"Чиновники украли взятку".

(Коммерсантъ. 01.07.04. О.Кораблева, И.Клебанский)

Вчера в Красноярском краевом суде был оглашен приговор двум чиновникам из администрации Александра Лебедя - бывшему вице-губернатору Валерию Суладзе и бывшему советнику по культуре Якову Акиеву. Суд признал их виновными в получении крупной взятки и назначил обоим внушительные сроки. И защиту, и обвинение наказание не устроило.

Суд признал доказанными два из семи эпизодов, связанных с получением замгубернатора по строительству Суладзе взятки при посредничестве Якова Акиева и нецелевым расходованием бюджетных средств. Первый эпизод относится к 14 июня 2002 года, когда и были задержаны чиновники. В тот день директор местной строительной компании "Сибиряк" Владимир Егоров передал им $250 тыс. По материалам дела, предприниматель передавал чиновнику деньги неоднократно, а Валерий Суладзе должен был за это ходатайствовать перед Федеральной службой финансового оздоровления о назначении господина Егорова исполнительным директором Красноярского цементного завода. Это позволило бы господину Егорову получить дешевый цемент для нужд его компании. Однако завод предпринимателю не достался, и перед тем, как отнести деньги 14 июня, тот пожаловался в ФСБ. Расходование же 115 млн рублей из бюджета края всплыло уже в ходе расследования дела о взятке. В частности, из этих средств была оплачена пролоббированная господином Суладзе сделка по приобретению в Швеции линии для производства стройматериалов, которую толком никто не использовал.

Судья Виктор Яцек оглашал приговор два дня. Журналистов председательствующий удалил из зала еще во вторник, а пустил только на оглашение резолютивной части в среду. Все это время адвокаты и подсудимые держались бодро. "Ушли эпизоды по взяткам: они были полностью построены на показаниях одного Егорова. Я так понял, что судья все это во внимание не принимает", - радовался адвокат Александр Молохов. Однако приговор оказался обвинительным. Гособвинитель Андрей Анциферов требовал приговорить Валерия Суладзе к 12 годам и 6 месяцам, а Якова Акиева - к 8 годам лишения свободы. Судья Яцек назначил им меньшие сроки - 7, 5 и 7 лет соответственно. Оба бывших чиновника, коротко стриженые и одетые в траурные костюмы и черные рубашки, выслушали окончание приговора с каменным выражением лиц. Завершив чтение, Виктор Яцек спросил Валерия Суладзе: "Подсудимый, вам понятен приговор?" Господин Суладзе, едва усмехнувшись, ответил: "Да, ваша честь, все понятно". Яков Акиев на тот же вопрос отреагировал нервно, громко воскликнув: "Да, мне давно все понятно!" "Подсудимый, все комментарии потом, приговор можно обжаловать в течение десяти дней!" - отреагировал судья. Сразу же после этого журналистов попросили покинуть зал.

Еще через пять минут выяснилось, что и защита осужденных, и представители гособвинения не согласны с приговором. Защитник Валерия Суладзе Александр Молохов заявил: "Приговор будет обжалован в кратчайшие сроки. Я сегодня не услышал разумного опровержения доводов защиты. Суладзе оправдан по пяти эпизодам, в которых все основано на показаниях Егорова. Судья признал в приговоре, что показания главного свидетеля Егорова недостоверны. Но в одном случае судья верит Егорову, а в другом - нет. Это логическое противоречие в приговоре очевидно". А прокурор сообщил, что обвинительный приговор господам Суладзе и Акиеву - это "предупреждение всем тем, кто нечист на руку". "Однако мы обжалуем приговор, так как считаем его недостаточно жестким", - подытожил Андрей Анциферов.

"Есть рекорд!".

(Новые Известия, 01.07.04. А.Андреева, А.Богомолов)

Вчера в краевом суде Красноярска был вынесен приговор по делу бывшего заместителя губернатора края Валерия Суладзе. Его признали виновным в злоупотреблении служебным положением и в получении взятки в размере 250 тыс. долларов. Это рекордная для России сумма единовременной взятки, которую удалось доказать суду. Ближайшие 7, 5 года Суладзе проведет в колонии строгого режима, если, конечно, его адвокаты не сумеют добиться пересмотра приговора.

Юристы уже называют процесс рекордным: мало того что судья был вынужден изложить приговор почти на тысяче машинописных страниц и оглашать его два дня, так еще речь идет о самой крупной в России доказанной следствием взятке. Валерия Суладзе обвиняли в бюджетных хищениях в особо крупных размерах, в превышении должностных полномочий и получении взятки. Пособником этих преступлений признан советник главы региона Яков Акиев.

Заместитель губернатора Красноярского края по строительству Валерий Суладзе и советник губернатора Яков Акиев были задержаны в июне 2002 года. Валерий Суладзе, как показало расследование, вымогал у гендиректора одной из красноярских строительных фирм Виктора Егорова "вознаграждение" в размере 250 тыс. долларов за получение подряда на строительство, а советник Акиев выступал посредником. Впоследствии следователи предъявили Суладзе обвинения в получении в качестве взяток еще 600 тыс. долларов, а также в нецелевом расходовании 115 млн. рублей из дорожного фонда края.

Этот процесс расколол политические и предпринимательские круги Красноярска.

Одни утверждали, что Суладзе виновен, и охотно свидетельствовали против него, другие активно защищали вице-губернатора. Так, экс-директор "Красноярскгражданпроектинститута" Дмитрий Шутов утверждал, что передавал Суладзе деньги за свое назначение на эту должность. А депутат законодательного собрания края Александр Шведов вообще заявил, что Валерий Суладзе поднял регион, а показания свидетелей о взятках -полный бред. Положительную оценку деятельности Суладзе на посту заместителя губернатора дал и бывший председатель Госстроя РФ Анвар Шамузафаров.

В итоге суд приговорил Валерия Суладзе к 7, 5 годам лишения свободы в колонии строгого режима. Однако судья счел доказанными только два эпизода из семи, инкриминированных бывшему вице-губернатору. Его признали виновным как раз в нецелевом расходовании 115 "дорожных" миллионов и получении "рекордных" 250 тыс. долларов. Яков Акиев получил семь лет.

"Срок для вице-губернатора".

(Время новостей. 01.07.04 А.Климович)

Прокуроры и адвокаты недовольны исходам суда над соратником Лебедя

Вчера Красноярский краевой суд приговорил бывшего заместителя генерал-губернатора Красноярского края Александра Лебедя Валерия Суладзе к семи с половиной годам лишения свободы в колонии строгого режима. Суд признал его виновным в нецелевом использовании средств регионального дорожного фонда, что нанесло ущерб краевому бюджету на сумму 125 млн руб., но, самое главное - в получении взятки в размере 250 тыс. долл. Бывший помощник генерал-губернатора по культуре Яков Акиев за пособничество в получении взятки приговорен к семи годам лишения свободы.

Судья начал читать приговор еще во вторник утром и закончил только в среду во второй половине дня. Приговор насчитывает более 1000 страниц с показаниями десятков свидетелей и материалами всевозможных экспертиз.

Валерий Суладзе выслушал решение суда спокойно, а вот Яков Акиев не удержался от ехидства. Когда его спросили, понятно ли решение суда, г-н Акиев заявил: "Конечно, ваше высочество!" За что немедленно получил от его чести замечание.

Адвокаты Валерия Суладзе утверждают, что они с первых же слов поняли: приговор будет обвинительным. Однако защиту в данном случае трудно в чем-то упрекнуть. Благодаря стараниям адвокатов суд признал бывшего чиновника невиновным в неоднократном получении взяток на общую сумму 610 тыс. долл. и "переквалифицировал", как говорят юристы, суровое обвинение в "злоупотреблении служебными полномочиями" на более мягкое "нецелевое использование". За это столь высокопоставленных чиновников в нашей стране обычно штрафуют и оставляют на службе.

Суд признал доказанным только один эпизод мздоимства - сцена передачи 250 тыс. долл. в номере одной из дорогих московских гостиниц была записана оперативниками регионального управления ФСБ на видеопленку.

Эти деньги Валерий Суладзе получил от генерального директора строительной компании "Сибиряк" Владимира Егорова. Г-н Егоров хотел с помощью Валерия Суладзе, курировавшего в администрации Лебедя строительный комплекс, занять место арбитражного управляющего Красноярского цементного завода - в 2002 году это предприятие было признано банкротом. Однако сумма, которую хотел получить за свои услуги г-н Суладзе, показалась Егорову завышенной. Так что перед тем, как принести деньги чиновнику, директор "Сибиряка" побывал в Красноярском региональном управлении ФСБ и заявил, что готов дать показания против Суладзе и оказать всемерное содействие следствию в обмен на иммунитет от уголовного преследования. Как предполагает защита, такую гарантию Владимиру Егорову смогли дать только в главном управлении ФСБ, поэтому операция по передаче Валерию Суладзе 250 тыс. долл. проходила именно в столице. Впрочем, московские контрразведчики получили за риск неплохую компенсацию - вся изъятая валюта по решению краевого суда остается в их распоряжении.

Защита Суладзе уже готовит кассационную жалобу в Верховный суд России и надеется добиться полного оправдания для своего клиента. "Приговор не обоснован, выводы суда не мотивированы, разумные опровержения доводов защиты отсутствуют, поэтому в кратчайшие сроки мы обжалуем это решение", - заявил вчера адвокат Валерия Суладзе Александр Молохов.

Недовольна приговором и другая сторона. Напомним, что обвинение требовало приговорить г-на Суладзе к 12 годам лишения свободы. По словам старшего прокурора Андрея Анциферова, Красноярская краевая прокуратура обжалует решение в Верховном суде. "Мы считаем, что вина Суладзе доказана в ходе судебного разбирательства, и суд должен был оценивать собранные доказательства в совокупности, а не отдельными эпизодами", - заявил г-н Анциферов.

Валерия Суладзе арестовали 2 июня 2002 года прямо в служебном кабинете, так что два года из назначенных ему семи с половиной лет он уже отсидел. Г-н. Суладзе был одним из "долгожителей" в команде Александра Лебедя, что уже характеризует его как незаурядного человека - как известно, красноярский губернатор за четыре года своего правления поменял больше ста заместителей. Более того, Валерий Суладзе пришел в администрацию в 1998 году, а уже через полтора года Александр Лебедь направил в администрацию президента представление к ордену Почета на своего заместителя.

"Теперь слово за депутатами".

(Парламентская газета 01.07.04)

Проект Лесного кодекса РФ уже в сентябре будет передан на рассмотрение Государственной Думе, работа над его созданием практически завершена. Об этом вчера сообщил руководитель Федерального агентства лесного хозяйства страны Валерий Рощупкин. По его словам, Лесной кодекс РФ должен сделать более рациональным использование древесных ресурсов страны. Как пример был рассмотрен Красноярский край, который обладает пятой частью лесных запасов России и где можно добывать 36 миллионов кубометров качественной древесины в год, но добывается не более четверти от этого объема. Причем из-за нехватки местных мощностей по глубокой переработке древесины ее экспорт более чем на 90 процентов осуществляется в виде бревен, что наносит существенный урон экономике региона, в котором лесная отрасль имеет все основания быть приоритетной. Кроме того, растет незаконная добыча древесины. Только за 2004 год по преступлениям в этой сфере было возбуждено около 200 уголовных дел. Соб. инф.

"Александр Хлопонин: "Я не разочаровался, мне интересно работать губернатором".

("Красноярский рабочий", 01.07.04)

Наша беседа с губернатором Красноярского края Александром Хлопониным состоялась вечером, в конце длинного и напряженного трудового дня. Тем не менее, Александр Геннадиевич любезно согласился ответить на вопросы журналистов.

- Можно ли сказать, что в вопросе объединения края, Эвенкии и Таймыра мы подошли к некой черте, за которой лишь предсказуемые события и финал?

- Можно сказать, подходим. Давайте я сразу попытаюсь выстроить некоторую логику действий. В иных СМИ пытаются представить события так - вроде как собрались губернаторы и решили "торгануть" с федеральным центром своим объединением. Это неправильный посыл. Есть реальная инициатива трех губернаторов и трех председателей Законодательных Собраний - сейчас назрели объективные условия, позволяющие сделать резкий экономический скачок через процесс объединения трех субъектов РФ в единый Красноярский край. Скачок, позволяющий людям реально почувствовать позитивные изменения уровня жизни.

Чем это обусловлено? В то время как в стране проходит огромное количество реформ - административная, местного самоуправления и т. д. - мы вдобавок к ним предлагаем реформу административно-территориального деления. Зачем? Посмотрите, где у нас на сегодняшний день находятся экономические перспективы развития того же Таймырского автономного округа. За счет чего именно эта территория будет развивать свой потенциал, позволяющий ей стать регионом-донором? Ответ очень простой - значительная часть экономического потенциала Таймыра лежит на стыке с Красноярским краем. Почему? Программа переселения "Север - Юг" завязана на Красноярский край, ведь именно в южные районы края переселяем пенсионеров из Заполярья. Система здравоохранения на юге края действует более эффективно, здесь у нее больше возможностей. Молодежь сегодня едет учиться с Севера куда? В Красноярск. Где у молодых людей сегодня больше шансов найти перспективную работу? В Красноярском крае. Где находятся основные нефтяные месторождения, к инфраструктуре которых будет привязываться освоение газовых и газоконденсатных месторождений Таймыра? На севере Красноярского края. Уже сейчас принято решение вести трубопровод от Ванкора на Диксон. Представляете, какая инфраструктура будет создана при реализации этого проекта? Это и есть тот экономический потенциал, которым будет прирастать Таймыр в случае объединения с краем.

Такое укрупнение регионов, как мы задумали, для государства является очень качественным инвестиционным проектом. Поодиночке бегать в федеральные структуры и просить "дайте нам денег, мы кусочек трубы построим" - это бред. А в случае объединения мы придем и скажем: вот наш край, вот его экономический потенциал, ваши инвестиции придут на мощную, экономически развитую "донорскую" территорию. Это совсем другой подход, ведь у нас регион экономического роста, опорный регион Российской Федерации. Поэтому сомнений ни у кого нет, надо объединяться.

Но на переходный период процесса объединения (а этот процесс, увы, не может пройти за один день) возникает ряд экономических рисков. Эти риски связаны с перераспределением бюджетных полномочий между федеральным центром и регионами. Эти риски связаны с фондом финансовой поддержки, который раньше выделялся и помогал территориям, а теперь нет, и после объединения субъектов нам нужно время, чтобы нарастить потенциал налогооблагаемой базы и перекрыть потерянные суммы трасфертов из федерального центра в Эвенкию и Таймыр.

То есть в переходный период есть ряд экономических условий, которые государство должно выполнить для стабилизации экономики субъектов: сохранение трансфертов, компенсация "выпадающих" доходов на переходный период. И плюс стимулировать развитие инвестиционных проектов. Ведь сегодня не нужно финансировать Ванкорский проект - есть инвесторы, есть разработки, государству (поскольку "Роснефть" - госкомпания) нужно лишь ускорить принятие решения по проекту нефтепровода. То же самое с достройкой Богучанской ГЭС - сегодня есть инвестор, дающий деньги на достройку, и задача государства - принятие правительством соответствующего решения: до какого уровня строить плотину ГЭС, как проводить аудит основных фондов стройки, чтобы сделать качественный инвестиционный проект, кто будет этой аудиторской компанией. В инвестиционный проект необходимо включить средства на подготовку ложа водохранилища, на переселение живущих в зоне затопления людей. Как только все вышеперечисленное запускается, мы не только перекроем расходы от объединения - мы станем самодостаточным регионом-донором, большим и стабильным, и людям на Севере жить будет лучше. Это же очевидно! В одиночку ходить и просить что-либо в коридорах федеральной власти (мы ходим, параллельно эвенкийские коллеги ходят, таймырские) - эффект слабее. Вот и настал тот момент, когда надо объединяться.

- Назовите, пожалуйста, примерные сроки и этапы объединения Красноярского края с Таймыром и Эвенкией.

- Первый этап - примерно к 5 июля рабочая группа представит свою разработку, где четко будет представлена экономическая целесообразность объединения. Эта разработка в случае ее утверждения правительством согласовывается с администрацией президента.

Второй этап - создание на местах инициативных групп. Инициативная группа обращается к президенту с предложением и экономическим обоснованием инициативы объединения субъектов, после чего, если президент поддерживает нашу инициативу, мы начинаем подготовку к референдуму.

Третий этап - сам референдум. Если народ на референдуме поддержит идею объединения субъектов, то четвертым этапом станет федеральный закон, который четко пропишет, как будут формироваться органы исполнительной и законодательной власти в новом объединенном крае, в какие сроки должны произойти выборы главы администрации края, что будет происходить с едиными муниципальными образованиями на территории региона и так далее. То есть в этом законе должны быть очерчены все острые политические вопросы.

По нашим оценкам, вся эта работа завершится к 2007 году, когда состоится пятый этап - выборы главы администрации объединенного края и депутатов Законодательного Собрания. Я заварил эту кашу, я инициировал и держу на контроле процесс объединения субъектов и поэтому я буду баллотироваться на пост главы администрации объединенного Красноярского края. Уйти в сторону нельзя - надо довести дело до конца, если уж взялся. Ну а решать окончательно, придя на избирательные участки, будут наши люди - красноярцы, таймырцы, жители Эвенкии.

- Александр Геннадиевич, работают ли экономисты краевой администрации над долгосрочным экономическим прогнозированием? Ведь жизнь нашего края весьма привязана к рыночной конъюнктуре, поступления в краевой бюджет зависят от мировых цен на цветные металлы. Сейчас цены на никель, алюминий и прочие экспорные металлы высоки - положение стабильное. А завтра или через пять лет может произойти все, что угодно...

- Конечно, анализ рынка ведется. В частности, по никелю мы не ждем резкого изменения цен - рынок стабилен, возможны лишь незначительные колебания. Но мы уже сегодня, формируя бюджет, закладываем в него не сегодняшние, действительно высокие цены, а средневзвешенную за четыре - пять лет. И эта ценовая шкала плавающая, на следующий год она будет двигаться, отслеживая конъюнктуру. Мы предвидим, что к 2006 году цены на цветные металлы несколько снизятся, поэтому ведем работу по снижению зависимости нашей территории от конъюнктуры цен на продукцию "Норникеля" или алюминщиков. Сделать это можно, развивая энергетику, нефтяной и лесной комплексы, промышленный потенциал Нижнего Приангарья. И рост налоговых поступлений от них сбалансирует наполнение бюджета, компенсируя возможные потери.

Конечно, мы занимаемся анализом и работаем над тем, чтобы краевой бюджет не пострадал от рыночных колебаний. В этом и есть функция власти. И сейчас стараемся не "прокушать" профицит бюджета, а создать некую финансовую "подушку", резерв, застраховать себя от неприятностей. Я думаю, ситуация конца 1990-х больше не повторится.

- В Красноярске начинает работу (беседа состоялась в понедельник. - Д. Л.) съезд лесопромышленников. Расскажите, какие идеи и проекты вы там предложите?

- Ну, все наши планы и секреты я вам не открою -придете на съезд, там все и услышите. А если серьезно, то речь идет о том, что лесной комплекс для нас является приоритетным, а та программа, по которой он сегодня развивается и работает, требует очень серьезной корректировки. Поэтому администрацией Красноярского края разработан новый план, включающий очень много конкретных предложений реформирования лесного комплекса, который мы предлагаем на обсуждение съезда. А то сегодня ситуация такова, что в лесу бардак - приходят туда какие-то непонятные фирмы-однодневки, получают лицензии, а мы потом эти фирмы нигде не можем поймать. Соответственно, мы предлагаем лицензирование лесных компаний, коснемся обсуждаемого сегодня Лесного кодекса, вырабатывая единую позицию для корректировки этого кодекса в федеральном центре.

- Александр Геннадиевич, вы около полутора лет работаете губернатором Красноярского края...

-... Да, и до "дембеля" еще далеко.

-... Расскажите про ваше самое большое разочарование за это время.

- Может быть, мне везет, но у меня нет крупных разочарований за время работы в Красноярском крае. Конечно, все то, что мы делаем сегодня, даст видимые результаты лишь через несколько лет. Мы принимаем продуманные решения на перспективу. Повторяю - взвешенные и ответственные решения, не сиюминутные, обусловленные текущей политикой, и не направленные на благо конкретных персон. Мы принимаем их для того, чтобы простые люди жили лучше. И я не могу сказать, что разочаровался в каких-то своих решениях, что у меня что-то не получается, не проходит. Наоборот, чем дальше, тем больше я убеждаюсь, что мне интересно работать, что люди втягиваются в инициируемые нами процессы, красноярцы начинают все больше меня понимать и поддерживать. Я им за это благодарен и не вижу чего-то, что бы меня серьезно разочаровало. А мелкие разочарования неизбежны, с ними придется сталкиваться постоянно. Это нормальный процесс.

"Субъекты объединятся как пролетарии или их "подкормят" из федерального бюджета?".

("Труд-Енисей", 01.07.04, Андрей Каличинов)

"Кажется, началось", - полагают некоторые наблюдатели политического процесса в Центральной Сибири. Распоряжением полномочного представителя президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе Леонида Драчевского от 25 июня 2004 г. на главного федерального инспектора аппарата полномочного представителя в Красноярском крае Николая Худых возложены также обязанности главного федерального инспектора в Эвенкийском автономном округе.

До сих пор, как известно, и Эвенкия, и Таймыр имели своих инспекторов: по Таймырскому автономному округу данный пост занимал Алексей Дьяченко, а по Эвенкийскому - Владимир Маринин. Сейчас (вероятно, в связи с процессом объединения регионов) должность федерального инспектора по Эвенкии сокращена. Таким образом, полагают многие наблюдатели, Федерация, не дожидаясь результатов референдумов на местах, дает понять, что "обратной дороги нет" и что пора передавать полномочия в Красноярск. Между тем, по некоторым прогнозам, результаты референдумов угрожают "все испортить". Если жители края вряд ли будут возражать против объединительных тенденций (особенно при соответствующей информационной обработке), то вот с Эвенкией и Таймыром могут возникнуть серьезные проблемы.

Причем многое здесь будет зависеть от ныне действующих губернаторов округов и стоящих за ними ФПГ ("Интерроса" и ЮКОСа). Очевидно, федеральный центр имеет достаточно рычагов влияния на эти структуры и персоналии, чтобы всерьез рассчитывать на положительное решение вопроса.

То есть если на сегодняшний день против объединения высказывается до 90% жителей Эвенкии, опасающихся "раствориться" в "большом Красноярске", то, как полагает Москва, губернатор Золотарев вполне в силах изменить этот настрой на полярно противоположный. Иной, отрицательный исход будет, возможно, оценен как проявление нелояльности с соответствующими выводами и последствиями для топ-менеджмента ЮКОСа, начиная с "сидельца" Ходорковского.

Что касается губернатора Таймыра Олега Бударгина, то он высказывается о грядущем объединении субъектов вполне лояльно и как о вопросе уже решенном. Бударгин, правда, не преминул вспомнить об особом положении северных народов: "При объединении трех регионов необходимо сохранить язык, культуру, традиционные виды хозяйствования коренных народов, проживающих на территории Таймырского и Эвенкийского округов".

Кстати, и губернатор Красноярского края Александр Хлопонин недавно лишний раз подчеркнул свою лояльность объединительным позывам, исходящим из центра. Он, в частности, заявил, что обязательно примет участие в выборах губернатора объединенного региона (если, разумеется, последний образуется де-факто и де-юре).

Кстати, для проведения экономически расчетов по объединению в Москве уже создана рабочая группа с участием Германа Грефа, Алексея Кудрина, Александра Хлопонина, Бориса Золотарева, Олега Бударгина и спикера краевого парламента Александра Усса. К 5 июля рабочая группа должна закончить все расчеты. Что касается цены вопроса, то Александр Хлопонин представил журналистам предварительные цифры, которые следует "повесить" на федеральный центр: бюджетные потери - 2,4 млрд рублей, сохранение трансфертов - 2,1 млрд, кредиты Эвенкии - 1,7 млрд, инвестиционные проекты по федеральным адресным программам - еще 5-6 млрд рублей. Интересно, что, по первым отзывам, Федерация эти весьма внушительные суммы "одобряет и поддерживает".

Между тем некоторые депутаты краевого Заксобрания, которых относят к так называемой "группе Усса", намекают на скрытый саботаж, который до сих пор практиковала исполнительная власть в отношении вопроса объединения регионов. На прошедшей 25 июня сессии был рассмотрен вопрос о ходе выполнения постановления ЗС края "О ходатайстве инициативной группы по проведению краевого референдума по вопросу "Согласны ли Вы с образованием нового единого субъекта РФ в результате объединения трех субъектов РФ: Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов?". По словам председателя постоянной комиссии по государственному строительству и местному самоуправлению, "почти два года назад депутатами ЗС были даны рекомендации по созданию консультативного совета по решению вопросов объединения. Эти рекомендации не выполнены, консультативный совет не создан, потому как исполнительная власть в него никого не направила".

Не была также проведена экспертиза социально-экономических последствий объединения. По мнению депутатов, закрытость и кулуарность обсуждения столь важного вопроса не благоприятствует его прохождению через все общественно-политические институты края, в результате чего "происходит отторжение самого процесса объединения рядом руководителей как исполнительной, так и законодательной власти".

"В тайге раздавался топор "воруйлеса".

("Красноярский рабочий", 01.07.04, Юрий Чувашев)

Вчера в Красноярске завершился третий краевой съезд лесопромышленников. Наиболее острые проблемы отрасли детально обсуждались в заключительный день лесного форума на "круглых столах" с тематикой "Транспортное сообщение и таможенная политика", "Сертификация", "Инвестиции. Финансы. Консалтинг" и "Основные фонды предприятий лесного комплекса". Концептуальная же часть мероприятия с программными заявлениями власти и криками души представителей лесного бизнеса уложилась в первый день и увенчалась принятием резолюции, адресованной правительству страны и Госдуме.

Лес рубят - доллары в карман летят

Съезд этот, как когда-то роман Горького "Мать" по ленинской оценке, был очень нужным и своевременным. Ведь ни для кого уже не секрет, что лесной бизнес - один из самых криминализированных в России. И Красноярский край, естественно, здесь не исключение. В смутные 90-е годы прошлого века в отрасль со всех сторон ринулось столько жуликов и авантюристов, что при явно не бескорыстном попустительстве власти - федеральной и местной - лесопромышленный комплекс был развален до основания. Причем немало желающих выгодно торгануть "кругляком" в буквальном смысле сложили на этом поприще головы. Так что на смену криминальному хаосу и бессистемной коррупции должен был прийти хоть какой-то порядок.

Вот потому-то в последние дни июня и собрались в Красноярске лесозаготовители и лесопереработчики, машиностроители и транспортники, банкиры и таможенники, правоохранители и экологи, главы городов и районов, ученые. Более 270 делегатов набралось на съезде, в том числе и гости из соседних лесных регионов.

Кризис в краевом лесозаготовительном комплексе уже не то что назрел, а давно перезрел. Поэтому монологи на съезде звучали по большей части однотипные - с перечислением хронических бед развалившейся отрасли и призывами к власти и инвесторам о помощи.

Конечно, можно сказать, что и многие другие отрасли краевой экономики пребывают в столь же разрушенном состоянии и что они точно так же нуждаются в инвестициях. Однако думается, что ситуация в лесопромышленном комплексе все же особая - уж больно хищно разворована отрасль за минувшие годы. Причем процесс этот полным ходом идет и сегодня. "Воруйлесы" повсюду ведут незаконную вырубку, но ни власть, ни слуги закона этого упорно не замечают. Ведь не случайно же зал весело и понимающе загудел, когда заместитель начальника главного управления Минприроды по краю Владимир Векшин сообщил с трибуны съезда о том, что в последние годы в крае официально фиксируется менее 500 случаев незаконной рубки леса. Да тут еще и очевидная неэффективность и несогласованность усилий органов внутренних дел и прокуратуры. По фактам незаконной вырубки леса было возбуждено всего 164 уголовных дела, и все они закончились ничем.

Когда в перерыве пленарного заседания я спросил первого заместителя губернатора Льва Кузнецова, делавшего на съезде основной доклад, верит ли он сам в то, что в крае действительно воруют так мало леса, он ответил, что "есть реальная статистика, и мы должны ей доверять". И добавил, что если в отрасль придут эффективные лесопользователи, то эта динамика - "воруйлесовская" - "должна быть еще меньше".

Лизинг и маркетинг вместо "откатинга"

И все же стремление нынешней краевой власти выправить ситуацию в лесопромышленном комплексе, несомненно, достойно одобрения. Причем сходные оценки звучали рефреном практически во всех выступлениях. Люди явно заждались перемен. О переменах говорил и губернатор Александр Хлопонин, призывая избавиться от устаревших, по его мнению, для отрасли понятий - таких, как "откат", или "откатинг", - и привыкать к понятиям "лизинг" и "маркетинг".

Как пойдет это привыкание, сейчас сказать трудно. Однако делать это нужно поскорее, уж больно проблем много скопилось. До сих пор не принят базовый для отрасли закон - Лесной кодекс. К тому же в сегодняшней редакции его проекта существенно занижены возможности субъектов Федерации распоряжаться лесным фондом. Необходимо создание равных условий для лесопользователей за счет лицензирования и введения дифференцированных ставок, а также сдачи лесных участков в долговременную аренду - на 49 лет и более - на конкурсной основе. Правда, это надо сделать так, чтобы отсечение недобросовестных лесопользователей от расчетной лесосеки не привело бы к созданию еще одной кормушки для чиновников.

Что же касается привлечения инвестиций в отрасль, то потенциальных инвесторов интересует прозрачность лесного бизнеса в крае и его надежность. Здесь есть над чем поработать и краевой власти, и самим нашим лесопромышленникам, и, естественно, правоохранительным органам. Среди предложений по развитию отрасли - создание в крае лизинговой компании с крупным уставным капиталом. Основные фонды предприятий ЛПК устарели на 80 процентов, и красноярские машиностроители могли бы выпускать для них оборудование и технику. Кроме того, нужно развивать инфраструктуру, строить дороги, расширять мощности по глубокой химической и химико-механической переработке древесины, комплексно использовать низкосортную древесину и отходы, а не просто гнать необработанный "кругляк" прямым ходом в Китай.

Отдельная тема - создание лесных холдингов в крае. По расчетам специалистов, это должно помочь резко повысить концентрацию капитала в отрасли и со временем объединить вокруг холдингов мелких заготовителей. Впрочем, уже и сегодня крупный капитал - к примеру, "Евразхолдинг" и компания "Континенталь-менеджмент" - намерен серьезно развернуться в лесном бизнесе на территории края. Ведут выбор промплощадки в регионе для строительства предприятий и другие "денежные мешки" из российского лесного бизнеса.

Задачи же краевой власти в области развития лесного комплекса региона Лев Кузнецов определил как организацию корпоративного управления отраслью вкупе с бизнесом и создание условий для привлечения инвестиций. При таком развитии событий, полагает власть, край будет получать рабочие места и налоги, бизнес - прибыль, а население - решение социальных вопросов. Все это должно подтвердить уже не единожды озвученный краевой властью лозунг о том, что Красноярью суждено стать локомотивом российской экономики. Что и говорить, расписание движения составлено привлекательно. Дело только за тем, чтобы у этого локомотива весь пар в очередной раз в свисток не ушел.

"Губернатор вышел на связь с "Максом".

("Сегодняшняя газета", 01.07.04)

Губернатор Красноярского края Александр Хлопонин встретился с красноярской командой "Макс", выступавшей в составе сборной России на чемпионате мира по фитнес-аэробике.

Соревнования проходили в австралийском городе Аделаида. Наши земляки заняли седьмое место, опередив многих своих более опытных соперников. А вообще померяться силами на чемпионат съехались 27 лучших команд из разных стран. Выступление "Макса" отличалось повышенной сложностью степ-хореографии, оригинальностью композиции и необычным музыкальным сопровождением.

Команда Красноярского края - единственная среди коллективов подобной направленности из Сибири, Урала и Дальнего Востока, которая показывает высокие результаты не только на российских, но и мировых чемпионатах.

На встрече с губернатором зашел разговор о возможности проведения в Красноярске осенью этого года Кубка Сибири по фитнес-аэробике. А вдруг получится!

Губернатор пообещал помочь в финансировании поездки команды на чемпионат Европы. Спортсмены, в свою очередь, сказали, что постараются сделать все возможное для того, чтобы Красноярский край занял лидирующие позиции в фитнес-аэробике не только в России, но и в мире.

"Курс взят, но есть место для маневра".

("Красноярский рабочий", 01.07.04, Татьяна Макогонова)

Курс на реформу соцобязательств, взятый правительством, не сверившим, как нам кажется, свои решения с компасом социально-экономического развития страны, вызывает у наших читателей негодование. И справедливое! Потому что опять там, наверху, за людей делают выбор, как лучше им реализовывать их собственные же права. Одна надежда - на депутатов Госдумы, которые при консолидации могут отстоять интересы своих избирателей. Сегодня на вопросы "КР" отвечает Вера Оськина, член комитета по труду и социальным вопросам Госдумы РФ, председатель подкомитета по социальным гарантиям.

- Вера Егоровна, внесенный в Госдуму правительством проект закона, должный приостановить действие и без того немногих оставшихся льгот, получил название "антинародный". Успокаивает только то, что работа над ним депутатов активно ведется еще до первого чтения. Ваши встречи в регионе с красноярцами, дивногорцами, минусинцами обусловлены желанием разъяснить политику государства?

- Я не разъясняю, а информирую и хочу услышать мнение тех самых "льготников". Думаю, что людям важно получить информацию из первых уст. Я слушала Зурабова, Голикову, замминистра финансов, имела возможность задать им свои вопросы. Но к сожалению, не на все получала ответы. Министр по здравоохранению и социальному развитию Михаил Юрьевич Зурабов не смог мне объяснить, почему размер предлагаемой денежной компенсации в период работы над законопроектом вырос от 25-900 до 900-3500 рублей.

- Быть может, под влиянием общественного мнения?

- Быть может. Ясно одно: люди относятся с недоверием к действиям правительства, которое не раз демонстрировало свою способность в одну ночь провести денежную реформу, значительно облегчив наши кошельки. Стоит только вспомнить 1991 год, когда Гайдар обесценил вклады населения. Деньги ведь до сих пор не возвращены людям. Дефолт 1998 года прошелся уже по всем, в том числе и по молодым. Неудивительно, что люди, которым я объясняю с цифрами в руках, что они получат больше, чем имеют, недоверчиво пожимают плечами.

- А сами вы за отмену льгот?

- Я за свободу выбора. В законе не должен быть нарушен принцип добровольности. Пусть какая-то часть населения получит положенную ей за льготы денежную компенсацию. Если правительство и исполнительная власть на местах выполнят свои обязательства, то вторая часть населения сама попросит заменить ей "натуральные" льготы денежной компенсацией. А для начала неплохо было бы провести эксперимент и "обкатать" законопроект в двух-пяти территориях, подобрав для этого регионы с различным уровнем развития экономики.

- Как вы относитесь к тому, что не все льготы заменят деньгами, некоторые отменят совсем?

- Здесь надо поговорить еще об одной проблеме. У нас льготы имеет 75-80 процентов населения. Бюджет любой страны этого не выдержит. То, что работающим надо платить высокую зарплату, а не унижать их льготами, по-моему, ни у кого не вызывает сомнения.

А вот за сохранение бесплатного детского питания для школьников из малообеспеченных семей, которых в России 17 миллионов, стоит еще повоевать. Булочка с горячим чаем кому-то заменяла обед. Предлагая отменить этот закон, нужно подумать, какие минусы мы получим, в том числе и по здоровью детей.

- Материальную защиту ветеранов труда, тыловиков и репрессированных планируется переложить на плечи региональных бюджетов, это правильно?

- На мой взгляд, проблема репрессированных - это проблема не региона, а государства. Именно оно принимало решения о репрессиях. В некоторых регионах жертвами политических репрессий стали целые народы. По силам ли регионам справиться с этой задачей?

По труженикам тыла нужно пересмотреть позицию. Люди, приближая великую Победу, работали по две-три смены, оставались ночевать у станков. Главным был лозунг "Все для фронта, все для Победы!". И нужно им отдать должное.

И еще одно. 12 миллионов льготников берет на себя федеральный бюджет, 19 - бюджеты регионов. Финансовые ресурсы сосредоточены в большей степени в центре. Пока не ясно, будет ли возможность выплачивать денежные компенсации на местах, все ли регионы справятся с этой задачей, и в случае, если не хватит денег, окажет ли финансовую поддержку федеральный центр.

- Расскажите, пожалуйста, о страховых полисах, которые планируется ввести для обслуживания льготников.

- Разрабатывается система "социального пакета" для приобретения льготных лекарств и путевок на санаторно-курортное лечение, пользования пригородным железнодорожным и городским автотранспортом, домашним телефоном. Приобретая ежемесячно единый железнодорожный билет за 40 рублей, человек, имеющий право на государственные льготы, может ездить на пригородных поездах на любое расстояние хоть каждый день. Приблизительно в 70 рублей обойдется ежемесячная абонентская плата за телефон, в 50 - возможность санаторно-курортного обслуживания и в 350 рублей (ежегодно) - получение всех необходимых лекарств. Общая сумма на приобретение "социального пакета", которую вам придется разово потратить, не должна превысить ежемесячной денежной компенсации.

- Не получится ли так, что опять один отоварится в аптеке на сотни тысяч, а другой - на копейки, чем, собственно, и оборачивалось не подкрепленное финансами недавнее "льготооблажение"? То есть не окажутся ли страховые полисы пустыми бумажками?

- По-моему, это самое слабое звено в предлагаемой системе замены льгот денежной компенсацией. А если есть сомнения, нужно авторам законопроекта предложить более понятную схему.

- Вера Егоровна, по каким пунктам законопроекта "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации" вы будете голосовать "против"?

- Против отмены положения Трудового кодекса, устанавливающего минимальный размер оплаты труда и предполагающего постепенное приближение минимальной оплаты труда к величине прожиточного минимума. Против предложенной схемы оплаты труда работников бюджетной сферы. Против лишения льгот сельской интеллигенции. Если не будет льгот, должна быть либо достойная зарплата, либо достойная компенсация.

- Знаю, на встрече с президиумом краевого совета ветеранов вас атаковали вопросами, которые вы, верно, обобщили и увезете в Москву?

- Я увезу не вопросы, а "настроение" людей. Оно разное. Кто-то готов уже сегодня подписаться за отмену льгот. Это те, кто ими никогда не пользовался, а может, о них и не знал. Другие, организованные профсоюзами, готовы выйти на митинги. В Госдуме сейчас идет обсуждение законопроекта с представителями всех общественных организаций, в том числе инвалидов, ветеранов, профсоюзов. К разговору привлекается и правительство, диалог получается жестким, порой излишне эмоциональным. Но это и понятно. Слишком многих людей он касается. Предложения, прозвучавшие недавно на встрече за "круглым столом", лягут в основу заключения нашего комитета относительно рассматриваемого законопроекта.

- В первом чтении принят новый Жилищный кодекс РФ. Согласно этому документу те, кто проживает сейчас в ветхом жилье, подлежащем сносу, могут остаться на улице. Эксперты оценят его по бросовой стоимости, и новые квартиры будет купить не на что. Больнее всего это заденет стариков. Что думает по этому поводу ваш подкомитет по социальным гарантиям?

- У депутатов есть вопросы к авторам законопроекта. Уверена, что поступит не менее тысячи поправок. Практика показывает, что к третьему чтению закон примет принципиально другой вид.

- Из-за изменения бюжетного и налогового законодательства, которое нужно успеть утвердить до рассмотрения бюджета 2005 года, каникулы в Думе отодвигаются?

- Вероятно, до середины июля. Затем нам предстоит провести рабочую неделю в начале августа.

- Ваши впечатления от первых месяцев работы в Москве?

- Пока не привыкла. Работа над федеральными законопроектами по сравнению с работой в Законодательном Собрании края усложнена в разы.

- Думская команда от края подобралась мобильная?

- Да. Не договариваясь между собой, мы вошли практически во все основные комитеты Государственной Думы: по промышленности, строительству и наукоемким технологиям; по бюджету; по кредитным организациям и рынкам; по экологии; по делам Федерации и региональной политике; труду и социальной политике; по информационной политике. Вместе с депутатами Таймыра и Эвенкии нас набирается 12 человек. Можно настойчиво "лоббировать" интересы края и округов.

- Какие из них первоочередные?

- Их несколько. Одной из них является строительство метрополитена в Красноярске. В России сейчас всего четыре города, где строится метро, - Казань, Омск, Челябинск и Красноярск. Правительство участвует в строительстве на паритетных началах с регионами. Если думскому корпусу дадут участвовать в распределении финансовых средств (а мы на этом настаиваем), то у депутатов-красноярцев есть шанс отстоять адресные инвестиционные программы, в которых будет значиться не только красноярское метро.

- Желаю вам удачи!

"Олег Кириллов: Главная ценность - это наши люди".

("Красноярский рабочий", 01.07.04, Александр Прудников)

Сегодня Красноярский завод комбайнов по праву можно назвать одним из лидеров краевой экономики. Предприятие производит почти половину всей зерноуборочной техники в стране, комбайны "Енисей" завоевывают все новые рынки и награды. Не проходит и месяца, чтобы мы не услышали об очередных достижениях красноярских комбайностроителей. О текущем положении дел и о том, как за несколько лет предприятие-банкрот превратилось в лидера своей отрасли по России в целом, рассказывает генеральный директор ПО "Красноярский завод комбайнов" и президент "Агромашхолдинга" Олег Игоревич КИРИЛЛОВ.

- Наша команда пришла на Красноярский завод комбайнов во второй половине 1998 года. Это был год наибольшего падения объемов производства за всю историю завода - было выпущено всего 296 комбайнов. Фактически завод был банкротом - 14-месячная задолженность по зарплате, огромные долги перед поставщиками и бюджетом. Но благодаря упорной работе и поддержке краевых властей нам удалось вывести предприятие на лидирующие позиции в отрасли сельхозмашиностроения. Это наглядно показал, например, 2003 год, который был очень сложным для всего рынка сельхозмашиностроения - объемы производства комбайнов в России упали на 37 процентов, но красноярский завод выстоял и стал единственным предприятием, которое сохранило производство на уровне 2002 года.

- Каков сейчас расклад сил на рынке сельхозтехники, какую долю рынка занимают красноярские "Енисеи"?

- Исторически рынок складывался не в нашу пользу - 80 процентов всей техники выпускал завод "Ростсельмаш" и только 20 процентов - Красноярский завод комбайнов. Но за последние годы ситуация изменилась, сегодня наша доля составляет 45 процентов, а в этом году планируем выйти на уровень в 50 процентов всех произведенных в России комбайнов. Вообще этот год неплохо для нас складывается. Сейчас завод ежемесячно выпускает порядка 500 машин, рост производства товарной продукции за 5 месяцев составляет около 40 процентов, и в 2004 году планируется производство около 3100 комбайнов. Кроме того, в последние годы мы существенно обновили линейку выпускаемой техники. В 2002 году начали выпуск модернизированного комбайна "Енисей-1200НМ" с новым гидравлическим мостом собственного производства. В 2003-м начали серийное производство "Енисея-950" ("Руслан"). За прошлый год с конвейера сошло 458 "Русланов", в нынешнем планируем сделать тысячу машин этой серии. Сейчас на "Русланы" очень большой спрос - объемы производства расписаны до конца сезона, покупатели записываются в очередь, чтобы получить наши комбайны в сентябре - октябре.

- Сегодня одна из самых популярных моделей комбайнов у сельчан - "Енисей-950". Когда можно ожидать появления на рынке новых машин, которые его превзойдут? Вы планируете выпуск комбайна пятого класса?

- В этом году мы должны получить рекомендации к постановке на производство "Енисея-960". Сейчас идут его завершающие испытания на машиноиспытательных станциях России (МИС). Подготовка к производству этой машины уже ведется, и, думаю, в течение двух лет она будет поставлена в серию. Кроме того, продолжается работа над комбайном "Енисей-970", и в ближайшее время мы продемонстрируем результаты этой работы. Уверены, что эта машина сумеет составить достойную конкуренцию комбайнам пятого класса. Также этот год - год испытаний для кормоуборочного "Енисея-324". Сейчас этот комбайн проходит испытания на МИС, серийное производство запланировано на 2007 год.

- Расскажите, пожалуйста, насколько успешно идет создание техники, не связанной с комбайнами, - раздатчика глинозема, клеточных батарей для птицефабрик?

- В последние годы наше предприятие активно развивает новые направления. На наш взгляд, перспективным является производство машин для цветной металлургии, в частности раздатчика глинозема "Енисей МРГ-В-03". Пока это штучные заказы - в прошлом году две машины ушли в Иркутск и Усть-Каменогорск. Алюминиевые заводы присматриваются к новой технике, и первые отзывы положительные. По нашим оценкам, сегодня при серийном производстве завод способен выпускать 150-200 подобных машин в год. Кроме того, в июле на Бархатовской птицефабрике мы запускаем комплекс для содержания птицы, созданный совместно с германской компанией "Big Dutchman". Это тоже перспективный рынок, потребность в подобном оборудовании есть по всей России, причем оборудование такого уровня больше нигде в стране не производится. А по данным наших аналитиков, потенциальный объем продаж клеточных батарей - 200 миллионов рублей в год.

- Раньше завод выпускал технику для Сибири и Дальнего Востока, дальше была вотчина ростовского завода. Сегодня ситуация изменилась. Где убирают зерно красноярские комбайны?

- Одним из главных рынков для нас является Казахстан. Там мы доминируем - в этом году доля наших комбайнов будет доведена до 80 процентов всех поставленных за год в Казахстан. Безусловно, перспективным рынком является Украина. В мае было открыто сборочное производство комбайнов "Енисей" на Лозовском кузнечно-механическом заводе под Харьковом, и уже в этом году там будет собрано около 200 машин. В прежние годы объем наших продаж на Украине не превышал 20 машин, так как это традиционно не наш рынок. Но в прошлом году "Агромашхолдингом" там было продано сто машин, и мы планируем удвоить этот показатель.

Сегодня перед нами стоит вопрос не о том, как продать комбайны, а как успеть произвести и отгрузить машины, так как спрос в этом году на нашу продукцию очень велик. Комбайны "Енисей" поставляются в 39 регионов всех федеральных округов России. Сейчас идет активное продвижение нашей техники в южные регионы, в частности в Краснодарский край, Волгоградскую, Ростовскую области. Одним из абсолютно новых для нас регионов стала Республика Адыгея, которую возглавляет хорошо известный у нас в крае Хазрет Меджидович Совмен. В этом году мы отгрузили туда первые 50 машин, и Адыгея стала 13-м регионом за два года, который впервые приобрел комбайны "Енисей".

Если говорить о дальнем зарубежье, то красноярские комбайны успешно прошли испытания в Сирии, показали свой высокий класс, и в этом году туда отправляют 10 машин. В дальнейшем планируется заключить контракты на поставку не менее 50-70 машин в год. Интерес к нашей технике проявляют страны Прибалтики. Кроме того, "Агромашхолдинг" активно выходит на рынки Азербайджана и Узбекистана. Получен заказ на большую партию тракторов Волгоградского тракторного завода - 200 машин уже отгружено, еще 400 отправят в скором времени. Есть договоренность о поставках комбайнов.

- На Западе производство техники предельно автоматизировано, а у нас новые технологии применяются? И как они могут повлиять на количество рабочих мест?

- В настоящее время парк станков с автоматизированным программным управлением на заводе составляет более 120 единиц. За последние несколько лет здесь появился цех гибких технологий, оснащенный современными лазерными комплексами. Кроме того, заканчивается первый этап внедрения автоматизированной системы конструкторско-технологической подготовки производства. Сегодня вы в конструкторском бюро почти не увидите кульманов, наши конструкторы работают на современных компьютерах с новейшим программным обеспечением. Также начато внедрение автоматизированной системы управления ресурсами предприятия. Эта программа позволяет в режиме реального времени планировать все ресурсы завода, необходимые для производства. Сейчас реализуется пилотный проект, после чего эта система будет полностью внедрена в производство.

Кроме того, как вы, наверное, знаете, в 2002 году было подписано инвестиционное соглашение между "Сибмашхолдингом" и компанией "Даймлер-Крайслер" на сумму в 80 миллионов евро. Эти средства привлекаются для модернизации производства и освоения новых видов продукции на Красноярском комбайновом и на Алтайском моторном заводах. Данное соглашение рассчитано на 7 лет, и сегодня в его рамках на завод поступили два лазерных комплекса, три листогибочных пресса, координатно-револьверный пресс и обрабатывающий центр. В целом за эти годы мы инвестировали в производство не менее 20 миллионов долларов. Это и реконструкция помещений, и покупка оборудования, и программное обеспечение, и многое другое.

- Так все-таки, что касается рабочих мест, новые станки вытесняют рабочие руки?

- Это не совсем так. Безусловно, раз повышается производительность, то количество людей для решения одной задачи уменьшается. Но, учитывая интенсивное развитие завода, мы испытываем постоянный дефицит в кадрах. Число рабочих завода растет. К примеру, в 1998 году на предприятии работали 3800 человек, а сегодня эта цифра составляет более семи тысяч. Меняется средний возраст работников - с 52 лет в 1998 году до 42 лет в 2003-м. Возраст каждого пятого работающего на предприятии не превышает 30 лет, то есть омоложение персонала идет серьезными темпами. Сформирована программа работы с молодежью, мы стараемся закрепить молодые кадры на заводе. Действует программа наставничества: работники со стажем делятся опытом с молодыми и получают за это дополнительные надбавки. Если говорить о заработной плате, то она существенно выросла и выплачивается без задержек. Средняя зарплата выросла с трех с половиной тысяч до 6270 рублей на 1 января 2004 года. А сейчас средняя зарплата на заводе составляет уже более 8 тысяч рублей.

- Расскажите о системе качества ISO 9001-2000, по которой работает завод.

- Работу по внедрению системы менеджмента качества ISO 9001-2000 мы начали в 2002 году. Провели подготовку документов, обучение персонала, после чего в прошлом году германская компания "TUV CERT" провела аудит системы менеджмента качества. Эта компания сертифицирует ведущие промышленные предприятия в Европе. Все прошло успешно, и Красноярский завод комбайнов получил сертификат, подтверждающий, что процессы управления качеством на нашем заводе соответствуют мировым стандартам. В этом году мы вновь готовы к проверке, так как эту процедуру необходимо проходить каждый год. Аудиторы посмотрят, что произошло на заводе за это время, что улучшилось, какие есть проблемы. Кроме того, подготовлен к сертификации назаровский филиал производственного объединения "Красноярский завод комбайнов".

- Качество качеством, но какие-то недоработки всегда бывают. Вы отслеживаете рекламации на вашу технику?

- Это одно из главных условий, если хочешь лидировать на рынке. Поэтому мы активно развиваем сервисную сеть. В самом начале работы у предприятия практически не было сервисных и дилерских центров. Сегодня их около 50, еще не менее 15 откроем в этом году в России и странах СНГ. Это дает возможность в режиме on-line получать информацию о возникающих проблемах в эксплуатации и давать необходимые консультации по их устранению. Мы создали региональные склады запасных частей и можем прямо в поле устранять возникающие неполадки у комбайнов.

Если говорить о рекламациях, то 80 процентов их поступает на комплектующие, которые завод не выпускает, а покупает. И здесь очень не просто заставить поставщиков повернуться лицом к покупателю. Поэтому мы по-разному решаем эти проблемы. Во-первых, проводим аудит поставщиков - бригады наших специалистов выезжают на предприятие и проводят контроль. Если качество поставляемых комплектующих не соответствует необходимому уровню, то либо отказываемся от сотрудничества, либо намечаем комплекс действий по устранению недостатков. Если это не получается, как, к примеру, с Таганрогским комбайновым заводом, на котором раньше производились мосты для наших комбайнов, идем другим путем. Конструкторы КЗК разработали свою конструкцию моста, на Сибирском судостроительном заводе было организовано собственное производство этого узла, и рекламации на мосты практически перестали поступать. Сегодня прорабатывается вопрос об организации собственного производства радиаторов, так как по ним также много нареканий.

- Давайте коснемся социальных программ. Когда-то на заводе этой сфере уделялось много внимания, а что сегодня?

- Вопреки общероссийской и краевой тенденции мы сохранили ключевые объекты социальной сферы. Продолжаем содержать пионерский лагерь "Березки" - каждый год там отдыхают 750 детей. Причем путевки льготные - если себестоимость путевки на одного человека составляет 11 тысяч рублей на 24 дня, то для детей работников предприятия ее стоимость составляет 800 рублей. За последние годы на реконструкцию пионерского лагеря было потрачено около 10 миллионов рублей. Также предприятие продолжает финансировать санаторий-профилакторий "Янтарь". В течение года здесь проходят оздоровление 1100 человек. Регулярно практикуем заезды "Мать и дитя", ветеранов войны и труда. Сюда путевка обходится работникам в тысячу рублей при себестоимости в 12 с половиной тысяч. Все остальное доплачивает завод. Содержим лыжную базу, традиционно помогаем детскому дому в Тасеево.

- Олег Игоревич, поделитесь секретом, как удалось за столь короткий срок "реанимировать" предприятие и добиться таких успехов?

- Главное - это сплоченная и сильная команда единомышленников, которая пришла на завод и слаженно работает, решает возникающие проблемы. Это люди, у которых есть желание добиться поставленной цели - вывести предприятие на лидирующие позиции в области сельхозмашиностроения. И достижения Красноярского завода комбайнов в последние годы показывают, что мы на правильном пути.