"Курсом на Афины".

("Красноярский рабочий", 09.07.04)

В норвежском городе Ставангер прошел очередной турнир мировой серии по пляжному волейболу "Norway Open-2004". Норильчанин Роман Аркаев в паре с краснодарцем Дмитрием Барсуком заняли девятое место.

Российская пара обыграла команды Бразилии, Австрии и Словении и уступила двум американским дуэтам. Роман Аркаев является кандидатом в олимпийскую сборную России 2004 года. Турниры мировой серии для него являются отборочными на поездку в Афины. Напомним, чтобы поехать на летние игры в Грецию, нашей паре необходимо попасть в число 23 лучших команд мирового рейтинга. На сегодняшний день наш дуэт с этой задачей справляется.

"День рыбака - в поселках Таймыра".

("Красноярский рабочий", 09.07.04)

С завтрашнего дня по 25 июля в поселках Таймырского автономного округа пройдут празднования Дня рыбака, сообщает ИА "Норильские новости".

Ежегодно жители Таймыра, чья профессия непосредственно связана с промысловым ловом рыбы, собираются на торжественные мероприятия по случаю своего профессионального праздника. По итогам работы за прошедший год лучшие рыбаки будут отмечены специальными призами. Администрация округа награждает самых достойных ценными подарками, главными из которых являются лодочные моторы. Кроме этого, рыбаки получают возможность напрямую пообщаться с руководством округа, обсудить накопившиеся проблемы, поделиться пожеланиями по улучшению условий труда и быта.

"Нестандартные решения текущих проблем".

("Вечерний Красноярск", 09.07.04)

Эффективная деятельность Заполярного филиала "Норильского никеля" напрямую связана с творческим отношением работников к производству. Только за период 2000-2003 гг. экономический эффект от использования изобретений и рационализаторских предложений специалистов Заполярного филиала компании составил 778,4 млн. рублей. Награды, присужденные в 2004 году техническим разработкам специалистов ЗФ на престижных международных форумах, посвященных высоким технологиям, инновационным проектам и вопросам промышленной собственности, внесли значительный вклад в укрепление положительного имиджа компании как динамично развивающегося предприятия с высоким научно-техническим потенциалом. Кроме того, презентации на международных форумах собственных научно-технических разработок и завоевание призовых мест - один из важнейших факторов признания компании как мирового лидера в горно-металлургическом бизнесе.

По итогам работы форумов, а также в связи с празднованием Дня изобретателя и рационализатора, дипломами и благодарственными письмами отмечена работа 169 специалистов Заполярного филиала "Норильского никеля" - работников компании, способных нестандартно решать технологические вопросы с максимальным использованием внутренних резервов.

"Норильские изобретатели - лучшие!".

("Вечерний Красноярск"; "Комсомольская правда" в Красноярске"; "Известия-Красноярск", 09.07.04)

"Успех творческих разработок специалистов Заполярного филиала ГМК "Норильский никель" на IX Международной выставке-конгрессе "Высокие технологии. Инновации. Инвестиции", состоявшейся в Санкт-Петербурге в июне, был предопределен", - считает заместитель главного инженера ЗФ по техническому развитию Николай Кайтмазов.

На выставке творческий и новаторский потенциал специалистов Заполярного филиала ГМК "Норильский никель" был оценен весьма высоко: восемь технических решений, заявленных на выставке как изобретения (по ним получены положительные решения о выдаче патентов РФ), получили четыре золотые и две серебряные медали. "Это изобретения нового поколения, созданные как составляющие новой истории технического прогресса в "Норильском никеле, являются существенным вкладом специалистов ЗФ в интеллектуальный капитал компании", - подчеркнул начальник Управления перспективного развития Михаил Нафталь. Соответствующим был и уровень экспертизы изобретений, которая была представлена докторами наук и профессорами из различных научно-исследовательских и проектных институтов России. С приветственным словом на открытии выставки выступил нобелевский лауреат, физик Жорес Алферов.

В международной выставке "Высокие технологии. Инновации. Инвестиции" приняли участие более 250 промышленных предприятий, компаний и фирм. Однако интерес к "Норильскому никелю", который впервые участвовал в выставке такого уровня, был одним из самых высоких. Самым большим было и количество наград, которые получил Заполярный филиал компании.

"Норильский никель", стремясь к мировому лидерству, продолжает и развивает традиции создания объектов интеллектуальной собственности Норильского комбината. По мнению Николая Кайтмазова, сегодня это необходимо, чтобы стать настоящим лидером мирового горнорудного бизнеса. Все больший интерес проявляет компания к сфере высоких технологий, и ее успех на международных смотрах технической мысли - яркое тому подтверждение. Николай Кайтмазов подчеркнул, что сегодня в Заполярном филиале компании используется около двух тысяч изобретений, ежегодный экономический эффект от которых составляет примерно 2 млрд. рублей.

"Магия Енисея".

("Красноярский рабочий", 09.07.04, Татьяна Попова, Елена Попова, Сергей Захаров)

Летом, даже если оно прохладное, все равно тянет к воде - к фонтанам, озерам, рекам. Видимо, вода обладает магнетизмом, и чем ее больше, тем тяга сильнее. Некоторые ученые считают, что в воде сконцентрирована особая энергия, насыщенная накопившейся веками информацией. Согласитесь, ведь после сложного дня лучше всего снять усталость помогают солевые ванны с пышной пеной или упругие струи прохладного душа. Окатишься водой - и словно заново родился. Нашим горожанам в этом отношении очень повезло. Красноярск стоит на великой реке, впадающей в океан. Поэтому упустить уникальную возможность - отправиться хотя бы в краткосрочный круиз на корабле - считаю невосполнимой потерей. Узнав, что "Дюла-Сибирь" приглашает жителей края в короткое, но романтическое путешествие, я тоже приобрела билет на трехпалубный красавец теплоход "Александр Матросов".

Пока теплоход стоит у берега, ощущения вполне земные. Но как только полоску воды между сушей и палубой уже не перепрыгнуть, чувства меняются полярно. Там, на маленьком пятачке набережной, остались все мои заботы и незавершенные дела. Хочешь не хочешь, а им придется подождать до утра - именно на столько рассчитано ночное путешествие. Все это время пассажиры корабля будут находиться во власти капитана и его команды. Разместившись в уютной каюте на солнечной палубе, отправляюсь в гости к хозяину судна, которого нахожу в рубке. Итак, позвольте представить: отличник речного флота, потомственный капитан Олег Юрьевич Попов.

- Теплоход "Александр Матросов" вступил в зрелый возраст, - начал свой рассказ Олег Юрьевич.- Нынче ему исполнилось 50 лет. Акт о приемке судна был подписан 8 июня 1954 года. Родился наш красавец на судоверфях Германии. Первым из такого класса судов был построен теплоход "Валерий Чкалов", а уже потом, с учетом допущенных огрехов, - и наш лайнер. Первый теплоход тоже работал у нас, сейчас он бороздит просторы Волжского бассейна. Правда, "жив" ли он, я точно не знаю.

Олег Юрьевич - сын капитана, уже четверть века проработал в Енисейском речном пароходстве. Его отец, Юрий Владимирович, отходил по Енисею 40 лет. Начинал свою трудовую деятельность Олег Попов на грузовом судне "Вячеслав Шишков" и совсем не предполагал, что судьба забросит его на пассажирский флот. Судов такого класса, река-море, у нас было всего два - "Шишков" и "Назаров". Сейчас эти суда работают в Черноморском бассейне. А Олег нынче открыл уже 9-ю навигацию, являясь капитаном лучшего пассажирского теплохода в Енисейском бассейне, который отдан во власть туристов. На воде свои законы, и отношения здесь тоже не земные. Поэтому команда, однажды сплотившись, остается неизменной долгие годы.

- Экипаж стабильный, - с гордостью за свой коллектив говорит капитан. - Меняются только ребята рядового состава, которые уходят в армию, но потом чаще всего возвращаются в родную стихию. Женская часть экипажа тоже остается верной своему кораблю. Некоторые бортпроводницы сюда пришли в 18-летнем возрасте. Сейчас им по 30. У всех семьи, дети, но юношеская романтика так и не покинула их души. Именно от них зависят чистота, уют на судне, настроение пассажиров.

Вторым по значимости человеком на теплоходе является старший помощник капитана Владимир Князев. На вопрос, как он попал в речной флот, смеется, мол, соседка напророчила, постоянно говорила: быть тебе, Володя, моряком. Страсть к кораблям у Князева с детства. Он любил строить парусники, яхты. Начинал с ручейков, потом пропадал на озерах.

- Получается, что действительно вся жизнь прошла на теплоходе, - улыбается Владимир.- Жена провожала и встречала. Дети, а их у меня четверо, первые шаги сделали в моей каюте. Сейчас у меня уже двое внуков. А Енисей по-прежнему люблю за красоту и непредсказуемость.

О первом штурмане Константине Осадчем капитан тоже сказал много добрых слов. Они вместе работали на грузовых судах. Сдружились. У Константина поистине золотые руки. Ведь теплоход команда ремонтирует своими силами, а для этого не только нужно вкладывать душу, но и многое уметь. Под стать первому и второй штурман, Евгений Семенов. Старожил "Александра Матросова", он в свое время закончил подтесовский лицей ночников, а сейчас учится заочно в Новосибирской академии водного транспорта. Главный механик Владимир Хлопков - первый человек на теплоходе по механической части. Его первый помощник Иван Казаков в буквальном смысле блоху подковать может. Он в одном лице - слесарь, сварщик, токарь и фрезеровщик, причем с большой буквы. Теплоходу 50 лет, но благодаря усилиям команды профессионалов внешний вид и механизмы в хорошем состоянии. И отдыхается на нем (скажу, положа руку на сердце!) ничуть не хуже, чем на современном корабле "Антон Чехов", который, увы, сегодня швартуется к другим берегам. Ведь главное-то - река, Енисей, небо над ним и чайки. Все это осталось с нами.

Несмотря на ночную свежесть, с палубы никто уходить не хотел. Было искреннее веселье, чему немало способствовал творческий коллектив группы "Яхонт". Его руководитель Флорид Исламов такие коленца извлекал из аккордеона, что ноги сами пускались в пляс. А аранжировщик и композитор Андрей Иголкин на своем саксофоне "выдувал" такое, что заставлял душу трепетать. Был искренен в своих песнях и солист группы Павел Ситушкин. Временами казалось, что его голос достигал облаков, которые служили сводом импровизированного концертного зала. Все были счастливы, романтическое путешествие длилось до утра.

На корабле я познакомилась со своей однофамилицей, Еленой Поповой, которая к тому же оказалась дочкой капитана. А кто может лучше рассказать об изюминках речных круизов, чем дочь капитана?

ТЕПЛОХОД - МОЙ ВТОРОЙ ДОМ

Мне приятны воспоминания о моем детстве. Они связаны с рекой, с бесконечностью таежных просторов, с жизнью на теплоходе. Биографии отца и дедушки связаны с рекой, потому и большая часть моих летних каникул тоже прошла здесь. Енисей - моя малая родина. Можно сказать, что я выросла на теплоходе, который называю своим вторым домом.

Путешествие в таежную романтику начинается с набережной у речного вокзала. Этот уголок, я считаю, самый красивый в нашем городе. Когда едешь по коммунальному мосту в направлении к речного вокзала, особенно вечером, всегда приятно наблюдать теплоход, стоящий в огнях, которые фантастической мозаикой отражаются в речной глади. Картина просто завораживает!

На теплоходе время как бы снижает свои обороты. Оно не летит так быстро, как на берегу. Оно отдыхает вместе со мной. На судне своеобразные жизнь и быт, к которым очень быстро привыкаешь. Там определенный режим, который, в принципе, можно и не соблюдать, но никак нельзя пропустить время завтрака, обеда и ужина, дабы не остаться голодным.

Я всегда любила наблюдать за посадкой пассажиров. Интересна суета людей, ищущих свои каюты. Весь экипаж в форменных костюмах, теплоход готов к отплытию. Звучит легендарное "Прощание славянки", и под волнующие звуки этой музыки теплоход отправляется в рейс. В душе бурлят прекрасные чувства, такие же, как волны Енисея. А какие места на Енисее - глаз не оторвать! Самые красивые - это Казачинские пороги, Осиновский перекат, острова Кораблик и Барочка. Обстановка на теплоходе ни к чему не принуждает. Хочется расслабиться и "утонуть" в водно-воздушном пространстве.

Конечно же, развлечения на теплоходе есть. Они планируются организаторами увеселительных мероприятий рейса и проводятся либо на шлюпочной палубе в кормовой части теплохода, либо в музыкальном салоне или кинозале. На "зеленых" стоянках организуются шашлык или уха, если позволяет погода. Кто не любит посиделок на природе, может отдохнуть в баре или ресторане. Там всегда приятная атмосфера. В солнечную погоду можно позагорать или посидеть на палубе и подумать о жизни, а в дождливую - просто почитать в уютной каюте или послушать радио. Приятное позвякивание (из-за работы двигателя теплохода) стоящих на столе в каюте бокалов и графина с водой действует успокаивающе (особенно ночью). Под такое звуковое сопровождение очень хорошо спится.

Вечером туристы преображаются: сбросив майки и бриджи, принарядившись в красивые платья, туфельки-лодочки, они становятся совершенно другой публикой. Изысканной! Всем хочется выглядеть привлекательно, особенно женщинам, и танцевать, танцевать, растворяясь вместе с музыкой в ночном пространстве реки и тайги. Отблески закатов - а на Енисее небо меняется каждую минуту - волнуют, будоражат душу. Хочется просто окунуться в это прекрасное зрелище и ни о чем не думать.

Мгла постепенно сменяется утренним туманом, теплоход сбавляет ход. Кто-то из пассажиров еще гуляет по палубам, а кто-то уже отдыхает. После перехода через Полярный круг тьма больше не появляется на горизонте. Ночь и день сливаются. Но на обратном пути все встает на круги своя.

За бортом теплохода мелькают енисейские просторы. Когда до конца рейса остается пара дней, туристы не хотят свыкаться с мыслью, что очень скоро этот уютный мир разрушит реальность, бешеная скорость будней, что умиротворенность опять сменится постоянным беспокойством о насущных делах.

Но вот и все. Мелькают огни Красноярска. Теплоход движется к речному вокзалу, гудком извещая о своем прибытии. Пассажиры суетятся, собирают свои вещи. У причала много встречающих. Капитан командует: "Экипажу приготовиться к швартовке по правому борту, боцману пройти на бак!" Через несколько мгновений трап соединяет теплоход с сушей. Постепенно судно пустеет. Через некоторое время проводники начинают убирать каюты, готовя их для других туристов. Над шумом речного вокзала пролетает эхо закончившегося путешествия. Я испытываю такие ощущения каждую навигацию. Они не исчезают, они уже стали частью меня и всей моей жизни.

Материалы полосы подготовлены Татьяной Поповой, Еленой Поповой и Сергеем Захаровым. Фото Александра Егорова и из архива семьи капитана Попова.