СМИ о ситуации в Красноярском крае за 21 сентября
"Бюджет". ("Красноярский рабочий", 21.09.04)
В Законодательное Собрание края внесен законопроект о корректировке краевого бюджета на 2004 год.
Администрации края удалось привлечь в бюджет дополнительные средства, поэтому возникла необходимость внести изменения и дополнения в основной финансовый документ. Доходы и расходы бюджета увеличиваются на 1 миллиард рублей. Предусматриваются дополнительные средства бюджетам муниципальных образований края в сумме 486 миллионов рублей. Чтобы компенсировать потери местных бюджетов из-за реформы межбюджетных отношений, запланировано увеличение дотации муниципальным образованиям края в сумме около 340,7 миллиона рублей.
Увеличены расходы бюджета на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" - для этого предлагается выделить свыше 114 миллионов рублей. На 55 миллионов возрастают расходы на сельское хозяйство края - деньги будут направлены для производства сельхозпродукции. На 43,56 миллиона рублей увеличиваются расходы на строительство и реконструкцию краевых автомобильных дорог общего пользования.
В рамках выполнения мероприятий по подготовке и проведению празднования 60-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне предлагается выделить из краевого бюджета около 40 миллионов рублей бюджету Красноярска на реконструкцию здания музея "Мемориал Победы". Для капитального ремонта памятника воинам-интернационалистам, который был установлен в Красноярске в 1994 году и с тех пор ни разу не ремонтировался, предусмотрено 5 миллионов рублей. Кроме того, около 5,4 миллиона рублей дополнительно выделяется на приобретение комплектов лыж для занятий физкультурой в общеобразовательных учреждениях края.
"Террор". ("Красноярский рабочий", 21.09.04)
Спекуляции на тему терроризма докатились и до Сибири. На минувшей неделе в Красноярске с разницей всего в несколько дней телефонными хулиганами были "заминированы" здание краевой администрации, а следом - кинокомплекс "Луч".
Благо ни первый, ни второй случай не превратился в трагедию. От "актуального баловства" пострадали лишь нервы горожан. У одних оказался испорченным рабочий день, у других - вечерний воскресный отдых.
Впрочем, эти инциденты принесли немало головной боли и сотрудникам специальных служб, силовых ведомств - спасателям, милиции, медикам, пожарным. И хотя всякий раз они были на высоте, не позволив красноярцам усомниться в своих профессиональных качествах и мобильности, для последних этот факт не стал слишком большим утешением.
- Учитывая то, что сам невольно оказался очевидцем и участником эвакуации людей из кинокомплекса вечером в минувшее воскресенье, - сообщает корреспондент "Красноярского рабочего" Василий Касаткин, - могу сказать твёрдо - большинство зрителей не воспринимало происходившее как "модное" развлечение. Судя по репликам, многих беспокоил нравственный аспект забав телефонных террористов.
Ведь по сути подобное хулиганство - в первую очередь преступление против совести. Тем более после недавних событий в стране. Это плевок в душу тех, кто потерял своих близких, осквернение памяти погибших.
Это и серьёзный повод нашим властям задуматься, не пора ли ужесточить действующее законодательство в отношении не только террористов и их пособников, но и тех, кто любит шутить под кровавой маской террора.
"Зеркало треснуло". ("Комок", 21.09.04, Андрей Агафонов)
Булыжники для диктатуры пролетариата.
Собственно, дилемма у нас. Давняя. Как хотим жить: по закону или по совести! Если по совести, то все правильно делает президент. Делает то, что ему подсказывает его совесть. Дело нашей совести: принять это как свое и выстраданное или не принимать.
Откликнуться, так сказать, душой или подумать, поразмыслить. Главы региона свой выбор сделали. Они тоже хотят жить по совести Путина. Губернатор, спикер, мэр. Депутаты законодательного собрания (не все, но многие) оказались даже более совестливыми и предложили для спасения души назначать не только губернаторов, но всех вообще. По выражению депутата Шведова, эти его коллеги "бегут впереди пинка". Ну вот так им диктует совесть.
Если же по закону, то - увы - не прав президент. Есть Конституция, есть закон "Об общих принципах организации органов госвласти субъектов РФ". Там все написано: "Россия есть государство федеративное, выборы главы региона осуществляются жителями этого региона путем прямого, равного и тайного голосования". Есть и про присвоение власти в Конституции статья. И по всему выходит, что президент хочет нарушить ту самую Конституцию, гарантом которой является. Хотя по совести, ну какой он гарант...
Наверное, самое поразительное в реакции общества на введение режима личной диктатуры - это поведение нашей элиты. Вот когда вспоминаешь, что элита - это такие быки-производители. Стадо. Смотрит бык на себя в зеркало, лощеные - щеки видит, глаза мертвые, а внутри - вот тебе поездки в Брюссель, вот тебе валюта в вентиляции! А ведь был мужиком когда-то, во что превратился! Но потом выходит к людям сияющий, улыбчивый, и комментирует, и соглашается, и где надо голосом дрожит. Хотя не все они таковы.
ВАЛЕРИЙ ЗУБОВ, депутат ГД, бывший губернатор Красноярского края:
- Я считаю, что реформы власти, предлагаемые президентом, не укрепят, а ослабят Россию. Если его предложения будут приняты, это означает откат страны лет на десять назад. Перед нами масса нерешенных проблем - 20 процентов населения живут ниже прожиточного минимума, усиливается сырьевой сектор экономики, регионы лишаются экономической самостоятельности. Все эти проблемы нужно решать и можно решать - у нас не кризис, у нас экономический рост. Мы должны жить как в Европе. А вместо этого мы все эти проблемы отодвинем на задний план и займемся "борьбой с терроризмом". Это слишком большая роскошь для террористов, они от нас и не ждали такого подарка...
СЕРГЕЙ КОМАРИЦЫН, политолог:
- Вся полнота власти в России сегодня уже принадлежит выходцам из спецслужб. Каждый пятый губернатор, а на Северном Кавказе каждый второй - такой вот выходец Вся администрация президента. Полпреды. Несмотря на это, несмотря на все свои навыки, они не могут контролировать ситуацию. Вот Зязиков в Ингушетии - чекист, ставленник Кремля. Спокойно зашли туда боевики, поубивали всех, взяли оружие и ушли. Но уж такова наша власть, что всегда в кризисной ситуации находит самое неэффективное решение - расширять свои полномочия. Так поступал и Горбачев, и Ельцин. Судорожные меры, которые демонстрируют паралич власти, ее неспособность что-либо организовать. Если за пять лет не смогла, то есть большие подозрения, что и в будущем не сможет.
Или вот отмена моратория на смертную казнь. В Израиле нет смертной казни, а ситуации, подобные Беслану или Дубровке, там в принципе невозможны. Почему? Да потому, что в Израиле нет ни одного генерала, который продавал бы палестинцам оружие, ни одного блокпоста, который за взятку пропустит палестинских смертников со взрывчаткой. Проблема не в терроре, проблема в тотальной коррупции.
Что касается отмены выборов глав регионов и депутатов по одномандатным округам, то это старые идеи, не имеющие ровно никакого отношения к Беслану. Это совершенно другая тенденция - последовательное уничтожение гражданского общества. Начиная с оппозиционных телеканалов и заканчивая уничтожением всех партий, кроме "Единой России". Те спецпроекты, которые проводятся против КПРФ, преследуют одну цель - не дать коммунистам преодолеть 7-процентный барьер на будущих выборах. И все, игра сделана - Дума полностью своя. Правительство, губернаторы - все свое. Ну, газет общенациональных и так нет, у "Комсомолки" тираж 700 тысяч, все остальные далеко отстают. Интернет на корейский образец обрезать не будут - там сидит всего 10 процентов населения, которые власти неинтересны.
Ну а реакция так называемой "элиты" - тоже ни для кого не новость. У Екатерины Второй, когда она уже была старенькая, стал фаворитом Платон Зубов, никакого сравнения с прежними фаворитами не выдерживавший. Попросту, хам и быдло. И блестящие, образованные, светские люди - дворяне! - заискивали перед ним, находили в нем массу достоинств, цитировали его... А что уж говорить про наших губернаторов, про Слиску, про Матвиенко... Смешно это все. И ужасно.
ВАСИЛИЙ НЕЛЮБИМ, начальник Управления по телерадиовещанию, печати и информации администрации Красноярского края:
- Я не думаю, что политике теперь приходит конец. Политтехнологии останутся. Довольно много полномочий перейдет в муниципалитеты. Что является максимумом возможного волеизъявления для населения? Выразить себя через СМИ и через голосование. Голосовать на уровне городов, выборов главы поселкового совета... Назначать еще и мэров с председателями поссоветов - ну, это, мне кажется, уже абсурд, это кто-то нарочно утрирует. Вот про Общественную палату... здесь пока больше непонятного, чем внятного. А цели президента не в том, чтобы сконцентрировать у себя всю власть, а чтобы иметь возможность заменить человека, который не справляется со своей работой. И не допустить к власти откровенного криминала, как на Дальнем Востоке. Просто сейчас такая ситуация сложилась не только с губернаторами, но и с многими государственными предприятиями - формально он твой подчиненный, фактически ты его уволить не можешь. А теперь, когда президент сам будет выбирать, кого поставить на пост главы региона, он сам и будет нести за него ответственность. В конце концов, все же знают, что и при КПСС так было - председателей исполкомов формально выбирали, а фактически назначали. Сейчас маятник истории качнется до конца - и эти функции возьмет на себя "Единая Россия". Хотя у нас не только "Единая Россия", у нас сколько - четыре партии в парламенте? Ну, наверное, к следующим выборам прибавится еще парочка. Так что нет, не вижу я угрозы диктатуры, а вижу попытку наведения порядка. Борьба с безалаберностью, безответственностью. Начать с малого - выгонять, наказывать... Хотя при чем тут борьба с терроризмом, затрудняюсь сказать. Невозможно объяснить с точки зрения логики. Наверное, им виднее...
ОЛЕГ ПАЩЕНКО, депутат ЗС края, патриот:
- Я, конечно, приверженец крепкой руки, но одно дело, когда людей назначал Сталин, другое - Хрущев, третье - Брежнев и четвертое - Путин. Это все - по нисходящей. Качество людей, окружающих Путина, на нуле. А он хочет из этого же г... сделать конфетку и нам ее скормить. Пристроить на работу всех - питерские не все еще трудоустроены. Хотя в губернаторы в основном чекистов напихает... Это же показательно: он может предложить что угодно, любую дикость, и все как по команде начинают верещать, что и сами давно это думали и лучше всех справятся.
А вот Александр Викторович Усс вообще умудрился связать воедино то, что другие не смогли - борьбу с терроризмом и отмену выборов. Вот это профессор, вот кого надо забирать в Москву! Я без иронии это говорю. А то, что он говорил про необходимость одобрения кандидатуры президента Законодательным собранием - так это тоже в Москве говорили, мы, мол, знаем 14 или 16 Законодательных собраний по стране, с которыми могут быть проблемы. Вы в их числе. Так что кандидатура будет какая надо, трижды выверенная, со всеми согласованная.
Между тем со всей этой реорганизацией замылили напрочь серьезные вещи - ту же монетизацию, которая, может, все государство обрушит.
АЛЕКСАНДР ШВЕДОВ, депутат ЗС края, юрист:
-Предложения президента противоречат Конституции в самом принципиальном моменте - в Конституции провозглашен принцип народовластия. A тот порядок избрания глав регионов, который предлагает президент, то есть юридически он непосредственно участвует в формировании органов исполнительной власти региона, прямо противоречит статьям 72, 73 Конституции РФ. Согласно этим статьям руководство Федерации определяет общие принципы формирования органов власти в регионах, но прямо не участвует - это не его компетенция. Но кроме юридического аспекта есть аспект политический. Президент сначала говорит об отсутствии гражданского общества, а затем сам же предлагает сузить права граждан! Что такое гражданское общество? Это когда граждане объединяются в группы по интересам - в том числе и в партии, но не только в партии - и отстаивают свои права. А тут их лишают одного из главных прав - выбирать себе власть.
То же касается и депутатов, которые отныне должны избираться только по партийным спискам. Фактически это означает, что выборы теперь будут происходить внутри партии, при составлении списка - кто в этот список войдет, а кто нет. А народ тут вообще ни при чем, потому что партия у нас одна, и опять нет выбора. Я вообще убежден, что не партиям надо давать права на выдвижение кандидатов, а неполитическим общественным организациям, тем же жилищным товариществам, к примеру - если они выдвинут своего кандидата, так по крайней мере есть шанс, что он окажется нормальным мужиком.
То, что элита поддержала идеи президента, неудивительно: это, собственно, модифицированный вариант брежневской номенклатурной элиты. Показательна карьера Владимира Яковлева: если человек не справился, его просто переводят на другой участок работы, чтобы он и там не справился. И вот эта зацементированная элита, сдобренная чекистами, пришла всерьез и надолго, а теперь просто добирает легитимность.
Слова Александра Викторовича Усса о том, что Законодательное собрание может и не одобрить кандидатуру, предложенную президентом, - это все-таки только слова. Президент неслучайно оговорился, что порядок формирования органов исполнительной власти на местах будет идентичен порядку формирования правительства. То есть если три раза Заксобрание отклонило предложенную президентом кандидатуру - оно распускается. Да, теоретически депутаты могут на это пойти. Теоретически и Госдума не просто могла, а просто обязана была после предложений президента начать в отношении него процедуру импичмента. Но мы же все понимаем, что этого не произойдет.
И да - любой гражданин после того, как предложения президента будут приняты Госдумой, может подать в Конституционный суд и обжаловать их принятие. И Конституционный суд окажется в сложной ситуации - принять такой иск нельзя, невозможно. А не принять - потерять лицо перед своими коллегами за рубежом. Да просто потерять лицо. Хотя многие перед телекамерами его легко теряют каждый день. И спокойно живут дальше. А ведь это пагубно влияет на граждан, это же и дети смотрят, подрастающее поколение, будущее России. И они видят, как отцы нации врут, подличают, защищают только свои, шкурные, интересы. Какое уж тут гражданское общество...
"Союз московского коня и красноярской лани". ("Красноярский рабочий", 21.09.04, Юрий Чувашев)
На днях Федеральная служба государственной статистики опубликовала документ под заглавием "Основные показатели социально-экономического положения регионов Российской Федерации в I полугодии 2004 года". Показатели эти применительно к Красноярскому краю вызвали у красноярской же широкой общественности живой интерес. А тут еще и бурное течение российской политической жизни в последнее время. В общем, вопросов скопилось изрядно. Благо, что задать их есть кому. Итак, в гостях у "Красноярского рабочего" бывший губернатор края, а ныне депутат Государственной Думы Валерий Зубов.
ТАК РАСТЕМ МЫ ИЛИ ГОРБИМСЯ?
- Валерий Михайлович, давайте начнем с того, что, по официальным статистическим данным, объём промышленного производства в крае в первом полугодии составил 99,7 процента по сравнению с тем же периодом прошлого года. По этому показателю хуже нас в Сибирском федеральном округе сработали только Читинская область и Усть-Ордынский Бурятский автономный округ. Да и по России в целом таких регионов единицы. Однако в краевой администрации эти отчётные цифры считают по-другому и утверждают, что промышленный рост в регионе есть, а статистики, мол, всё напутали. Так растёт у нас производство или нет?
- Я бы, анализируя все эти статданные, принимал к сведению одну вещь. Сейчас нас в первую очередь интересуют не физические объёмы выпуска того же угля или цемента, как это было прежде, а те показатели, которые впрямую касаются человека. Например, жильё. Сколько его вводится? Какова стоимость квадратного метра? Так вот по жилищному строительству край, если судить по Красноярску, где всё это отслеживается лучше, уже почти на уровне Москвы. Разве это плохой показатель? Это значительно выше, чем в среднем по России. И если процесс будет так развиваться и впредь, то через пару лет мы начнём и Москву обгонять, несмотря на весь столичный строительный бум.
Но есть и другой знаковый показатель - доходы бюджета. Поэтому нужно более точно определять, какие именно показатели социально-экономического развития для нас важны. К примеру, на никель, медь, алюминий цены растут быстрее, чем на всю другую краевую продукцию. Поэтому, на мой взгляд, со стороны базовых отраслей стабильности региону ничего не угрожает. А именно базовые отрасли определяют уровень развития экономики края и дают основные доходы в его бюджет.
- Но ведь в крае уже который год говорится о необходимости изменения моноотраслевого характера экономики, о развитии не только сырьевого сектора, но и перерабатывающего. Когда же сдвиги будут?
- Нас действительно должны волновать показатели роста производства, примыкающего к добывающим отраслям. Не просто, к примеру, объём выпуска алюминия, а сколько алюминия перерабатывается? Сколько расходуется средств на научные исследования, связанные с выпуском алюминия?
Кроме того, я с удовлетворением отмечаю постоянный интерес краевой администрации к лесопромышленному комплексу. Это подтвердилось и на недавнем совещании в Богучанах. Наведение порядка в этой отрасли, усиление стимулов к более глубокой переработке древесины - всё это важные позиции партнёрства власти и бизнеса.
Наглядный пример - приход "Русала" в Большемуртинский район. Компания взяла Большемуртинский леспромхоз и сразу дала толчок его развитию. И сейчас уже это предприятие поглощает другой леспромхоз - Предивинский, последнее государственное предприятие в лесной отрасли края, доказавшее свою абсолютную неадекватность современным условиям. Предивинский леспромхоз - это просто классический пример того, как социалистическая модель управления не работает в новой экономике.
- Можете назвать наиболее проблемные, на ваш взгляд, точки на экономической карте края?
- Прежде всего я бы детально проанализировал ситуацию в строительном комплексе, изучил бы, как складывается там себестоимость продукции. Самым узким местом остаётся, конечно, жилье. Это наиболее "дорогая" проблема. И без расширения рынка предложений по доступным ценам, как это принято во всей рыночной экономике, проблему эту не решить. И ещё я бы сделал упор на том, как будет работать этот рынок в условиях монополизма цементного завода. Это серьёзно.
Невнятной остаётся и ситуация со строительством метро.
Кроме того, что-то затягивается строительство Сосновоборской ТЭЦ. Все-таки нынешней осенью там должны были уже начать работы. И американская сторона должна была еще до лета, как это и оговаривалось, полностью определиться с планом работ.
Я также надеюсь, что будет продвигаться и достройка Богучанской ГЭС. Правда, у меня пока нет полной информации об этом. Но ясно одно: силами РАО "ЕЭС России" её достроить нельзя. Это надо понимать. И если существует заинтересованный частный инвестор, нужно способствовать его приходу. У меня есть ощущение, что администрация края этим достаточно плотно занимается.
А в целом, суммируя все эти соображения, хочу сказать, что, по-моему мнению, в плане социально-экономической ситуации Красноярский край выглядит не хуже, а даже значительно лучше многих других регионов страны.
- Не повторится ли в крае ситуация прежних лет, когда в регион заходили противоборствующие финансово-промышленные группы и принимались рвать его на части, заботясь лишь о собственных интересах и практически не обращая внимания на реакцию местной власти и населения?
- Если власть - и краевая администрация, и Законодательное Собрание, и администрации городов и районов - ослабит своё внимание к этим процессам, то они будут усиливаться. А если власть станет серьёзным противовесом ФПГ, то баланс интересов будет соблюдаться.
СВОЁ БРЕВНО ВСЕГДА ДОРОЖЕ
- Валерий Михайлович, а насколько успешно, на ваш взгляд, краевая администрация ведёт диалог с Москвой? Удаётся ли ей реально отстаивать там интересы региона, в том числе и прежде всего в рамках межбюджетных отношений? И кстати, помогают ли ей в этом красноярские думцы?
- Все познаётся в сравнении. Я видел ситуацию до нынешней администрации и уже при ней. Небо и земля -скажу коротко. Уровень квалификации людей, которые сейчас занимаются финансами в краевой администрации, не просто удовлетворителен, а очень высок. Что же касается работы в Москве, то я считаю, что делать это можно и лучше. Впрочем, как всегда. Координировать усилия краевой администрации с работой депутатов Госдумы опять-таки можно и более интенсивно.
- В какой мере рациональны и справедливы сегодняшние межбюджетные отношения между федеральным центром и регионами? В крае нередко говорят, что Москва несправедливо изымает у нас средства, не давая возможности развиваться. Москва же отвечает, что, мол, не одни вы у меня, все есть просят. Где же правда?
- Первое, что я хотел бы сказать тем, кто жалуется на Москву, - а как обстоят дела в крае? В регионе есть консолидированный бюджет. Вопрос такой: каков удельный вес краевого бюджета, то есть бюджета именно краевой администрации, в этом самом консолидированном бюджете всего края, в который, как известно, входят бюджеты городов и районов? Насколько я знаю, эта доля составляет 70 процентов. Это значительно больше, чем удельный вес федерального бюджета в консолидированном бюджете России.
Тогда возникает ещё один очень простой вопрос к тем, кто говорит о финансовых кознях Москвы по отношению к регионам. Почему вы считаете, что консолидировать в краевом бюджете доходы, полученные на всей территории края, - это правильно, а консолидация в федеральном бюджете доходов, собираемых в целом по России, - это неправильно? Если уж вы видите соринку в чужом глазу, то не забывайте и о бревне в собственном глазу.
Это первое, исходное соображение. А теперь по существу. В Думе я всё время голосую против централизации федерального бюджета. Это моя принципиальная позиция. Нельзя строить рыночную экономику для хозяйствующих субъектов и оставаться в рамках административной системы для государственной власти. Если в стране рынок, то его механизмы должны действовать и в межбюджетных отношениях, и в государственной власти. А это значит, что надо проверять эффективность любой траты. Естественный вопрос: а эффективны ли траты, когда у вас так много денег в федеральном бюджете? Если вы централизуете средства, то живёте как бы по схеме "вот приедет барин - барин нас рассудит". А когда вы все-таки доверяете деньги регионам, то жизнь идет по формуле "один ум хорошо, а два лучше". Вот и выбирайте модель взаимоотношений.
Посмотрите, после недавних терактов уже целый ряд руководителей федерального уровня выступил с заявлениями: мы на столько-то процентов увеличим расходы на безопасность... И это дополнительные расходы, помимо тех, что уже представлены в бюджете. То есть ещё раз процентрализуем средства. И никто не говорит, а куда пойдут эти деньги? В какой форме? С кого спросят за их расходование?
Поэтому я считаю, что модель централизации средств как цель неэффективна ни для России в целом, ни для отдельно взятого региона. А значит, в межбюджетных отношениях центра и территорий ещё очень многое предстоит уточнить, определить и улучшить.
"Учиться, конечно, никогда не поздно...". ("Сегодняшняя газета", 21.09.04)
Депутат Законодательного Собрания края Юрий Захаринский рассказал журналистам об итогах III Байкальского экономического форума, который проходил в Иркутске. В форуме приняли участие высокопоставленные чиновники, представители бизнес-сообществ и иностранных государств. От Красноярского края в Байкальском форуме приняли участие представители Березовской ГРЭС, КБ "Искра", Енисейского речного пароходства. По словам Захаринского, для него одной из наиболее важных проблем, обсуждавшихся участниками форума, стало изменение федерального законодательства, касающееся управления природными ресурсами. Как известно, с 1 января 2005 года полномочия регионов в части выдачи лицензий на проведение аукционов по геологоразведочным работам переходят в Федерацию.
Как председатель постоянной комиссии по природным ресурсам и экологии ЗС Юрий Захаринский принял участие в работе "круглого стола" на тему "Стратегические природные ресурсы: проекты и схемы освоения". Парламентарий акцентировал внимание на том, что в Красноярском крае есть Ангаро-Енисейский регион, потенциал которого позволяет выделить территорию в особую экономическую зону, и как следствие, можно говорить о привлечении иностранных инвесторов. Захаринский рассказал также об опыте других стран, которые принимали участие в Байкальском форуме. Например, в Китае практика создания особых экономических зон довольно распространена. После поездки в Иркутск появилось предложение изучить опыт Китая по созданию экономических зон, и вполне возможно, что в ближайшее время от Красноярского края в Поднебесную отправится делегация. Изучение опыта - дело нужное. Одно обстоятельство внушает недоверие: уж сколько краевых делегаций побывало в иных державах, и все изучали опыт. А толку-то?