Реставрация с высоты города Севастополя
1 августа 2020 года в Севастополе состоялось торжественное открытие Матросского бульвара — символического пространства для местных жителей, одного из самых любимых мест прогулок, расположенного в самом центре, точнее сказать, на верху города, неподалеку от площади Нахимова и здания городской администрации.
Здесь, на Матросском бульваре находится и первый городской памятник — монумент в честь подвига брига «Меркурий» 1829 года, славной страницы воинской доблести России и Черноморского флота. Последние три года бульвар находился на реконструкции, которая осуществлялась благотворительным фондом «35-ая береговая батарея» за счет собственных средств. Как пишут в федеральных СМИ, этот фонд «связан с Алексеем Чалым», да и сам он неоднократно давал интервью, из которых ясно следовало, что идея реконструкции Матросского бульвара из частных средств принадлежит ему. Сегодня в прессе, в том числе центральной, появляются тексты, в которых реконструкция Матросского бульвара объясняется сохраняющимися политическими амбициями «народного мэра» Севастополя, либо же, как утверждается в только что опубликованной в газете «Коммерсантъ» статье — прикрытием неких «экономических интересов группы Чалого», которые неизбежно ведут его к конфликту с исполнительной властью (подобно недавнему конфликту «группы Чалого» с двумя первыми губернаторами Севастополя — Сергеем Меняйло и Дмитрием Овсянниковым).
О каких конкретно интересах и амбициях идет речь, обычно не уточняется, и тем не менее, действительно, какими могут быть причины подобного меценатства (в СМИ фигурирует цифра — от 400 до 500 млн рублей, вложенных в реконструкцию, при нулевых затратах правительства города)? И независимо от всех этих якобы имеющихся тайных мотивов остается простой вопрос — а нужна ли была вообще эта реконструкция севастопольцам? Сам «народный мэр» Севастополя на открытии Матросского бульвара 1 августа 2020 года начал выступление с того, что борьба за это место, за то, чтобы бульвар остался бульваром, шла с 2008 года, когда некие застройщики попытались возвести на части его территории гостиницу с видом на море. Важно понимать, что 2008 год — время появления мемориального комплекса «35-ая береговая батарея»: в январе того же года объединению граждан «35-я береговая батарея» севастопольский горсовет передал в аренду на 25 лет участок земли в районе Казачьей бухты, а уже летом на той территории был запущен первый экскурсионный маршрут (полностью работы были завершены в 2012 году).
Как говорится на сайте музея, «мемориальный комплекс создавался на негосударственные средства». Земли, где сейчас находится Музей 35-й батареи, на момент 2008 года были в распоряжении дачно-строительного кооператива «Феникс». Создание музея сопровождали слухи о захвате городской собственности под строительство коттеджей, однако на выходе оказалось, что речь действительно идет о музее, бесплатном для посетителей и вот уже много лет бьющем рекорды по посещаемости, а его содержание поддерживается благотворительным фондом «35-ая береговая батарея». Чуть ранее, в 2007 году, будущий «народный мэр» Севастополя инициировал борьбу за сохранение от частной хаотичной застройки другого общественного пространства — прибрежной территории между Карантинной бухтой и мысом Хрустальный, своего рода — доминанты города, если комплексно подходить к его планировке (федеральными властями в настоящее время предполагается создание здесь крупнейшего культурного кластера и парка). В украинское время борьба с застройкой общественно значимых пространств была частью более общей борьбы с «украинством», под которым понималось в том числе и использование общественного пространства ради приватных интересов.
Музей 35-й береговой батареи вообще был точкой сборки для поддержания в Севастополе русской идентичности (можно упомянуть и другие проекты такого рода, возникшие по инициативе и при поддержке Алексея Чалого, — фильмы о Севастополе, транслировавшиеся по российскому телевидению, школьный курс «Севастополеведение»). Начавшись еще в украинское время, борьба за сохранение Матросского бульвара частично соприкасалась с попытками (оказавшимися успешными) отстоять русскую идентичность, но в то же время — сохранить общегородские пространства от натиска застройщиков. Само состояние этих пространств при этом оставляло желать лучшего, город всё более превращался в лоскутное одеяло из многоквартирных и частных домов с хиреющими и неухоженными парками и скверами. 2014 год, казалось, давал шанс на комплексное исправление этой ситуации, и если уж в чем и видеть политические амбиции Алексея Чалого — так это в попытке создать в Севастополе своего рода «идеальный город», несколько упрощая — аналог Силиконовой долины.
Попытка реализовать этот проект пришлась на 2014—2015 годы, найдя свое отражение в «Концепции социально-экономического развития Севастополя» и концепциях пространственного развития, о которых мне уже приходилось писать в связи с историей разработки Генерального плана города и ролью в этой истории Законодательного собрания (спикером которого на тот момент и был лидер «русской весны»). Если бы эти проекты удалось реализовать — эффект был бы весьма значительным, в том числе, если не прежде всего, и на федеральном уровне. Это было бы зримым подтверждением преимущества выбора в пользу России. Реконструкция Матросского бульвара имеет значение как первое серьезное преобразование общественного, исторического пространства города после его присоединения к России. А для горожан речь идет о благоустройстве небольшого, но очень важного кусочка территории, на котором местная история соприкасается с национальной памятью.
Архитектурная доминанта бульвара — памятник Александру Казарскому, командиру брига «Меркурий», который в Русско-турецкую войну 1828—1829 годов при 18 орудиях выиграл бой у двух турецких линейных кораблей со 189 орудиями. При реконструкции эта тематическая линия бульвара была усилена новым небольшим памятником: бронзовым макетом кораблей и сражения, вынесенным «в натуру» с соблюдением пропорций. Кроме того, были воссозданы или приведены в надлежащий вид те места, которые ассоциируются у горожан с советским временем — фонтан со скульптурой мальчика и золотыми рыбками, летний кинотеатр, площадка для игры в шахматы. После проведенной реконструкции Матросский бульвар становится удачным символом синкретизма эпох, ведь теперь его южный выход украшают скульптуры львов, а пространство рядом с памятником Казарскому — беседка в мавританском стиле.
Всё это — приметы дореволюционной жизни города, которая исчезла здесь, по сути, с момента «русского исхода» белых в ноябре 1920 года, уступивших свою победу в Гражданской войне. Значение этого места не сразу понятно внешнему взгляду, чего не скажешь о восприятии самих горожан. Легенды и мифы создаются здесь моментально. Выполненный в бронзе миниатюрный памятник Казарскому, расположенный на новом памятнике бою брига «Меркурий», спустя час после открытия уже имел заметно потертый нос — как объяснил мне коренной севастополец, нос нужно обязательно потереть на удачу (что, собственно, настойчиво предлагалось сделать и мне). На нижней прогулочной аллее к открытию были установлены стенды с историей брига, жизнеописанием его командира, отражением подвига «Меркурия» в литературе и искусстве и т. п. — и местная жительница около стенда, на котором повествовалось об отравлении Казарского из-за доставшейся ему по наследству шкатулки с драгоценностями, убежденно доказывала многочисленным прохожим (а открытие бульвара вызвало большой интерес, в толпе было не протолкнуться), что к этому отравлению был причастен командующий Черноморским флотом адмирал Алексей Грейг и «другие высшие силы, о которых мы ничего не знаем».
Очевидно, что Матросский бульвар был реконструирован для города и его жителей, а не для больших политических игр или тем более ради достижения экономических интересов локального масштаба. Собственно, в данном случае даже теоретически не очень понятно, в чем могут состоять «экономические интересы группы Чалого», ведь после завершения реконструкции за счет частных средств бульвар был «сдан» правительству, и теперь ответственность за поддержание территории в надлежащем виде лежит на ГБУ «Парки и скверы». А что касается политических амбиций, будто бы объективно и неизбежно ведущих «народного мэра» к конфликту с любой, даже самой хорошей, исполнительной властью города, то здесь показательны слова самого Алексея Михайловича, сказанные уже после сдачи Матросского бульвара правительству, — в недавнем интервью главному редактору сайта «Форпост» Екатерине Бубновой, местного «чаловского рупора»:
Итак, главным фактором для Алексея Чалого в истории с реконструкцией бульвара является мнение севастопольцев, которое в его совокупности отражает местный представительный орган — Заксобрание. Кажется, впервые «народный мэр» Севастополя сказал о том, что считает местный парламент нового созыва вполне легитимным представителем жителей Севастополя, позиция которого имеет определяющее значение для хода городских дел. Пока он сам был формальным или неформальным лидером этого парламента, из уст Чалого можно было услышать много разных слов о роли Заксобрания в построении правовой государственной системы на местном уровне и о неготовности (или неспособности) исполнительной власти увидеть во власти законодательной партнера по диалогу, что вписывалось во взаимоотношения двух ветвей власти и оценивалось недоброжелателями как «майданные настроения».
Теперь же, когда у «группы Чалого» нет большинства в местной представительной власти, а сам Алексей Михайлович выступает в этой истории в роли мецената, уважаемого в городе частного лица, подобные слова уже не несут в себе никакого прямого политического подтекста. В этом смысле появившиеся в печати утверждения, что Матросский бульвар спровоцирует очередной конфликт «группы Чалого» с новым губернатором, не имеют за собой никаких аргументов. До 2014 года формирование здоровой внутригородской среды строилось во многом вокруг борьбы с «украинством», сохранение общественных пространств было частью поддержания русской идентичности, и после «русской весны» эта среда во многом лишилась такой явной скрепляющей основы.
Завершение реконструкции Матросского бульвара, выстраданной в ходе острейшего конфликта с исполнительной властью города при губернаторе Дмитрии Овсянникове, задает новые, уже позитивные, ориентиры для поддержания и развития того самого «севастопольского духа», который и сделал возможным 2014 год.