В чём разница между формулировками названия известного мемориала в Севастополе: «Памятник затонувшим кораблям» и «Памятник затопленным кораблям»? В том, что люди, которые говорят об этом, не знают истории. Так считает руководитель единственного в Москве музея истории Черноморского флота имени П. А. Моргунова Анатолий Фатеев. Об истории страны, воспитании нашей молодежи и о будущем музейной педагогики Анатолий Михайлович побеседовал с корреспондентом ИА REGNUM накануне Дня Черноморского флота.

Памятник затопленным кораблям
Памятник затопленным кораблям
© ИА Красная Весна

Анатолий Михайлович, когда и по чьей инициативе был создан музей Черноморского флота в Москве?

В 1979 году, по инициативе председателя Совета ветеранов Черноморского флота, генерал-лейтенанта в отставке Петра Алексеевича Моргунова, было принято решение о создании музея истории Черноморского флота, на площадке Дома детского творчества, который находился в границах Севастопольского района города Москвы. У нас в зале №6 до сих пор осталась карта Севастопольского района столицы советских времен. Тогда по инициативе Совета народных депутатов Севастопольского района было выделено помещение — 522 квадратных метра, практически весь третий этаж нашего здания, для создания этого музея.

Директор Музея истории Черноморского флота Анатолий Михайлович Фатеев
Директор Музея истории Черноморского флота Анатолий Михайлович Фатеев
Ярослав Чингаев © ИА REGNUM

В создании каждой экспозиции музея принимали участие и члены Совета ветеранов Великой Отечественной войны, которых сейчас, к сожалению, осталось уже очень мало.

А в те времена в Совете ветеранов Краснознамённого Черноморского флота было 1500 человек, и около 120 из них приняли участие в создании музея.

Помощь оказывал и Севастопольский музей Черноморского флота, и Центральный музей Военно-морского флота в Ленинграде (позже Санкт-Петербурге). Все стенды первой экспозиции музея создавались под руководством специалистов государственного масштаба. Из аппарата командования Главного штаба ВМФ, Черноморского флота, от всех частей и соединений присылали экспонаты, фотографии, архивные документы, и на базе этих материалов создавалась экспозиция нашего музея. Сейчас она насчитывает более трех тысяч единиц хранения. Это вооружение с кораблей, фотографии, макеты, подлинные документы, например наградные листы, форма одежды, иногда — с медалями и орденами. У нас есть даже корабельная пушка образца 1837 года, она подлежит реставрации. Есть макет противокорабельной ракеты комплекса «Сопка С-2» — это советский подвижный береговой ракетный комплекс с противокорабельной крылатой ракетой «Комета», особые навигационные устройства, нактоузы, компасы. Музей открылся 8 мая 1985 года. То есть в этом году музею исполнилось 36 лет.

Память о подвигах героев войны священна, незыблема, не подвержена времени, нетленна. Эти чувства новым поколениям призваны передавать, прививать люди, участвовавшие в этих событиях, испытавшие лихолетье военных лет, знающие и помнящие те события. Лучшим местом для такой работы стали музеи боевой славы школ, других учебных учреждений, предприятий, организаций, созданные по всей стране. В Москве из 1500 объектов для патриотического воспитания молодежи заслуженной популярностью и авторитетом пользовался Дом пионеров и школьников «Севастополец» на Черемушкинской улице Юго-Западного административного округа.

Почему именно на этой улице, в этом районе он появился? Да потому, что здесь нашлись неравнодушные люди, истинные патриоты Отечества, служившие и воевавшие в составе Черноморского флота, защищавшие Крым.

Музей истории Черноморского флота. Москва
Музей истории Черноморского флота. Москва
Ярослав Чингаев © ИА REGNUM

Своеобразным задающим генератором идеи создания «Севастопольца» стал фронтовик генерал-лейтенант Пётр Алексеевич Моргунов. Его поддержал адмирал флота Советского Союза Сергей Георгиевич Горшков, в администрации Севастопольского района выделили помещение, нашлись энтузиасты по его оборудованию, оснащению, разработке плана экспозиций. Неоценимый вклад в оформление музея внес художник Борис Павлович Спичак. Около пяти лет сюда поступали экспонаты от участников сражений, ветеранов Черноморского флота, из городов-героев Севастополя, Керчи, Новороссийска, плодотворно работала группа «Поиск». Гордостью музея стали снимки фронтового корреспондента Алексея Михайловича Межуева.

Открытие музея состоялось 8 мая 1985 года к 40-летию Великой Победы.

Посетители могут осмотреть экспонаты шести залов. В «Историческом» рассказывается о зарождении Черноморского флота и его базы города Севастополя. С 73-дневной героической обороной Одессы могут ознакомиться во втором зале. Другие экспонаты и стенды рассказывают о подвигах защитников Севастополя, боевых действиях эскадр и авиации, о современном Черноморском флоте. Завершается музей выставочным залом с уникальными снимками фронтового фотокорреспондента Алексея Межуева.

Музей истории Черноморского флота. Москва
Музей истории Черноморского флота. Москва
Ярослав Чингаев © ИА REGNUM

За годы работы «Севастопольца» через него прошли десятки тысячи учащихся школ не только района и города Москвы, но и из других регионов России. Он является хорошей базой для проведения патриотической работы с молодежью. Здесь регулярно проходят конференции, «круглые столы», тематические вечера, выставки, встречи.

Образовательный проект музея истории Черноморского флота является частью программы «Москва — Крым — территория талантов», рекомендованного Департаментом образования и науки города Москвы. Квест «Хранители истории» выполняет одну из важных задач проекта — противостояние попыткам фальсификации истории, которых, к сожалению, становится всё больше и больше.

Мы сейчас с Вами находимся в прекрасном здании Дворца творчества детей и молодежи «Севастополец». Что находилось в нём к моменту открытия музея?

С 1950-х годов здесь находилась обычная общеобразовательная школа. А с 1983 года здесь был организован Дворец пионеров и школьников «Севастополец». Сейчас наша организация называется «Дворец творчества детей и молодежи «Севастополец».

Рассказывает Валерия Викторовна Курникова, основатель музея истории Черноморского флота:

Валерия Викторовна Курникова
Валерия Викторовна Курникова
© Личный архив В.В.Курниковой

Все дети, которые поступают в различные студии и секции нашего Дворца, обязательно проходят через музей истории Черноморского флота. Здесь им рассказывают, откуда возникла идея музея, почему он создавался именно в нашем Дворце творчества детей и молодежи. Все наши секции и студии обязательно имеют в своей работе морскую тематику — это своеобразная «визитная карточка». Как «Севастопольский вальс», которым мы начинали и сейчас начинаем все наши мероприятия. Наши танцевальные студии, например ансамбль народного танца «Калинка», обязательно исполняют матросский танец «Яблочко». Ученики нашей изостудии обязательно приходят в музей и пишут свои картины в его залах.

Кроме того, наш Дворец принимал участие во многих мероприятиях, которые проводились в честь возвращения Крыма и Севастополя в родную гавань. Тогда эта программа называлась «Воссоединение Крыма с Россией», а сейчас — «Москва — Крым — территория талантов». И очень важно, что на протяжении всех лет существования музея мы дружим и обмениваемся опытом с Дворцом пионеров города Севастополя, который теперь называется «Дворец детского и юношеского творчества». Мы участвовали в их фестивалях и конкурсах, они принимали участие в наших, московских. Эта дружба длится более 30 лет.

Музей истории Черноморского флота. Москва
Музей истории Черноморского флота. Москва
Ярослав Чингаев © ИА REGNUM

Благодаря тому, что дети посещали наш музей и участвовали в его мероприятиях, в Юго-Западном округе Москвы были созданы еще пять школьных музеев, посвященных морской тематике. Это музей Героя Советского Союза, подводника Черноморского флота Михаила Грешилова в школе 1212, музей Военно-морского флота и воинской славы в школе 1945 «Синяя птица», музей морской истории имени адмирала Федора Ушакова в школе 1161, музей адмирала Петра Нахимова в школе 626 и музей боевой славы «Морских стрелковых бригад» в школе 1287. И мы находимся во взаимосвязи с этими музеями, мы проводим общие мероприятия.

И очень важно помнить о преемственности поколений в нашем Дворце и в музее. У нас существовала секция экскурсоводов, и ребята, которые в ней учились, а потом окончили школу, институты и университеты, приводили в ту секцию своих детей. И благодарили за то, что у них была развита речь, коммуникабельность и тому подобное. Многие наши выпускники стали руководителями наших отдельных секций, студий, где занимаются уже их дети.

Кроме того, мы реализуем программы по изучению морской топонимики. В Юго-Западном округе Москвы очень много «морских» названий — Севастопольский, Нахимовский, Балаклавский проспекты, Азовская, Керченская, Одесская улицы, улица Грешилова в Ясенево, улица Ушакова в Бутово. И когда мы проводим конкурсы, мы обязательно даем историю названия этих улиц и даже проводим квесты — ребята сначала изучают материал, а потом находят по карте и на местности эти места. Это уже из области краеведения, как вы понимаете.

Музей истории Черноморского флота. Москва
Музей истории Черноморского флота. Москва
Ярослав Чингаев © ИА REGNUM

Краеведение интересно еще и тем, что мы рассказываем и глубокую историю нашего района, еще с тех времен, когда на этих территориях в XII веке появились племена вятичей, а потом — о петровских временах, когда земли в нашем районе были пожалованы князю Александру Меншикову.

И, конечно, рассказываем довоенную и военную историю, которая огромна — ведь здесь был последний рубеж обороны Москвы, горожане рыли здесь противотанковые рвы, здесь стояли части противовоздушной обороны, стрелковая дивизия. И на юго-западе Москвы остались еще семьи старожилов Зюзинской волости, где сейчас находится главное здание МГУ. С общению к ними мы тоже стараемся привлечь детей, которые посещают секции нашего Дворца творчества детей и молодежи.

Анатолий Михайлович, в 1985 году музей открылся, но через четыре года началась перестройка, началась разваливаться страна, начался разваливаться бюджет. Как удавалось выживать в те труднейшие годы?

Надо сказать, что Москва нас никогда не бросала. Музей работал, здесь существовали кружки, разнообразные клубы по интересам, например, даже поисковиков, которые даже в самые тяжелые времена ездили в поисковые экспедиции. Жизнь во Дворце пионеров и школьников никогда не прекращалась. «Бурлила», несмотря на трудности в стране. Для нас всегда во главе угла стояло воспитание детей, мы работали для того, чтобы дети не остались «на улице». У нас всегда были кружки, секции, мы всегда с детьми занимались. Сейчас на базе музея я, например, веду две группы: «Домашний корабел» — это основы судомоделирования, и «Азы морского дела», где детям преподается история морского флота России, какими бывают корабли, какова организационная структура флота, где мы изучаем такелажное дело, вяжем морские узлы, строим модели кораблей в технике оригами, из любого подручного материала — бумаги, картона, пластика.

Музей истории Черноморского флота. Москва
Музей истории Черноморского флота. Москва
Ярослав Чингаев © ИА REGNUM

Вообще, музейная педагогика — очень интересная история, и она всегда существовала во всех, наверное, Домах пионеров Советского союза, во многих музеях. Но в какой-то момент, мне казалось, эта история была заброшена. А у Вас здесь, насколько я понимаю, никогда ничего не останавливалось…

Совершенно верно. Никогда ничего не останавливалось и не прекращалось. Знаете, в Древней Греции людей, которые изучали историю своего города, своей страны, называли «Homo politicus», а тех кто не изучал — «homo idioticus» — человек, который не приносит никакой пользы обществу, своей стране. Это исторический факт. И наш великий историк Василий Ключевский говорил о том, что «история — это не учительница, это надзирательница. Она ничему не учит, но жестоко наказывает за незнание уроков истории». Иными словами, народ, которой не знает своей истории, не имеет будущего.

Отношение к истории, к музеям у молодого поколения какое-то нейтральное. И я всегда говорю своим слушателям в музее, свои ученикам — историю страны надо изучать с истории своей семьи. «Кто из вас назовет мне фамилию, имя и отчество своих дедушки и бабушки по материнской и по отцовской линии?» И, знаете, из группы в 20 человек один, разве что, робко назовет либо дедушку либо бабушку. И я всегда говорю своим ученикам: «Я бы хотел, чтобы вы имена и историю своей семьи золотыми буквами вписали в историю своей школы, своего города, в историю нашей страны. И если сейчас вы не знаете, как зовут ваших бабушку и дедушку, то у Вас нет будущего, ведь и ваши внуки не будут знать вас». А история страны, повторюсь, всегда начинается с истории своей семьи.

Расскажите мне, пожалуйста, историю своей семьи, Анатолий Михайлович…

Все мои предки, мои родители, родом из старейшего молоканского села Ивановка Исмаиллинского района Республики Азербайджан, которое было основано в 1848 году. В 1961 году мои родители переехали в Баку, где прошло моё детство и юность. В 1978 году я окончил среднюю школу и поступил в Каспийское Высшее военно-морское училище, которое окончил в 1983 году. По своему желанию я получил назначение на Северный флот, и 25 лет проходил там службу. Это была Мурманская область, потом Северодвинск в Архангельской области. Потом я перевелся в Центральный аппарат Министерства обороны, проходил службу здесь, в Генеральном штабе ВС РФ. Потом я вышел в запас. После этого мне поступило предложение возглавить Московский городской детский морской центр имени Петра Великого. Он находится на Водном стадионе. Я руководил им три года, и, собственно, тогда и познакомился и начал взаимодействовать с музеем истории Черноморского флота. Бывший руководитель музея, Валерия Викторовна Курникова, которая стояла у истоков создания музея, предложила мне работать в музее. И я принял это предложение.

Музей истории Черноморского флота. Москва
Музей истории Черноморского флота. Москва
Ярослав Чингаев © ИА REGNUM

Вам понравилось здесь работать?

Примерно год мы поработали совместно — я все-таки в большей степени «технарь», но история, особенно история флота, мне всегда была интересна, со школьной скамьи. А здесь так много экспонатов — и о каждом можно так много рассказать. Например, старинная консервная банка, которую в музей привезли наши поисковики. Что в ней, казалось бы, интересного? Но если начать копаться, то мы узнаем, что родоначальником консервирования был французский кулинар Николя Аппер, который еще в 1801 году изобрел способы консервирования, еще для наполеоновской армии, и получил высшую французскую награду из рук самого Наполеона Бонопарта. Уже в Первую отечественную войну 1812 года французская армия снабжалась подобными мясными консервами. А в 1854 году, когда союзные войска — Англия, Франция, Шотландия, Сардиния и Турция — во время Крымской войны высадились в Евпатории с целью уничтожить российский Черноморский флот, уже снабжались регулярно этими консервами.

Или выставка фотокорреспондента Алексея Межуева у нас в музее. Что о ней можно сказать? Например, военный корреспондент Евгений Петров? А это ведь тот человек, который написал вместе с Ильей Ильфом «12 стульев» и «Золотой теленок». А позже — «Одноэтажную Америку». А ведь подлинная фамилия Евгения Петрова — Катаев, и это не кто иной, как родной брат писателя Валентина Катаева, который написал, например, книги «Белеет парус одинокий» и «Алмазный мой венец» — прекрасные книги о Чёрном море.

Музей истории Черноморского флота. Москва
Музей истории Черноморского флота. Москва
Ярослав Чингаев © ИА REGNUM

Или Лев Николаевич Толстой, участник обороны Севастополя, еще подпоручиком артиллерии участвовал в ночных вылазках. Всем известны его «Севастопольские рассказы». Но тем не менее во время Крымской войны не стоять на защите своего Отечества было просто позорно. Воевали практически все, в Севастополь приехал великий русский хирург Николай Пирогов. Вы помните историю первой легендарной медсестры, Дарьи Михайловой, знаменитой Даши Севастопольской? А Вы знаете, что существует медаль Международного Красного Креста имени Флоренс Найтингейл? Она вручается добровольным сестрам и братьям милосердия. Ею была даже награждена Екатерина Илларионовна Демина, Герой Советского Союза, которую ласково называли «Катюша». Небольшая экспозиция о ней есть в нашем музее. Флоренс Найтингейл принимала участие в Крымской войне на стороне англичан. Но почему, например, у нас не создали награды в честь Даши Севастпольской? Я повторюсь — надо знать свою историю. Иначе вас забудут, о вас не будут знать ничего.

Да, если нет традиции, то научить очень сложно…

Но ведь мы ходили в школу, мы знали всех пионеров-героев, молодогвардейцев, всех наших героев… А теперь у нас появляются такие мальчики, как «Коля из Сургута», который публично приносит извинения за погибших во Второй мировой войне немецких солдат. О чём здесь можно говорить? Вот так размывается наша история. Как говорил историк Лев Гумилев, «история правдиво описана от падения Трои до падения Наполеона. То, что было до падения Трои — туманно, то, что от падения Наполеона до сегодняшнего дня — вранье».

Музей истории Черноморского флота. Москва
Музей истории Черноморского флота. Москва
Ярослав Чингаев © ИА REGNUM

Но всё же я благодарен музею истории Черноморского флота за то, что у нас всё очень конкретно, исторические моменты, основные вехи — мы всё это знаем. А то, что нам перевирали, — мы знаем тоже.

То есть главное, что у нас было раньше — это факты. А сейчас — всё больше интерпретации, и часто, к сожалению, навязанные…

Да. И это отвратительно. Нужно всегда говорить правду. Конечно, иногда бывает так, что люди, которые казались нам незыблемыми героями, когда узнаешь о них новые исторические факты, думаешь — не надо было их так «обожествлять». Но всё же надо говорить правду — и хорошее, и плохое. «Слаб человек, ибо человечен». И, конечно, ничто не является хорошим или плохим — всё зависит от того, как мы смотрим на вещи. Так говорил Уильям Шекспир.

Давайте всё же вернемся к музею истории Черноморского флота. Когда я была в музее в первый раз, сюда пришла экскурсия кадетов…

Да, это верно. Бывают и кадеты, и суворовцы…

Музей истории Черноморского флота. Москва
Музей истории Черноморского флота. Москва
Ярослав Чингаев © ИА REGNUM

В музей же так просто, «с улицы», не попадешь?

Есть педагоги, которые знают о нас и приводят своих учеников… Наш музей сейчас имеет статус школьного музея. Сам я сейчас являюсь педагогом дополнительного образования, и определенные дни у меня заняты, но в целом мы открыты для общения. Различные социальные или обучающие центры, которые знают о нас и хотят провести экскурсию, согласовывают с нами дату, и мы принимаем их в музее. Проводим экскурсии и тематические, и обзорные. Проводим экскурсии и для совсем маленьких детей — из младших классов, даже из детских садов из Москвы, из Подмосковья. Но тут, конечно, стараемся сделать так, чтобы и маленьким ребятам было интересно — квесты, викторины, мастер-классы, опять же, по вязанию морских узлов. Для нас главное, чтобы им было интересно. Иногда, например на 23 февраля, — провели небольшую экскурсию, повязали морские узлы, поперетягивали канат, тут же научились делать кораблики из картона, тут же раскрасили, тут же папам подарили. И тогда не только дети, учителя и воспитатели, но даже родители выходят отсюда в восторге. Многие поколения узнают для себя много интересных фактов.

Анатолий Михайлович, как Вы видите будущее музейной педагогики?

В первую очередь это, конечно, реализация концепции «средового музея». Чтобы не просто висели фотографии, стояли экспонаты, не просто присутствовали в экспозиции элементы формы одежды. Но должна быть визуализация и звук. Чтобы ребята, когда входят в залы музея, слышали бы звуки моря, чтобы был хороший аудиогид. Чтобы это было по-настоящему ярко и интересно, чтобы дети погружались в атмосферу того времени. Как экскурсовод я сам готов примерить на себя соответствующие костюмы. Сейчас так хорошо сделан музей космонавтики, Дарвиновский музей. По большому счету, это не очень затратно. Но за средовыми музеями, определенно, будущее. Главное — чтобы эти занимались профессиональные люди.

Музей истории Черноморского флота. Москва
Музей истории Черноморского флота. Москва
Ярослав Чингаев © ИА REGNUM

Потому что если, будучи в Севастополе, человек не понимает разницы между формулировками «Памятник затонувшим кораблям», и «Памятник затопленным кораблям», то он не понимает истории. А суть этих разночтений в том, что славные корабли не затонули — они были затоплены, чтобы предотвратить прорыв к Севастополю вражеской эскадры. Только на людях, по-настоящему преданных истории и по-настоящему знающих историю, будет держаться наше дело.

Историческая справка:

Во время Крымской войны, когда английский, французский и турецкий флоты подступали к берегам Севастополя, князь Александр Меншиков отдал приказ затопить часть устаревших судов на входе в Севастопольскую бухту. 11 сентября 1854 года пять кораблей и два фрегата бросили якоря и выстроились в линию с севера на юг.

Подобную тактику оценили даже неприятели. «Если бы русские не заградили вход в Севастопольскую бухту, затопив пять своих кораблей и два фрегата, я не сомневаюсь, что союзный флот после первого же выдержанного им огня проник бы туда с успехом и вступил бы из глубины бухты в сообщение со своими армиями», — сказал вице-адмирал Фердинанд Гамелен.

Команды затопленных кораблей продолжали защищать город на берегу. После осенне-зимних штормов российское командование с ноября по февраль 1854 — 1855 годов затопило еще девять судов. А в августе 1855 года, когда защитники перешли с Южной стороны на Северную, были затоплен оставшийся Черноморский флот. Но это один из самых трагичных, но самых славных подвигов в его истории.