Обзор СМИ о ситуации в Красноярском крае за 13 августа 2004
"Казну нельзя помиловать".
("Известия-Красноярск", 13.08.04, Андрей Хохлов)
На семь процентов вырастет средняя заработная плата жителей Красноярска в будущем году, а денежные доходы населения - на шесть процентов. Уровень безработицы снизится на 0,2 процента. Об этом сообщил на заседании совета администрации края вице-губернатор Эдхам Акбулатов. Тема, ради которой собрались на разговор руководители территории, интересует, пожалуй, каждого - как регион будет жить в 2005 году. Объявленные прогнозные показатели выглядят лучше, чем перспектива года текущего, но хуже, чем финал программы развития края до 2010 года, потому что Красноярск вместе со всей Россией переживает полосу административных реформ и коренной ломки законодательных бюджетных постулатов. И своего потолка еще пока не достиг. А если охарактеризовать финансовую ситуацию кратко - федеральный центр возлагает на нас почти столько же новых расходных полномочий, сколько мы зарабатываем дополнительно. Как заявил начальник главного финансового управления администрации края Александр Новак, за два последних года доходы консолидированной казны выросли с 34,9 миллиарда до 48,7 миллиарда рублей. Однако за это же время в столицу ушло фискальных сборов, по различным оценкам, на 10-15 миллиардов рублей! Вывод прост - валютные территории кормят свой народ хлебом, а все масло отдают москвичам.
Сначала о "хлебе". Столь небывалый рост доходов бюджета, как периодически отмечают участники административных заседаний, связан в основном с благоприятной конъюнктурой цен на цветные металлы - отрасль сейчас дает в казну 71 процент всех средств. Это в первую очередь заслуга "Норильского никеля" и "Русского алюминия", хотя производственные мощности предприятий цветной металлургии давно уже загружены полностью, новые цеха (предположительно алюминиевый завод от Олега Дерипаски) появятся лет через семь-восемь, не раньше. Хакасия, к примеру, совершит налогово-экономический рывок быстрее, там с прошлого года строят новые алюминиевые линии. Поэтому, как говорит Эдхам Акбулатов, будущий год может стать переломным - в общей структуре доходов произойдут знаковые изменения. Роль цветной металлургии упадет до 64 процентов наполнения краевой казны! Это объясняется, во-первых, ценовым прогнозом на никель, медь и алюминий: рост стоимости на Лондонской бирже металлов не может продолжаться бесконечно. Поговаривают, что в 2005 году цена слитков упадет процентов на пять. А еще, по особому мнению Эдхама Шукриевича, дополнительный прирост дадут предприятия перерабатывающей промышленности.
Его коллега, вице-губернатор Александр Новак, подробнее остановился на отобранных Москвою деньгах, или, как политкорректно выражаются современные чиновники, на "факторе изменения межбюджетных отношений и передаче расходных полномочий". Весьма важно вот что - федеральный центр "передал" на шею Красноярского края финансирование начального и среднего профессионально-технического образования. Это ровным счетом один миллиард рублей в год. Чтобы найти такую сумму, все цеха Заполярного комбината "Норильского никеля" должны в три смены работать два дня и еще третий - до обеда. А ведь еще нам "сбросили" детские пособия (всего полмиллиарда рублей), субсидирование сельского хозяйства, социальную защиту репрессированных. (Вероятно, в Москве решили, что всю финансовую часть вины за сталинских сотрудников центрального аппарата они отдали, и теперь Сибирь должна расплачиваться за собственных, богучанских вертухаев и овчарок). Всего "полномочий" краю навесили на 2,5 миллиарда рублей. Впрочем, около 700 миллионов столица все-таки взяла на себя, однако общее сальдо, как и следовало ожидать, не в пользу периферии -1800 миллионов рублей.
Но самым тяжелым бременем, думается, станут расходы автономных округов. По словам Александра Новака, от 70 до 80 процентов всех финансовых средств Таймыра и Эвенкии Красноярский край с будущего года должен будет изыскивать сам. Если, как говорилось и раньше, не появится специальный договор с Турой и Дудинкой, где пропишут какие-либо изменения.
Эдхам Акбулатов нашел источник "дополнительного прироста" краевого бюджета
Конкретных цифр на эту тему пока не существует, хотя около года по центральным и местным масс-медиа гуляет первоначальная финансовая величина в 2-3 миллиарда рублей. Но даже беглый анализ показывает, что Красноярску придется намного труднее - дело в том, что с 1 января на край падает вся социальная сфера обоих автономных округов. Это - материальное снабжение, тысячекилометровые расстояния, лечение и проживание коренных народов. Нет необходимости доказывать, что через четыре месяца объединение регионов состоится де-факто. А воля народа, как всегда, будет единодушно выражена после свершившегося.
Хлопонин посоветовал Акбулатову сходить в магазин
Комментируя доклад своего заместителя по экономике, Александр Геннадиевич заметил, что "хотел бы еще раз послушать слова о темпах роста пищевой промышленности". Губернатору явно не понравилась заявленная Эдхамом Акбулатовым величина в пять процентов, и он посоветовал Эдхаму Шукриевичу пойти, например, в магазин "Алпи" и посмотреть, чьей продукцией там торгуют - пропорция не в пользу красноярских производителей, отметил Александр Хлопонин. Почему, по словам главы края, Кемеровская и Новосибирская области откровенно демпингуют, чтобы создать лучшие условия для своих аграриев, а Красноярский край этого не делает? Над этим губернатор предложил подумать еще раз.
СПРАВКА "ИЗВЕСТИЙ"
По данным главного управления развития экономики, в будущем году возможны два варианта развития Красноярского края - инерционный и наступательный. Непосредственно на заседании совета администрации губернатор Александр Хлопонин сказал о том, что и слышать не хочет об инерционном варианте, потому что программа развития края предусматривает динамичное движение вперед. Поэтому, исходя из второго, наступательного, прогноза, валовый региональный продукт увеличится на 4,7 процента. Объем промышленного производства вырастет на 3,6 процента, а если не считать предприятия цветной металлургии, то на 4,5 процента. Заводы "Норильского никеля" не дадут никакой прибавки (они работают на 100% потенциала), "Русский алюминий" усилится на 3,3 процента, золотодобыча вырастет на 21,1 процента. Сфера черной металлургии за счет курагинских железорудных месторождений даст 16-процентный скачок.
"Приметы будущего года".
(Вечерний Красноярск, 13.08.04)
На вчерашнем заседании Совета администрации Александр Хлопонин сообщил, что в бюджете края на 2005 год будут предусмотрены средства для поддержки молодых семей.
Губернатор, в частности, отметил, что краевая власть сможет в будущем году субсидировать процентные ставки по кредитам, которые молодые семьи берут в банках на приобретение жилья. Проще говоря, краевая власть планирует взять на себя часть расходов, связанных с выплатой банковских процентов.
Хлопонин заявил также, что в 2005 году все ветераны ВОВ, проживающие в крае, будут освобождены от оплаты жилищно-коммунальных услуг. Будущий год - особенный: вся страна будет отмечать 60-летие Победы. Фронтовики смогут почувствовать, что государство реально заботится о своих ветеранах.
Заместитель губернатора Александр Новак обозначил приоритеты главного финансового документа края. Это обеспечение социальных расходов, создание условий для приобретения населением доступного жилья, а также поддержка отрасли жилищно-коммунального хозяйства. Возобновится финансирование многих сегодня "замороженных" программ социальной направленности. Сумма на обеспечение краевых льгот будет удвоена. Причем краевые льготы будут по-прежнему обеспечиваться в натуральном виде - без замены их денежными выплатами. "Никакой монетизации льгот в Красноярском крае в следующем году мы проводить не будем, - сказал Александр Хлопонин. - Всеми положенными льготами наши жители будут обеспечены. Деньги в бюджет мы на это закладываем".
"Гони монету, раз льготы нету".
("Красноярский рабочий", 13.08.04, Эрих Пырх)
В сентябре краевая администрация совместно с прокуратурой края проведет ревизию тех предприятий, где работникам задолжали зарплату. В первую очередь "под прицел" власти попадет жилкоммунхоз. При достаточных на то основаниях будут возбуждены уголовные дела.
Об этом Александр Хлопонин заявил вчера на заседании Совета администрации края. Кроме того, он поставил задачу в 2005 году полностью освободить ветеранов войны от платы за коммунальные услуги.
По важности и масштабности тематики вчерашнее заседание рядовым никак не назовешь. О ситуации в крае в нынешнем году, о бюджетной политике на 2005 год и о прогнозах социально-экономического развития Красноярья на ближайшее будущее читайте в следующих номерах "Красноярского рабочего". Пока же затронем сверхактуальный вопрос монетизации льгот.
Как известно, всех льготников теперь поделили на две категории - федеральную и региональную. Финансирование тоже четко разделено на две части. Но если федеральные льготники уже находятся под защитой принятого на днях Госдумой закона, то участь региональных должны решать субъекты РФ. По словам замгубернатора Сергея Козаченко, ориентиром здесь служит статья 153 того же закона. Она предписывает, что размеры и условия выплаты пособий и прочей социальной матпомощи от государства не могут быть ниже предоставлявшихся на 31 декабря 2004 года, совокупный объем финансирования уменьшать нельзя, как нельзя и сокращать категории льготников.
Примечательно, что Федерация взяла под свое крыло самые уважаемые и самые проблемные категории. В частности, Москва обязалась заботиться об инвалидах войны (у нас в крае таковыми являются практически все участники Великой Отечественной) и об инвалидах, потерявших здоровье в детстве, на рабочем месте, в результате несчастного случая и так далее. Краю "достались" ветераны труда (их в Красноярье ни много ни мало 300 тысяч человек), труженики тыла, репрессированные и другие категории.
Получилось так, что общее число федеральных льготников, живущих в крае, значительно сократилось, зато резко увеличилось их финансирование - Москва обещала дать 3,7 миллиарда рублей, часть которых люди получат уже не в виде натуральных льгот, а в виде денег. Финансовые обязательства края возросли не столь значительно, до 1,5 миллиарда рублей, хотя "подведомственных" категорий льготников стало больше. Замгубернатора, начальник главного финуправления Александр Новак заверил, что в краевом бюджете на 2005 год денег для льготников будет заложено с лихвой - 2,1 миллиарда рублей.
И самое главное. Как сказал Хлопонин, "ветераны ничего не потеряют, монетизации краевых льгот в 2005 году не будет, надо успокоить людей". Следующий год должен стать переходным. Тогда станет понятно, что выгодно жителям края - получать "живые" деньги или пользоваться натуральными льготами.
Козаченко сообщил, что сейчас готовится несколько законопроектов социального характера. Например, в законе о ветеранах общей "стоимостью" 951 миллион рублей некоторые льготы касаются и ветеранов Красноярского края. Новак в своем пространном докладе также уделил место социальной сфере. Он отметил, что вместо сорока краевых целевых программ, из которых нынче реально финансируются 33, в 2005 году будет только 20, однако в целом объем средств не сократится и составит около 2,8 миллиарда рублей. Губернатор же сделал упор на том, чтобы за бортом социальных программ, которые сейчас подвергаются основательной перетряске, не остались люди, действительно нуждающиеся в поддержке государства.
"Точно, как в аптеке".
("Известия-Красноярск", 13.08.04, Полина Зайцева)
Законопроект замены льгот денежными компенсациями, инициированный Государственной Думой, за считанные дни прослыл в федеральных и региональных СМИ скандальным. Оно и понятно: инвалиды, ветераны и прочие незащищенные слои населения ждут обмена льгот на деньги с ужасом, власти как могут пытаются разъяснить гражданам, что никакой катастрофы не произойдет. Каким будет результат процесса монетизации на самом деле, сегодня предсказать трудно. Красноярские власти пытаются найти компромисс между желанием центра создать единое социальное пространство (как утверждает федеральная власть, именно это - главная цель реформы) и требованиями региональных льготников "оставить все как было". Позицию краевой администрации вчера прокомментировал журналистам заместитель губернатора по социальным вопросам Сергей Козаченко.
Все категории льготников, как выяснилось, разделены на две группы первые находятся в бюджетном "подчинении "федерации, вторые - региона. Федерация взяла "под крыло" ветеранов Отечественной и локальных войн, инвалидов всех трех групп, "чернобыльцев". Остальные категории льготников - пенсионеры, жертвы репрессий, труженики тыла, малообеспеченные семьи, матери-одиночки - "принадлежат" региону. Как пояснил Сергей Козаченко, региональным льготникам никакие перемены, по крайней мере, в ближайшее время, не грозят. Более того, в бюджете будущего года власти обещают даже увеличить расходы на реализацию льгот.
- При формировании бюджета на 2005 год финансирование всех имеющихся сегодня льгот будет сохранено в полном объеме. Кроме того, планируется "разморозить" некоторые статьи краевого закона о ветеранах. Из-за отсутствия денег они не действовали, по сути, с самого момента принятия закона.
Если в нынешнем году на финансирование разного рода льгот в краевой казне заложен миллиард рублей, то, как заверил Козаченко, в 2005 году эта сумма увеличится в два раза. Таким образом, краевые власти процесс монетизации региональных льгот отложили как минимум на год, а в 2006 году, когда этот вопрос будет решаться, населению предложат выбрать: хотят ли они участвовать в пресловутом социальном пакете или предпочитают, чтобы их полностью "перевели" на денежную компенсацию. Это касается, прежде всего, сельских жителей - они сегодня пользуются льготными услугами гораздо реже, чем горожане. У них попросту нет такой возможности.
Пока же идет так называемый процесс "пристрелки": как власти, так и сами льготники пытаются выработать такой механизм взаимодействия, чтобы "никто не ушел обиженным".
Похожую цель - улучшить качество услуг, предоставляемых льготникам, - преследует новый проект краевой власти: создание губернской аптечной сети. Государственный аптечный холдинг будет объединять около ста краевых аптек Сегодня они действуют по всей территории края как самостоятельные юридические лица. ГУП "Губернские аптеки" уже зарегистрировано, оформлен его юридический адрес. Кандидатура генерального директора холдинга согласована с Законодательным собранием По словам Сергея Козаченко, единая аптечная сеть будет работать эффективнее, чем каждая аптека в отдельности - прежде всего, безусловно, это касается реализации льгот. Собрание всех руководителей аптечных учреждений, подлежащих объединению, состоится на следующей неделе. А сеть губернских аптек, если антимонопольная служба даст "добро", начнет работу уже в конце нынешнего года.
"Проекты будущего".
(Вечерний Красноярск, 13.08.04)
Губернатор края Александр Хлопонин провел в Союзе строителей края совещание, на котором обсуждалась градостроительная политика и перспективы строительства в краевом центре. В совещании приняли участие заместители губернатора Лев Кузнецов и Николай Глушков, глава Красноярска Петр Пимашков, руководители строительного комплекса города Красноярска и края.
Как сообщила пресс-служба Совета администрации края, на совещании было принято принципиальное "революционное" решение о переносе административного центра из исторической части Красноярска в район Взлетки. Нынешний центр города предельно перегружен. Строительство новых административных и офисных зданий в северном секторе города даст толчок развитию микрорайона Взлетка, возведению новых микрорайонов в северном направлении, разгрузит центральную часть Красноярска. Финансировать этот масштабный проект предполагается за счет внебюджетных средств, банковских кредитов. Союзу строителей дано поручение подготовить проектные предложения, техническую модель перемещения административного центра города, которая затем будет рассматриваться администрациями Красноярска и края.
Другой вопрос касался строительства Ледового дворца спорта. Уже определено место для его возведения (на о. Отдыха за Дворцом спорта им. Ивана Ярыгина), проведена подготовительная работа, разработано техническое задание проектировщикам. "Мы должны ориентироваться не столько на выход красноярских хоккеистов в высшую лигу, сколько на развитие массового спорта, создание условий, в частности, для занятий детей фигурным катанием. В этом году мы должны запустить этот проект", - поставил задачу губернатор.
В соответствии с замыслом, Ледовый дворец в Красноярске по размерам будет больше, чем существующий Дворец спорта им. Ярыгина. По мнению заслуженного архитектора России Виталия Орехова, строить новый Ледовый дворец на 7 тысяч мест - неправильно, так как Дворец спорта им. И. Ярыгина на 3,5 тысячи мест даже в самые хорошие времена не заполнялся полностью. Также хорошо известно, что обслуживание и содержание искусственного льда и такого большого сооружения - очень затратное дело.
Серьезную обеспокоенность вызывает неудовлетворительная ситуация со строительством жилья в территориях края. Десять лет назад только 25 процентов общего краевого строительства приходилось на Красноярск, остальные 75 процентов объектов находились в районах края. Сегодня ситуация обратная - доля краевого центра достигает 60 процентов.
"Пора выходить за пределы города Красноярска", - призвал участников совещания Александр Хлопонин. Губернатор пообещал, что в скором времени администрация края примет программу, предусматривающую обеспечение жильем сельских учителей, молодых семей.
Особое внимание участники совещания уделили строительству социального жилья, развитию ипотечного строительства, которое даст возможность приобрести квартиры работникам бюджетной сферы, семьям среднего достатка.
Президент Союза строителей Разим Абасов рассказал о создании новой управляющей компании, учрежденной пятью крупнейшими строительными организациями края, которая консолидирует усилия и мощности строителей, в том числе для исправления ситуации на селе.
Также на совещании обсуждались вопросы строительства в г. Красноярске транспортных развязок, школ и детских садов, проблемы взаимодействия строителей и энергетиков.
"Мы в Афинах победим, золото не отдадим".
("Красноярский рабочий", 13.08.04, Сергей Иванов)
"Я был свидетелем на своем веку четырнадцати Олимпиад - с такими словами обратился к собравшимся на встрече губернатора края с делегацией болельщиков, отправляющихся на летние Олимпийские игры, ветеран Великой Отечественной войны и спортобщества "Динамо" Владлен Кузнецов. - До нынешнего года я следил за Олимпийскими играми с экрана телевизора или по публикациям в газетах. Сейчас у меня появилась возможность посмотреть воочию на это самое значимое в жизни любого спортсмена событие. И я благодарен тем людям, которые помогли осуществить эту поездку".
Слова благодарности в адрес губернатора Александра Хлопонина, который оплатил из своего именного фонда поездку делегации спортивных активистов края в Афины, генерального директора "Дюла-тур" Владимира Демидова, который оформил туристические путевки в Грецию, депутата Законодательного Собрания края Анатолия Быкова, с помощью которого делегация была экипирована в единую спортивную форму, генерального директора компании "Красэйр" Бориса Абрамовича, который помог группе поддержки олимпийцев с авиабилетами, звучали в этот день не раз. Впрочем, подобные хвалебные отзывы можно было адресовать и всем отъезжающим, которые сделали и продолжают делать многое для краевого спорта.
Судите сами. В Афины отправятся председатели спорткомитетов Минусинска, Зеленогорска, Курагинского, Балахтинского районов края, а также Советского района Красноярска. Тех спортивных организаций, где физкультурно-массовая работа поставлена на "отлично". Увидят олимпийские баталии и наши заслуженные ветераны спорта. Кроме вышеупомянутого Владлена Кузнецова, в Грецию полетят чемпион Европы по стрельбе 1959 года Игорь Зазулин, олимпийский чемпион по классической борьбе Алексей Шумаков, мастер спорта по легкой атлетике Александр Семенов, председатель краевого совета ветеранов войны, труда и спорта Роза Михеева. Компанию им составят учителя физкультуры Манагир Зарипов, Григорий Класс (оба - Красноярск), Анатолий Фомин (Назарово), Федор Ломаев (Иланский) и Александр Иваницкий (с. Березовка, Курагинский район). Побывают в Греции и тренеры, которым там просто необходимо было быть, но из-за проблем с финансированием они вынуждены были оставаться дома. Это наставники борцов Виктор Алексеев и Виктор Райков, Сергей Носов, чья дочь считается главной фавориткой Олимпиады, Ирина Родина, воспитанник которой Алексей Ковригин принимает участие во вторых для себя Играх, и зеленогорский тренер по плаванию Виктор Авдеев, который дал путевку в большой спорт двум выдающимся пловцам, Мухину и Аминову.
Кроме них в состав делегации включена группа молодых спортсменов (М. Щедрухина, А. Половнева, Н. Коробова, М. Смолякова, С. Оголихина, А. Адашинская, К. Гейзе, М. Качина, Ю. Кашина, А. Кундуш, Р. Магерамов, Л. Могутова, А. Похабов, А. Сурикова, Л. Урунова, К. Шорохов), которым подышать олимпийским воздухом необходимо. Причем для многих из них поездка в Афины стала полной неожиданностью. Так, легкоатлетка из Зеленогорска Юлия Кашина сначала вообще приняла известие о поездке в Грецию за розыгрыш. Включены в состав делегации и два журналиста, которым предстоит осветить дни пребывания красноярцев на Олимпиаде.
Давая напутствия отъезжающим, Александр Геннадиевич попросил их как следует набраться впечатлений. В свою очередь, члены делегации продемонстрировали губернатору, как они будут болеть за земляков. И "выдали на-гора" кричалку: "Красноярские спортсмены, безусловно, супермены. Мы в Афинах победим, золото не отдадим!"
"Референдум по объединению Красноярского края, Эвенкии и Таймыра обойдется в 120 миллионов рублей".
(Коммерсант-Красноярск, 12.08.04, Альбина Гребенщикова, Антон Видишев)
Вчера на своей пресс-конференции глава избирательной комиссии Красноярского края Константин Бочаров заявил, что процедура объединения Красноярского края, Таймырского и Эвенкийского автономных округов будет запущена в октябре 2004 года. До этого времени инициативная группа по проведению референдума обязана предоставить в избирательную комиссию Красноярского края ходатайство. Официальный старт мероприятию будет дан в марте 2005. Вся процедура будет проходить в течение 170 дней, стоимость вопроса - 120 млн рублей. По словам господина Бочарова, если даже один регион проголосует против, объединение не состоится.
Тема возможного объединения трех субъектов федерации - Красноярского края, Таймыра и Эвенкии - обсуждается уже около двух лет. Впервые об этом публично высказался спикер краевого парламента Александр Усс. Во время приезда Владимира Путина в Красноярск в марте 2002 года Александр Хлопонин, тогда еще будучи главой Таймыра, поддержал идею, предложив схему объединения "Норильск в Таймыр, Таймыр в Красноярский край". Но дальше разговоров дело не пошло.
Год назад в Законодательном собрании обсуждалась возможность проведения референдума по вопросу будущего объединения. И одна из профильных комиссий ЗС (по государственному строительству и местному самоуправлению) подготовила губернатору письмо, в котором предлагалось создать рабочую группу по подготовке необходимых для объединения документов, обоснований и анализа ситуации. По словам председателя комиссии Алексея Клешко, ответ господина Хлопонина был резко отрицательным.
А уже 13 февраля в Новосибирске Александр Хлопонин заявил о том, что на переговорах в администрации президента, темой которых был процесс объединения, он встретил "понимание в этом вопросе". "Что касается сроков, то объединение может начаться уже в 2005 году", - заявил тогда господин Хлопонин.
Ъ Юридически укрупнение регионов стало возможным после вступления в силу в декабре 2001 года Федерального конституционного закона "О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ". Первым опытом его применения на практике стало объединение Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа, которое завершится 1 декабря 2005 года образованием Пермского края. Аналогичную процедуру начали власти Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.
Начать реальные шаги к объединению властям края и округов долго не удавалось. Главным противником этого процесса до последнего времени был губернатор Эвенкии Борис Золотарев. Более всего его не устраивали финансовые схемы объединения.
В процесс решила вмешаться Москва. 22 июня в Кремле прошло совещание по финансовым вопросам объединения. Помимо губернаторов Александра Хлопонина (Красноярский край), Олега Бударгина (Таймырский округ), Бориса Золотарева и спикера красноярского краевого парламента Александра Усса, в нем приняли участие министр экономического развития Герман Греф, министр финансов Алексей Кудрин, глава администрации президента Дмитрий Медведев. На этой встрече, по информации "Ъ", Александр Хлопонин представил финансовый план объединения, оцененный красноярскими властями в 23 млрд руб. В эту сумму, в частности, входят компенсация расходов на содержание округов в размере 6 млрд руб. и затраты на новые инвестиционные проекты (7,9 млрд руб.), доход от которых, по замыслу главы края, в будущем сможет заменить федеральные трансферты.
По словам вернувшихся вчера из Москвы Александра Усса и Бориса Золотарева, на совещании федеральные чиновники "подтвердили свои твердые убеждения и принципы, касающиеся процесса объединения". Сибиряки особо отметили "адекватность позиции Кремля и согласованное понимание проблем и путей их решения федеральным центром и регионами".
Вчера же на своей пресс-конференции глава крайизбиркома Константин Бочаров заявил о том, что уже определена стоимость и сроки проведения референдума. По словам господина Бочарова, для проведения референдума в марте 2005 года, необходимо, чтобы инициативная группа в начале октября текущего года предоставила ходатайство в избирательную комиссию Красноярского края. Подготовка к референдуму будет проходить 170 дней и начнется с создания инициативной группы из 20 человек.
В течение 15 дней после подачи ходатайства, избирательная комиссия проверит подлинность и соответствие документов действующему законодательству. Далее ходатайство будет направлено в краевой парламент. Депутаты в течение 20 дней должны будут принять решение, соответствует ли "вопрос по проведению референдума действующему законодательству". Еще 15 дней уйдет на процедуру регистрации инициативной группы, после чего будет выдано регистрационное свидетельство.
Далее члены инициативной группы начнут сбор подписей по всему Красноярскому краю, всего должно быть собрано 2% подписей от общего числа избирателей (на 1 января 2004 года в Красноярском крае зарегистрировано 2 млн 161 тыс. избирателей, соответственно, инициативной группе необходимо собрать 43 тыс. подписей). Срок для сбора подписей установлен в 40 дней.
После сдачи подписей, по словам Константина Бочарова, в течение 10 дней будет идти их проверка. Вся документация направится в Законодательное собрание Красноярского края. Депутаты в течение 2 месяцев должны будут ее рассмотреть и назначить дату голосования. "Если сложить все эти сроки - получается порядка 170 дней", - резюмировал Константин Бочаров.
По словам господина Бочарова, избирком уже подал заявление в ГФУ края и определил "стоимость проведения референдума". "Есть два варианта, на всю процедуру может быть потрачено 72 млн или 120 млн рублей (суммы приведены с учетом повторного голосования. - "Ъ")", - отметил господин Бочаров. По его словам цифры разнятся потому, что сегодня в Госдуме готовятся изменения в Закон "Об основных гарантиях избирательных прав", где исключается слово "безвозмездно" в части предоставления избирательным комиссиям транспорта, связи и помещений. Если эти поправки будут приняты, то на бюджет края ляжет дополнительная финансовая нагрузка.
Согласно ФЗ "О создании нового субъекта", в каждом регионе должен пройти свой референдум. На голосование должны прийти не менее 50% избирателей и половина из них проголосовать "за референдум", тогда он будет признан состоявшимся. "Вполне возможно, что на одной из территорий референдум не состоится, тогда вся процедура будет признана недействительной и объединения не произойдет", - резюмировал Константин Бочаров.
"Вадим Юдин: Унылых аптек не будет".
("Красноярский рабочий", 13.08.04, Татьяна Алексеевич)
Кому пришлось побегать в поисках нужного лекарства, знает, сколь разнятся аптеки по уровню обслуживания, ассортименту и ценам. В глубинке же, наоборот, возможности выбора ограничены, набор лекарственных средств скуден, а цены - "московские". Да и условия работы фармацевтов порой полярно различны.
О "ножницах" фармацевтического сектора и задумались в краевой администрации. Думы, надо сказать, были конструктивные и вылились в идею реорганизации государственных аптек. В результате появилось постановление Совета администрации Красноярского края об учреждении государственного предприятия "Губернские аптеки". Проект был также рассмотрен и одобрен краевым Законодательным Собранием.
Создание новой структуры, естественно, вызвало вопросы. Их мы и адресовали генеральному директору ГППКК Вадиму Юдину.
- Вадим Николаевич, чем же была вызвана реорганизация государственных аптек, причем срочная, и создание, как следует понимать, некоего аптечного холдинга?
- К этому администрацию края и непосредственно управление здравоохранения побудили причины экономического и социального характера. Из тех 92 государственных аптек, деятельность которых была проанализирована, как говорится, со счетами в руках, только 63 являются стабильно прибыльными, 14 - прибыльными. У остальных практически все основные показатели финансово-хозяйственной деятельности неудовлетворительные, эффективность, за редким исключением, ниже среднего. И в общем-то надежд на улучшение, судя по всему, нет. За период с 2001 по 2003 год убытки увеличились в восемь раз и только за прошлый год составили 2 миллиона 522 тысячи рублей. Такое положение напрямую сказывается на стоимости лекарств и в целом на обеспечении населения доступными по цене и нужными медикаментами.
Из-за недостаточности общего ассортимента (к примеру, в одной государственной аптеке в ассортименте было всего 1800 препаратов, а у находящейся в нескольких метрах частной аптеки, гораздо меньшей по площади, - 5500), зависимости от кредитов поставщиков у жителей разных районов края нет равных возможностей в получении лекарственной помощи. Если кто сведущ в экономических терминах, то сможет "оценить" финансовый казус: оборачиваемость дебиторской задолженности почти в три раза превышает оборачиваемость кредиторской. Это свидетельствует о том, что деятельность предприятий целиком зависит от кредитов поставщиков. И как в таком случае можно максимально удовлетворить потребность декретированных категорий населения в необходимых медикаментах?!
Проект становится особенно актуальным при грядущей монетизации льгот, так как позволит инвалидам, участникам войны приобретать лекарства по более низким ценам (надбавка будет не более 10%) и единым по всему краю.
Поэтому при создании ГУП мы ставили цель выработки и осуществления единой ценовой политики, удешевления стоимости препаратов, отпускаемых по льготным рецептам. Этого в настоящее время нет и в сети государственных аптек, бывает, что разница в стоимости одного и того же лекарства достигает 30 процентов. Так что нарекания людей, побегавших в поисках лекарств, прошедших кошмар "льготных" очередей, совершенно справедливы. Да и бюджеты местных уровней страдают от подобных нестыковок. Можно и нужно ли терпеть такое положение дел? Конечно, нет.
- Что на сегодня представляет собой аптечный рынок края?
- По данным управления здравоохранения администрации Красноярского края, у нас функционирует 216 государственных, муниципальных, больничных аптечных предприятий, а также 1217 пунктов и киосков. Частный сектор представлен 194 аптеками и 218 пунктами и киосками. Стоит заметить, что из 76 аптечных предприятий, участвующих в реализации льготных лекарственных средств, 74 являются государственной формой собственности. 56 - осуществляют работу с наркотическими лекарственными средствами и психотропными веществами, что требует наличия специальных лицензированных помещений, соответствующего оборудования, аттестации сотрудников.
72 предприятия имеют в своей структуре рецептурно-производственные отделы, где изготавливаются препараты по рецептам врачей, а также по требованию лечебно-профилактических учреждений. Такие услуги довольно востребованны, поскольку имеют сравнительно низкие цены. Это важно для малоимущих, а также для хронически больных и детей. Тут частные аптеки, с какими красивыми вывесками бы они ни были, людям не помогут. Так что, ратуя за реорганизацию и эффективный аптечный менеджмент, мы сделаем все для сохранения лучших традиций аптечного дела, профессиональной преемственности и кадрового потенциала.
- Если судить по концептуальным выкладкам, сопровождающим документы по реорганизации, краевому здравоохранению хочется видеть беспроблемным "обеспечение удовлетворения потребности населения в качественных медикаментах по приемлемым ценам". А также "гарантированную доступность для жителей края определенного перечня лекарственных средств и изделий медицинского назначения вне зависимости от конъюнктуры фармацевтического рынка, улучшение лекарственного обеспечения на основе повышения конкурентоспособности и социальной эффективности деятельности государственных аптечных предприятий".
- Да, именно интересы населения были положены в основу концепции реформирования государственных аптечных предприятий Красноярского края. Создание холдинга продиктовано самой жизнью, ибо, только объединившись, можно устоять против банкротства (а это реальная перспектива многих) и последующей приватизации. В этом плане Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, что называется, не дремлет. В настоящее время в крае 28 аптек и 3 специализированных магазина "Оптика" выставлено на приватизацию, то есть на продажу. 100 государственных аптек находится в процессе суда с "федерацией". Вообще программа действий агентства чрезвычайно жесткая. Мы вполне можем лишиться государственных аптек со всеми вытекающими из этого негативными последствиями.
В то же время нация мы не очень здоровая, количество больных не уменьшается, в их лечении "участвует" все больше медикаментов, появляется много аналогов, значительно различающихся по стоимости. Новые поставщики лекарственных средств ведут все более агрессивную стратегию продвижения товаров на лекарственный рынок. Отследить ситуацию в этой области, иметь полную информацию обо всех новых средствах довольно сложно. Из-за бедности, слабой компьютерной оснащенности государственные аптеки заведомо проигрывают в информационном плане, в приобретении новинок фармацевтического рынка. В то же время частные аптеки довольно успешно реализуют свои конкурентные стратегии и развивают сетевой аптечный бизнес.
- Да, фирменные аптеки выгодно отличаются от "унылых", как можно догадаться, именно государственных.
- А почему?! Так вот, создаваемый аптечный холдинг не только позволит отойти от унылости, но и проводить тендеры на поставки лекарственных препаратов, отпускаемых по бесплатным и льготным рецептам, планировать единые закупочные цены и единые условия поставок. Это приведет к снижению цен на лекарства. Думается, поспособствует и становлению административно-хозяйственной политики, в частности, обновлению торгового оборудования, наружной рекламы и т. д. Мы планируем расширение сети аптек, аптечных пунктов и киосков, организацию работы справочной службы, оформление дисконтных карт и многое другое. Вывеска "Губернские аптеки", уверен, станет престижной торговой маркой, фирменным стилем. При едином финансировании легче будет осуществлять обучение персонала, реализовывать социально ориентированные проекты. Подобное объединение государственных аптек в Нижнем Новгороде дало резкое повышение эффективности их деятельности, экономию бюджетных средств. Правила опта положительно сказались и на финансовом состоянии предприятий, выросла зарплата работников. Сейчас она гораздо ниже, чем в частных аптеках, почему и наблюдается отток квалифицированных кадров, что краевую администрацию тоже не может не беспокоить.
- Чего ждать фармацевтическому рынку?
- Несомненно, создание единого государственного предприятия приведет к усилению конкуренции и в то же время переведет процессы неуправляемой, "дикой" конкуренции на фармацевтическом рынке края в русло здорового коммерческого соперничества. А это всегда благо для потребителей, поскольку работает на снижение цен. К тому же мы берем под свое крыло и специализированные магазины "Оптика". В ГУП "Губернские аптеки" войдут 92 аптечных предприятия и 11 специализированных магазинов "Оптика".
Думается, объединяться начнут и частные аптечные предприятия. То есть произойдет концентрация капитала, что необходимо для формирования в крае цивилизованного фармацевтического рынка. Там, где это есть, к услугам населения аптечные супермаркеты с широкой системой обслуживания безрецептурными лекарственными препаратами и товарами "для здоровья", специализированные аптеки. Наша задача - через создание конкурентоспособного, финансово стабильного, рентабельного, динамично развивающегося государственного предприятия значительно повысить качество оказываемых аптеками услуг. Вдохнуть в них новую жизнь!
"Социальный пакет страны. Для переходного периода предусмотрено 30 миллиардов рублей".
("Городские новости", 12.08.04, Наталья Николаева)
В России уже есть довольно печальный опыт, когда детские пособия выплачивала не Федерация, а регионы. Точнее, не выплачивали, а задерживали. "Детские" приходилось ждать по два-три месяца, этой больше. Закон "о монетизации льгот" предусматривает перевод детских пособий в ведомство краев и областей. Выдержат ли они эту ответственность? Не получится ли так, что за "детскими" вновь будут выстраиваться огромные очереди? Ежемесячное пособие не утратило статус государственного. Оно сохранено в перечне видов государственных пособий, которые выплачиваются гражданам, имеющим детей. За счет бюджетов субъектов семьям с детьми гарантировано ежемесячное пособие не ниже установленного уровня.
Депутат Госдумы от Красноярского края Раиса Кармазина считает, что перевод финансирования детских пособий на федеральный уровень невозможен, так как принят закон о разграничении полномочий. Законопроектом подтверждено, что установление основ федеральной политики в интересах детей является полномочием федерального центра, а ее реализация - органов государственной власти субъектов. По ее словам, краю в год на эти цели необходимо предусматривать около 524 миллионов рублей, 26 миллионов рублей - на репрессированных. Перевод детских пособий на федеральное финансирование потребует внесения изменений в закон о распределении предметов ведения между субъектом и центром. Кроме того, он будет неизбежно сопряжен с перераспределением части доходов края в пользу Федерации. По мнению Раисы Кармазиной, в этом случае краю придется отдать от 1 до 1,5 процента своих доходов, то есть больше полутора миллиардов рублей. Кроме того, подчеркнула она, не стоит сравнивать нынешнее положение дел в стране с 90-ми годами. Тогда зарплату выдавали плащами и валенками, поскольку была иная ситуация в экономике.
Эти, а также многие другие важные аспекты революционной реформы перевода льгот в "натуральную форму" обсуждались на заседании Политического совета регионального отделения политической партии "Единая Россия".
Кроме того, обсуждались задачи регионального отделения партии по организации информационно-разъяснительной работы среди жителей края. Помимо основного доклада, Раиса Кармазина ответила на вопросы, касающиеся принятого Государственной думой так называемого закона "о монетизации льгот".
Есть опасность, что увеличение объема денежной массы приведет к росту цен. Это может свести на нет пользу от реформы.
- Безусловно, любой "выплеск" денежной массы влияет на стоимость товаров и услуг. Это закон рынка, - объяснила Раиса Кармазина. - Однако компенсации, которые планируется выплачивать взамен льгот, будут индексироваться в зависимости от уровня инфляции одновременное пенсиями.
Она также добавила, что на случай нехватки у регионов средств на финансирование своей части льгот законом предусмотрена помощь из федерального фонда финансовой поддержки регионов - 30 миллиардов рублей.
В целом же, по словам Раисы Кармазиной, "между первым и вторым чтением закона о монетизации льгот он изменился в лучшую сторону". По ее словам, это произошло благодаря действиям депутатов Государственной думы, и в первую очередь членов партии "Единая Россия", так как именно они наиболее плотно работали с правительством и инициировали многие изменения. Среди этих улучшений Кармазина особо выделила закрепление в законе права регионов на переходный период в процессе монетизации.
Она также отметила, что последняя редакция закона позволяет субъектам Федерации в течение 2005 года предоставлять своим льготникам так называемый социальный пакет в размере 450 рублей на одного человека.
"Договор между банком и комбинатом".
(Вечерний Красноярск, 13.08.04)
ОАО "ГМК "Норильский никель" и АКБ "Росбанк" подписали договор о сотрудничестве по предоставлению льготных кредитов работникам Заполярного филиала компании.
Новая долгосрочная программа предполагает два вида льготного кредитования: потребительский кредит на срок до трех лет и кредит на приобретение недвижимости сроком до семи лет. Льготный кредит явится своеобразной формой поощрения персонала. Поэтому в первую очередь возможность получения таких кредитов будет предоставлена лучшим работникам Заполярного филиала компании. Оформление первых льготных кредитов начнется уже в середине сентября этого года.