"Новые обязанности Николая Худых".

("Красноярский рабочий", 02.07.04)

На днях губернатор Александр Хлопонин прокомментировал журналистам возложение на главного федерального инспектора по Красноярскому краю Николая Худых обязанностей главного федерального инспектора в Эвенкийском автономном округе.

Основной вопрос, волновавший журналистов: не означает ли такое назначение начало процесса объединения субъектов Федерации? На это Хлопонин ответил: "Николай Худых нас опережает. Я не думаю, что такое назначение связано с укрупнением регионов. Это просто реформа в рамках федеральных органов власти по сокращению своих представительных функций на территориях. Тем не менее для нас новые обязанности, возложенные на Худых, скорее плюс, чем минус".

"Всероссийскую акцию поддержали в Красноярске".

("Красноярский рабочий", 02.07.04)

Вчера перед зданием краевой администрации прошел митинг, организованный краевыми обществами инвалидов и ветеранов в рамках всероссийской акции протеста против замены натуральных льгот денежной компенсацией. Их поддержали красноярские профсоюзы.

Один из организаторов акции, председатель правления краевого отделения союза "Чернобыль России" Владимир Михайлов сказал: "Цель сегодняшнего митинга - сохранить право людей на льготы. Мы не возражаем против альтернативы - либо денежная компенсация, либо льготы, но у человека должно быть право выбора.

А сегодня проект предлагаемого закона о замене льгот денежной компенсацией не прописывает принципа добровольности.

Предлагается это сделать в постановлении правительства, но его, как известно, можно очень легко изменить, а закон есть закон. Поэтому мы выступаем против принятия закона в первом чтении, потому что деньги без права на льготы нам не нужны".

"Бочка покатилась".

("Известия-Красноярск", 02.07.04, Андрей Андреев)

Мрачные прогнозы сырьевых цен задевают регион лишь отчасти.

Сразу после того как американцы передали власть новой администрации Ирака, аналитики рынка отметили, что цена нефти заметно упала. Многие склонны видеть в факте передачи гарантию стабилизации обстановки в стране и как следствие - возобновление постоянного экспорта иракской нефти в полном объеме. Так, во вторник американская "легкая" нефть подешевела на 30 центов - до 35,94 доллара за баррель, а британская нефть марки "брент" на 25 центов - до 33,45 доллара за баррель, передает агентство Reuters. "Цены на нефть упали к самому низкому уровню за последние два месяца, поскольку теперь риск терактов на иракских нефтепроводах существенно снижен", - заявляет Дэвид Тертелл, аналитик Commonweath Bank of Australia. Ранняя передача власти сбила рынок с толку, отметил он.

На россиянах эта тенденция пока не сказалась: впрочем, по отзывам специалистов, некоторое падение цены углеводородного сырья может повлиять на фьючерсные нефтяные контракты. А именно - сегодняшние сделки о купле-продаже горючего в определенный день и час, обычно через несколько недель или месяцев с момента подписания договора. Вряд ли российский бюджет понесет заметные убытки в нынешнем году, считают федеральные СМИ, а вот что касается года будущего - пока трудно сказать что-либо определенное. Но некоторые факторы включаются в игру уже сегодня. Например, такой: правительство с 1 августа повысит пошлины на сырую нефть и нефтепродукты, сообщил в среду глава Министерства экономического развития и торговли Герман Греф. "Динамика пошлины на нефтепродукты будет следовать динамике пошлин на нефть", - сказал министр. Но, по его словам, "не обязательно, что пошлина на нефтепродукты будет составлять до 90 процентов от пошлины на сырую нефть, и не обязательно, что будет пропорциональное повышение". Греф пояснил, что при этом необходимо сохранить динамику внутренних цен на нефтепродукты, чтобы не было быстрого увеличения, но вместе с тем, какой выразился, "не закрыть экспорт". Действительно, определенные опасения по поводу снижения экспортных доходов наша газета высказывала еще в январе 2004 года.

Но источник в краевой администрации заявил "Известиям-Красноярск", что ключевое значение для казенных денег территории по-прежнему имеет не столько нефть, сколько цветные металлы. В связи с этим следует отметить, что перспективы важнейшего бюджетообразующего предприятия края - "Норильского никеля" - оценивались несколько дней назад на годовом собрании акционеров и выглядели достаточно уверенными.

Кроме того, по поводу цен на никель подробно высказался заместитель председателя правления "Норникеля" Леонид Рожецкин. По его словам, в 2004 году компания увеличит капитальные затраты до 509 миллионов долларов. Это вызвано тем, что "Норникель" рассчитывает на сохранение высоких цен на никель, достигших в первой половине 2004 г. многолетних максимумов.

"Рост потребления в мире с одновременной неспособностью производителей увеличить производство приведет к тому, что высокие цены (на никель) останутся надолго", - сказал Леонид Рожецкин. К примеру, в январе цены на этот металл достигли 15-летнего максимума: 17720 долларов за тонну, однако после этого несколько снизились и к 22 июня составляли примерно 14 800 долларов за тонну. По словам Рожецкина, спрос на никель, на который последние два года приходится более половины выручки компании, растет из-за прироста потребления в Азии.

Зампред правления компании также сообщил, что капитальные затраты в 2004 г. составят 509 миллионов долларов по сравнению с 446 миллионами долларов в 2003 году.

"В России есть золотые месторождения мирового класса, которые мы хотели бы приобрести", - сказал представитель компании, повторив, что "Норникель" заинтересован в приобретении месторождения Сухой Лог, которое считается крупнейшим месторождением золота в России.

СПРАВКА "ИЗВЕСТИЙ"

"В ближайшие годы вклад сырьевого экспорта в прирост ВВП сократится более чем в три раза по сравнению с 2003 годом", - такой прогноз сделал премьер-министр России Михаил Фрадков, выступая на VIII Санкт-Петербургском международном экономическом форуме, "Ситуация в экономике страны несет новые вызовы и возможности, постепенно исчерпывается потенциал роста, связанный с сырьевым фактором", - подчеркнул премьер. Иными словами, основной источник российского экономического роста - сырьевой сектор - иссякает, однако другой - обрабатывающий - пока еще не набрал силу. Занять главенствующее положение в экономике компаниям, больше ориентированным на внутренний потребительский рынок, мешает импорт. Не секрет, что по мере роста доходов граждане в погоне за качеством стремятся покупать импортные товары, а предприниматели - иностранное оборудование, комплектующие и сырье. По статистике, к концу 2003 года импорт подобрался к отметке $70 миллиардов. Это на 20% выше уровня 2002 года.

"Стальной подарок".

("Красноярский рабочий", 02.07.04, Дмитрий Лапин; Краевое радио "Центр России", 02.07.04)

В воскресенье, 4 июля, будет отмечаться День работников морского и речного флота. К этому празднику на Красноярской судостроительной верфи енисейским речникам сделали подарок - новую лесовозную баржу.

"Подарок" весом 400 тонн проехал по густо смазанным солидолом спусковым брусьям, да так, что те аж задымились. Баржа как-то неожиданно грациозно плюхнулась в Енисей, заколыхавшись на ею же поднятой волне. Буксиры "Шарыпово" и "Тасеево" нежно подставили свои скулы под ее стальной бочок и аккуратненько, как дворовая челядь подгулявшего барина, повели баржу к достроечной стенке. Ей, этой барже-площадке проекта 82260, уже в нынешнюю навигацию предстоит возить по Енисею грузы - тысячи тонн леса, контейнеров, колесной техники и прочего.

Енисейские речники всерьез взялись за обновление своего флота. Только в этом году они получают уже четвертое новое или капитально модернизированное судно. Спущенная в среду на воду баржа - вторая в новой серии барж-лесовозов грузоподъемностью 2180 тонн. Головное судно серии, построенное в прошлом году, нынче уже работает на Нижней Тунгуске и неплохо себя зарекомендовало. А тем временем на стапелях верфи заложена третья баржа проекта 82260. Всего же планируется построить 21 подобное судно, что позволит вывести из эксплуатации несамоходные лесовозы постройки 50-60-х годов. У речников есть стойкая уверенность, что объем перевозок грузов по Енисею будет расти и их услуги станут крайне востребованными. Увы, в 90-е годы флот пароходства практически не пополнялся новыми судами, а многие из имеющихся отработали по 30-40 лет. К счастью, енисейская вода неагрессивна, и металл в реке ржавеет медленно, это вкупе с мастерством судоводителей позволяет эксплуатировать суда десятилетиями.

Вот и новой барже уготована долгая жизнь - сваренная красноярскими корабелами из хорошей череповецкой стали, лет сорок она точно прослужит. Что ж, Красноярская судоверфь стабильно работает, хотя и не на полную нагрузку. Корабелы стабильно получают зарплату, хотя и не очень высокую. Но один факт полностью убедил меня в том, что судостроение в Красноярске не "загибается", - верфь модернизирует производство, осваивает новые технологии и нуждается в квалифицированных специалистах-кораблестроителях. Так, детали корпуса баржи кроили на недавно модернизированной машине плазменной резки металла "Кристалл", а проектирование и разметка корпуса производились с использованием компьютерной программы Sea Solution.