Четыре из пяти государств этой организации (Азербайджан, Грузия, Украина, Молдова) 23 сентября в Киеве подписали декларацию о создании Межпарламентской Ассамблеи ГУУАМ. Узбекистан отказался подписывать документ, однако спикер Верховной Рады Украины Владимир Литвин драмы в том не усмотрел. "Не стоит драматизировать", - заявил он по данному поводу. Драматизировать, быть может не стоит, но вот изъять букву из аббревиатуры блока не помешало бы, как и обновить на официальном ресурсе организации (www.guuam.org) грузинский флаг времен Шеварднадзе. По состоянию на 28 сентября с.г. новый символ Грузии (пять лиловых крестов) на сайте посольств стран ГУУАМ в США не значится.

Итак, ГУУАМ, утеряв одно "У" не падает духом, точнее, ему не дают этого сделать. В день создания Межпарламентской Ассамблеи 23 сентября в Нью-Йорке прошло 7-ое заседание Совета министров иностранных дел стран ГУУАМ. В тот же день состоялась встреча ГУУАМ-США, на которой американскую делегацию возглавляла помощник Госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Элизабет Джоунс. Чтобы понять, насколько успешными будут шаги США по воскрешению ГУ(У?)АМ, следует вспомнить историю создания организации, а также сопоставить ее задачи с событиями последних дней.

Озвученная в начале 1997 года в Нью-Йорке идея создания подобного рода организации, была воплощена в жизнь в октябре того же года в ходе саммита СЕ в Страсбурге. Узбекистан подключился к блоку позднее - в апреле 1999 года в рамках празднования 50-летия НАТО. По замыслу, экономическая деятельность организации должна была проистекать в рамках Совета Евроатлантического партнерства (СЕАП), а военная - программы НАТО "Партнерство во имя мира". Таким образом, экономически ГУУАМ противопоставлялся СНГ, в целом, и обретающему к тому времени реальные контуры союзному государству Россия-Белоруссия - в частности, а в военном - Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ - Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия и Таджикистан). Основная же миссия ГУУАМ заключалась в создании коммуникационной артерии вдоль южной границы России и некоего буфера, отрезающего доступ Москвы к основным азиатским и европейским рынкам. ГУУАМ имел целью обслужить и ряд конкретных проектов, наиболее приоритетным их которых стал нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД). Меморандум стран-участниц "Об эффективном функционировании транспортного коридора Европа-Кавказ-Азия и необходимость развития его инфраструктуры, а также обеспечение его надежности и безопасности" следует понимать именно в приложении к БТД. Вот вся нехитрая миссия ГУУАМ, осуществить которую на деле, оказывается совсем непросто.

О близком коллапсе организации стали поговаривать из-за Узбекистана. Заявление официального Ташкента о выходе из блока многие связывают с возобновлением военно-технического сотрудничества с Москвой. В качестве одного из основных факторов провала ГУУАМ укажем на отсутствие в числе ее членов подчеркнутого лидера, который бы мог усилить альянс, в общем-то, слабых государств. Логично было бы представить в этой роли Турцию, однако Анкара, не желая вносить излишнюю напряженность в отношениях с Россией и Ираном, от этой "почетной" роли, видимо, отказалась. Ни страны ГУУАМ, ни идейные вдохновители блока не посчитались с горьким опытом инициаторов всякого рода политических и военно-политических альянсов в регионе, условно называемом Большим Ближним Востоком. Впрочем, справедливости ради можно признать, что этот политический блок стал наиболее живучим из всех искусственных региональных объединений, в первую очередь, благодаря поддержке не только США, но и ряда ведущих европейских государств. Но даже и они не сумели разрешить ряда острых разногласий - как политического, так и экономического характера, наличествующих между членами блока с самого момента их вовлечения в ГУУАМ. К числу чисто политических разногласий отнесем заинтересованность Баку и Тбилиси в милитаризации ГУУАМ, направлении ее акцентов на региональные конфликты. По сути, ГУУАМ в видении Азербайджана и Грузии превращался еще и в сдерживающий фактор армяно-российского стратегического партнерства, возможный козырь в карабахском конфликте и рычаг воздействия на Москву в абхазском и югоосетинском вопросах. Именно в двух последних случаях могла бы сгодиться инициатива Эдуарда Шеварднадзе (по праву считающегося отцом-основателем идеи создания ГУУАМ) о создании миротворческих сил этой организации. Интернализация миротворческой миссии в двух конфликтных зонах грузино-российской границы - актуальный вопрос политической повестки и новых грузинских властей. К слову сказать, Украина и Узбекистан в восторге от перспективы втягивания ГУУАМ в решение весьма щепетильных вопросов между одноблочниками и Россией не были. Другим немаловажным политическим фактором, негативно повлиявшим будущность ГУУАМ, стало противодействие региональных стран-лидеров - России и Ирана. Совершенно объективно осознавая, что ГУУАМ призван вклинить НАТО в регион их непосредственных интересов, причем без риска быть явно скомпрометированным для самого Североатлантического альянса, Москва и Тегеран довольно нервно реагировали на телодвижения гууамовцев. Перспективные успехи ГУУАМ могли бы присоединить к ирано-российскому лагерю Китай и Индию. Последние и поддержали ирано-российскую инициативу транспортного коридора "Север-Юг", которая, условно говоря, прорвала кольцо ГУУАМ, кстати говоря, на территории Азербайджана. Свою роль сыграла и недвусмысленная позиция Армении, которая в случае с ГУУАМ оказалась островком российского присутствия за создаваемым буфером. При этом официальный Ереван открыто заявлял о политической сути этой структуры, рассматривая недружелюбную политику Украины в свой адрес в контексте членства этой страны в ГУУАМ. При этом, в Ереване, прогнозируя всю политическую несостоятельность этой организации, угрозой ее не воспринимают. Наоборот, здесь прекрасно осознают, что в случае полного краха данной структуры Тбилиси и Баку окончательно перейдут под патронаж Турции и займутся решением более локальных задач. Такая перспектива, впрочем, не устраивает и Грузию, которая, осознавая всю выгоду от присоединения к ГУУАМ Армении (фактическое решение вопроса о российском присутствии в Закавказье) выступила в свое время с предложением об определенном армянском участии в работе организации. В свою очередь официальные представители США также не скрывали жгучего желания видеть Армению втянутой в ГУУАМ. Ереван, естественно, в столь рисковых играх участвовать не стал, выбрав, как всегда, золотую середину.

Что касается экономических разногласий... Основная цель Украины состояла в "задабривании" Азербайджана поставками вооружения и попутными заявлениями соответствующего антиармянского характера взамен на выгодный для себя объем использования нефтетранзитного маршрута Баку-Супса-Одесса-Броды. Так или иначе, Киеву не удалось внести коррективы в нефтяную карту региона, и для Баку (Вашингтона, Лондона, Анкары) приоритетом номер один остается транзитный нефтепровод БТД.

Эти и ряд других обстоятельств позволяли экспертам пророчить скорую кончину организации ГУУАМ. Создание Межпарламентской Ассамблеи хоть и придало ГУУАМ завершенный вид международной организации, но, все-таки, не сгладило ни один из вышеперечисленных моментов. И, наоборот, пустопорожность такого рода "ассамблей" дает право предположить, что ГУУАМ будет применен уже не для достижения конкретных целей, а в качестве инструмента психологического давления. Давить же на психику Москвы при помощи ГУУАМ сегодня можно по вопросам грузино-российской повестки и предстоящих президентских выборов на Украине.

Суть вопроса от этого, правда, не меняется. Идея данного межрегионального организма уже излишне политизирована, и в условиях недостаточного экономического и структурного развития ее членов, разложение ГУУАМ представляется неизбежным.