По данным ярославского областного отделения союза журналистов России, в Ярославской области зарегистрировано 30 телекомпаний и 87 газет. Есть 8 журналов - "Золотая Нива", "Ярославль многоликий", - но они выходят нерегулярно. Самые популярные ежедневники: "Золотое кольцо" и "Северный край". За ними - "Комсомольская правда-Ярославль". Самые популярные еженедельники: "Юность", "Московский комсомолец", "Караван-Рос". В последнее время в городе начал появляться так называемый "столичный" продукт - глянцевые журналы. Пока их два: "Элитный квартал" и "Новый стиль жизни".

Большое количество телекомпаний связано с районами области, где существует практика включений местных новостей в федеральный канал (обычно РенТВ и СТС). Среди каналов наибольший охват имеет "Ярославия" (порядка 90% области), а "Городской телеканал" и "НТМ" контролируют лишь Ярославль и соседние районы. При этом самыми популярными передачами считаются новостные. Так, по наблюдениям аналитического агентства "Социс", новости на "Городском телеканале" ежедневно смотрят до 290000 человек.

С радио ситуация более ясная. В области постепенно вытесняется бюджетное радио и возникают включения на федеральных станциях. Последние постепенно захватывают аудиторию. Сейчас в области лидируют "Европа плюс", "Love-радио" и "Хит-FM".

На современном рынке СМИ наблюдаются две тенденции: увеличение числа изданий и сокращение тиражей. Постепенно газеты расслаиваются по профессиональному и возрастному принципу. Например, "Здоровье" читают практически все пенсионеры, "Северный край" - пенсионеры, чиновники и крупные бизнесмены, а "Караван-Рос" - люди с более низким доходом и образованием.

Всего в Ярославской области работает примерно 2000 журналистов. В областном отделении профсоюза журналистов России, по подсчетам самого профсоюза, состоит 327 человек. Однако количество человек, занятых в средствах массовой информации, постоянно меняется. Кто-то уходит, кто-то приходит, несколько сотен человек работают вне штата, но подсчитать их точно невозможно. В среднем, в газетном издании в штате состоит до 5-8 человек. Исключение - "Северный край" и "Золотое кольцо", где численность перевалила за 20 человек. Однако это достигается за счет собственных корреспондентов в районах области.

В области одновременно наблюдаются две противоположных тенденции: увеличение и уменьшение количества корреспондентов. Увеличение связано с ростом числа изданий, уменьшение - с постоянным уходом штатных сотрудников. Их места, как правило, занимают внештатные. Средний возраст ярославского журналиста - 39 лет. В Ярославле он составляет 36, в электронных средствах массовой информации - приблизительно 31-32 года. В самой области, по данным председателя ярославского отделения союза журналистов России Александра Румянцева, работают журналисты старшего поколения, есть даже те, которым более 60 лет. Однако постепенное омоложение профессии, по мнению одного из старейших журналистов Ярославля Олега Бурмистрова, сыграло злую шутку - уровень престижа профессии и, соответственно, оплата падает. Наибольший урон в этом плане ощутило отделение журналистики Ярославского педагогического университета. Студентам платить не обязательно, для них главное - чтобы были публикации. Определенно, прослеживается тенденция омоложения журналистики. Если еще 10-15 лет назад 30-летний журналист считался достаточно юным, то сейчас - это уже зрелый человек. В журналистику приходят очень рано - со школы, и задерживаются в ней максимум до 3-х лет после окончания университета.

В основном, журналистов в Ярославской области готовят два учебных заведения: филологический факультет ЯГПУ им.Ушинского и факультет политологии ЯрГУ им.Демидова. Причем, по неоднократным отзывам редакторов местных изданий, политологи более предпочтительны для СМИ: меньше вдаются в риторику и не любят писать на "красивые" темы. Есть около 30 человек с незаконченным высшим образованием - те, кто еще учится, но уже работает на постоянной основе.

В среднем, заработная плата ярославского журналиста незначительна. В Ярославле, по информации отделения союза журналистов России, журналист в печатных СМИ получает около 4 тыс. рублей, а в области - порядка 3 тыс. рублей. Однако есть отдельные представители, которые зарабатывают 15 тыс. рублей и более. На телевидении расценки выше - от 7 тыс. рублей. Правда, подсчитан только оклад, а размер гонораров - разный. В основном, в газетах Ярославля платят от 1 до 2,5 рублей за строчку (порядка 24 знаков). Таким образом, заработная плата журналиста составляет 5-7 тыс. рублей. По этой причине большинство из тех, кто серьезно занимается журналистикой, вынуждены сотрудничать с одним-двумя другими изданиями. Особенно ценятся центральные печатные СМИ. Сейчас в Ярославле работают собственные корреспонденты всех федеральных изданий, сообщило РИА-Ярославль.