Недавно ГАЗ объявил о том, что рассматривает возможность совместной работы над модернизацией "Волги" ГАЗ-3115 с японскими коллегами, сообщает газета "Новое дело". В качестве предполагаемых партнеров были названы компании "Тойота" и "Ниссан". Первые лица этих автомобильных корпораций уже побывали в Нижнем Новгороде. По данным издания, и "Тойота", и "Ниссан" рассматривают возможность строительства здесь заводов по сборке своих автомобилей. Но построит завод кто-то один.

Первой Нижний Новгород посещала делегация "Тойоты". Ее руководитель Хироси Окуда лично встречался с полпредом президента в Приволжском федеральном округе Сергеем Кириенко и посещал ГАЗ. Определенных заявлений сделано не было ни тогда, ни 2 недели назад на пресс-конференции в Санкт-Петербурге. Однако, высокопоставленный источник газеты в Нижегородском кремле заявил, что представители "Тойоты" окончательно о своем решении должны объявить в 2005 году, а уже в 2007 запустить производство. И, скорее всего, в Нижнем Новгороде в районе ГАЗа, вероятно, на части его площади.

По неофициальной информации, "Тойота" намерена сотрудничать с Борским стекольным заводом - крупнейшим производителем автомобильного стекла. Борский стекольный также является подразделением японской компании "Асахи-Гласс". Что именно компания будет производить в России, пока неизвестно, но обычно автопроизводители делают ставку на самые популярные марки автомобилей.

По мнению экспертов издания, в России это "Тойота Королла" (стоит 17,4 - 21,4 тыс. долларов в зависимости от комплектации). По данным дилеров, цена иностранных автомобилей российской сборки по сравнению с зарубежными аналогами уменьшается на 1,7-2 тыс. долларов.

Между тем, Нижний Новгород рассматривает в качестве возможного места сборки своих автомобилей и японская компания "Ниссан". Ее представители во главе с Патриком Пилатом, вице-президентом компании, отвечающим за европейское направление, приезжали в Нижний недавно и также побывали на Горьковском автозаводе.

Как рассказал высокопоставленный источник в Кремле, "Ниссан" действует более агрессивными методами, чем "Тойота", поэтому намерен перехватить инициативу и построить завод в Нижнем раньше. Тогда для "Тойоты" приход на нижегородскую землю будет заказан. "Ниссан" думает о производстве в Нижнем Новгороде комплектующих к своим машинам, также рассматривает ГАЗовские площадки для размещения своего производства. Но не исключен вариант, что компания захочет производить сами автомобили. По данным автосалона "Нижегородец", официального дилера компании "Ниссан", самыми перспективными для продаж в России являются "Ниссан Альмера" (стоит 15,8 - 23,7 тыс. долларов, входит в один класс с ВАЗовской "десяткой") и представитель более высокого класса "Ниссан Премьера" (стоимостью 21,2 - 30 тыс. долларов).

Судя по всему, федеральные власти отдают предпочтение "Тойоте", не только из-за того, что глава компании Хироси Окуда является давним приятелем Сергея Кириенко. По неофициальной информации, "Тойота" все же поставила нижегородские власти в известность о своем намерении занять Нижний Новгород.

Что же касается перспектив ГАЗа, то, по данным газеты, хозяин завода Олег Дерипаска также вел переговоры с руководством "Тойоты" на предмет поставки комплектующих с ГАЗа на будущий завод. Вероятно, тогда был затронут вопрос модернизации ГАЗовской "Волги". По словам генерального директора "Руспромавто" Александра Юшкевича, переговоры о модернизации были проведены и с "Тойотой", и с "Ниссаном". Пока, правда, неизвестно, чем будет отличаться новая "Волга".

Как пишет газета "КоммерсантЪ", 16 июня в Нижегородском районном суде прошло очередное заседание по иску правозащитника Алексея Светличного, который требует признать объявление Нижнего Новгорода столицей Приволжского федерального округа противоречащим Конституции РФ, Уставу Нижегородской области и Уставу Нижнего Новгорода.

Алексей Светличный подал заявление в Нижегородский районный суд 16 марта. Он считает, что при создании программы и коллегии по развитию Нижнего Новгорода в качестве столицы ПФО существует "попытка образования внутри РФ нового, не предусмотренного Конституцией России, государственного образования". В заявлении в качестве ответчиков и заинтересованных лиц Светличный указал полпреда президента в ПФО Сергея Кириенко, губернатора Нижегородской области Геннадия Ходырева и мэра Нижнего Новгорода Вадима Булавинова.

Рассмотрение дела началось 2 апреля, однако уже дважды переносилось по разным причинам. 16 июня оно в очередной раз было перенесено - причиной стало ходатайство истца о предоставлении ему самого распоряжения о создании программы. Как оказалось, ранее свое обвинение Светличный строил только на материалах печатных СМИ, освещавших ход реализации программы. Что касается ответчиков, ни на одно из заседаний представители аппарата полпреда президента РФ в ПФО не явились, отказавшись даже комментировать это заявление. В коллегии по столичности происходящее воспринимают как абсурд и советуют журналистам "даже не думать об этом". Но представители мэрии и областной администрации в суд регулярно приходят. Однако накануне заседания суда областная пресс-служба распространила заявление, в котором говорится, что губернатор Нижегородской области не может являться надлежащим ответчиком по данному делу, "поскольку он не издавал акты, изменяющие статус Нижнего Новгорода и Нижегородской области". Следующее заседание суда должно состояться 1 июля.