"Хлопонин выставил счет".

(Ведомости. 18.06.04. В.Иванов, А.Беккер)

На объединение Красноярского края с Таймыром и Эвенкией он просит почти $800 млн.

Губернатор Красноярского края Александр Хлопонин предъявил Москве счет за объединение своего региона с Таймыром и Эвенкией, Как стало известно "Ведомостям", этот проект может обойтись федеральному бюджету в 2005-2007 гг. примерно в 23 млрд руб.

Алгоритм слияния Красноярского края с входящими в него округами с апреля обсуждается руководством администрации президента и первыми лицами регионов. Губернатор края Александр Хлопонин, в прошлом губернатор Таймыра, а еще раньше - гендиректор "Норильского никеля", в последние недели активно презентовал объединительный проект в СМИ. Таймырский губернатор Олег Бударгин, который тоже прежде работал в "Норникеле", пока отмалчивается, зато эвенкийский губернатор Борис Золотарев (бывший работник "ЮКОСа") неоднократно высказывал сомнения в том, что жители его округа захотят расстаться с государственностью.

На прошлой и позапрошлой неделе Хлопонин провел серию встреч в администрации президента и правительстве, в том числе побывал у руководителя администрации Дмитрия Медведева. Сразу несколько источников утверждают, что Медведев предварительно одобрил хлопонинский план объединения, изложенный в записке "3 в 1". "Цена" объединения будет детально обсуждаться на совещании в Кремле 22 июня.

Из записки следует, что на объединение край и округа подвигло желание смягчить для себя последствия федеративной реформы. По новому законодательству, со следующего года Таймыр и Эвенкия не смогут получать финансовую поддержку напрямую из федерального бюджета (в 2004 г. - 2 млрд руб.). Но край, на который фактически ляжет нагрузка по содержанию округов, на помощь из центра по общему правилу претендовать не может: как региону-донору трансферты ему не положены. И Хлопонин просит центр в течение трех лет компенсировать 6 млрд руб. расходов на округа. С 2006 г. с этим проблем, скорее всего, не будет. Директор департамента межбюджетных отношений Минфина Антон Силуанов ранее говорил, что в Бюджетный кодекс могут быть внесены поправки, по которым при объединении регионов им в течение трех лет будет гарантирована федеральная поддержка в прежних объемах.

Еще 9,3 млрд руб. на три года Хлопонин запрашивает на финансирование новых расходных полномочий, которые с 2005 г. появятся у края и округов, как и у всех остальных регионов. Заместитель губернатора края Анатолий Тихонов поясняет, что объем финансирования новых полномочий еще будет уточняться в ходе переговоров с Минфином. По словам Силуанова, в проекте бюджета на 2005 г. "не предусмотрено специальных средств на разграничение полномочий для Красноярского края".

И наконец, Хлопонин просит Москву выделить краю 7, 9 млрд руб. на инвестиционные проекты, в числе которых строительство объездной дороги и моста в Красноярске и дорог к зонам лесозаготовок, подготовка ложа Богучанского водохранилища и т.д. Таким образом, общая "цена" вырастает примерно до 23 млрд руб. "Мы будем аргументировать каждый свой запрос и надеемся, что к нашим предложениям отнесутся с пониманием", - говорит Тихонов. Он не смог пояснить, согласовывал ли Хлопонин содержание записки с Бударгиным и Золотаревым. Илья Трунин из Института экономики переходного периода напоминает, что все субъекты Федерации равноправны, и считает сомнительным подход, при котором объединяющиеся регионы должны получать какие-то преференции. "Объединение - дело самих регионов, и трудно объяснить, почему [федеральному центру] за это нужно платить", - удивляется эксперт.

Если Кремль и губернаторы договорятся по "цене" объединения, то по плану Хлопонина оно стартует уже в июле. Референдумы в крае и округах предполагается провести в конце марта следующего года. Сразу после референдумов в Госдуму будет внесен проект конституционного закона об образовании нового региона. В нем, в частности, планируется предусмотреть продление срока полномочий Золотарева (избран в апреле 2001 г. на пять лет) до сентября 2007 г., когда истекает срок полномочий Хлопонина (избран в 2002 г., Бударгин избран в январе 2003 г.). В сентябре 2007 г. планируется провести выборы губернатора нового субъекта Федерации, в декабре -избрать парламент и т. д.

Чтобы на участки пришло не менее 50% избирателей и за объединение было отдано не менее 50% голосов пришедших, потребуется провести специальную агитационную кампанию. В записке предлагается подключить к агитации за объединение региональные отделения партий - "Единой России", КПРФ и др. Особо оговаривается необходимость "разъяснительной" работы с окружными элитами и трудоустройства нынешних руководителей Таймыра и Эвенкии. Как рассказывают несколько независимых друг от друга источников в краевых органах власти, Золотареву предложен пост спикера парламента объединенного региона. Связаться с Золотаревым вчера не удалось - вместе с Хлопониным он участвует в мотопробеге в Скандинавии.

Директор красноярского консалтингового агентства "Ресурс-Консалт" Владимир Княгинин согласен, что для Таймыра и Эвенкии "особых доводов в пользу объединения нет". "Предрекать успех референдумов тяжело, но у [федеральных и краевых] властей есть резервы для убеждения [населения и элит округов]", - говорит Княгинин.

"Питер и Красноярск проиграли Москве".

(Независимая, 18.06.04. А.Корня)

Регионам не разрешили держать деньги в коммерческих банках

Полным фиаско для регионов завершилась проверка Конституционным судом положений Бюджетного кодекса, запрещающих региональным властям открывать бюджетные счета в коммерческих банках. Процесс инициировали власти Санкт-Петербурга, Красноярского края и Хакасии - с их точки зрения "насильственная" привязка бюджетных счетов к учреждениям Банка России лишает регионы права самостоятельно распоряжаться "собственными" средствами. Ну и, разумеется, дополнительного дохода, который можно было бы получить за счет процентов, которые коммерческие банки готовы платить по остаткам на счетах. В администрации Санкт-Петербурга, например, в прошлом году (тогда регионам-донорам еще позволено было размещать деньги на коммерческих счетах) заработали таким образом 250 млн. руб.

Однако подобные аргументы не сработали - функции бюджетной системы не могут быть сведены к зарабатыванию денег, отмечается в постановлении Конституционного суда. А обслуживание счетов Банком России не нарушает финансовую самостоятельность регионов, поскольку бюджет региона - не частная собственность. Он является частью единой бюджетной системы государства со всеми вытекающими последствиями, вплоть до требований к прозрачности в вопросах распоряжения средствами.

Но это еще не все. Суд пошел дальше - он решил, что действительно неконституционным является как раз таки "отсутствие правового регулирования ответственности за нарушение установленного действующим бюджетным законодательством порядка обслуживания счетов". То есть действующий кодекс оставляет без ответов весьма животрепещущие вопросы: что следует считать нарушениями финансовой дисциплины, кого за них следует наказывать и как. Между тем даже в ходе судебного процесса представители регионов не особо скрывали, что пользуются различными лазейками, для того чтобы обойти "неудобный" закон. Так, в Красноярском крае местные власти открыли счет в отделении ЦБ. Но при этом спокойно расходуют бюджетные деньги с другого, открытого уже в коммерческом банке. "В некоторых регионах, как мы выяснили, действительно такое практикуется, - согласился с корреспондентом "НГ" судья КС Николай Бондарь. - Один бюджетный счет в Банке России для учета доходов и другой, что называется расчетный, в коммерческом. Но я даже не хочу это комментировать, это уже вопросы правоприменительной практики, которая нами не исследовалась".

Между тем теперь законодателя фактически обязали как-то вводить эту самую правоприменительную практику. Это далеко не первый случай, когда Конституционный суд буквально тычет законодателя носом в несовершенство выдаваемого на-гора законотворческого продукта. И, похоже, делает это с удовольствием.

"Саяно-Шушенская ГЭС остается в Хакасии".

(Время новостей 18.06.04 А.Быстров)

Арбитражный суд запретил перерегистрацию Саяно-Шушенской ГЭС в Красноярском крае

Арбитражный суд Республики Хакасия запретил налоговым органам Саяногорска осуществлять государственную регистрацию изменений устава ОАО "Саяно-Шушенская ГЭС им. И.С. Непорожнего", касающихся места нахождения юридического лица, либо юридического адреса Саяно-Шушенской ГЭС. Суд также запретил ОАО "Саяно-Шушенская ГЭС" исполнять решение состоявшегося 21 мая 2004 года годового общего собрания акционеров СШГЭС в части, касающейся изменения места нахождения ОАО "Саяно-Шушенская ГЭС". Соответствующее определение было вынесено судом по иску одного из миноритарных акционеров ОАО "Саяно-Шушенская ГЭС". Суд пришел к выводу, что изменение юридического адреса станции "влечет налоговые, экономические и правовые последствия, которые, в свою очередь, могут затронуть права и законные интересы как крупных, так и мелких акционеров ОАО "Саяно-Шушенская ГЭС".

Как известно, 21 мая собрание акционеров Саяно-Шушенской ГЭС приняло решение перерегистрировать электростанцию в поселке Сизая Красноярского края. По мнению главы Республики Хакасия Алексея Лебедя, это решение "вызвано не экономическими или технологическими причинами, а является ответом руководства РАО "ЕЭС России" на проигрыш ими суда (речь идет о решении Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12 марта о возврате имущественного комплекса Саяно-Шушенской ГЭС в федеральную собственность. - Ред.)". 3 июня 2004 года внеочередная сессия Верховного совета Республики Хакасия приняла обращения к президенту Владимиру Путину и депутатам Государственной думы по вопросам сохранения места регистрации Саяно-Шушенской ГЭС на территории республики и обеспечения мер для принятия в федеральную государственную собственность имущественного комплекса электростанции.

По итогам состоявшихся на прошлой неделе переговоров между Анатолием Чубайсом и Алексеем Лебедем было объявлено о том, что Хакасия отказывается от иска по возврату имущественного комплекса Саяно-Шушенской ГЭС в федеральную собственность, а РАО, в свою очередь, пересмотрит свое решение о перерегистрации, в случае реализации которого Хакасия теряла бы пятую часть доходов бюджета республики. Кроме того, в ходе переговоров Хакасии были даны гарантии того, что повышение энерготарифов на электроэнергию в республике будет проходить "плавно, менее болезненно, чем в других российских регионах".

Сообщалось также, что стороны договорились и по поводу так называемого "бассейнового соглашения", связанного с распределением водного налога между Хакасией, Тувой и Красноярским краем.

Тем не менее заместитель председателя комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Юрий Савельев полагает, что вопрос о Саяно-Шушенской ГЭС все еще остается открытым: "Я не разделяю оптимизма тех, кто считает, что после переговоров между Чубайсом и Лебедем ситуация вокруг ГЭС урегулирована, - говорит он. - Публичная позиция Лебедя - это дипломатия, на самом деле процесс не сдвинулся с мертвой точки. Прошла неделя, а о результатах ничего не слышно. Более того, РАО, несмотря на предварительные договоренности, уже дает понять, что на приемлемые тарифы Хакасия может не рассчитывать. Я боюсь, что Хакасия в итоге будет обманута и останется ни с чем".

"Брак после развода".

("Известия-Красноярск", 18.06.04, Сергей Свиридов)

Интрига объединения регионов приближается к своей кульминации.

Население автономных округов может не поддержать идею объединения Красноярского края, Таймыра и Эвенкии. Такие настроения на днях озвучили депутаты Законодательного собрания. "Люди должны знать об условиях, на которых готовится объединение, - говорит парламентарий Василий Нечаев, - если они не будут знать, что от объединения они ничего не потеряют, то все 100 процентов жителей Таймыра проголосуют против". С коллегой согласен и Алексей Клешко, которой на заседании постоянной комиссии ЗС по государственному строительству отметил, что в округах есть некие силы, которые противодействуют объединению. Интересно, что с подобными высказываниями солидарны и видные представители исполнительной власти. Так, заместитель губернатора края Юрий Олейников подтвердил, что большинство жителей Эвенкии и Таймыра пока настроены отрицательно в отношении интеграционных процессов. А вот жители края, наоборот, в большинстве своем - "за".

По информации агентства "Пресс-Лайн", Юрий Олейников отметил, что учтен как положительный опыт Пермского края, так и отрицательный - Иркутской области и Алтайского края Губернаторы края и Таймыра, находящиеся в Москве, уже обсудили проект объединения. Впрочем, Алексей Клешко уверен, что интеграция идет медленно. Тот же Пермский край, который стал пионером в этом процессе, сумел добиться от федерации существенных преференций. Клешко опасается, что край подобных льгот уже не получит. После окончательного утверждения проекта объединения субъектов федерации этот вопрос будет вынесен на референдум. По словам Юрия Олейникова, голосование должно пройти в апреле - мае 2005 года.

С чем связан неожиданный перенос всенародного волеизъявления с декабря текущего года на шесть месяцев вперед, пока непонятно. Но, возможно, участие в процессе влиятельных и заинтересованных лиц сделает свое дело Не раз и не два собственные аргументы в пользу осторожного подхода к объединению высказывал губернатор Эвенкии Борис Золотарев Буквально вчера информационные агентства ознакомили общественность с его новыми комментариями. Дословно - "Красноярский край потеряет своего губернатора. А может, даже трех. Кто будет новым губернатором объединенного края? Этот вопрос на совещании вообще не рассматривался. Возможно, это будет вообще новый человек, а мы все уедем. Это неважно. Сейчас важно выйти из кризисной ситуации и решить вопросы с центром Несмотря на все сложности, я пребываю в хорошем настроении, поскольку мы определили для себя программу действий и идем по этому пути вместе".

Борис Золотарев отметил, что в результате совещания трех губернаторов по вопросу объединения было принято несколько принципиальных положений. Во-первых, было зафиксировано, что никто никакого меморандума под лозунгом "Регионы всего края, объединяйтесь" не принимал. Во-вторых, было решено разработать и предложить Правительству РФ программу переходного периода сроком на 3 года, в результате которой и провести экономическую, юридическую и организационную подготовку регионов к объединению.

Еще серьезнее настроены местные законодатели. Председатель Суглана Эвенкийского автономного округа Анатолий Амосов еще весной сообщил о позиции окружного парламента относительно новой модели разграничения полномочий между уровнями власти в России, разработанной комиссией при президенте во главе с Дмитрием Козаком, и запроса Собрания депутатов Ненецкого автономного округа в Конституционный суд с требованием признать неконституционным лишение округов большей части полномочий и доходов. Он, в частности, сказал: "В Законодательном собрании (Суглане) Эвенкии обсуждается идея направить в Конституционный суд обращение о поддержке ненецкого запроса. Автономные округа исторически создавались для защиты интересов северных народов. И суд должен обратить внимание на национальную тематику - на то, как лишенные полномочий и денег округа будут защищать свои титульные народы". А в запросе депутатов других северных территорий России говорится, что "закон Козака" многократно нарушает конституционные положения о статусе автономных округов, в частности об их равноправии с другими субъектами федерации.

Тут важно еще и вот что. Все приведенные выше достаточно резкие эскапады ВИП-персон появились перед аудиторией в то самое время, когда главные сторонники процесса, в том числе губернатор Александр Хлопонин, ушли в отпуск. Напомним, в популярной программе НТВ "Апельсиновый сок" глава Красноярского края довольно-таки образно высказался в пользу объединения регионов Он, например, сравнил Эвенкию, край и Таймыре одной коммунальной квартирой, где нельзя устанавливать разнообразные правила. Возможно, кому-то выгодно сталкивать лбами руководителей крупнейших территорий.

Региональная история

Первая попытка укрупнения была предпринята еще в декабре 2001 года. Тогда руководители Красноярского края, Таймыра и Эвенкии Александр Лебедь, Александр Хлопонин и Борис Золотарев подписали протокол о создании координационного совета губернаторов. Его целью было объявлено "взаимодействие исполнительных властей трех субъектов федерации с целью расширения экономического сотрудничества территорий". Однако дальше протокола дело не пошло.

Вторично Александр Лебедь попробовал объединить край в марте 2002 года. Тогда он предложил исполнительной и законодательной властям всех трех территорий подготовить нормативно-правовую базу для создания на территории Красноярского края, Таймырского и Эвенкийского автономных округов нового, объединенного субъекта федерации. Законодательное собрание Красноярского края Лебедя поддержало, а вот соседи-губернаторы - нет. Глава Таймыра Александр Хлопонин предложил другую схему объединения, а губернатор Эвенкии Борис Золотарев отказался, посчитав, что объединение территорий погубит малые народности Севера. Однако в апреле 2002 года Лебедь, Хлопонин и спикер Законодательного собрания Красноярского края Александр Усс подписали еще один протокол - о создании общего органа исполнительной власти. По планам, им должно было стать коалиционное правительство Красноярского края. Правда, больше об этом не вспоминали...

"Пусть народ обсудит".

("Красноярский рабочий", 18.06.04)

Референдум по вопросу объединения Красноярского края, Таймыра и Эвенкии может состояться в марте-апреле 2005 года.

Об этом говорилось на заседании постоянной комиссии Законодательного Собрания края по госстроительству, местному самоуправлению и развитию институтов гражданского общества. По словам замгубернатора Юрия Олейникова, 22-23 июня пройдет итоговое совещание рабочей группы, сформированной после создания совета трех губернаторов и просчитывающей варианты развития событий в случае объединения регионов.

Референдум можно будет признать состоявшимся только при 50-процентной явке населения во всех трех субъектах РФ, а также при условии, что не менее половины его участников положительно ответят на вопрос: "Согласны ли вы с образованием нового единого субъекта Российской Федерации в результате объединения трех субъектов Российской Федерации: Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов?".

В результате оживленной дискуссии депутаты ЗС пришли к выводу, что нужно вынести соответствующее постановление на сессию краевого парламента, и подчеркнули, что процесс объединения субъектов РФ должен быть подвергнут публичному обсуждению населения Красноярского края, Таймыра и Эвенкии.

"За что в ответе бизнес?".

("Красноярский рабочий", 18.06.04, Эрих Пырх)

"Власть и бизнес - партнерство ради будущего" - так многообещающе звучала тема встречи за "круглым столом", за который в минувший вторник уселись представители краевой администрации, Законодательного Собрания и крупных коммерческих структур. Битых два часа собравшиеся вели дебаты по поводу социальной ответственности бизнеса и встречных обязательств власти. Кое-какие точки соприкосновения были найдены, но партнерством что-то не пахло. Порой в полемическом запале диссонансом звучал целый хор голосов, а первый заместитель губернатора Василий Кузубов под конец перешел на английский.

ЗАБОТА ПОНЕВОЛЕ

Организаторам "круглого стола" - Союзу промышленников и предпринимателей края и Институту управления и бизнес-технологий - удалось собрать представительный состав участников. На приглашение откликнулись такие известные люди, как депутат Госдумы Валерий Зубов и управляющий директор КрАЗа Данкан Хэддитч. Они-то и задали тон дискуссии.

Бывший губернатор края без обиняков заявил, что власть и бизнес по сути своей оппоненты, поскольку первая старается получить больше налогов, а второй - увильнуть от выплат в казну. Их сотрудничество в наших условиях возможно только в перспективе. Социально ориентированная экономика, по Зубову, - "когда хочется работать и зарабатывать. В этом и состоит социальная ответственность бизнеса - давать людям работу с хорошим доходом". Сегодня очевидно, что бизнес побеждает власть, ломая национальные границы, "и мы должны к этому подстроиться". Валерий Михайлович призвал отдаться глобализации - "раз мы не можем изменить погоду, надо лишь вовремя брать зонтик или снимать пиджак".

Еще более откровенен и прямолинеен был мистер Хэддитч - "иностранный трудовой ресурс", как в шутку назвали его участники встречи, обсуждая макроэкономические проблемы. Австралийский управляющий красноярским алюминиевым гигантом через переводчика доложил следующее:

- У бизнеса нет другой социальной ответственности, кроме как упорно работать, зарабатывать деньги, платить налоги и соблюдать законы. Кто думает иначе, будет в перспективе разочарован. Чтобы бизнес уцелел, ему приходится заботиться о рабочей силе, об обществе на местах, но это не есть социальная ответственность. Если же заботу о социальной инфраструктуре возложить на бизнес, то, знаю это по собственному опыту, будет бардак.

БОГАТСТВО НЕ ПОРОК

В принципе, после честной отповеди представителя развитого капитализма можно было сворачивать дискуссию и расходиться по рабочим местам, чтобы по его совету "побыстрее избавляться от старых неэффективных пережитков". К несчастью, таковых у нас еще пруд пруди.

Одни, к примеру, ностальгируют по ведомственному жилью, детским садам, стадионам и прочим пережиткам социализма. Что сделал в первую очередь пропитавшийся "новым мышлением" российский бизнес? Сбросил на плечи муниципалитетам обременительный балласт "социалки". И верно - зачем ему столь невыгодное вложение средств? Депутат ЗС Алексей Клешко напомнил, как иные предприятия в 90-х продавали помещения детсадов или оголяли их перед передачей до безобразия - даже кафельную плитку отдирали.

Другие отсталые элементы наивно полагают, что богатые не могут, а должны делиться с малоимущими, и потому заваливают их мольбами о материальной помощи. Хуже того, некоторые еретики имеют наглость апеллировать к дореволюционной России, дескать, там богатство с точки зрения православия считалось пороком, поэтому многие состоятельные люди жертвовали без понуждения и размашистых пиар-акций. Окститесь, окаянные! Двадцать первый век на дворе - век глобализации и капитализма с человеческим лицом Абрамовича, Гусинского и Ходорковского. Никто никому ничего не должен. То есть нет - рабочие должны трудиться и приумножать капитал, а бизнес в силу необходимости должен обеспечивать сносные условия для рабсилы (как сказал тот же Хэддитч, "чем лучше жизнь в Красноярске, тем лучше и нам"). Власть же должна создавать условия для работы бизнеса, не чинить ему бюрократических препятствий и не давить налогами.

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ РАДИ ИМИДЖА

Но вот беда - российские реалии никак не укладываются в эту схему. Как заметила ведущая "круглого стола" Зоя Васильева, декан экономфака КГТУ и директор Института управления и бизнес-технологий, у нас остра "проблема социальной безответственности бизнеса". Скромная зарплата рядовых работников "компенсируется" резким ростом доходов руководящего звена предприятий, людей увольняют по субъективным причинам. Самое большое, на что способны многие наши бизнесмены, - это "благотворительность, на которую их провоцируют местные власти".

К слову, тема благотворительности задела за живое участников встречи. Депутат ЗС Юрий Абакумов не раз призывал вообще уйти от нее как от слишком узкой. Он даже пресек на корню попытку представителей КрАЗа продемонстрировать на экране реализацию социальных проектов ("Мы, что ли, на рекламной акции присутствуем?!"). Данкан Хэддитч подчеркнул, что благотворительность - это дело собственников бизнеса, а не самого бизнеса. Валерий Зубов признался, что плохо относится ко всякой благотворительности и сам никогда не подает, зато каждую монетку с земли подбирает, как бабушка в детстве научила.

Кто-то выступал за благотворительность "ради имиджа", мол, нет в этом ничего зазорного, пусть люди знают о добрых бизнесменах, не погнушавшихся "социальным инвестированием". Кто-то возражал - какая же это благотворительность, если ты трубишь о ней на весь мир? Кто-то вспоминал о куче благотворительных фондов в США. Кто-то напирал на то, что в России нет операторов, призванных разрабатывать социальные программы специально под деньги бизнесменов. В общем, тут к одному знаменателю так и не пришли.

ИДЕМ СЕМИМИЛЬНЫМИ ШАГАМИ

В ходе заседания попутно обнажились противоречия между Федерацией и регионами. Зубову пришлось выслушать немало нелицеприятных упреков от Абакумова и Клешко. Москва-де лютует, финансовые полномочия регионов урезает до минимума, Дума же послушно голосует за все, что предложит ей правительство. А законы какие чудные работают! "Юкос", например, производил акцизные выплаты в туманном далеке Мордовии, а бюджет края тем временем терпел миллиардные убытки. Юридически все в порядке, а фактически - острый дефицит той самой социальной ответственности перед регионом.

Итог дискуссии подвели первый заместитель губернатора Василий Кузубов и депутат Госдумы, председатель Союза промышленников и предпринимателей края Николай Ашлапов. Кузубов подметил: "Идя семимильными шагами к капитализму, мы пытаемся резко разделить власть и бизнес, но не готовы к этому ни по кадрам, ни по менталитету. Благотворительность не может носить базовый характер - это пиар. Именно справедливые законы гарантируют социальную ответственность бизнеса". Ашлапов резюмировал: "Высокая стабильная зарплата, ответственность перед потребителями, поставщиками, исправные налоговые платежи - это и есть социальная ответственность бизнеса. А социальная ответственность власти - это создание условий для его работы. Благотворительность - дело добровольное, это не обязанность перед нуждающимися".