Ереван включат в состав Азербайджана? Нагорный Карабах за неделю
Визит сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Юрий Мерзляков. Стивен Манн. Анри Жаколен. Урегулирование конфликта или замораживание? Мнения. Европа. Россия, Турция, Азербайджан.
Визит сопредседателей Минской группы ОБСЕ
Первый заместитель министра иностранных дел России, сопредседатель Минской конференции ОБСЕ Вячеслав Трубников встретился в Москве с сопредседателями Минской группы (МГ) ОБСЕ по нагорно-карабахскому урегулированию Анри Жаколеном (Франция), Юрием Мерзляковым (Россия) и Стивеном Манном (США). В ходе встречи состоялся обмен мнениями о путях разрешения карабахской проблемы - в преддверии визита посредников в регион противостояния. (PanARMENIAN.Net).
Как сообщает газета "Азг", президент Армении Роберт Кочарян принял прибывших с визитом в регион сопредседателей МГ ОБСЕ, послов Юрия Мерзлякова (Россия), Стивена Манна (США) и Анри Жаколена (Франция). Во встрече приняли участие послы стран-сопредседателей в Армении Анатолий Дрюков, Джон Ордуэй, Анри Кюни. Согласно информации пресс-службы президента РА, "собеседники обсудили вопросы, касающиеся нынешнего этапа урегулирования карабахской проблемы".
В тот же день сопредседателей Минской группы ОБСЕ принял министр иностранных дел Армении Вардан Осканян. Как сообщает газета "Айоц Ашхар", в ходе встречи сопредседатели представили свои впечатления от встречи министров иностранных дел Армении и Азербайджана, а также возможные перспективы урегулирования конфликта. В связи с этим В.Осканян вновь подтвердил позицию Армении в вопросе урегулирования конфликта. В тот же день сопредседатели отправились в Нагорный Карабах.
В резиденции чрезвычайного и полномочного посла США в Армении Джона Ордуэя состоялась встреча сопредседателей Минской группы ОБСЕ по мирному урегулированию карабахского конфликта с представителями политических и общественных кругов Армении. Как сообщает "Ноян Тапан", основной темой обсуждения на встрече, длившейся около трех часов, была карабахская проблема. Помимо сопредседателей, во встрече участвовали послы стран-сопредседателей Минской группы в Армении и руководитель Ереванского офиса ОБСЕ посол Владимир Пряхин. Правящая в Армении партийная коалиция на встрече была представлена вице-спикером Национального собрания (НС) Армении, членом политического совета Республиканской партии Армении Тиграном Торосяном, председателем постоянной парламентской комиссии по внешним отношениям, представителем Верховного органа Армянской революционной федерации "Дашнакцутюн" (АРФД) Арменом Рустамяном, председателем комиссии НС по вопросам обороны, национальной безопасности и внутренних дел, вице-председателем партии "Оринац Еркир" Мгером Шахгельдяном. Оппозиционный блок "Справедливость" представляли председатель Демократической партии Армении (ДПА) Арам Саркисян, председатель Народной партии Армении Степан Демирчян, председатель Совета партии "Республика" Альберт Базеян, председатель Союза "Конституционное право" Грант Хачатрян, председатель Национально-демократического союза Вазген Манукян. Среди участников встречи были также председатель партии "Достоинство" Людмила Арутюнян, председатель Хельсинкского комитета Армении Аветик Ишханян, бывший посол Армении в Сирии Давид Оганесян и другие.
По словам председателя ДПА Арама Саркисяна, пишет газета "Айкакан жамнак", главной идеей сопредседателей было то, что время, отпущенное на урегулирование карабахского конфликта, иссякает. "Они прямо сказали, что Армения заблуждается, если думает, что затягивание решения ей выгодно. По словам сопредседателей, так же заблуждается и Азербайджан. Целью сопредседателей является разъяснение сторонам, что время, отведенное на урегулирование конфликта, иссякает. При этом все три сопредседателя подчеркнули, что решение должно быть принято исключительно на основе взаимного согласия, к которому стороны должны сами придти". Сами сопредседатели, по словам Арама Саркисяна, о каких-либо новых предложениях не говорили. Они лишь выслушали представителей армянских политических сил, обрисовавших границы, в рамках которых они представляют решение проблемы. По словам председателя Совета партии "Республика" Альберта Базеяна, цель у сопредседателей была одна - уточнить настроения основных политических сил Армении. Газета отмечает также, что на встречу не были приглашены представители партии "Национальное единение".
"Айоц Ашхар" сообщает, что 13 июля сопредседатели Минской группы ОБСЕ по карабахскому урегулированию Юрий Мерзляков (Россия), Стивен Манн (США) и Анри Жаколен (Франция) прибыли в столицу Нагорного Карабаха (НК) - Степанакерт. В ходе визита состоялись встречи с высшим руководством республики и с неправительственными организациями Нагорного Карабаха.
В тот же день с прибывшими в Степанакерт сопредседателями Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху встретился президент НК Аркадий Гукасян. В ходе встречи А. Гукасян подтвердил позицию официального Степанакерта относительно основных принципов урегулирования нагорно-карабахского конфликта, вновь отметив, что без равноправного участия карабахской стороны в переговорах окончательное разрешение проблемы практически невозможно. Как сообщает агентство "АРКА", основная часть переговоров прошла за закрытыми дверями. Сопредседатели МГ ОБСЕ встретились также с представителями неправительственных организаций Нагорного Карабаха.
Как сообщает газета "Азг", на состоявшейся после встречи с президентом НК Аркадием Гукасяном пресс-конференции сопредседатели МГ ОБСЕ с удовлетворением отметили, что Гукасян прекрасно владеет ситуацией, и состоявшиеся с ним обсуждения были очень полезны.
Как сообщает ИА "Де-Факто", сопредседатели МГ ОБСЕ встретились в Степанакерте с министром иностранных дел Нагорного Карабаха Ашотом Гуляном. В ходе встречи состоялся обмен мнениями относительно нынешнего этапа переговорного процесса и перспектив урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Министр в очередной раз подчеркнул необходимость участия Нагорного Карабаха в переговорах и важность создания атмосферы взаимного доверия между сторонами конфликта как необходимого условия для нахождения решения проблемы. Ашот Гулян обратил внимание международных посредников на тот факт, что окончательное решение проблемы обязательно должно быть приемлемо для народа Нагорного Карабаха. Со своей стороны сопредседатели Минской группы ОБСЕ позитивно оценили нынешнее состояние процесса урегулирования конфликта и выразили надежду, что консультации со всеми сторонами нагорно-карабахского конфликта позволят найти точки соприкосновения и приблизить решение проблемы.
Оценке нынешней ситуации в переговорном процессе по мирному урегулированию карабахского конфликта была посвящена совместная пресс-конференция сопредседателей Минской группы ОБСЕ от США, России и Франции - послов Стивена Манна, Юрия Мерзлякова и Анри Жаколена, состоявшаяся 14 июля в Ереване. Сопредседатели охарактеризовали сегодняшнюю ситуацию в переговорном процессе как "совершенно новую", в том плане, что в обеих странах состоялись президентские выборы и к власти в Азербайджане пришел новый президент. Сопредседатели сообщили, что следующая встреча министров иностранных дел двух стран состоится в конце августа, а встреча президентов запланирована на середину сентября в Астане, во время проведения заседания Совета СНГ. ("Ноян Тапан").
Газета "Айоц Ашхар" считает, что нынешний визит сопредседателей имеет целью глубже изучить всю гамму взглядов и позиций сторон и подготовиться к планируемым на осень более серьезным шагам. Этим, по мнению газеты, можно объяснить основное отличие данного визита - встречу сопредседателей с политической палитрой Армении и с теми общественными деятелями, которые в Армении "делают погоду". Газета предполагает, что осенью могут создаться серьезные предпосылки для того, чтобы по итогам "политического зондажа" и встреч министров иностранных дел двух стран выйти с новыми, на этот раз более серьезными предложениями, для осуществления которых США положат на стол переговоров весь свой авторитет. Данный визит, заключает газета, следует рассматривать как очередную веху на пути к новому предложению по урегулированию конфликта, которое "Айоц Ашхар" уже прозвала "Ки-Вэст-2".
В ходе состоявшейся в преддверии визита пресс-конференции министр иностранных дел Армении Вардан Осканян отметил, что визит Минской группы ОБСЕ носит совещательный характер, новых предложений не ожидается, так как в результате встреч президентов Армении и Азербайджана Роберта Кочаряна и Ильхама Алиева не был отмечен прогресс, который позволил бы документально закрепить какие-либо предложения, пишет газета "Азг". А по словам министра иностранных дел Азербайджана Эльмара Мамедъярова (согласно агентству "Новости"), посредники должны были обменяться мнениями со сторонами конфликта, а визит связан с тем обстоятельством, что сопредседатели не были в регионе около 6 месяцев.
"Азг" пишет также, что бывший российский сопредседатель МГ ОБСЕ Владимир Казимиров подсчитал: лично он 47 раз посещал регион. Газета считает, что количество визитов не столь важно, и если МГ не может предложить приемлемый для Еревана, Степанакерта и Баку вариант урегулирования, то в этом посредники главными виновниками не являются. Действительно, трудно, даже невозможно предложить такую формулу, которая удовлетворила бы все стороны конфликта и была бы приемлемой для других заинтересованных стран региона. Например, Баку требует (во всяком случае - публично) не только возвращения территорий, потерянных в результате войны, ею же развязанной, но и конкретно Нагорного Карабаха. Ереван заявляет, что Карабах никогда не входил и не может входить в состав независимого Азербайджана. Позиция Степанакерта совпадает с позицией Еревана, разногласия могут касаться методологии переговорного процесса. Сопредседатели, как и страны-сопредседатели МГ ОБСЕ - Россия, США и Франция, заявляют, что конфликтующие стороны сами должны найти общий язык. Сегодня армяне и азербайджанцы говорят на разных "языках", они не понимают друг друга. С другой стороны, отмечает газета, предложения МГ ОБСЕ четырежды, хотя и с оговорками, были приемлемы для двух из трех сторон конфликта. В июле 1997 года "Всеобъемлющее соглашение по урегулированию карабахского конфликта", который иначе называется пакетным вариантом, приняли Азербайджан и Армения, отклонил Карабах. 2 декабря того же года МГ представила новый - поэтапный вариант - "Соглашение о прекращении вооруженного конфликта". И вновь Азербайджан и Армения дали свое согласие. Карабах отклонил его. Эти два варианта опубликованы в прессе. Согласно обоим вариантам, Армения соглашалась оставить Карабах в составе Азербайджана, правда, фиктивно, Лачин, связывающий Армению с Нагорным Карабахом, получал особый статус, а все районы, находящиеся под контролем НК, возвращались Азербайджану, особый статус получал и Шуши, куда должны были вернуться азербайджанские беженцы. 10 ноября 1998 года МГ представила новое предложение: "О всеобъемлющих принципах по урегулированию нагорно-карабахского вооруженного конфликта" или же так называемую формулу общего государства. Четвертое предложение называется ки-вэстским договором. Если в годы правления первого президента Армении Ереван и Баку принимали предложения посредников, а отвергал их Степанакерт, то при действующем президенте Степанакерт и Ереван с оговорками приняли предложения, но против оказался Баку. Примечательно, что только Ереван не отклонил все четыре варианта предложений МГ ОБСЕ. Формула общего государства была опубликована в прессе, а сформированный на основе парижских принципов ки-вэстский договор частично засекречен. Известно, что согласно этому договору Карабах входил в состав Армении. По некоторым данным, бывший президент Азербайджана Гейдар Алиев уже было согласился подписать ки-вэстский договор, однако в последний момент отказался это сделать, так как внутриполитический взрыв в стране мог стать неизбежным, и трудно сказать, удалось бы тогда ему передать власть сыну - Ильхаму Алиеву.
По мнению министра иностранных дел Азербайджана Эльмара Мамедьярова, сопредседатели не должны сосредотачиваться на пакетном либо поэтапном вариантах урегулирования конфликта, ибо в этом случае скорейшее урегулирование проблемы и сближение позиций сторон окажутся невозможны: "Международные посредники должны в этот раз адресовать сторонам новое послание. Официальный Баку готов обсудить с армянской стороной вопрос безопасности армянского населения Нагорного Карабаха при условии недопущения уступок в вопросе территориальной целостности. Мы и сами заинтересованы в обсуждении этого вопроса, поскольку речь здесь идет о безопасности не только карабахских армян, но и азербайджанцев, которые вернутся в родные места после их освобождения". Об этом сообщает ИА "Ноян Тапан" со ссылкой на бакинскую "525-ю газету".
Как сообщает ИА REGNUM, вечером 15 июля в резиденции американского посла в Баку состоялся прием по случаю приезда в Азербайджан сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Hа приеме присутствовали представители политических партий, депутаты парламента, послы иностранных государств, руководители ряда неправительственных организаций (HПО) и СМИ. Перед гостями выступили все три сопредседателя, которые представили свое видение урегулирования карабахского конфликта. По словам бывшего азербайджанского госсоветника Вафы Гулузаде, каждый из сопредседателей говорил о необходимости примирения, компромиссов и уступок, без чего невозможно достичь мира. По словам Гулузаде, суть заявлений сопредседателей сводилась к тому, что Азербайджан должен смириться с результатами оккупации, отказаться от требований восстановления своей территориальной целостности, согласиться с независимостью Нагорного Карабаха. "Считаю подобные заявления абсолютно неприемлемыми и недопустимыми. Они имеют цель заставить Азербайджан отказаться от борьбы за освобождение своих земель", - отметил Гулузаде. "Я попросил слова и сказал все это сопредседателям. Мое возмущение вызвало то, что сопредседатели пытаются возложить ответственность за сохранение конфликта на Азербайджан. Мы являемся жертвами агрессии, и вместо того, чтобы думать об освобождении оккупированных земель, страны-сопредседатели требуют от нас согласиться с оккупацией. Сопредседатели умышленно совершают грубую ошибку, называя агрессию конфликтом. Никто не хочет вспоминать о четырех резолюциях СБ ООH об освобождении оккупированных территорий Азербайджана. Особое возмущение вызывает позиция России, которая снабжает Армению вооружением, заключает договор о военном союзе", - сказал Гулузаде. Столь резкие высказывания вызвали замешательство сопредседателей, которые обратились к присутствующим с предложением, чтобы высказался кто-нибудь еще, однако собравшиеся выразили поддержку позиции Гулузаде своими аплодисментами. Политолог уверен, что идея мероприятия заключалась в том, чтобы убедить общественность страны в необходимости уступок Армении, "однако эта идея провалилась".
Юрий Мерзляков
По словам сопредседателя МГ ОБСЕ от России, посла Юрия Мерзлякова, консультации на уровне глав внешнеполитических ведомств носят более регулярный характер, и связанные с карабахской проблемой вопросы обсуждаются на них более детально: "При всем значении встреч президентов невозможно обсудить вопросы так подробно, как того требует столь сложная проблема, как урегулирование карабахского конфликта. Встречи президентов и министров иностранных дел дополняют друг друга". На вопрос корреспондента "Ноян Тапан", насколько готово общество в обеих странах к разрешению карабахской проблемы, Юрий Мерзляков ответил: "Сопредседатели считают, что нельзя терять времени. Мы не считаем, что еще можно подождать, надо действовать".
Варианты урегулирования нагорно-карабахской проблемы можно счесть на пальцах одной руки, и все они обсуждались со сторонами конфликта, заявил журналистам в Степанакерте российский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Юрий Мерзляков после встречи с президентом Нагорного Карабаха Аркадием Гукасяном. Так что, по его словам, было бы неверно ожидать, что без взаимного согласия сторон посредники могут предложить им тот или иной вариант урегулирования. "Минская группа выполняет необходимую работу для организации переговоров, а решение проблемы должны найти сами стороны. Мы не можем навязать какое-либо решение". (PanARMENIAN.Net).
Необходимо изучить вопрос о наличии вооруженных сил Армении на территории Азербайджана. Об этом, пишет газета "Айоц Ашхар", заявил сопредседатель МГ ОБСЕ от России Юрий Мерзляков. Он отказался раскрыть сущность проводимых переговоров, поскольку, по его словам, стороны договорились не разглашать их содержание. Одновременно Мерзляков отметил, что у сопредседателей новых предложений нет, поскольку процесс консультаций на уровне министров иностранных дел продолжается. "Маршрут Ереван-Степанакерт-Баку для сопредседателей постоянен", - отметил Мерзляков. Бакинская "Зеркало" пишет, что заявление Мерзлякова по поводу присутствия армянских войск на территории Азербайджана можно считать почти сенсационным. "Дело в том, что сопредседатели МГ, да и другие структуры ОБСЕ, в целом до сих пор избегали подобных однозначных заявлений, связанных с оккупированными азербайджанскими территориями".
Газета "Айкакан жаманак" пишет, что Юрий Мерзляков в ответ на вопрос, когда Нагорный Карабах вернется в переговорный процесс, сказал, что Нагорный Карабах изначально признан стороной конфликта, подпись президента НК стоит под договором о прекращении огня, а по решению ОБСЕ переговоры должны быть трехсторонними. "А почему сегодня переговоры ведутся лишь между двумя сторонами, вам известно гораздо лучше. Сегодня переговоры протекают в том формате, который возник после 1997 года, точнее в начале 1998-го, когда президентом стал Роберт Кочарян", - заявил российский сопредседатель.
Сопредседатель Минской группы ОБСЕ от России Юрий Мерзляков выразил удовлетворение результатами встречи с президентом НК Аркадием Гукасяном, отметив, что их беседа касалась разработок подходов к мирному урегулированию карабахской проблемы. ("Ноян Тапан").
Стивен Манн
Сопредседатель МГ от США Стивен Манн в ответ на вопрос, есть ли сегодня у Минской группы новые предложения, заявил: "Я не думаю, что Минская группа должна делать новые предложения. Мы работаем со сторонами, помогаем им найти практическое и стабильное решение проблемы". Относительно утверждения о том, что переговоры по мирному урегулированию карабахского конфликта зашли в тупик, Стивен Манн сказал: "Глупо говорить о том, что переговоры зашли в тупик. Мы проводим профессиональные обсуждения и готовы их продолжить". По поводу привлечения к переговорному процессу Нагорного Карабаха американский дипломат сказал: "Я хочу обратить внимание на то, что ответственность за разрешение карабахской проблемы ложится на стороны. Вопрос включения Нагорного Карабаха в переговорный процесс мы также оставляем сторонам. Стороны должны сами решить и уточнить эту задачу". Стивен Манн также заявил, что конфликты на Южном Кавказе до сих пор не повлияли на осуществление Соединенными Штатами нефтяных и газовых проектов в бассейне Каспийского моря. По его словам, причина этого в том, что данные проекты осуществляются не государственным, а частным сектором. Манн отметил, что энергетическая политика США в этом регионе направлена на содействие развитию энергетического коридора Восток-Запад, и в этом направлении работы успешно продолжаются. ("Ноян Тапан").
"Решение карабахской проблемы зависит от политической воли противоборствующих сторон", - заявил сопредседатель МГ от США посол Стивен Манн 14 июля на пресс-конференции сопредседателей Минской группы ОБСЕ по мирному урегулированию карабахского конфликта. По его словам, ни одна из структур, в том числе и МГ ОБСЕ, не могут предоставить "волшебного решения этой проблемы". "Разрешения карабахского конфликта можно достичь только путем обсуждения этой проблемы сторонами, а также благодаря уступкам, которые должны сделать обе стороны", - заявил Манн. Он также отметил, что Минская группа успешно работает в плане активизации переговорного процесса. ("Ноян Тапан").
Для нас важно то, что в конце переговорного процесса мы будем иметь мирную модель урегулирования конфликта, заявил на состоявшейся в Степанакерте пресс-конференции сопредседатель Минской группы ОБСЕ Стивен Манн. Одновременно он выразил сожаление, что в двух соседних республиках растут поколения, которые в дальнейшем будут смотреть друг на друга как на врагов.
Анри Жаколен
"Кто исчерпал себя - ОБСЕ или, может быть, исчерпали себя Армения и Азербайджан, которые не использовали содействие ОБСЕ в разрешении карабахского конфликта?" - заявил сопредседатель Минской группы ОБСЕ от Франции, посол Анри Жаколен, на пресс-конференции в Ереване, отвечая на вопрос, не исчерпала ли себя ОБСЕ в вопросе мирного урегулирования карабахского конфликта. ("Ноян Тапан").
Анри Жаколен критически отнесся к утверждениям сторон о том, что "время работает на них". "Сегодня стороны, похоже, начинают понимать, что чем дольше длиться конфликт, тем труднее становится его разрешить. Сопредседатели сотрудничают довольно успешно и стараются найти пути, которые приведут к решению карабахской проблемы". ("Айоц Ашхар").
Анри Жаколен признался, что сопредседатели затрудняются ответить на вопрос, регистрировались ли конкретные положительные сдвиги за прошедшие годы в деле урегулирования конфликта. Однако, по его словам, они стремятся найти все пути, которые могут содействовать окончательному урегулированию конфликта в приемлемом для всех сторон варианте. ("Ноян Тапан").
Газета "Азг" пишет, что, представляя в Степанакерте неправительственным организациям программу ЕС "Расширенная Европа: новые соседи", Анри Жаколен отметил, что если Армения и Азербайджан не смогут найти взаимоприемлемый ключ к разрешению конфликта, то они не смогут быть вовлечены в эту программу. "У Минской группы нет возможностей решить вопрос силовым путем, а потому задачей сопредседателей является посадить конфликтующие стороны рядом и способствовать принятию такого решения, которое будет приемлемо для обеих сторон. А это возможно осуществить лишь с помощью компромиссов".
Хоть Евросоюз и не имеет специальных полномочий в урегулировании нагорно-карабахского конфликта, однако эта структура предлагает новую форму содействия, которая может помочь в разрешении проблемы, заявил французский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Анри Жаколен после встречи с президентом Нагорного Карабаха Аркадием Гукасяном. По словам Жаколена, новая программа ЕС "Расширенная Европа: новые соседи" предложит определенные условия тем странам, которые в нее войдут. А.Жаколен сказал, что страны-участницы данной программы должны соответствовать стандартам ЕС, одним из которых является сохранение добрососедских отношений с соседями. Новая инициатива Евросоюза свидетельствует о его заинтересованности в сохранении стабильности на Южном Кавказе и этой возможностью надо воспользоваться, считает французский дипломат. Вместе с тем он подчеркнул, что единственной организацией, ответственной за урегулирование нагорно-карабахского конфликта, остается ОБСЕ, которой подотчетна Минская группа. (PanARMENIAN.Net).
По словам Анри Жаколена, Армения и Азербайджан не пользуются той поддержкой, которую им оказывает Минская группа. Он уверен, что уже в ближайшее время можно будет чего-то достичь, и тогда все поймут, насколько хорош критикуемый сторонами формат. ("Айкакан жаманак").
"Оба президента должны узнать друг друга, сравнить свои взгляды на эту проблему, уточнить свои точки зрения, а для этого нужно время", - заявил Анри Жаколен. Он высоко оценил как встречи между президентами Армении и Азербайджана, так и консультации на уровне министров иностранных дел двух стран. ("Ноян Тапан").
Урегулирование конфликта или замораживание?
Если присмотреться внимательно к высказываниям сопредседателей в Ереване, Степанакерте и Баку, то нетрудно заметить, что наиболее словоохотливым выглядел российский посредник Юрий Мерзляков, пишет аналитическая служба ИА "Де-Факто". Такая же картина наблюдалась и во время предыдущего визита сопредседателей в регион. Причем Юрий Мерзляков не просто говорит больше своих коллег, но и привносит в свои высказывания некую "сенсационность". Так, еще во время прошлого визита, в декабре 2003 года, он без обиняков говорил о занятых армянскими войсками территориях Азербайджана. Так что бакинские СМИ напрасно удивляются тому, что Юрий Мерзляков в ходе последнего посещения региона выдал на-гора "проазербайджанские" высказывания о занятых армянами территориях. По всей видимости, бакинские журналисты просто запамятовали, что происходило в минувшем декабре. Между тем, Юрий Мерзляков делал и "проарамянские" заявления, к примеру, касающиеся целесообразности участия карабахской стороны в переговорном процессе. Так какова же истинная позиция Юрия Мерзлякова - "проазербайджанская" или все же "проармянская"? ИА "Де-Факто" отвечает на этот вопрос однозначно - пророссийская. А значит, непредсказуемая. Вернее, вполне предсказуемая: постараться взять инициативу в свои руки, не допустить внешней активизации американо-французского посредничества. После провала Ки-Вэста западные посредники (и это было отчетливо видно во время их нынешнего визита в регион) старались в своих высказываниях убедить стороны конфликта, что урегулировать проблему должны они сами. Кстати, и российский посредник придерживается такого мнения. Однако при подобной идентичности мнений преимущество автоматически переходит к российской стороне, поскольку тезис "стороны должны сами придти к соглашению, а посредники могут оказать лишь содействие этому" неизбежно ведет к замораживанию конфликта, что, как представляется ИА "Де-Факто", выгодно, в первую очередь, России. Выгодно потому, что Россия в этом случае может, во-первых, спокойно направить свои усилия на разрешение этнополитических проблем на Северном Кавказе, во-вторых, держать под постоянным напряжением маршрут предполагаемой транспортировки нефти и газа из Азербайджана в Грузию и Турцию, а в-третьих, что особенно важно, выиграть время для своего военно-экономического усиления с целью придания собственной роли в регионе большего веса, способного обратить в пользу Москвы происходящие здесь геополитические игры мировых и региональных держав за установление влияния в странах Южного Кавказа. С другой стороны, замораживание конфликта выгодно и американцам, поскольку оно позволяет им продолжить военно-политическое и экономическое проникновение на Южный Кавказ. Сегодняшняя мощь США дает им возможность реализовывать эту задачу без всяких потрясений. Замораживание ситуации отвечает также интересам Турции и Ирана, так как в случае дестабилизации обстановки эти страны вынуждены будут прямо или косвенно вовлечь себя в происходящие процессы, что чревато для них непредсказуемыми последствиями. Словом, войны никто не хочет. И об этом посредники однозначно дали знать руководителям вовлеченных в конфликт сторон. В итоге, с одной стороны, достижение договоренности между конфликтующими странами в обозримом будущем невозможно, с другой - никто не хочет войны, если не считать воинственных словесных заявлений ряда официальных лиц Азербайджана, которые больше смахивают на шантаж, нежели на реальные намерения. Как же в такой ситуации быть сопредседателям? Вот и выдумали они встречи с различными партийцами и общественными деятелями, дабы придать своей миссии видимость активного поиска путей урегулирования, а также найти подтверждение нежелания новой войны общественностью сторон конфликта, пишет агентство. Таким образом, в создавшейся ситуации посредники не столько занимаются урегулированием конфликта, сколько принимают меры по недопущению возобновления военных действий. ИА "Де-Факто" полагает, что с этой целью они еще не раз прибудут в регион. Кстати, о неутешительной перспективе достижения урегулирования конфликта под эгидой сопредседателей МГ ОБСЕ недавно высказался и действующий председатель ОБСЕ Соломон Пасси. Он тоже призвал стороны самим придти к общему согласию. Но прислушаются ли они к авторитетным голосам извне? ИА "Де-Факто" думает, что да. Хотя бы потому, что замораживание конфликта, по сути, выгодно и высшему руководству всех сторон конфликта. Оно позволяет им сосредоточиться на внутренних проблемах, которые с каждым днем обретают все большую значимость в плане сохранения их власти. Между тем, о необходимости скорейшего урегулирования будут говорить все, поскольку призывать к замораживанию неэтично.
Мнения
На вопросы газеты "Айоц Ашхар" ответил председатель парламентской комиссии по внешним связям Армен Рустамян.
Что в особенности интересовало сопредседателей?
Основной упор делался на подготовку общественности Армении и Азербайджана к урегулированию конфликта. Потому что это не только вопрос властей - окончательное решение будет зависеть от общественных мнений двух стран. Сопредседатели считают, что с урегулированием тянуть нельзя, поскольку от этого никому пользы не будет. Они отмечают, что взгляды сторон пока что практически несовместимы, и считают необходимым найти действительно взаимоприемлемый путь. Одновременно было отмечено, что сопредседатели ничего навязывать не будут, могут предложить, но ответственность за урегулирование в первую очередь лежит на сторонах конфликта.
Есть ли у сопредседателей хоть какое-то предложение?
Пока что, вроде, нет. Даже в самых общих чертах нет ничего. Они дали оценку прошедшему переговорному процессу, отметив, что переговорный формат на уровне двух президентов и министров иностранных дел является правильным и оправданным. Вместе с тем, они считают, что настало время более решительных шагов с целью ускорения процесса урегулирования. По мнению сопредседателей, момент сейчас удобный, и в этом смысле они положительно оценивают последние встречи министров иностранных дел в Страсбурге и Праге. В свете общерегиональных событий было отмечено, что если каждая из сторон увидит для себя конкретный интерес, то станет возможным сблизить позиции. Этот подход умещается в рамках логики программы "Расширенная Европа: новые соседи". Они считают, что вовлеченность в эту программу может подвигнуть стороны пойти на компромисс.
Вернемся к технологиям урегулирования. К какому принципу более склонны сопредседатели, пакетному или поэтапному?
Мы обосновали сопредседателям свою приверженность пакетному урегулированию проблемы тем, что невозможно придти к целостному решению, разъединяя отдельные задачи конфликта. И что вопрос совершенно не в выборе между поэтапным и пакетным, а в решении первоочередных задач. В обоих случаях первоочередной является статус Нагорного Карабаха. Если решение этого вопроса не будет обеспечено, то никакой вариант приемлемым считаться не может. Надо четко определить, как будут разрешены главные вопросы. Без решения основного вопроса армянской стороне нет смысла говорить о каких-либо уступках.
То есть сначала вопрос статуса, границы, вопросы безопасности, и лишь потом все остальное?
Да, поскольку невозможно выделить из общего отдельные элементы, решить их, а остальное оставить. Все взаимосвязано - статус, безопасность, границы, вопрос беженцев. Думать, что одному из этих вопросов можно дать локальное решение, а остальные отодвинуть - миф либо глубокое заблуждение. ("Айоц Ашхар").
"Заявления сопредседателей МГ ОБСЕ в ходе нынешнего визита в регион не противоречат друг другу. По мнению посредников, сейчас создался удобный момент для решения конфликта, предложения удовлетворяют обе стороны", - заявил Эм-пи-эй директор азербайджанского Центра политических технологий и инноваций Мубариз Ахмедоглу. По его словам, заявление французского сопредседателя Анри Жаколена о том, что страны, являющиеся хорошими соседями, будут пользоваться расположением Евросоюза, - дипломатическое послание Еревану. "В заявлениях остальных посредников чувствовалась некоторая жесткость по отношению к Армении. Но армянская пресса постаралась исказить их слова и представить общественности в выгодном свете". Как считает политолог, основными вопросами, стоящими сегодня перед посредниками, являются освобождение "оккупированных земель" и поиск общего знаменателя в проблеме статуса Нагорного Карабаха. В определенной степени, считает Ахмедоглу, сопредседатели пришли к согласию, многое прояснится после их встречи с официальными лицами АР. ("Ноян Тапан").
Европа
Доклад специального представителя председателя Парламентской ассамблеи (ПА) ОБСЕ Горана Ленмаркера по карабахскому конфликту, устно представленный на днях на сессии ПА ОБСЕ, можно квалифицировать как документ "добрых пожеланий на скорейшее урегулирование карабахского конфликта", заявил глава делегации Армении в ПА ОБСЕ, вице-спикер Национального Собрания Армении Ваган Ованнисян. Он подчеркнул, что в докладе ничего не говорится о территориальной целостности Азербайджана или о возвращении Нагорного Карабаха, что вызвало определенное недовольство азербайджанской делегации. И это, заявил он, очень важно. Вместе с тем, отметил В. Ованнисян, в докладе используется выражение "оккупированные территории", однако ничего не говорится о том, "какие территории и кем они оккупированы". "Выражение "оккупированные территории" было использовано в контексте необходимости их разминирования. То есть речь шла о необходимости их освобождения и разминирования", - разъяснил вице-спикер. Он сообщил, что Горан Ленмаркер предложил провести следующую встречу армянских и азербайджанских парламентариев осенью в Брюсселе, и лишь после этого Ленмаркер сможет представить окончательный доклад по Нагорному Карабаху. (PanARMENIAN.Net).
Член азербайджанской делегации, возвратившейся с летней сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ, заместитель председателя комиссии по вопросам прав человека Милли Меджлиса (ММ) Рабият Асланова сообщила бакинской "525-й газете", что сессия приняла декларацию, в 59-м пункте которой сказано, что Нагорный Карабах является неконтролируемой зоной: "В этой декларации сказано, что в зонах, появившихся в результате оккупации территории одного государства другим, создаются подходящие условия для торговли людьми и оборота наркотиков. А это значит, что за исключением Армении, все 55 членов ОБСЕ считают Нагорный Карабах неконтролируемой зоной. Для нас это большой успех".
Руководитель армянской делегации, вице-спикер НС Армении Ваган Ованнисян подтвердил принятие декларации в таком виде: "Естественно, подобной зоной считается также Карабах, а следовательно, это решение для нас не было благоприятным". Газета "Айкакан жаманак" отмечает, что за включение в декларацию подобного пункта проголосовал не только Азербайджан, но и Грузия, и Россия.
Комитет министров Совета Европы на своем заседании, состоявшемся 13 июля, рассмотрел и принял Резолюцию о выполнении Азербайджаном Рамочной конвенции "О защите национальных меньшинств", сообщает бакинская газета "Эхо". В документе в частности отмечается, что "нагорно-карабахский конфликт и его последствия значительно препятствовали усилиям по имплементации Рамочной конвенции. Несмотря на общий дух толерантности в Азербайджане, продолжающаяся оккупация значительной части азербайджанской территории и перемещение большого количества людей вызвали напряженность, результатом которой стали дезорганизующие проявления нетерпимости. Есть надежда, что будет найдено долгосрочное и мирное решение существующего конфликта и будут приложены усилия в этом направлении. Окончательное решение должно защищать права всех заинтересованных лиц в соответствии с территориальной целостностью страны и другими принципами международного права".
Как сообщает бакинская "525-я газета", спецпредставитель Европейского союза по странам Южного Кавказа Хейкки Талвитие провел в посольстве Франции в Баку пресс-конференцию, посвященную целям и итогам его поездки в регион. Он сказал, что в ходе поездки обсуждалась карабахская проблема и что он остается при своем мнении о том, что решение проблемы зависит от Азербайджана и Армении, что только после достижения сторонами какой-либо договоренности ЕС может оказать помощь в сфере реабилитации. По его словам, в мандат посла ЕС входит помощь сторонам конфликта, но не участие в переговорах, что возложено на сопредседателей Минской группы ОБСЕ.
Как сообщает бакинская "525-я газета", новоназначенный чрезвычайный и полномочный посол Франции в Азербайджане Ролан Блатман на встрече с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым заявил, что Франция уважает территориальную целостность Азербайджана и не признает независимости Нагорного Карабаха: "Франция весьма удовлетворена тем, что вы продолжаете диалог с президентом Кочаряном. Одновременно Франция как сопредседатель Минской группы ОБСЕ крайне удовлетворена и последовательными встречами и конструктивными переговорами, а также контактами министров иностранных дел. Именно с этой целью мы вместе должны стараться очертить основы реалистичных компромиссов для достижения позитивной динамики на Южном Кавказе. Мы вполне уверены, что этот конфликт должен быть урегулирован путем мирных переговоров".
Газета "Айоц Ашхар" попросила министра иностранных дел Армении Вардана Осканяна прокомментировать мнение президента Азербайджана Ильхама Алиева о том, что усилия Франции в рамках Минской группы ОБСЕ будут направлены на восстановление территориальной целостности Азербайджана. Вардан Осканян сказал: "Как страна-сопредседатель Минской группы, Франция, наряду с двумя другими странами, осуществляет нейтральную, непредвзятую миссию. Азербайджан может чего-то хотеть, но заставлять выполнять свои желания он не может".
Испания выступает за скорейшее и мирное разрешение нагорно-карабахского конфликта на основе норм международного права и территориальной целостности Азербайджана. Об этом, сообщает бакинская "525-я газета", заявил 12 июля в Баку на встрече с вице-спикером Милли меджлиса АР Зияфетом Аскеровым посол Испании в Турции и Азербайджане М. Де Ла Камара.
Россия, Турция, Азербайджан
Применение кипрского варианта при урегулировании карабахской проблемы не совсем осуществимо. Такую точку зрения высказал член правления Армянского общенационального движения (АОД) Давид Шахназарян во время встречи в клубе "Аздак" 10 июля. Он подчеркнул, что если до проведения референдума на Кипре был понятен смысл "кипрского варианта", то после референдума разговоры об этом варианте стали несколько двусмысленными: "Может быть, говоря о кипрском варианте, имеют в виду референдум". А если речь идет не о референдуме, то, по словам Шахназаряна, "кипрский вариант" означает замораживание противостояния, туманность вопроса статуса и исключение военного столкновения. Однако Шахназарян считает опасным для Армении затягивание урегулирования карабахской проблемы, так как "время работает не в пользу Армении". По словам члена правления АОД, в вопросе урегулирования карабахской проблемы Турция должна сыграть определенную роль, так как мнение этой страны важно, и в начале 1990-х годов в этом вопросе Турция определенную роль играла. Однако он считает неприемлемым то, что власти Армении "преувеличивают роль Турции". Отметив, что бывшие армянские власти "обвиняются в протурецких позициях", Шахназарян заявил, что Турции никогда не придавалось такое значение, какое придается ей сегодня. ("Ноян Тапан").
Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров выступил с жестким заявлением по поводу роли Турции в урегулировании нагорно-карабахского конфликта. Газета "Азг" пишет, что, по словам Лаврова, Турция не может в обход официальной Москвы взять на себя роль основного посредника в урегулировании конфликта. Заявив, что Москва может быть гарантом взаимоприемлемого для обеих сторон решения, Лавров отметил, что Россия является основным военным партнером Армении, пишет газета "Азг". Газета сообщает также, что, ссылаясь на публикации в российских СМИ, азербайджанская "525-я газета" пишет, что заявление Лаврова "озадачило политологов Анкары". Российские газеты пишут, что данное заявление сильно обеспокоило партнеров НАТО, сторонников стамбульской встречи министров иностранных дел Армении и Азербайджана. Согласно бакинской газете, российские СМИ писали, что Кремль сильно обеспокоен шагами, сделанными Арменией в сторону НАТО, и что участие Армении в проводившихся в Баку учениях НАТО было воспринято в России неоднозначно.
Бывший советник трех азербайджанских президентов - Аяза Муталибова, Абульфаза Эльчибея и Гейдара Алиева - Вафа Гулузаде в своем интервью бакинской газете "Зеркало" сказал, что "Армения не вернет ни одного района". Гулузаде в очередной раз заявил, что считает Россию виновной в "захвате" азербайджанских районов и Карабаха, "а американцы не понимают карабахскую проблему так, как понимают ее западноевропейцы". "Мы либо должны восстановить свой суверенитет, либо, во имя освобождения 6 районов, навсегда отказаться от Нагорного Карабаха и Лачина".
На днях Милли Меджлис Азербайджана рассмотрел законопроект, представленный партией "Гражданское согласие", согласно которому Азербайджан должен предъявить Армении территориальные претензии. Законодательному органу предложено обсудить вопрос о распространении суверенитета Азербайджана на территории Сюникского региона Армении, а также столицы Армении Еревана. По мнению депутата Фазаила Ибрагимли, ММ должен признать недействительными решения Национального Совета Азербайджана 1918-1920 годов о "передаче Армении Зангезура, а также Еревана в качестве столицы". Об этом пишет газета "Айкакан жаманак" со ссылкой на азербайджанские СМИ.