Рейтинг влияния глав субъектов РФ. Декабрь 2019 года
Дмитрий Орлов, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций, кандидат исторических наук
1. Федеральная политика в отношении регионов
Среди проблем, которые с большой вероятностью будут находиться в центре особого внимания федеральной власти в 2020 году, логично выделить несколько ключевых.
Во-первых, особое внимание к контролю за реализацией нацпроектов. Владимир Путин в ходе большой пресс-конференции призвал «усилить и детализировать» личную ответственность руководителей в этой сфере. Такие задачи предполагают более жесткий и регулярный контроль Центра за ситуацией — недаром президент на заседании Совета по стратегическому развитию и нацпроектам назвал неправильным подход, при котором «деньги выделены, и на этом наши федеральные коллеги в ведомствах считают отношения с коллегами в регионах завершёнными». Но решение такой задачи предполагает и вовлечение граждан на местах в осуществление функций контроля. Говоря об уровне информированности жителей о реализации нацпроектов, президент призвал не только выделить средства на информационное сопровождение таких программ, но и наладить «постоянный контакт с гражданами и общественными объединениями». Нацпроекты становятся важной составляющей новой социальной повестки, с которой выступает руководство страны, и поэтому можно ожидать масштабного усиления мер контроля за социальной сферой в 2020 году.
Во-вторых, поддержка учреждений первичного звена системы здравоохранения. Этой проблеме в декабре было уделено внимание и в ходе большой пресс-конференции президента, и на заседании Госсовета по аграрной политике, и в рамках «Разговора с Дмитрием Медведевым».
В-третьих, значимой становится повестка, связанная с празднованием 75-летнего юбилея Победы. Например, в ходе встречи президента с главами палат Федерального Собрания Валентина Матвиенко подчеркнула необходимость не только внешнеполитической, но и «домашней работы» в рамках решения этой задачи, а сам Владимир Путин отметил, что в поддержке ветеранов «эффективность многократно повышается, если каждый депутат, каждый руководитель на местном уровне, на региональном… занимается той или другой проблемой лично». Такие приоритеты предполагают более высокую степень личной ответственности муниципальных и региональных руководителей в случае любых инцидентов в данной сфере — причем касающихся не только поддержки ветеранов, но и содержания памятных мест и музейных учреждений, а также реализации образовательных программ и патриотического воспитания молодежи. Это означает более жесткую реакцию Центра в случае недоработок региональных администраций в данной сфере, но дополнительно стимулирует губернаторов и глав муниципальных образований к взаимодействию с общественными организациями и депутатами различных уровней.
В-четвертых, развитие сельских территорий. Значительная часть дискуссии в ходе декабрьского заседания Госсовета по вопросам аграрной политики и часть вопросов в ходе встречи президента с представителями общественности в Адыгее была посвящена этой теме. Для решения этого вопроса также будет логичным сочетание более жесткого контроля Центра с привлечением общественности к независимому мониторингу ситуации в данной сфере. Показательно, что в рамках заседания Госсовета обсуждалась необходимость разработать специальную программу по развитию кадрового потенциала органов местного самоуправления сельских территорий. Это вполне согласуется с прогнозом АПЭК о значительной кадровой перезагрузке на муниципальном уровне (по крайней мере, среди руководства наиболее значимых муниципальных образований), которого можно ожидать в ближайшие годы наряду с более пристальным интересом правоохранительных органов к антикоррупционной политике в сфере местного самоуправления.
В 2020 году стоит ожидать:
новых антикоррупционных процессов в отношении влиятельных региональных и муниципальных чиновников;
роста влияния оценок эффективности выполнения нацпроектов и организации работы медицинских учреждений первичного звена для дальнейших кадровых перспектив губернаторов;
создания дополнительных площадок для взаимодействия региональных администраций с общественными организациями и повышения роли НКО, способных осуществлять независимый мониторинг реализации наиболее значимых государственных программ.
2. Отношения в элитах и региональные внутриэлитные конфликты
Губернаторы, вступившие в должность по итогам Единого дня голосования-2019, используют благоприятный период для укрепления своего влияния на муниципальные органы власти. Такая политика может касаться как кадровой сферы, так и перераспределения полномочий между региональными и муниципальными администрациями.
Следствием «кадрового доминирования» становятся перестановки в руководстве муниципальных образований. Так, в декабре состоялась отставка главы Оренбурга Дмитрия Кулагина, врио главы города был назначен Владимир Ильиных — — как и губернатор региона Денис Паслер, уроженец Североуральска (в 2014—2016 годах он занимал пост мэра этого города). Это назначение можно рассматривать в рамках долгосрочного тренда на перезагрузку муниципальных элит, в том числе за счет привлечения кадров из других регионов («варягов»).
Очевидно, что в 2020—2021 годах (особенно в контексте приближения парламентских выборов) наличие опыта выстраивания эффективных каналов коммуникации с жителями будет чаще учитываться при отборе кадров для перехода на должности глав администраций, — — по крайней мере, наиболее многонаселенных или экономически значимых муниципальных образований.
Примером борьбы за перераспределение полномочий от местных к региональным администрациям является подготовка соответствующего законопроекта в Липецкой области (документ был поддержан областным Советом депутатов в декабре). Инициатива предполагает передачу на областной уровень полномочий в сфере планировки территории, землепользования, застройки, градостроительной политики, а также дорог, транспорта и теплоснабжения. Этот сюжет иллюстрирует и другую закономерность — усиления публичной критики действий региональных властей со стороны представителей местных элит в субъектах, где прошли губернаторские выборы, в интервале нескольких месяцев после завершения данных кампаний. Так, скептическую оценку законопроекту о передаче полномочий дал председатель Липецкого городского совета Игорь Тиньков.
Одной из резонансных тем, которая может привлечь внимание политического класса и федеральных СМИ, в 2020 году станут внутриэлитные взаимоотношения и кадровые перестановки в Иркутской области. С учетом сложной внутриэлитной конфигурации в регионе новым руководством области выбран осторожный подход к кадровой политике. Так, на конец декабря 2019 года остались в должности многие ключевые фигуры исполнительной власти Приангарья (включая первого вице-губернатора Владимира Дорофеева и председателя правительства Руслана Болотова). Тем не менее, учитывая позиционирование врио губернатора Игоря Кобзева в качестве жесткого антикризисного управленца, до Единого дня голосования возможны резонансные отставки местных чиновников, инициированные новой командой (возможно, уже весной 2020 года).
3. Рейтинг влияния глав субъектов РФ
Большая пресс-конференция Владимира Путина, кадровые перестановки, реализация крупных инфраструктурных проектов, а также проблемы распределения полномочий между региональными и муниципальными властями находятся в числе факторов, повлиявшими на позиции участников рейтинга в декабре 2019 года.
Входят в число фигурантов рейтинга врио губернатора Иркутской области Игорь Кобзев (65-е место) и врио главы Еврейской автономной области Ростислав Гольдштейн (83-е место).
Теряет позиции глава Татарстана Рустам Минниханов (перемещается с 3-го на 6-е место). Вероятно, сказываются накопленные проблемы в региональной экономике, прежде всего в нефтегазохимии и аграрном секторе, и определенно преждевременное, хотя и не демонстративное обозначение близкими к главе республики деятелями намерений Минниханова вновь выдвигаться на пост главы республики.
Укрепляются позиции губернатора Тульской области Алексея Дюмина (перемещается с 5-го на 3-е место), анонсировавшего программу реконструкции транспортной инфраструктуры региона, предполагающую, в частности, ремонт 14 мостов к 2022 году. Проект строительства нового терминала аэропорта Рощино до конца 2023 года с предполагаемым объемом инвестиций около 6 млрд рублей способствует укреплению позиций губернатора Тюменской области Александра Моора (с 6-го на 5-е место). После выделения группой банков значительных на строительство 4-го пускового комплекса Центральной кольцевой автодороги (на общую сумму около 35,8 млрд. рублей) усиливается влияние губернатора Московской области Андрея Воробьева (с 9-го на 7-е место).
Анонсирование строительства в международном аэропорту Уфы грузового терминала с объемом инвестиций для реализации проекта в размере около 1,3 млрд. рублей становится позитивным информационным поводом для главы Башкирии Радия Хабирова (с 13-го на 10-е место). Одобрение Владимиром Путиным проекта строительства моста через реку Лена и запуск газопровода «Сила Сибири» предопределяют усиление влияния главы Якутии Айсена Николаева (с 46-го на 43-е место). После подписания соглашения о создании в Орловской области кластера легкой промышленности укрепляются позиции губернатора региона Андрея Клычкова (с 73-го на 66-е место).
Планы выделить Ингушетии в 2020 году 1,180 млрд рублей из федерального бюджета на обеспечение жильем переселенцев из Чечни, а также перестановки в правительстве республики способствуют укреплению влияния главы региона Махмуда-Али Калиматова (с 61-го на 55-е место). Укрепляются и позиции главы Дагестана Владимира Васильева (с 11-го на 8-е место).
Предложение Минфина перенести реализацию проекта Нижегородского гидроузла для финансирования в том числе строительства терминала «Утренний» в Обской губе способствует ослаблению позиций губернатора Нижегородской области Глеба Никитина (с 7-го на 12-е места) и переходу в группу с очень сильным влиянием главы Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрия Артюхова (с 21-го на 19-е место). Переходит в группу с очень сильным влиянием и губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко (с 23-го на 20-е место). Покидают эту группу губернатор Белгородской области Евгений Савченко (с 17-го на 24-е место), для которого негативным информационным поводом становится взрыв бытого газа в жилом доме в поселке Яковлево; глава Краснодарского края Вениамин Кондратьев (с 20-го на 23-е место) — вероятно, после заявления одного из приглашенных на пресс-конференцию Владимира Путина о нарушениях прав ветеранов и инвалидов в регионе.
Переходят в группу с сильным влиянием глава Карелии Артур Парфенчиков (с 53-го на 48-е место) и Ненецкого автономного округа Вадим Цыбульский (с 54-го на 50-е место). Сохраняется нисходящий тренд для покидающего эту группу губернатора Новосибирской области Андрея Травникова (с 49-го на 58-е место).
Инициатива о введении регионального экологического стандарта приносит дополнительные политические очки губернатору Челябинской области Алексею Текслеру (с 25-го на 21-е место). Укрепляются позиции главы Ярославской области Дмитрия Миронова (с 36-е на 29-е место), заявившего о продолжении подготовки региона к Чемпионату по волейболу 2022 года несмотря на рекомендацию WADA отказаться от проведения в России крупных спортивных соревнований.
На фоне скептических оценок местной элитой подготовленного областной администрацией законопроекта о перераспределении полномочий от муниципальных к региональным властям теряет позиции губернатор Липецкой области Игорь Артамонов (с 31-го на 36-е место). По мере приближения губернаторских выборов в Калужской области развивается нисходящий тренд для главы региона Анатолия Артамонова (с 30-го на 38-е место), ставшего фигурантом информационных волн о досрочной отставке.
Глава субъекта Российской Федерации | Место в рейтинге | Место в рейтинге в ноябре | Средний балл |
| Очень сильное влияние | |||
| Собянин Сергей СемёновичМэр города Москва | 1 | 1 | 8,33 |
| Кадыров Рамзан АхматовичГлава Чеченской Республики | 2 | 2 | 7,13 |
| Дюмин Алексей ГеннадьевичГубернатор Тульской области | 3 | 5 | 6,57 |
| Беглов Александр ДмитриевичГубернатор города Санкт-Петербург | 4 | 4 | 6,50 |
| Моор Александр ВикторовичГубернатор Тюменской области | 5 | 6 | 6,38 |
| Минниханов Рустам НургалиевичПрезидент Республики Татарстан | 6 | 3 | 6,25 |
| Воробьев Андрей ЮрьевичГубернатор Московской области | 7 | 9 | 6,13 |
| Васильев Владимир АбдуалиевичГлава Республики Дагестан | 8 | 11 | 6,00 |
| Азаров Дмитрий ИгоревичГубернатор Самарской области | 9 | 8 | 5,96 |
| Хабиров Радий ФаритовичГлава Республики Башкортостан | 10 | 13 | 5,91 |
| Комарова Наталья ВладимировнаГубернатор Ханты-Мансийского АО — Югра | 11 | 10 | 5,88 |
| Никитин Глеб СергеевичГубернатор Нижегородской области | 12 | 7 | 5,87 |
| Кожемяко Олег НиколаевичГубернатор Приморского края | 13 | 14 | 5,84 |
| Волков Владимир Дмитриевич Глава Республики Мордовия | 14 | 12 | 5,82 |
| Дрозденко Александр Юрьевич Губернатор Ленинградской области | 15 | 15 | 5,79 |
| Бречалов Александр ВладимировичГлава Удмуртской республики | 16 | 18 | 5,75 |
| Аксёнов Сергей ВалерьевичГлава Республики Крым | 17 | 19 | 5,74 |
| Алиханов Антон АндреевичГубернатор Калининградской области | 18 | 16 | 5,70 |
| Артюхов Дмитрий АндреевичГубернатор Ямало-Ненецкого АО | 19 | 21 | 5,67 |
| Лимаренко Валерий ИгоревичГубернатор Сахалинской области | 20 | 23 | 5,65 |
| Сильное влияние | |||
| Текслер Алексей ЛеонидовичГубернатор Челябинской области | 21 | 25 | 5,61 |
| Никитин Андрей СергеевичГубернатор Новгородской области | 22 | 22 | 5,58 |
| Кондратьев Вениамин ИвановичГлава администрации (губернатор) Краснодарского края | 23 | 20 | 5,55 |
| Савченко Евгений СтепановичГубернатор Белгородской области | 24 | 17 | 5,53 |
| Усс Александр ВикторовичГубернатор Красноярского края | 25 | 26 | 5,52 |
| Куйвашев Евгений ВладимировичГубернатор Свердловской области | 26 | 27 | 5,50 |
| Руденя Игорь МихайловичГубернатор Тверской области | 27 | 24 | 5,49 |
| Старовойт Роман ВладимировичГубернатор Курской области | 28 | 29 | 5,47 |
| Миронов Дмитрий ЮрьевичГубернатор Ярославской области | 29 | 36 | 5,45 |
| Илюхин Владимир ИвановичГубернатор Камчатского края | 30 | 28 | 5,42 |
| Кувшинников Олег АлександровичГубернатор Вологодской области | 31 | 32 | 5,39 |
| Воскресенский Станислав СергеевичГубернатор Ивановской области | 32 | 33 | 5,34 |
| Развожаев Михаил ВладимировичГубернатор города Севастополя | 33 | 35 | 5,30 |
| Радаев Валерий ВасильевичГубернатор Саратовской области | 34 | 34 | 5,28 |
| Игнатьев Михаил ВасильевичГлава Чувашской Республики | 35 | 37 | 5,26 |
| Артамонов Игорь ГеоргиевичГлава администрации Липецкой области | 36 | 31 | 5,23 |
| Гусев Александр ВикторовичГубернатор Воронежской области | 37 | 38 | 5,20 |
| Артамонов Анатолий Дмитриевич Губернатор Калужской области | 38 | 30 | 5,17 |
| Морозов Сергей ИвановичГубернатор Ульяновской области | 39 | 44 | 5,14 |
| Цивилёв Сергей ЕвгеньевичГубернатор Кемеровской области | 40 | 42 | 5,11 |
| Ведерников Михаил ЮрьевичГубернатор Псковской области | 41 | 48 | 5,09 |
| Островский Алексей ВладимировичГубернатор Смоленской области | 42 | 40 | 5,05 |
| Николаев Айсен СергеевичГлава Республики Саха (Якутия) | 43 | 46 | 5,03 |
| Коков Казбек Валерьевич Глава Кабардино-Балкарской Республики | 44 | 47 | 5,00 |
| Носов Сергей КонстантиновичГубернатор Магаданской области | 45 | 41 | 4,95 |
| Чибис Андрей ВладимировичГубернатор Мурманской области | 46 | 43 | 4,89 |
| Шумков Вадим МихайловичГубернатор Курганской области | 47 | 39 | 4,84 |
| Парфенчиков Артур ОлеговичГлава Республики Карелия | 48 | 53 | 4,80 |
| Решетников Максим Геннадьевич Губернатор Пермского края | 49 | 45 | 4,73 |
| Цыбульский Александр ВитальевичГлава администрации Ненецкого АО | 50 | 54 | 4,69 |
| Среднее влияние | |||
| Белозерцев Иван АлександровичГубернатор Пензенской области | 51 | 50 | 4,65 |
| Владимиров Владимир ВладимировичГубернатор Ставропольского края | 52 | 55 | 4,63 |
| Бочаров Андрей ИвановичГубернатор Волгоградской области | 53 | 56 | 4,61 |
| Паслер Денис ВладимировичГубернатор Оренбургской области | 54 | 51 | 4,58 |
| Калиматов Махмуд-Али МакшариповичГлава Республики Ингушетия | 55 | 61 | 4,55 |
| Бабушкин Игорь ЮрьевичГубернатор Астраханской области | 56 | 58 | 4,52 |
| Копин Роман ВалентиновичГубернатор Чукотского АО | 57 | 62 | 4,50 |
| Травников Андрей АлександровичГубернатор Новосибирской области | 58 | 49 | 4,49 |
| Томенко Виктор ПетровичГубернатор Алтайского края | 59 | 57 | 4,40 |
| Кумпилов Мурат КаральбиевичГлава Республики Адыгея | 60 | 59 | 4,38 |
| Богомаз Александр ВасильевичГубернатор Брянской области | 61 | 52 | 4,35 |
| Гапликов Сергей АнатольевичГлава Республики Коми | 62 | 69 | 4,32 |
| Бурков Александр ЛеонидовичГубернатор Омской области | 63 | 60 | 4,25 |
| Жвачкин Сергей АнатольевичГубернатор Томской области | 64 | 65 | 4,23 |
| Кобзев Игорь ИвановичИ.о. губернатора Иркутской области | 65 | - | 4,16 |
| Клычков Андрей ЕвгеньевичГубернатор Орловской области | 66 | 73 | 4,00 |
| Ситников Сергей КонстантиновичГубернатор Костромской области | 67 | 70 | 3,95 |
| Голубев Василий ЮрьевичГубернатор Ростовской области | 68 | 64 | 3,88 |
| Темрезов Рашид БориспиевичГлава Карачаево-Черкесской Республики | 69 | 67 | 3,86 |
| Васильев Игорь ВладимировичГубернатор Кировской области | 70 | 63 | 3,83 |
| Любимов Николай ВикторовичГубернатор Рязанской области | 71 | 66 | 3,70 |
| Никитин Александр ВалерьевичГлава администрации Тамбовской области | 72 | 74 | 3,68 |
| Хорохордин Олег ЛеонидовичГлава Республики Алтай | 73 | 68 | 3,63 |
| Битаров Вячеслав ЗелимхановичГлава Республики Северная Осетия-Алания | 74 | 78 | 3,55 |
| Хасиков Бату СергеевичГлава Республики Калмыкия | 75 | 72 | 3,50 |
| Орлов Василий АлександровичГубернатор Амурской области | 76 | 76 | 3,47 |
| Осипов Александр МихайловичГубернатор Забайкальского края | 77 | 75 | 3,45 |
| Фургал Сергей ИвановичГубернатор Хабаровского края | 78 | 77 | 3,41 |
| Коновалов Валентин ОлеговичПредседатель Правительства Республики Хакасия | 79 | 82 | 3,38 |
| Кара-оол Шолбан ВалерьевичПредседатель Правительства Республики Тыва | 80 | 81 | 3,35 |
| Цыденов Алексей СамбуевичГлава Республики Бурятия | 81 | 79 | 3,30 |
| Евстифеев Александр АлександровичГлава Республики Марий Эл | 82 | 71 | 3,23 |
| Гольдштейн Ростислав ЭрнстовичИ.о. губернатора Еврейской автономной области | 83 | - | 3,20 |
| Орлов Игорь АнатольевичГубернатор Архангельской области | 84 | 83 | 3,17 |
| Сипягин Владимир ВладимировичГубернатор Владимирской области | 85 | 85 | 3,13 |
Методика исследования АПЭК
Экспертный опрос, на результатах которого основан рейтинг наиболее влиятельных губернаторов в России, проводится методом закрытого анкетирования. В нем принимают участие 27 экспертов: политологи, политтехнологи, медиаэксперты, журналисты.
Как бы Вы оценили по шкале от 1 до 10 влияние на федеральном уровне (в Администрации президента РФ, Правительстве РФ, Федеральном собрании РФ, партийной и бизнес-элите) следующих глав регионов?
Сначала каждый из экспертов оценивает влияние каждого из кандидатов, представленных в анкете, а затем определяются средние арифметические значения экспертных оценок (средние баллы).
Итоговый рейтинг представляет собой консолидированную оценку влияния всех глав регионов России лидерами российского экспертного сообщества. Персоналии, вошедшие в рейтинг по результатам опроса, распределяются по разделам «очень сильное влияние» (1−20), «сильное влияние» (21−50), «среднее влияние» (51−85).
Список экспертов
Абрамов Владимир (Балтийский федеральный университет им. И. Канта), Арьков Виталий (Агентство политических и экономических коммуникаций, Волгоградская область и Республика Калмыкия), Будуев Николай (Агентство политических и экономических коммуникаций, Республика Бурятия), Гавычева Александра (портал «Региональные комментарии»), Гереев Руслан (Центр исламских исследований СКФО), Громский Алексей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Новгородская область), Жарихин Владимир (Институт стран СНГ), Журавлев Дмитрий (Институт региональных проблем), Забродин Евгений (Агентство политических и экономических коммуникаций, Ямало-Ненецкий автономный округ), Иванов Виталий (Фонд развития гражданского общества), Коваленко Артём (журнал «Эксперт-Урал»), Колеров Модест (ИА REGNUM), Кузнецов Глеб (Экспертный институт социальных исследований), Лавров Андрей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Челябинская область), Львов Степан (ВЦИОМ), Матвейчев Олег (Высшая школа экономики), Минчева Мария (консалтинговое агентство «Город»), Михеев Сергей (политолог), Мухаметов Руслан (Агентство политических и экономических коммуникаций, Свердловская область), Нейжмаков Михаил (Агентство политических и экономических коммуникаций), Орлов Дмитрий (Агентство политических и экономических коммуникаций), Трескин Вадим (Агентство политических и экономических коммуникаций, Архангельская область), Туровский Ростислав (Центр политических технологий), Ханас Петр (Дальневосточный консалтинговый центр), Фидря Ефим (Агентство политических и экономических коммуникаций, Калининградская область), Цыганов Анатолий (Агентство политических и экономических коммуникаций, Республика Карелия), Шешукова Галина (Агентство политических и экономических коммуникаций, Оренбургская область).
АПЭК, 2019 г.