Как Вы оцениваете сложившуюся в Абхазии ситуацию? Допускаете ли возможность развязывания гражданской войны?

Действительно, Абхазия, наверное, впервые оказывается в такой ситуации. Ее также можно охарактеризовать, как определенный этап на пути достижения демократии. На этом пути приходит момент перехода власти от одной политической элиты к другой. Абхазия никогда раньше не сталкивалась с таким процессом, поэтому и переживает ситуацию так болезненно. К тому же, обнаружилось, что наше избирательное законодательство оказалось несостоятельным, правда об этом много говорилось и до выборов. К сожалению, депутаты парламента оказались не в состоянии внести какие-то поправки и улучшить закон. При всем при этом, я не думаю, что гражданская война на пороге - как, кстати, об этом заявил президент Владислав Ардзинба. Вообще, делать такие заявления, в ту пору, когда страсти так накалены, довольно безответственно. Еще факт... ЦИК Абхазии оказался совершенно неподготовлен к выборам. Могу это сказать со всей определенностью. Мы уже имеем доказательства, что и предыдущие выборы - как парламентские, так и президентские - все они проходили с очень большими нарушениями. И вот последние выборы нам все наглядно продемонстрировано. Тем не менее, если власть и общество не проявят должной сдержанности и ответственности, то не исключены столкновения, но вовсе не гражданская война. Конечно, нужно сделать все чтобы избежать этого - нужны компромиссы, в свою очередь тоже в рамках закона.

Каким Вам видится развитие ситуации? Ведь в какой-то мере получился парадокс. Обычно оппозиция заявляет о нарушениях и фальсификации, а здесь картина кардинально противоположная - о нарушениях заявляют власти и в суд подает именно кандидат от власти?

Это очень легко объяснить. Во-первых, наша власть продемонстрировала полную несостоятельность. Если премьер-министр (Рауль Хаджимба - ныне экс-премьер - ред.) утверждает, что в участковых комиссиях зафиксированы вопиющие нарушения, то в том нет вины оппозиции. Оппозиция не формировала участковые комиссии, и она не обязана контролировать ход выборов. Оппозиция может только направить сюда своих наблюдателей, которые, в общем-то, никакими правами не обладают, кроме как правом наблюдать. Так что, ситуация хотя и парадоксальна, но она лишь свидетельствует о том, что административный ресурс не беспределен. Самое важное - поддержка народа. Если народ созрел для определенного гражданского самосознания, то обмануть его становится достаточно сложно. Вот в этом и парадоксальная ситуация. Я, конечно, уверена, что в Гальском районе не все было идеально. Однако почему в день выборов никто об этом не говорил? Все что мы слышали - это бравурные репортажи, с утра до ночи. Все только и говорили, как прекрасно проходят выборы, а под конец, что они состоялись. И вдруг, когда власть оказалась перед фактом, когда она потерпела сокрушительное поражение, выяснилось, что были какие-то страшные нарушения. Встает вопрос - почему об этом не говорилось раньше? Если эти нарушения были, то почему они не запротоколированы? Почему о них вовремя не извещен ЦИК? Значит можно сделать вывод, что все это - всего лишь неуклюжие попытки властей оправдать свою несостоятельность. Что касается пропагандистской компании против Сергея Багапш, которая велась во время избирательной компании... Мне кажется, власти сами сделали все возможное, чтобы в Гальском районе именно он и победил. Они постоянно твердили, что жена у него грузинка, да и сам он настроен прогрузински. Естественно, жители Гальского района мегрельской национальности дружно за него и пошли голосовать. Думаю, Хаджимба не стоило делать ставку на образ врага, это лишь усугубило противостояние. Сейчас наше общество страшно разделено, и это очень пугает. Термин "враг народа" пущен в оборот и именно этим термином сегодня орудует власть. Она говорит о существовании людей, которые предают интересы Абхазии, о том, что республике грозит огромная опасность в том случае, если к власти придут оппозиционеры в лице Багапш и Анкваб. Ставка делается на этническую вражду, что разделило наше общество, причем непонятно по какому принципу. На самом деле, все мы боремся за независимость, и все живем в страхе от мысли, что Грузия может развязать новую войну. Сегодня у людей создается впечатление, что здесь - внутри действует пятая колонна и, получается, что эта колонна составлена из большинства населения Абхазии. Это страшно. Это может и у Грузии породить определенные иллюзии "розового свойства". На самом деле, это абсолютно не так. Нельзя играть на национальных интересах, на национальной безопасности. Думаю, если дело дойдет до второго тура, Хаджимба получит еще меньше голосов, поскольку многие его приемы стали понятны всем.

По-видимому, Вы уверены в том, что оппозиция одержала победу. Чем Вы, в таком случае, это объясните?

Мы не должны стремиться к преемственности власти, политическая элита Абхазии должна смениться основательно. Необходимы новые люди во власти, которые не повязаны круговой порукой и способны обеспечить переход Абхазии к новому этапу становления государственности. Почему люди голосовали за оппозицию? Им просто надоел криминальный беспредел, непрофессиональность чиновников - им нужна перспектива.

Каким же Вам видится выход из создавшейся ситуации?

Безболезненный выход, действительно, найти очень трудно. Кому-то придется поступиться интересами. Но самое главное, чтобы воля народа Абхазии была нерушима, поскольку это может привести к тяжелейшим последствиям. Самый разумный путь состоит в максимальной объективности суда. Если законом не прописано повторное голосование по отдельному району, это еще не значит, что это запрещено. Тем более, что подобный опыт у нас есть. Разумно провести повторные выборы в Гальском районе, а парламенту следует дать четкое толкование этому закону, которое должно быть принято к сведению судом. Важно также провести перевыборы в Гальском районе на высочайшем уровне. Втягивать жителей этого района в политические игры просто недопустимо. Мы должны сделать все, чтобы они ощущали себя в полной безопасности.