряд ли не будет.
Ну почему сразу авторитарную? Ведь вначале можно сорвать выборы, а потом провести политреформу. Иначе - Леонид Кучма никогда не уйдет со своего поста. Ведь и такой вариант может быть?
Не думаю. Это слишком жесткий сценарий. Тем более, что у нас за 10 лет ничего сверхжесткого не происходило. Всегда находился какой-то компромисс, и, слава Богу. К тому же вспомните о весьма недвусмысленной позиции Запада.
Что, по-вашему, будет делать Леонид Кучма после ухода со своего поста?
Во-первых, он останется президентом. В соответствии с законом о президенте. Во-вторых, он не повторит путь Бориса Ельцина. Также, думаю, он не повторит путь Леонида Кравчука, я с трудом представляю Леонида Кучму народным депутатом. Но то, что он будет играть важную роль в политике страны, причем более активную где-то через год-полтора, думаю, мы в этом убедимся".