Прогулки по Казани с купцами и творцами
Рассматривая фасады зданий в центре Казани, можно наглядно изучить все разнообразие архитектурных стилей. Здесь лучшие образцы исконно русского зодчества соседствуют с мавританскими мотивами. А реминисценции с византийской традицией, так характерные для 80-х годов XIX века, спорят за внимание зрителей с изысками историзма, который, вступив в свои права десятилетием позже, смело скрещивал любые стили предшествующих эпох. Мы же сегодня остановим свое внимание всего на трех домах. Их объединяет не только гармония архитектурных решений, но и удивительно яркие судьбы людей — владельцев и авторов этих шедевров.
Маленький дом с большой душой
Наша первая остановка — у дома Юнусовых — Апанаевых, расположенном по ул. Фатыха Карима, 14/67. В конце 1880-х годов здание приобрел купец первой гильдии Мухаметбадретдин Апанаев. В 1906 году по его заказу архитектор Михаил Литвинов придал заурядной «внешности» купеческого особняка изящно-легкомысленные черты модерна. Но пусть вас не обманывает облик постройки: эти стены трепетно хранят память о своих первых владельцах — легендарных казанских купцах и промышленниках Юнусовых.
Родоначальник прославленной династии, Мухаметрахим Юнусов, перешел в купеческое сословие из служилых татар еще во времена Екатерины II — в 80-е годы XVIII столетия. Одним из первых в Казани получил звание потомственного почетного гражданина. А еще раньше, в 1793 году, был избран главой Татарской ратуши — органа местного самоуправления мусульман. В ту пору выше общественной должности, доступной казанцу-нехристианину, просто не существовало. Кстати, принятые вместе с почетом обязанности требовали значительных пожертвований в пользу татарской общины. И от этого бремени честный купец никогда не уклонялся.
Памятником богоугодных дел Мухаметрахима, дошедшим до наших дней, является выстроенная на его деньги каменная мечеть. Она появилась с высочайшего соизволения императрицы в 1766 — 1770 годах и даже одно время называлась Юнусовской. Сегодня здание носит имя не менее замечательного казанца ─ богослова и востоковеда Шигабутдина Марджани.
Из трех сыновей Мухаметрахима особенно преуспел средний. В 1824 году купец первой гильдии Губайдулла Юнусов возглавил семейное дело. По данным профессора Казанского университета и краеведа Карла Фукса, к концу 30-х годов капитал энергичного предпринимателя уже превышал 3 миллиона рублей — баснословную по тем временам сумму. Без малого два десятка лет Юнусов-сын был предводителем местного татарского общества. В 1842 году, как и отец, возглавил Татарскую ратушу. На средства Губайдуллы построено несколько сельских мечетей и Базарная на Сенной площади в Казани. В 1830 году, во время эпидемии холеры, вместе с другими предпринимателями сделал щедрое пожертвование на строительство больницы. За благотворительность и активную общественную деятельность удостоился двух золотых медалей.
В 1842 году его доходное дело и громадное состояние унаследовали сыновья Ибрагим и Исхак. Братья имели неразделенный капитал, а потому превратились в крупнейших коммерсантов второй половины XIX века. Знаком монаршей милости к Юнусовым-внукам стало присвоение им звания «коммерции советник», которое приравнивалось к VIII классу «Табели о рангах» и давало его обладателям право на общий гражданский титул «Ваше высокоблагородие».
Юнусовы много жертвовали в пользу татарской общины. В частности, на их средства было выстроено и содержалось медресе при Юнусовской мечети. Каждый из братьев был дважды награжден золотой медалью. Более того, 6 декабря 1844 года за создание в Казани и материальную поддержку детского мусульманского приюта Ибрагим Губайдуллович был отмечен орденом.
Учреждение размещалось в доме на Екатерининской улице и содержалось на доходы с аренды 14 лавок на Сенном базаре, которые, к слову, также по воле купцов отошли на нужды сирот. В приюте проживали 30 мальчиков — меньше, чем в других заведениях подобного рода. Однако здесь на детей тратили вдвое больше средств. Наряду с духовным воспитанием, восточными языками и каллиграфией подопечные получали основы знаний по арифметике, истории, географии и рисованию, а также изучали русский язык. По достижении 16 лет мальчикам вручали свидетельство о начальном образовании, небольшое денежное пособие, одежду и устраивали на работу в местные торговые и ремесленные предприятия.
Особняк — свадебный подарок
Наш следующий экскурс — в историю здания под номером 33 на Кремлевской улице. Оно реконструировано в 1904 — 1907 годах архитектором Карлом Мюфке. Фактически автор проекта создал это архитектурное великолепие из трех домов по заказу Алексея Ушкова. Постройка предназначалась в качестве свадебного подарка дочери профессора Казанского университета Зинаиде Высоцкой, с которой пылкий и добродушный юноша познакомился во время учебы. В честь капризной красавицы великолепный особняк и получил в последствии свое название. Вот только брак молодых людей продлился всего три года и окончился разводом.
Алексей был сыном миллионера и покровителя московского Художественного театра Константина Ушкова, племянником владельца-управляющего группой химических заводов Петра Ушкова и внуком основателя промышленного бизнеса Капитона Ушкова. Меньше полувека понадобилось этой семье, происходившей из крепостных, чтобы нажить внушительные капиталы и занять видное положение в среде российского купечества. И, разумеется, без авантюрной жилки предков здесь не обошлось.
Егорка Ушков, уроженец села Бондюга, ныне это город Менделеевск, был крепостным у одного из знаменитых уральских заводчиков Демидовых. С разрешения своего барина он открыл мастерскую — стал красить домотканые холсты и пряжу. Нехитрый товар сбывал в уральских деревнях. Ходили слухи, что на вырученные деньги оборотистый малый потихоньку скупал у «черных старателей» золото. В родное село, а оттуда в Москву перевозил драгоценный песок и самородки в тайниках, которые соорудил в деревянных полозьях саней. В Первопрестольной менял контрабанду на пачки ассигнаций. Нажитые средства еще задолго до отмены крепостного права позволили Егорке купить для себя вольную.
Немалым капиталом выгодно распорядился его наследник — старший сын Яков, вложивший в 40-х годах XIX века средства в покупку полутора тысяч десятин лесных угодий и пахотных земель. Впоследствии Капитон, внук Егорки и сын Якова, открыл неподалеку от татарской деревни Кокшан небольшое предприятие по производству хромпика. Так появился первый из трех химических заводов промышленников Ушковых. В 1865 году c высочайшего разрешения Александра II на деловых бумагах Капитона Яковлевича появляется государственный герб с двуглавым орлом.
Продукция пионеров русской химической промышленности с успехом демонстрировалась на Венской, Парижской и Всероссийской выставках. В течение пяти лет, с 1890 по 1895 годы, очередному подъему семейного предприятия способствовало сотрудничество Петра Ушкова с выдающимся ученым-химиком Дмитрием Менделеевым. Вплоть до национализации в 1917 году заводы и фабрики Ушковых являлись крупнейшим объединением химических предприятий дореволюционной России.
Никогда не забывали Ушковы и о нуждах ближних. Из поколения в поколение они не скупясь финансировали строительство учебных заведений. Начало благородной традиции положил Капитон Ушков. Окончив лишь церковно-приходскую школу, он тем не менее искренне полагал просвещение лучшей помощью бедному человеку. В родной Вятской губернии, на территории современного Менделеевского района, открыл первые девять школ. Потомки Капитона Яковлевича продолжили его миссию, одинаково заботясь об образовании русских, татарских и мордовских детей, а также основали училища и больницы для рабочих собственных производств.
Малая родина русского авангарда
В завершение нашей прогулки по старинной Казани навестим еще один адрес — улицу Толстого, д. 10/70. В стенах этого здания со дня его постройки в 1902 году действует Художественное училище. Оно также построено по проекту Карла Мюфке, но шестью годами ранее Дома Ушковой. Необычно то, что Карл Людвигович являлся не только автором, но и на протяжении семи последующих лет директором этого средне-специального учебного заведения. Здесь преподавали основы живописи, графики, скульптуры и архитектуры. Учреждение находилось в ведении Императорской Академии художеств — альма-матер самого Мюфке, окончившего восьмилетний курс обучения там с большой и малой серебряными медалями.
Каково же было качество подготовки, которое давало казанское Художественное училище? Приведем лишь два факта. Первый: большинство его выпускников без затруднений поступали в Императорскую Академию художеств, повторяя на Невских берегах путь к вершинам мастерства своего наставника Карла Мюфке. Второй: здесь с успехом постигали азы изобразительного искусства такие знаменитости, как футурист и один из организаторов объединения ранних авангардистов «Бубновый Валет» Давид Бурлюк, художник и один из основоположников конструктивизма Александр Родченко, а также нонкомформист 60-х годов ХХ века и классик абстракционизма Игорь Вулох. Еще один прославленный выпускник, а в последствии и преподаватель этого учебного заведения ─ Николай Фешин. Но оставим легендарные имена — о них известно многое — и вернемся к судьбе Карла Мюфке, который собственным трудом и примером вдохновлял юные дарования Казани.
Наверно, не будет преувеличением сказать, что казанское училище стало для Карла Людвиговича и раем, и адом. Он вложил в этот проект душу. Работал над ним, точно зная, какие условия лучше всего подойдут ученикам. Специальные классы для рисунка, полностью остекленный и залитый дневным светом третий этаж, где расположились художественные мастерские, великолепные актовый и выставочный залы — словом, в здании все было продумано до мелочей. И поначалу эти стены благоволили своему творцу.
Именно здесь Карл Мюфке встретил любовь всей своей жизни. Очаровательная Наталья Арбузова была дочерью смотрителя училища и ученицей архитектора. Брак с ней оказался необыкновенно счастливым и подарил зодчему двух сыновей. Вместе супруги участвовали в организованных Карлом для своих подопечных театральных спектаклях, концертах и костюмированных вечерах-карнавалах. На пару готовили костюмы и декорации для самодеятельных постановок. Но, как это нередко случается, счастье оборвалось внезапно — Наталья скоротечно заболела и умерла. Еще через год на родине мастера, в родном Воронеже, скончался его отец.
Утрата близких привела к нервным расстройствам и в конце концов вынудила Мюфке покинуть пост директора. Ему понадобилось почти два года, чтобы прийти в себя. Еще три, чтобы окончательно распрощаться с Казанью, преподаванием в училище и взяться за свое самое грандиозное творение — проект и строительство Императорского университета в Саратове.
Как ни жаль, но у всех троих — Ибрагима Юнусова, Петра Ушкова и Карла Мюфке — не было наследников, которые с успехом продолжили бы их дело и оставили после себя столь же благодарную память. Ибрагим Юнусов был бездетен, сын Петра Ушкова, Иван, талантов родителя в управлении химической империей не показал и умер в молодом возрасте. Сыновья Карла Мюфке, Александр и Константин, дожили до преклонных лет, однако по стопам отца не пошли, а на избранном поприще впечатляющих успехов не достигли.