Госдума вернется к концессионным соглашениям: суть законопроекта
Государственная Дума РФ осенью вернется к рассмотрению во втором чтении правительственного законопроекта "О концессионных соглашениях". Документ был принят нижней палатой парламента в первом чтении еще 3 апреля 1996 года с названием "О концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами". По данным Фонда развития парламентаризма в России, законопроект в качестве включен в программу работы Госдумы в период осенней сессии 2004 года в качестве первоочередного. Отметим, что отдельные депутаты и сенаторы в течение весенней сессии не раз обращали внимание палат на крайнюю значимость принятия закона о концессионных соглашениях. По мнению ряда парламентариев, рассмотрение нового Лесного кодекса и поправок в ФЗ "О недрах" должно проходить одновременно с одобрением указанного законопроекта. Напомним, что Лесной кодекс РФ так и не был поддержан парламентом РФ и был отложен для доработки. В примерной программе законопроектной работы Государственной Думы ФС РФ в период осенней сессии 2004 года в части законопроектов, подлежащих первоочередному рассмотрению, Лесной кодекс отсутствует.
Предмет и стороны концессионного договора
Предметом концессионных договоров, согласно правительственной редакции законопроекта, является установление прав и обязанностей в отношении отдельных видов хозяйственной деятельности, предоставление права на осуществление которых находится в компетенции органов государственной власти РФ, в том числе в области пользования недрами и другими природными ресурсами на территории РФ, континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне страны, а также объектов государственной или муниципальной собственности. Виды хозяйственной деятельности и объекты государственной и муниципальной собственности, в отношении которых может быть заключен концессионный договор, определяются в перечнях, утверждаемых в порядке, предусмотренном настоящим Законом. Объекты муниципальной собственности включаются в перечни с согласия муниципальных образований.
Сторонами концессионных договоров являются Российская Федерация в лице Правительства РФ и/или субъекты РФ в лице правительства (администрации) субъекта РФ или уполномоченных ими органов исполнительной власти. В этих случаях решение о заключении концессионного договора принимается указанной стороной. Сторонами концессионного договора могут быть юридические и физические лица, признаваемые в соответствии с законодательством РФ российскими или иностранными инвесторами. Иностранное государство не может являться стороной концессионного договора. Инвестор, заключивший концессионный договор, может в случаях и порядке, определяемых договором, переуступить полностью или частично третьим лицам свои права и обязанности, а также перевести третьим лицам свой долг по договору, если это не нарушает прав и интересов другой стороны по договору и обеспечивает сохранение целей и достижение результатов, предусмотренных договором.
Виды, ограничения и запреты
Видами концессионных договоров являются собственно концессионный договор, соглашение о разделе продукции и соглашение о предоставлении услуг (с риском или без риска). В концессионных договорах предусматривается предоставление государством инвестору на возмездной и срочной основе исключительного права на осуществление видов деятельности и пользование объектами. Предусматривается право собственности на произведенную продукцию и полученные доходы согласно условиям договора (собственно концессионный договор). Государство также предоставляет исключительное право инвестору на возмездной и срочной основе на осуществление видов деятельности, в целях получения прибыли и продукции, которая подлежит разделу между сторонами на условиях, определенных договором (соглашение о разделе продукции). Распределенная продукция в соответствующей части является собственностью каждой из сторон договора. Осуществление деятельности по договору предусматривает предоставление особого налогового режима. На срочной основе инвестору предоставляется право на осуществление видов деятельности в целях выполнения услуг (с риском или без риска) за вознаграждение (соглашение о предоставлении услуг). При предоставлении услуг с риском вознаграждение инвестору производится при условии достижения им результата, предусмотренного в договоре, а без риска - за осуществленную им деятельность. Продукция, полученная в результате деятельности инвестора, является государственной собственностью.
В целях обеспечения обороны, безопасности страны и охраны окружающей среды законодательством РФ могут устанавливаться на отдельных участках территории страны ограничения и запреты на осуществление деятельности по концессионным договорам. Настоящий Закон не распространяется в части приобретения инвестором права собственности на произведенную продукцию при осуществлении деятельности в области добычи драгоценных металлов и природных драгоценных камней, радиоактивного сырья, металлов и других продуктов. Распоряжение ими входит в исключительную компетенцию Правительства РФ и регулируется соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Компетенция органов госвласти РФ и субъектов РФ
К компетенции органов государственной власти РФ в области регулирования отношений, возникающих в связи с концессионными договорами, в частности, относятся определение государственной политики в области концессионных договоров; разработка и совершенствование законодательства о концессионных договорах; утверждение федеральных перечней отдельных видов хозяйственной деятельности, определение объектов пользования недрами и другими природными ресурсами по согласованию с соответствующими органами государственной власти субъектов РФ, на территории которых находятся эти объекты, для включения в федеральные перечни. К компетенции органов госвласти РФ отнесено проведение конкурсов и аукционов, заключение и регистрация концессионных договоров РФ с внесением их в Государственный реестр концессионных договоров Российской Федерации. Устанавливается, что порядок составления федеральных перечней определяется Правительством РФ.
К компетенции органов государственной власти субъектов РФ относятся: утверждение региональных перечней объектов, находящихся в собственности субъектов РФ, для заключения концессионных договоров субъектов РФ; согласование с Российской Федерацией объектов пользования недрами и другими природными ресурсами для заключения концессионных договоров; согласование с органами местного самоуправления региональных перечней в отношении объектов, находящихся в муниципальной собственности, для заключения концессионных договоров субъектов РФ. К компетенции органов госвласти субъектов РФ отнесены проведение конкурсов и аукционов, заключение, регистрация концессионных договоров субъектов РФ. Порядок составления региональных перечней определяется правительствами (администрациями) субъектов Российской Федерации.
Охрана окружающей среды
В концессионных договорах не могут содержаться условия размещения, проектирования, строительства и эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды. Концессионные договоры должны в соответствии с законодательством Российской Федерации предусматривать меры по предотвращению и ликвидации последствий экологически вредного воздействия деятельности, осуществляемой в соответствии с такими договорами, включая страхование на случаи аварии, причинившей экологический ущерб. Инвестор не несет ответственности за ущерб, причиненный окружающей природной среде до вступления в силу договора. В случае, если инвестор участвует в устранении такого ущерба, издержки, связанные с его участием, возмещаются инвестору по соглашению сторон. Концессионные договоры, заключаемые в отношении объектов, расположенных в местах проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных этнических общностей, должны содержать условия, предусматривающие защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни этих этнических общностей в соответствии с законодательством РФ.
Государственные гарантии защиты прав инвесторов
Иностранным инвесторам, заключившим концессионные договоры, обеспечивается национальный режим деятельности и равноправные условия инвестирования, исключающие применение мер дискриминационного характера и иных мер, препятствующих праву иностранного инвестора свободно распоряжаться инвестициями, полученными от их использования доходами и полученной в собственность продукцией в соответствии с законодательством Российской Федерации. Условия концессионных договоров сохраняют силу в течение всего срока действия таких договоров. Изменение условий допускается только по взаимному согласию сторон, если иное не предусмотрено в договоре. В случае, если в течение срока действия договора законами или иными правовыми актами РФ либо правовыми актами субъектов РФ, отменяются прежние или устанавливаются новые условия хозяйственной деятельности, снижающие эффективность инвестиций, сторонами вносятся в договор изменения, позволяющие сохранить ранее принятые условия договора.
Конкурсы и аукционы
Заключение концессионных договоров осуществляется по результатам проведения конкурсов и аукционов среди инвесторов. Конкурсы и аукционы являются открытыми для российских и иностранных инвесторов, изъявивших желание принять в них участие. Если законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное, конкурсы и аукционы проводятся публично и гласно. Всем инвесторам, участвующим в конкурсах и аукционах, обеспечиваются равные права и возможности. На конкурс и аукцион должны быть представлены технико-экономические предложения и обоснования по обеспечению основных условий концессионного договора. Основные условия концессионных договоров, выносимые на конкурс и аукцион, должны пройти экономическую и экологическую оценку и быть согласованы с федеральными органами исполнительной власти. Концессионные договоры не должны способствовать усилению монополизации внутренних рынков Российской Федерации по видам продукции, производимой по концессионным договорам.
Исключения из конкурсного или аукционного порядка заключения концессионных договоров допускаются в случаях, когда на конкурс или аукцион поступила единственная заявка. В этом случае конкурс или аукцион считается несостоявшимся и договор заключается путем прямых переговоров. Либо когда интересы безопасности или иные государственные интересы Российской Федерации требуют заключения договора путем прямых переговоров с определенным инвестором. В этих случаях прямые переговоры проводятся на основании решения Правительства Российской Федерации.
Для участия в конкурсе или аукционе инвестор представляет в орган исполнительной власти, уполномоченный проводить конкурс или аукцион, письменную заявку, которая должна содержать основные данные. В зависимости от специфики объекта или вида хозяйственной деятельности по решению организаторов конкурса или аукциона от его участников может быть потребована дополнительная информация. Сведения, полученные от участников конкурса или аукциона, являются конфиденциальными и разглашению не подлежат. Продолжительность периода подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе не может быть менее 90 дней с момента начала приема заявок. Затраты претендента, связанные с участием в конкурсе или аукционе, не компенсируются. Орган исполнительной власти, уполномоченный проводить конкурс или аукцион, публикует извещение о его результатах не позднее чем через 30 дней с момента утверждения его итогов Правительством РФ или правительством (администрацией) субъекта РФ.
Подготовка и заключение концессионных договоров
Правительство Российской Федерации, правительство (администрация) субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган исполнительной власти в срок не позднее чем через 15 дней после объявления результатов конкурса или аукциона уведомляет победителя конкурса или аукциона о процедуре и месте проведения переговоров и о других вопросах подготовки проекта договора. Стороны приступают к согласованию технических, технологических, финансовых, коммерческих, правовых и иных условий договора и завершают его подготовку в согласованные сроки. В процессе подготовки договора его проект согласовывается с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации, которые несут ответственность за осуществление мероприятий, связанных с выполнением обязательств государства по договору. Концессионный договор вступает в силу с момента внесения в соответствующий государственный реестр концессионных договоров и является основанием для выдачи лицензии на право пользования недрами или другими природными ресурсами. В случае переуступки прав и обязанностей по договору производится переоформление лицензии на право пользования недрами или другими природными ресурсами. Перед заключением концессионных договоров проводятся государственные экономическая и экологическая экспертизы таких договоров, а также их технико-экономического и экологического обоснования.
Срок действия концессионного договора
Срок действия концессионного договора не может превышать 50 лет. По истечении срока действия концессионного договора, при условии добросовестного выполнения инвестором взятых на себя обязательств, договор может быть продлен по просьбе инвестора на условиях, определенных в порядке, предусмотренном федеральным законом, но не более чем на 20 лет.
Исполнение концессионных договоров
Инвесторы, заключившие концессионные договоры свободны в выборе способов осуществления деятельности, предусмотренной такими договорами. Договоры могут исполняться инвесторами как самостоятельно, так и с привлечением иных российских и иностранных юридических и физических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом в любом случае инвестор, являющийся стороной в концессионном договоре, несет полную ответственность за выполнение принятых на себя обязательств по договору. Проверка деятельности, осуществляемой инвестором в соответствии с договором, производится федеральными органами исполнительной власти РФ и органами исполнительной власти субъекта РФ в пределах их компетенции, установленной законодательством страны, а также организациями, уполномоченными проводить аудиторские проверки.
Действие договоров прекращается по истечении срока действия договора, если он не продлен. Оно может быть прекращено по соглашению сторон, в том числе в случае, когда государство с согласия инвестора прибегает к досрочному выкупу принадлежащих инвестору концессионных договорных прав с полным возмещением произведенных инвестором затрат, включая упущенную выгоду. А также по другим основаниям, предусмотренным договором или законодательством РФ, действовавшим на момент заключения договора. Действие договора приостанавливается в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы и по основаниям, предусмотренным договором или законодательством РФ, действовавшим на момент заключения договора. В случае приостановления действия договора по указанным основаниям срок его действия продлевается на соответствующий период.