Была ли «Нота Хэлла» спусковым крючком войны на Тихом океане. Часть 2
В переработанном на основе предложений министра финансов США Ганса Моргентау проекте «временного соглашения» отсутствовали важнейшие пункты о выводе японских войск с территории Китая и отказа Японии от Тройственного пакта с Германией и Италией. Эти пункты появились в последний момент и, видимо, были призваны лишить Японию всяких иллюзий по поводу возможности подтолкнуть США на путь умиротворения Японии. Нельзя с полным основанием утверждать, что сделанные США предложения Японии от 26 ноября 1941 года, ставшие впоследствии известными как «нота Хэлла», действительно являлись неприкрытым ультиматумом. Об этом свидетельствуют, в частности, предшествовавшие основному тексту слова: «Строго конфиденциально. В предварительном порядке и без взятия обязательств». Хотя в создавшейся обстановке выдвинутые США условия действительно выглядели как окончательные, нельзя исключать, что это было сделано не столько с целью спровоцировать Японию на первый удар, как об этом заявляют некоторые авторы, сколько с тем, чтобы попытаться демонстрацией решимости не останавливаться перед прямым столкновением удержать Японию от начала войны.
Оценивая содержание переданного 26 ноября 1941 года Хэллом документа как «ультиматум» японскому правительству, многие историки публикуют его или в сокращённом виде, или вовсе в изложении. При этом акцент делается на выдвинутом в нём положении о выводе японских войск из Китая и Индокитая. Однако тщательное изучение документа, официальное название которого звучало как «Общие положения предлагаемой основы для соглашения между Соединёнными Штатами и Японией», свидетельствует о том, что при всей жёсткости в отношении японской агрессии в Китае и японской оккупации Индокитая этот документ мог явиться если не взаимоприемлемой основой соглашения, то, по крайней мере, предметом обсуждения в ходе продолжения переговоров, если бы этого пожелало правительство Японии.
Ниже приводится полный текст так называемой «Ноты Хэлла» от 26 ноября 1941 года:
Строго конфиденциально.
В предварительном порядке и без взятия обязательств. Вашингтон, 26 ноября 1941 г.
Общие положения предлагаемой основы для соглашениямежду Соединёнными Штатами и Японией
Часть 1
Проект совместной декларации о политическом курсе
Правительство Соединённых Штатов и правительство Японии, преисполненные стремлением к сохранению мира на Тихом океане, подтверждают, что их государственная политика направлена на сохранение прочного и всеобщего мира во всём Тихоокеанском регионе, что оба государства не имеют каких-либо территориальных претензий в этом регионе, что они не имеют намерений угрожать другим странам или использовать вооружённые силы для агрессии против соседних государств, что в своей национальной политике они будут активно поддерживать и применять на практике нижеследующие принципы, на которых строятся их отношения между собой и с правительствами других стран:
Принцип сохранения территориальной целостности и суверенитета всех государств.
Принцип невмешательства во внутренние дела других государств.
Принцип равноправия, включая равноправие коммерческих возможностей и отношений.
Принцип опоры на международное сотрудничество и международное посредничество для предотвращения и мирного разрешения конфликтов и для улучшения международной обстановки мирными путями и средствами.
Правительство Соединённых Штатов и правительство Японии согласились, что для ликвидации хронической политической неустойчивости, для предотвращения периодически повторяющихся экономических катастроф и создания основы для достижения мира они будут активно поддерживать и применять на практике нижеследующие принципы в экономических отношениях между собой и с другими государствами и народами:
Принцип отказа от дискриминации в международных торговых отношениях.
Принцип международного экономического сотрудничества и отказа от крайнего национализма, выраженного в торговых ограничениях.
Принцип отказа от дискриминации при доступе всех государств к поставкам сырьевых материалов.
Принцип надёжной защиты интересов потребляющих государств и народов при применении международных торговых соглашений.
Принцип создания таких международных финансовых институтов и организаций, которые способствовали бы постоянному развитию важнейших отраслей промышленности всех государств и позволили бы осуществлять платежи посредством торговых операций, способствующих благосостоянию всех стран.
Часть 2
Мероприятия, которые должны предпринять правительство Соединённых Штатов и правительство Японии
Правительство Соединённых Штатов и правительство Японии предлагают предпринять следующие шаги:
1. Правительство Соединённых Штатов и правительство Японии приложат усилия к заключению многостороннего пакта о ненападении между Британской империей, Китаем, Японией, Нидерландами, Советским Союзом, Таиландом и Соединёнными Штатами.
2. Оба правительства приложат усилия к заключению между правительствами Америки, Англии, Китая, Японии, Нидерландов и Таиланда соглашения, по которому правительство каждого из этих государств будет уважать территориальную целостность Французского Индокитая и в случае возникновения угрозы территориальной целостности Индокитая немедленно начнут консультации, имеющие целью принять такие меры, которые могут оказаться необходимыми и целесообразными для предотвращения этой угрозы. Указанное соглашение предусматривало бы также, что каждое из правительств, присоединившихся к соглашению, не будет требовать и получать привилегированного положения в торговых или экономических отношениях с Индокитаем и будет использовать своё влияние для обеспечения каждому государству, подписавшему соглашение, равных прав в торговых и коммерческих операциях с Французским Индокитаем.
3. Правительство Японии выведет из Китая и Индокитая все свои сухопутные, морские, авиационные и полицейские силы.
4. Правительство Соединённых Штатов и правительство Японии не будут оказывать военной, политической и экономической помощи ни одному из правительств или режимов в Китае, кроме национального правительства Китайской Республики, временная столица которого находится в Чунцине.
5. Оба правительства откажутся от прав экстерриториальности в Китае, включая права и интересы в международных сеттльментах, а также в концессиях, и права, предусмотренные Боксерским протоколом 1901 года.
Оба правительства будут прилагать усилия к тому, чтобы добиться согласия правительства Англии и правительств других государств отказаться от всех прав экстерриториальности в Китае, включая права и интересы в международных сеттльментах, а также в концессиях, и права, предусмотренные Боксерским протоколом 1901 года.
6. Правительство Соединённых Штатов и правительство Японии вступят в переговоры для заключения между Соединёнными Штатами и Японией торгового соглашения, основывающегося на обоюдовыгодных и наиболее благоприятных для обеих стран условиях и на снижении между ними торговых барьеров с учётом предложения США о включении шелка-сырца в список не облагаемых пошлиной товаров.
7. Правительство Соединённых Штатов и правительство Японии отменят замораживание соответственно японских капиталов в Соединённых Штатах и американских капиталов в Японии.
8. Оба правительства согласятся с планом стабилизации курса иены и доллара, для чего будет выделен необходимый фонд, половина суммы которого будет покрыта за счёт Японии, а другая половина — за счёт Соединённых Штатов.
9. Оба правительства согласятся, что ни одно соглашение, которое каждое из них односторонне заключило с третьими державами, не будет толковаться таким образом, чтобы противоречить основной цели настоящего соглашения — установлению и сохранению мира во всём районе Тихого океана.
10. Оба правительства используют своё влияние с целью добиться от других правительств уважения и претворения в жизнь основных политических и экономических принципов, предусмотренных настоящим соглашением.
Как видно из этого документа, наряду с предложениями политического и военного характера в нём большое внимание было уделено экономическим проблемам, разрешение которых хотя и ограничивало японское доминирование в Восточной Азии, тем не менее обеспечивало Японии достойное существование в случае прекращения ею политики агрессии и угрозы силой.
Полемизируя со своими противниками, которые после войны подвергли критике избранный японским правительством курс на отклонение «ноты Хэлла» и начало войны, один из ответственных за это решение бывший министр иностранных дел Японии Того писал:
Безусловно, основной причиной того, что Япония не пожелала отказаться от своей экспансионистской политики, было именно «заражение идеологией агрессии». Конкретным проявлением которой являлся официально объявленный курс на создание силой «сферы взаимного процветания в Великой Восточной Азии», что было эвфемизмом государственной доктрины построения обширной колониальной империи в Азиатско-Тихоокеанском регионе, вытеснения из АТР «белого империализма». Однако при этом не следует забывать, что к завоеванию доминирующего положения в АТР открыто стремились и США, не говоря уже о Великобритании. Выдвинутое США требование к Японии уйти из Китая диктовалось отнюдь не стремлением обеспечить независимость этого государства, а замыслами, вытеснив оттуда Японию, занять её место. Разница состояла лишь в том, что США стремились добиться этого по возможности экономическими методами, для чего у них были гораздо большие, чем у Японии, возможности.
Империалистический характер японо-американской борьбы за передел мира признавался японскими правящими кругами. 1 декабря 1941 года на императорском совещании, где было принято бесповоротное решение о начале военных действий против США и Великобритании, Того, характеризуя сложившуюся ситуацию, говорил:
Как тут не вспомнить удивительно прозорливое научное предвидение В. И. Ленина, который задолго до Второй мировой войны, ещё в 1917 году указывал:
В 1920 году, после окончания Первой мировой войны, в которой Япония и США были союзниками, В. И. Ленин подтвердил свой ранее сделанный точный вывод:
Как отмечалось выше, неизбежность разрешения японо-американских противоречий средствами вооружённой борьбы была осознана и сформулирована в Японии задолго до наступившей в декабре 1941 года развязки. Есть достаточно оснований считать, что «нота Хэлла» практически уже ничего не решала и уж, конечно, не может рассматриваться как «причина» войны. Утверждения многих японских авторов о том, что «если бы не было ноты Хэлла, неизвестно, по какому пути пошла бы Япония», следует определить лишь как попытку обелить милитаристское руководство Японии и возложить ответственность за начало войны на правительство Рузвельта. В действительности, Япония пошла бы по заранее избранному пути войны независимо от того, была «нота Хэлла» или её не было бы вовсе. Как образно выразился один японский историк, к моменту получения «ноты Хэлла» «стрела была уже выпущена».
Фактом истории является то, что японское авианосное соединение под командованием адмирала Тюити Нагумо покинуло пункт сосредоточения в заливе Хитокаппу острова Итуруп (Курильские острова) и направилось тайными путями для нанесения внезапного массированного удара по Пёрл-Харбору в 18 часов 26 ноября, когда японское правительство ещё ничего не знало о «ноте Хэлла».
Поступившую затем в Токио «ноту Хэлла» японское верховное командование восприняло с энтузиазмом, назвав её «ниспосланным с небес благом» или «милостью небес» («тэнъю»), ибо она давала возможность если не оправдать японское коварство, то, по крайней мере, представить дело таким образом, будто причиной начала войны явился «американский ультиматум». В стремлении напрямую связать ход переговоров и особенно «ноту Хэлла» с нападением на Пёрл-Харбор многие японские историки и мемуаристы пытаются утверждать, что в случае, если бы на переговорах в Вашингтоне был достигнут устраивавший Японию результат, то якобы авианосное соединение должно было возвратиться на базы на территории метрополии. В действительности же после императорского совещания 5 ноября оказывавшее решающее воздействие на политику в вопросах войны и мира командование армии и флота рассматривало вашингтонские переговоры, может быть, в отличие от некоторых более осторожных политиков, исключительно как эффективную дипломатическую «дымовую завесу» для прикрытия выдвижения японских авианосцев на исходные позиции для удара. Именно по требованию военных 28 ноября в адрес послов Номура и Курусу была направлена шифровка, в которой они строго предупреждались о том, чтобы «не давать понять правительству США, что переговоры прекращаются».
Что же касается утверждений о том, что авианосное соединение адмирала Нагумо в зависимости от хода переговоров могло быть отозвано в Японию уже по пути к Пёрл-Харбору, то здесь мы имеем дело с откровенным лукавством. Такая возможность действительно допускалась, но по совершенно иным причинам. «Возвратиться на прежнюю стоянку» соединение должно было не «в случае достижения компромиссного соглашения», а лишь в том случае, если оно будет обнаружено американцами за двое суток до назначенных «Д» (день) и «Ч» (час) атаки. Именно таким был первый из вариантов решения, которого должен был придерживаться командующий соединением при переходе в район Гавайских островов. Варианты предусматривали следующее: если соединение будет обнаружено за двое суток до намеченной атаки, командующий обязан вернуться на базу, если за одни сутки — принимает решение самостоятельно, если накануне или в день атаки — продолжает проводить операцию.
С военной точки зрения операция была проведена безупречно. В 7:50 утра 7 декабря 1941 года (гавайское время, в Японии уже была ночь 8 декабря) ударное авиационное соединение совершило нападение на Пёрл-Харбор. В результате двух атак японская авиация уничтожила или надолго вывела из строя восемь линкоров, шесть крейсеров, эсминец и 272 самолёта. В тот же день авианосные соединения Японии, базировавшиеся на острове Тайвань, совершили массированные налёты на аэродромы Филиппин, высадили десант на севере Малайи, атаковали британские аэродромы в Малайе и Сингапуре и высадились в Южном Таиланде. У берегов Малайи японская авиация потопила английский линкор «Принс оф Уэлс» и линейный крейсер «Рипалс».
8 декабря 1941 года Конгресс США принял резолюцию об объявлении войны Японии. В этот же день в Японии был опубликован императорский рескрипт об объявлении войны Соединённым Штатам Америки и Великобритании. Вслед за Японией 11 декабря войну США объявили Германия и Италия. Затем в войну против Японии вступили Голландия, Франция, Китай. Началась война на Тихом океане или, как её именовали в Японии, «война за великую Восточную Азию» («дайтоасэнсо»).
Такова история вопроса об обстоятельствах, предшествовавших началу Тихоокеанской войны. Что же касается весьма сомнительной «версии», а вернее, мифа о причастности Иосифа Сталина и «советских агентов» к провоцированию этой войны, то она была опровергнута самим её создателем. В опубликованном в Японии интервью японской телерадиовещательной корпорации NHK автор этой «версии» отставной генерал-лейтенант КГБ Виталий Павлов вынужден был признать, что в действительности в планы советской разведки вовсе не входило «сталкивать США с Японией», и что эта война между ними «разразилась совершенно по иным причинам».
И ещё. В своих послевоенных мемуарах бывший госсекретарь США Хэлл убеждал читателей в том, что, выдвигая в ноябре 1941 года довольно жёсткие требования японцам, США, кроме всего прочего, исходили из интересов Китая и СССР. Он писал: «В случае уступок со стороны США Япония получала свободу для продолжения своих операций в Китае, нападения на Советский Союз, сохранения своих войск в северном Индокитае… Президент и я пришли к заключению, что согласие с этими (японскими) предложениями потребует от США прощения прошлых японских агрессий, будет означать согласие с будущими захватами Японии, отказ от наиболее важных принципов нашей внешней политики, предательство Китая и России, признание нами роли молчаливого партнёра, помогающего и поощряющего Японию в её стремлении установить свою гегемонию в западной части Тихого океана и в Восточной Азии». Однако политика США была не столь благородной и строилась в первую очередь, если не исключительно, на собственных интересах. Ведя до последнего переговоры с Японией, руководители США всячески уклонялись от каких-либо обязательств в отношении Советского Союза в случае советско-японской войны, а в крайней ситуации, безусловно, предпочли бы нападение Японии на СССР перспективе самим оказаться вовлечёнными в войну с японцами. Этому есть документальные подтверждения. Так, в докладе руководителя военно-морскими операциями США Старка и начальника штаба армии Маршалла президенту Рузвельту от 5 ноября 1941 года, в частности, подчёркивалось: «Нападение Японии на Россию не оправдывает вмешательства Соединённых Штатов». Рузвельт против этого не возражал…