Обзор СМИ о ситуации в Красноярском крае за 24 августа 2004
"Делить не строить. Когда перекраивали Россию, референдумов не было".
("Городские новости", 24.08.04, Юлия Рахимкулова)
Я родилась в Хакасии. Когда в России все начали делить, нас не спрашивали: хотим мы этого или нет? А сейчас наше мнение почему-то интересует правительство, и нас начинают звать на референдумы...
(Из письма Ольги Николаевны Бондаревой, пенсионерки)
Однажды Владимир Жириновский подарил заместителю губернатора края Юрию Олейникову карту России. Собственного изготовления. На ней всего пятнадцать субъектов Федерации. Конечно, до воплощения в жизнь "геополитики" от Александра Вольфовича далеко, однако процесс укрупнения регионов в стране уже пошел.
О реалиях интеграционного процесса в Красноярском крае мы беседуем с заместителем губернатора края Юрием ОЛЕЙНИКОВЫМ. Именно он сегодня возглавляет рабочую группу по объединению Красноярского края с Таймыром и Эвенкией. Решение о создании такой группы приняли губернаторы этих территорий: Александр Хлопонин, Борис Золотарев и Олег Бударгин.
- Идею объединения края целиком и полностью приписывают Хлопонину. Между тем, процесс этот - естественный. Он вытекает из уже существовавших традиций и, одновременно, из логики современной жизни. Идея объединения жила в умах людей давно. Могучий, большой, успешный край. Разве это не мечта любого здравомыслящего человека, живущего в Красноярском крае или на Таймыре?
Изначально очень многое во взаимоотношениях двух округов и Красноярского края выстраивалось под единую систему: транспорт, энергетика, система образования, медицина, принципы взаимоотношений. Это было и есть.
- Юрий Павлович, инициатива трех территорий весьма органично вписывается в русло федеральной политики укрупнения территорий, поэтому воспринимается многими как некое распоряжение сверху.
- Перед нами не стоит такой задачи: объединить территории любой ценой. Но давайте задумаемся над процессами, которые сегодня происходят в России. Это, прежде всего, процесс поиска собственных возможностей. По-новому выстраиваются межбюджетные отношения. Идет процесс реформирования местного самоуправления. Власть становится ближе к людям. Зачем все это делается? Затем, чтобы люди активнее занимались своими насущными проблемами, а не ждали от кого бы то ни было манны небесной.
Если мы хотим жить лучше, то должны полагаться на собственные силы, возможности, инициативу. Мы сами способны определять свое будущее. Если же просить у Федерации, то нужно просить обоснованно, понимая ответственность за собственные действия. Это как кредит. Ты берешь в долг, но знаешь, что через какое-то время сможешь рассчитаться. А что происходит сегодня с Таймыром и Эвенкией? Оба округа, грубо говоря, сидят на федеральном "деньгопроводе", получая из Москвы дотации. Федеральный центр, в свою очередь, задает вполне обоснованный вопрос: почему в этих территориях люди постоянно просят деньги? Они что-то там производят? На что тратятся федеральные средства? Они проедаются или способствуют какому-то продвижению, развитию территорий? Тот же вопрос задаем и мы в Красноярском крае.
Объединение даст возможность экономического роста традиционно дотационных территорий. И здесь позиции команды Хлопонина и правительства России совпадают. Уверяю, никакого политического давления на красноярские власти центр никогда не оказывал. С политической точки зрения, здесь все чисто. Позиция федералов такова: хотите объединяться - объединяйтесь.
- Многочисленные реформы последних десятилетий сделали россиян настороженными. Любое нововведение мы воспринимаем с опаской: не было бы хуже. Подобные опасения есть у жителей края и по поводу интеграционного процесса.
- И это хорошо, что у людей возникают вопросы. Схожие вопросы возникают у правительства, краевых властей, губернаторов Таймыра и Эвенкии. Мы понимаем, что управлять огромной территорией из Красноярска трудно.
Да никто и не собирается руководить рыболовной артелью из краевого центра. Для этого существуют местные власти, самоуправление, И, поверьте, никто не хочет сделать хуже. Наоборот. Три губернатора - Хлопонин, Золотарев и Бударгин - сразу же определились в том, что сегодня ни Эвенкия, ни Таймыр прокормить себя самостоятельно не смогут. Им сегодня не обойтись без финансовой поддержки из центра. Поэтому на переходный период поступления этих средств необходимо сохранить.
- Миллиарды для Эвенкии и Таймыра станут проблемой бюджета Красноярского края?
- Конечно же, нет. С января следующего года центр будет отдавать "северные" средства краю. От нас средства будут направляться в округа. Мы добились сохранения трансфертов полностью. И мы уже будем отвечать перед федеральным центром за качество расходования средств.
Специалисты из главного финансового управления края интенсивно взаимодействуют с администрациями округов. Проходят совещания, встречи, обсуждения, подписывают бюджетные соглашения, составляют договоры, устанавливают параметры бюджетов, нормативы расходов, определяют структуру бюджетов. В общем, идет интенсивная работа специалистов. Она не на поверхности, но она происходит. Не все так гладко, как хотелось бы. Бюджет Таймыра для нас понятнее. И это объяснимо. И Кузнецов, и Новак были в свое время с этим бюджетом связаны. Знают цифры, механизмы, структуру.
Эвенкия в этом плане более закрытая территория. В предыдущие годы там реализовывалась программа больших кредитов, которые получала администрация Эвенкии. И, несмотря на то, что сейчас эти кредиты возвращаются, нам не до конца понятна обоснованность некоторых экономических и управленческих решений. Но, думаю, что все вопросы будут сняты, поскольку команда Золотарева идет на открытый диалог. И если иногда возникает какое-то напряжение, то оно носит рабочий характер.
- Юрий Павлович, и все-таки судьбу интеграционного процесса будут определять люди. Вы уверены в том, что итоги референдума подтвердят необходимость объединения?
- Людям нужно объяснить обоснованность объединения. Пока мы только готовимся к этой работе. Но с сентября, когда выйдут из отпуска депутаты ЗС, будут сформированы инициативные группы, и эта работа начнется. Я знаю многих активных в политическом плане людей, которые хотят эту тему поддержать. Ближе к зиме начнется активное обсуждение идеи объединения. Сейчас мы готовим серию серьезных аргументов, которые будут предложены общественному обсуждению.
- В основном это будут аргументы эмоционального характера?
- Нет, в большей степени экономического, Последние согласования по экономической стороне интеграционного процесса будут завершены осенью. Губернатор уже имеет предварительные договоренности с президентом, трижды встречался по этой теме с Кудриным и Грефом. Не скрою, наши предложения для федерального центра весьма затратны. Впрочем, и задача поставлена немалая - Красноярский край должен стать регионом развития. Именно активностью экономики дать гарантии процветания соседним регионам.
Таймыр и Эвенкия имеют ценные для экономики ресурсы. Перспектива же развития этих территорий связана с развитием экономики большого края. Это завершение строительства Богучанской ГЭС - проект, который так активно продвигает Хлопонин, - и создание единого энергетического комплекса Нижнего Приангарья и Эвенкии. Серьезные коммуникационные подвижки: начиная от линий электропередач, заканчивая строительством автомобильных дорог.
Судьбу Таймыра сегодня во многом определяет Норильский комбинат. Однако очень важны и разработки нефти на севере Туруханского района и юге Таймыра, которыми сейчас занимается компания "Роснефть". Важно и развитие Игарского морского порта, который вполне может включиться в транспортировку леса северным морским путем, способствовать развитию глубокой переработки лесоматериалов.
Объединение поможет оживить экономические точки, которые когда-то уже начинали разрабатывать. А затем случился экономический коллапс северных территорий, и, как следствие, - их сегодняшнее проблемное существование.
Экономический рост, в свою очередь, невозможен без создания единых правил развития бизнеса на всей территории края: Те механизмы, которые действуют сегодня, мягко говоря, не эффективны. Чтобы подписать одну бумажку, иногда приходится по несколько раз ездить из Дудинки или Туры в Красноярск. Вся эта волокита тормозит проекты, которые могли бы вдохнуть жизнь и в Красноярский край, и в северные территории.
- Юрий Павлович, а каковы аргументы против объединения?
-Оголтелых противников интеграционного процесса нет. Хотя есть мнения, в которых прослеживается озабоченность непонятной перспективой. Губернатору еще предстоит с цифрами в руках доказывать обоснованность проекта. Не скрою, мне несколько непонятен пафос иных публикаций в газете "Эвенкийская жизнь", который можно свести к одному призыву: "Руки прочь от Эвенкии! Дайте жить независимо!". Сразу же возникают вопросы если вы такие независимые, то почему не можете жить без федеральных дотаций? Еще один вопрос: сколько на территории Эвенкии эвенков? От силы - процентов двадцать. Имеет место явная спекуляция на теме национальной независимости.
Еще один аргумент против объединения: "Красноярск далеко". Но Москва-то еще дальше. И сейчас мы довольно часто и объективно обвиняем федеральный центр в том, что он мыслит в границах Садового кольца. И для федерального правительства проблемы Дудинки, например, еще менее очевидны. В Красноярске же находится институт Севера, научные кафедры, занимающиеся изучением проблем Севера. Лично я знаю два десятка крупных красноярских ученых, которые озабочены ситуацией на Севере. Именно у нас сегодня есть понимание того, что надо решать экологические проблемы Таймыра и Эвенкии, экономически развивать эти территории, обучать людей, своевременно лечить их. А для этого нужны: малая авиация, североморский путь и, главное, единое правовое, экономическое, социальное пространство.
Чем мы можем обидеть коренных жителей, ущемить их интересы? Напомню, что именно при Хлопонине на Таймыре появились первые районы традиционного землепользования, под их развитие были приняты специальные законы. Вообще же среди коренных жителей севера существует двоякое движение. Некоторые хотят жить так, как жили их предки. Но не мало и тех, кто рвется в Красноярск, хочет учиться и, в конце" концов, остается в краевом центре.
Конечно же, сегодня нельзя утверждать, что объединение - однозначно "сияющая звезда" будущего края и северных территорий. Положительные перспективы интеграционного проекта зависят от нас самих, Сумеем развить нефтяные месторождения, лесную отрасль, энергетику, решить коммуникационные вопросы-тогда все у нас получится.
Необходимость объединения продиктована экономическими реалиями, а вовсе не какими-то мессианскими процессами, связанными с иллюзиями по поводу великой державы.
- Как будет называться объединенная огромная территория и будут ли претендовать на кресло губернатора ныне действующие первые люди Таймыра, Эвенкии и Красноярского края?
- А чем вам не нравится название Красноярский край? Пока что поступило лишь одно альтернативное предложение - Енисейский край.
Что касается губернаторского вопроса, то ни Борис Золотарев, ни Олег Бударгин пока еще не заявляли о желании побороться за главное кресло объединенного края. Александр Хлопонин - лидер этого процесса и готов взять на себя дальнейшую ответственность за развитие региона.
"Краевые расходы и стабилизация ситуации".
("Вечерний Красноярск", 24.08.04)
Федеральный центр постоянно увеличивает для субъектов Федерации расходные полномочия. В этой связи на бюджет Красноярского края ложатся дополнительные расходы. Как все эти изменения отразятся на жизни населения края и на финансовом положении региона, что делает власть для стабилизации ситуации, об этом корреспондентам НИА рассказал заместитель губернатора края, начальник главного финансового управления администрации края Александр НОВАК.
Говоря о вновь возникающих федеральных обязательствах, Александр Валентинович отметил, что даже несмотря на то, что Федерация постоянно увеличивает для субъектов расходные полномочия, не выделяя на это дополнительных средств, повышение налогового потенциала территорий выгодно. Как известно, в этом году за счет активной работы с крупными финансово-промышленными группами, работающими в крае, удалось собрать дополнительно порядка 8 млрд рублей налоговых отчислений. Однако большая часть этих средств была направлена на погашение федеральных обязательств, предусмотренных новыми изменениями в законодательстве. Между тем, по мнению Александра Новака, не возникает вопроса, стоит ли бороться за повышение собираемости налогов в крае, даже при условии того, что Федерация постоянно увеличивает расходные обязательства субъектов.
По словам Новака, "у нас не налоги уходят в Москву, у нас появляются новые расходные обязательства по решениям, принятым на федеральном уровне, под которые нам нужны источники. Поэтому нам в любом случае имеет смысл биться за налоги и повышение налогового потенциала территорий. Сегодня у нас соотношение распределения в целом собираемых доходов между краем и федеральным бюджетом 35% на 65%, то есть 35% уходит в федеральный бюджет, 65% остается у нас Это достаточно высокий процент по сравнению с другими субъектами и в целом по стране. Но это и объективно, поскольку у нас экспортно-ориентированная территория и мы не выплачиваем от крупных предприятий налог на добавленную стоимость.
В любом случае нам выгодно заниматься сбором доходов, потому что мы их расходуем на нужды края. Например, в прошлом году на федеральном уровне приняли решение о повышении зарплаты на 33%, и краю на это было необходимо 4,5 млрд рублей. Нам эти деньги никто не подарил, и мы использовали только свои собственные средства. Любое увеличение расходных обязательств на федеральном уровне будет нам чего-то стоить. Но с другой стороны, если бы мы не собрали этих налогов, было бы намного хуже, и жители края сразу же это бы почувствовали".
Что касается недавно принятого Государственной думой РФ и одобренного Советом Федерации Закона о монетизации льгот, заместитель губернатора отметил, что для льготников Красноярского края ничего не изменится.
"Федерация разделила всех льготников на две категории. За одну отвечает Федерация, за вторую отвечаем мы. Первой категории Федерация дает деньги в виде денежной компенсации и сохраняет льготы по социальному пакету, лекарствам, поездке в железнодорожном транспорте, и здесь никаких вопросов нет.
Деньги люди получают через Пенсионный фонд, где предусмотрена денежная компенсация. Лекарства будут выдавать через Фонд медицинского страхования.
По категории льготников, за которых отвечаем мы, ничего не меняется. Мы предоставляем льготы. У нас забрали только часть этих людей на федеральньй уровень. По Закону о социальной защите мы финансировали инвалидов. Под остальных льготников у нас деньги так и остались. Поэтому тот объем средств, который был у нас в 2003, 2004 годах, такой же и остался. Просто мы сейчас думаем, в каком виде предоставлять льготы: либо в денежной компенсации, либо оставить её в натуральном выражении. Сейчас это право субъектов Федерации. Это наше право, наши полномочия и функции определять вариант предоставления льгот и защиту людей".
С 1 января 2005 года регионы получат право самостоятельно устанавливать размер оплаты труда бюджетникам. Александр Новак отметил, что заработная плата бюджетников края будет дифференцироваться по районам края.
"На федеральном уровне принят Закон об изменениях в действующем законодательстве ст. закона 95/131, по которому регионам предоставляется право самостоятельно устанавливать размер оплаты труда бюджетников с 1 января 2005 года. Но его уровень должен быть не ниже, чем установленная планка минимального размера оплаты труда (МРОТ) на федеральном уровне. Причем на федеральном уровне нижняя планка МРОТ будет не ниже, чем прожиточный минимум. Правда, к этой планке Федерация предусмотрела поэтапный переход не сразу, а в течение 2-3 лет. Если мы будем устанавливать оплату труда у себя в крае, то будем её дифференцировать по северным и южным районам.
Мы решаем этот вопрос с точки зрения наличия средств. Думаю, мы будем, как минимум, индексировать заработную плату по уровню инфляции. А дальнейшее повышение, выше уровня инфляции, будет зависеть уже от общей ситуации в крае. У нас на это влияет много факторов. Есть еще Таймыр и Эвенкия. Мы должны подготовить наше решение с учетом всех факторов. Для этого теперь есть и законодательная база".
Еще одной темой стало принятое в июне постановление Конституционного суда России, в соответствии с которым администрация края не может иметь счета в коммерческих банках.
По мнению Александра Новака, субъекты Российской Федерации сами должны решать, где им держать счета - в коммерческих, уполномоченных банках или Центробанке РФ.
"Решение Конституционного суда не запрещает нам держать средства в коммерческих банках. Оно говорит о том, что статьи 155 и 156 Бюджетного кодекса не противоречат Конституции РФ. Прямого запрета в данном решении о том, что мы не имеем права держать счета в коммерческих банках, нет. Есть статья 283 Бюджетного кодекса, которая говорит об ответственности за открытие счетов в коммерческих банках, если на территории существует отделение Центробанка РФ.
Однако на сегодняшний день есть противоречие нескольких законодательств. Есть Закон о федеральном бюджете на 2004 год, ст. 152 которого предусматривает возможность субъектам, не получающим дотации из федерального бюджета, открывать счета в коммерческих банках. Данная статья федерального бюджета прописывается ежегодно. Поэтому она дает нам это право, не запрещает размещать наши бюджетные средства в коммерческих банках. Получается неразрешимая ситуация".
"В то же время в Госдуме готовятся очередные поправки в статьи 236,155 и 156 Бюджетного кодекса, которые бы позволили субъектам РФ, донорским территориям, самим определять, где им держать свои счета Хочу сказать, что кам удобнее работать сегодня с коммерческими банками".
"Деньги для Марьи Ивановны. Врачи, учителя и пенсионеры грозят власти публичными мероприятиями".
("Известия-Красноярск", 24.08.04, Андрей Андреев)
Через неделю в Москве пройдет пленум российского профсоюза работников бюджетной сферы, который должен принять решение - выходить или нет на всеобщую акцию протеста против последних финансовых и социальных реформ правительства страны. Об этом заявил председатель краевой федерации профсоюзов Юрий Тарасов. По его словам, у врачей, педагогов, пенсионеров России и Красноярского края накопилось столько проблем, "что нельзя исключить силовых форм давления на власть со стороны бюджетников". Как уже сообщали "Известия - Красноярск", федеральный центр в будущем году полностью переводит бремя финансовых выплат на администрации регионов, в результате чего кошелек доктора или учителя может заметно похудеть.
В крайкоме профсоюза работников образования и науки нам подтвердили, что уже сегодня задолженность перед педагогами края достойна того, чтобы поговорить о ней подробнее. Пока, впрочем, окончательные цифры минусов по заработной плате еще готовятся в главном управлении образования краевой администрации; но показатели долгов по другим статьям расходов, мягко говоря, производят сильное впечатление.
Главный специалист профсоюзного учительского комитета Валентина Лукьянова сообщила, что размер задолженности краевого бюджета за одну только покупку учебников достиг 7 миллионов 142 тысяч рублей, при этом педагогам Балахтинского района требуется вернуть 970 тысяч, Мотыгинского - 828 тысяч, и Ермаковского-679 тысяч рублей. Однако в совместном бюджете муниципальных образований и фонда финансовой поддержки имеется еще большая "педагогическая брешь", чем в краевой казне, например, сельским учителям Красноярского края за услуги жилищно-коммунального хозяйства государство задолжало 36 миллионов 661 тысячу рублей.
Если верить прогнозам главного финансового управления администрации края на 2004 год, консолидированный бюджет региона пополняется ежедневно 133 миллионами рублей {к слову, за два года край добился 45-процентного роста доходной части казны территории и муниципалитетов). Следовательно, долг перед педагогами не является системной проблемой: вероятно, власть до сих пор отводила книгам и коммунхозу второстепенное место в платежах. Но, как говорит Юрий Тарасов, скоро кадровый вопрос на периферии красноярской сферы образования встанет во весь рост - сельских детей просто будет некому учить.
Утешительный приз педагогам
По информации агентства Knews, до конца 2004 года учителям, работающим в крае, за счет бюджета будет выделено 256 квартир. Об этом 17 августа сообщил исполняющий обязанности заместителя губернатора края по социальным вопросам Владимир Шишмарев. Как он отметил, в крае уже начала реализовываться программа обеспечения педагогов жильем, утвержденная Заксобранием в начале июля. В краевом бюджете на эти цели заложено 50 миллионов рублей. Средства перечисляются муниципальным образованиям края, которые будут заниматься непосредственным выделением жилья.
Исполняющий обязанности заместителя губернатора подчеркнул, что вопрос обеспечения жильем работников бюджетных учреждений и учителей в частности находится в зоне пристального внимания краевых властей. "Сейчас рассматривается возможность погашения процентов по ипотечным займам для бюджетников из средств краевого бюджета, - продолжил он. - Есть все основания предполагать, что необходимые для этого средства будут заложены уже в бюджете 2005 года, в этом случае людям останется лишь в течение 10-15 лет гасить сам кредит".
"Льготы и люди".
("Вечерний Красноярск", 24.08.04, Маргарита Дьячук)
Меня иногда умиляют то ли наивностью, то ли неимоверной наглостью некоторые наши политики, которых принято называть профессиональными оппозиционерами. С одной стороны, они вроде бы как-то пытаются защищать интересы многострадального народонаселения. С другой стороны, защищать наши интересы у них как-то не особо и получается. Ну, не вытанцовывается - и все тут... И тогда начинаются детские обиды: мол, граждане сами виноваты. Сами "единороссов" в Думу избрали, а теперь тихо бурчат на кухнях против той же замены льгот так называемыми денежными выплатами - и не более того. Мол, пикетчиков-то к зданию Думы пришло не больше сотни и все такое прочее. Упрекают господа оппозиционеры нас, грешных, в апатии и безволии, в нежелании делать хоть что-то для защиты своих же прав.
Но только справедливы ли эти эмоциональные упреки? Массовые акции протеста, характерные для 90-х годов прошлого столетия, давно уже стали частью истории. Не в последнюю очередь из-за полнейшей своей безрезультатности. Ну, невозможно отстоять свои права, стоя на площади в компании тысяч сограждан, размахивая флагами и выкрикивая нечто маловразумительное. Выкрики сии власть не услышит. Услышит разве что ближайший омоновец с "демократизатором". С другой стороны, упрекать народ в полном безразличии к своей судьбе все же вряд ли уместно. Ведь против той же монетизации льгот категорически выступили едва ли не все общественные организации ветеранов, инвалидов, "афганцев", "чернобыльцев", некоторые профсоюзы. Более того, и многие руководители регионов (наш губернатор Хлопонин, увы, к ним не относится) заявили о том, что не поддерживают принятие законопроекта о замене льгот в нынешнем его виде. Так, казалось бы, чего ж еще? Вот он - вполне цивилизованный протест, как и полагается в гражданском обществе, стремление к построению которого российские власти декларируют чуть ли не с 1991 года. Только, к сожалению, декларации и реальные намерения - это две большие разницы, как говорят в одном веселом южном городе. Жизнь показывает, что власти одинаково "по барабану" как выкрики буйной толпы (лишь бы стекла в Думе целы были), так и аргументированные возражения общественных организаций. Спрашивается: что ж теперь, свергать эту власть в чисто-конкретно революционном порядке? Так ведь не получится. И ситуация в стране не та. Не революционная. И "настоящих буйных мало" - со всеми вытекающими последствиями. Если же возвращаться к цивилизованным методам борьбы за свои права, то практика показывает, что и обращение в суд, как правило, мало что дает. Депутат городского Совета Надежда Сафонова именно через суд пыталась опротестовать решение горсовета о повышении платы за коммунальные услуги. Добралась аж до Верховного суда. Результат - ноль целых, ноль десятых...
Правда, очень хочется надеяться, что вся нынешняя затея с заменой льгот на денежные подачки в конечном итоге обернется очередной трагикомедией. Что мудрый Президент, которого кто-то не так информировал, рано или поздно появится на телеэкранах, глянет этак по-отечески мудро в объективы телекамер и объявит "дорогим россиянам", что с заменой льгот парламентарии малость погорячились. В итоге рейтинг Путина вновь скакнет до заоблачных высот, облагодетельствованные льготники на радостях и для успокоения обкушаются валидолом, и все останутся довольны. Но сие, увы, крайне маловероятно. Во-первых, слишком много всего наворочено вокруг истории с заменой льгот - слишком много для очередной пиаровской затеи. Во-вторых, не стоит забывать, что монетизация льгот стоит в одном ряду с принятием новых кодексов - жилищного, водного, земельного и лесного. А это уже не пиар. Это больше похоже на предельно резкую смену правил игры, правил жизни. Кто-то выживет. Что касается остальных, так хоть долго мучиться не будут... Есть ли в этом раскладе место для оппозиции? Разумеется, есть. Более того, почти неизбежное ухудшение общей ситуации в стране объективно приведет к возрастанию роли оппозиции. Но оппозиции сильной, современной, способной к переменам, к неожиданным шагам и действиям, способной рисковать. А когда несколько молодых ребят попивают минеральную водичку под присмотром товарища Юрчика в знак протеста против чего-то там... Это даже не смешно. Это грустно. Хотя всегда остается надежда, что молодежь рано или поздно разберется в том, что собой представляют их старшие товарищи. Ведь ясно, что время старых аппаратчиков, которые самозабвенно дружат то с Глазьевым, то с Семигиным, стремительно истекает. Вот только не слишком ли большая роскошь для общества - ждать, когда они уйдут сами? И не пора ли ускорить сей исторический процесс? А то ведь на фоне общероссийских перемен в стане левых "молчание ягнят" по-красноярски становится, на мой взгляд, почти неприличным. Особенно - после X съезда КПРФ.
P.S. После летних каникул "Политика" вновь будет выходить регулярно, по вторникам. В следующий раз мы обязательно поговорим об объединении края и о грядущих выборах главы нашего ново-старого региона.
"Каким быть большому Норильску?".
("Красноярский рабочий", 24.08.04)
Норильская избирательная комиссия зарегистрировала инициативную группу по проведению референдума о сохранении ЕМО город Норильск в его нынешнем виде.
Северянам предложат ответить на вопрос: "Считаете ли вы, что Норильск, Талнах, Кайеркан и поселок Снежногорск должны остаться единой территориальной единицей?". Дату проведения референдума и точную формулировку вопроса должен определить горсовет. Заметим, что правовые последствия такого волеизъявления сомнительны - новое федеральное законодательство вообще не предусматривает такой организации местного самоуправления, как ЕМО.