"РАО ЕЭС и Хакасия заключили перемирие. В войне за Саяно-Шушенскую ГЭС".

(Ведомости. 10.06.04 Е.Дербилова, Т.Егорова)

В войне РАО "ЕЭС России" и "Базэла" за сибирские ГЭС наметилось перемирие. Правительство Хакасии готово отозвать свои иски о деприватизации Саяно-Шушенской ГЭС в обмен на отказ РАО перерегистрировать станцию в Красноярском крае.

Владелец "Базового элемента" Олег Дерипаска давно ведет войну с РАО ЕЭС за сибирские ГЭС, в частности Красноярскую и Саяно-Шушенскую, потребителями которых являются предприятия "Русала". "Евросибэнерго" (входит в "Базэл") хочет достроить Богучанскую ГЭС в обмен на контроль над станцией, но сделать это компания намерена за счет допэмиссии Красноярской ГЭС, которую контролирует на 70%. РАО, которое через "Красноярскэнерго" владеет блокпакетом акций ГЭС, выступает категорически против допэмиссии, ведь холдингу придется либо заплатить за сохранение своей доли в ГЭС $60 млн, либо смириться с ее сокращением.

Параллельно развивается история вокруг Саяно-Шушенской ГЭС, 75% электроэнергии которой потребляет входящий в "Русал" Саянский алюминиевый завод. 12 марта Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа признал незаконной приватизацию Саяно-Шушенской ГЭС. Иск подавало правительство Хакасии в ответ на угрозу федеральных властей в 2004 г. отменить льготу по тарифу, полученную республикой в ходе приватизации ГЭС. Благодаря льготе в Хакасии действует самый низкий в стране тариф на энергию. В ответ РАО инициировало перерегистрацию ГЭС в Красноярском крае. В правительстве Хакасии оценивают потери от "переезда" ГЭС в 15% от доходов республиканского бюджета (около 800 млн руб.).

Теперь в этой войне наметилось перемирие. Сторонам удалось найти компромисс вокруг Саяно-Шушенской ГЭС. "В понедельник [председателя правительства Хакасии Алексея] Лебедя принял [вице-премьер Александр] Жуков, а позднее - [министр экономического развития Герман] Греф, - рассказала "Ведомостям" руководитель пресс-службы правительства Хакасии Елена Кобец. - На встрече присутствовали [предправления РАО ЕЭС Анатолий] Чубайс и [владелец "Базэла" Олег] Дерипаска".

По ее словам, стороны договорились, что РАО отменит перенос регистрации ГЭС из Хакасии в обмен на отказ республики от реализации судебного решения о деприватизации станции. Кроме того, Хакасии удалось добиться обещания правительства, что тарифы на электроэнергию здесь будут повышаться медленнее, чем в других регионах.

В РАО довольны таким решением. Анатолий Чубайс вчера заявил, что рассчитывает на оформление этих договоренностей документом через 7-10 дней. "Малоосмысленные попытки политических манипуляций вокруг этого вопроса завершены, - цитирует Чубайса агентство Reuters. - Поскольку хакасская сторона будет либо отзывать свой иск, либо просто подпишет с нами мировое соглашение, я думаю, что в этой ситуации вряд ли осмысленно нам доводить до конца перерегистрацию в Красноярске, как это предполагалось ранее".

Перемирие возможно и на другом фронте. Как рассказал "Ведомостям" источник в одной из региональных энергокомпаний, на встрече обсуждались и проблемы вокруг Красноярской ГЭС. Он отметил, что у "Базэла" сильны позиции по проведению допэмиссии Красноярской ГЭС, но РАО пригрозило, что "Красноярскэнерго" будет выкупать свою долю в ГЭС за счет повышения тарифов для КрАЗа (входит в "Русал"). Собеседник "Ведомостей" добавил, что стороны обсудили возможный вариант компромисса, но его суть раскрыть отказался.

Представители обеих сторон вчера также отказались комментировать эту информацию. А чиновник Минэкономразвития добавил, что на совещании были достигнуты лишь предварительные договоренности и не факт, что они будут исполнены.

Эксперты не верят в окончательный компромисс по Красноярской ГЭС. "Решение по Саяно-Шушенской ГЭС вполне разумно, но оно не означает окончания войны между РАО и "Базэлом" за Красноярскую и Богучанскую станции, - говорит аналитик инвестбанка "Траст" Андрей Зубков. - В этом конфликте простое решение вряд ли возможно - слишком разные интересы у сторон".

Саяно-Шушенская ГЭС - крупнейшая гидростанция в России. Ее установленная мощность -6721 МВт, среднегодовая выработка электроэнергии - 24, 5 млрд кВт ч. РАО ЕЭС принадлежат 78, 9% акций ГЭС. Красноярская ГЭС - вторая по величине в стране. Ее установленная мощность - 6000 МВт, выработка -20, 4 млрд кВт ч в год.

"Саяно-Шушенский пакт".

(Коммерсантъ. 10.06.04 А.Корнышева, О.Плешанова; Д.Глумсков; А.Видишев)

Анатолий Чубайс договорился с Олегом Дерипаской

Вчера руководство Хакасии обнародовало результаты секретного совещания, прошедшего накануне в Москве. Созданная под эгидой Александра Жукова инициативная группа, куда вошли Герман Греф, Анатолий Чубайс, Олег Дерипаска и Алексей Лебедь, должна разрешить вопрос о Саяно-Шушенской ГЭС и Красноярской ГЭС ("Ъ" неоднократно писал о сложившихся вокруг этих станций ситуации). Руководство Хакасии отчиталось о том, что стороны заключили перемирие по вопросу о Саяно-Шушенской ГЭС.

С середины прошлого года губернатор Хакасии Алексей Лебедь добивался деприватизации Саяно-Шушенской ГЭС. Иск увенчался успехом в Федеральном арбитражном суде Восточно-Сибирского округа (ФАС ВСО). В результате проиграла и Хакасия (на самом деле иск должен был заставить РАО ЕЭС продлить льготные тарифы для Хакасии), и РАО ЕЭС. Потенциальные победители - алюминщики, которые могли бы увеличить свой контроль над Саяно-Шушенской ГЭС, если бы правительство сначала выполнило решение суда, а затем снова выставило бы станцию на приватизацию.

Вчера стало известно, что стороны заключили перемирие. Власти Хакасии пообещали отказаться от выдвинутых ими обвинений в незаконности приватизации Саяно-Шушенской ГЭС, а вице-премьер Александр Жуков и министр экономического развития и торговли Герман Греф пообещали Алексею Лебедю "плавно поднимать тарифы в регионе". Со своей стороны, глава РАО ЕЭС Анатолий Чубайс, находясь с рабочей поездкой в Душанбе, примирительно заявил, "что в этой ситуации вряд ли осмысленно с нашей стороны доводить до конца перерегистрацию ГЭС в Красноярский край". По словам господина Чубайса, РАО ЕЭС и правительство Хакасии "урегулируют свои отношения в течение 70 дней". "В Хакасии согласились отказаться от бессмысленного проекта по национализации ГЭС, и теперь правительство республики должно либо отозвать свой иск, либо подписать мировое соглашение с РАО", - пояснил господин Чубайс.

Однако отозвать иск властям Хакасии будет непросто: если приватизация противоречила закону (а именно это и признал ФАС ВСО), то она считается ничтожной и никаким соглашением сторон ничего изменить нельзя. В этом случае остается один путь - добиваться отмены постановления ФАС ВСО в Высшем арбитражном суде.

О том, на какие уступки пошел на этой встрече глава алюминиевого холдинга "Базовый элемент" Олег Дерипаска, ничего не известно - в "Базэле" давать комментарии на эту оказались не готовы. Однако любопытно, что вчера Федеральная служба по финансовым рынкам приняла решение о возобновлении приостановленной 2 июня дополнительной эмиссии акций Красноярской ГЭС, а именно против этой допэмиссии яростно боролся Анатолий Чубайс. Видимо, теперь РАО ЕЭС и ее дочерней структуре "Красноярскэнерго" все же придется искать 1,7 млрд руб., чтобы выкупить допэмиссию и не размыть блокирующий пакет, которым владеет в Красноярской ГЭС "Красноярскэнерго". В то же время жалоба о незаконности допэмиссии будет рассматриваться 11 июня в Красноярском арбитражном суде, а на 21 июня Южно-Сибирское теруправление Федеральной антимонопольной службы назначило рассмотрение дела о законности приобретения контрольного пакета Красноярской ГЭС кипрским офшором, подконтрольным "Базэлу". Так что не исключено, что в узком составе (без Алексея Лебедя) группе переговорщиков предстоит встретиться еще раз.

"Премьер-лига на региональном уровне".

("Известия-Промышленность-Красноярск", 10.06.04, Максим Царев)

Михаил Фрадков пообещал Александру Хлопонину хорошие дороги. Еще бы пообещал умных чиновников...

Очередное московское турне губернатора Александра Хлопонина, состоявшееся на прошлой неделе, ознаменовалось рядом важных встреч с представителями федеральной власти. Красноярский губернатор стал, пожалуй, наиболее активным и "вхожим" в Кремль и "Белый дом" руководителем сибирской территории. По крайней мере, избрание Александра Геннадиевича его коллегами из соседних областей председателем "Сибирского соглашения" можно считать признанием его заслуг в деле лоббирования интересов региона на высшем уровне. В ряду его встреч особняком стоит, безусловно, беседа с премьер-министром страны Михаилом Фрадковым. Статус председателя "Соглашения" позволил красноярскому губернатору обсуждать с премьером ключевые проблемы экономики не только Красноярского края, но и региона в целом.

Вопросов у сибирских территорий к федеральным властям накопилось немало. В советские времена инвестиции назывались капитальными вложениями и осуществлялись государством. Теперь идиома "инвестиционная привлекательность" стала главной характеристикой любого региона. Она есть, или ее нет? От этого зависит благополучие территории. И доказывать эту самую "привлекательность" приходится прежде всего ее руководителю. Как показывает жизнь, федеральный центр в этих случаях оказывает больше моральную поддержку. Это - в лучшем случае. Или просто мешает, прямо или косвенно оказывая содействие в уводе активов в распухший от вливаний федеральный центр. Для Красноярского края, который традиционно считают кладовой с несметными богатствами, географическое положение явно в число инвестиционно привлекающих составляющих не входит. Поэтому вопрос развития транспортных узлов и магистралей в регионе - главная головная боль краевых властей. Практически все расходы по финансированию строительства федеральной автомобильной магистрали, например, несут местные власти, в то время как центр свои обязательства выполнять не торопится. Как сообщают информационные агентства, этот вопрос стал новостью для Михаила Фрадкова, который дал поручение разобраться в ситуации и включить строительство трассы в обход Красноярска в перечень приоритетных проектов.

Наибольший интерес из строящихся в крае объектов у федеральных властей, безусловно, вызывают Сосновоборская ТЭЦ и Богучанская ГЭС. Если первым сегодня занимается Росатомстрой, и здесь многое будет зависеть от успешности переговоров с американским правительством, которое согласно межправительственному соглашению России и США обязалось профинансировать строительные работы, то проблема привлечения инвестиций в достройку Богучанской ГЭС по-прежнему стоит достаточно остро. Сегодня нет возможности даже назвать точную рыночную стоимость этого объекта. Что будет, если новая электростанция заработает, тоже пока вопрос туманный. Ясно, что когда Богучанская ГЭС заработает, это даст импульс для развития промышленности в Приангарье. Но какой, пока неясно - вокруг мощности и доказанности находящихся здесь газоносных месторождений до сих идут споры на уровне геологоразведки.

Во сколько выльется достройка электростанции, тоже предсказать очень непросто - недавно стало известно, что антимонопольный комитет приступил к расследованию сделки по приобретению 000 "Топкинский цемент" производственного комплекса ОАО "Цемент". По мнению заместителя руководителя управления федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю Олега Харченко, "Топкинский цемент" может оказать негативное влияние на конкуренцию на рынке производства и реализации цемента.

А если быть более точным, то красноярский цемент может вообще прекратить свое существование как таковой. Дело в том, что очень крупный, но производящий цемент невысокого качества Топкинский комбинат испытывает трудности с реализацией своей продукции. И покупка красноярского завода - это не более чем ликвидация конкурента.

В то же время гидроцемент за Уралом производится только в Красноярске Если это действительно произойдет, и местный цемзавод будет ликвидирован, то закупать основной строительный материал для гидроэлектростанции придется, скажем, в Новороссийске. Так что, с инвестициями в крупнейший долгострой края пока особой ясности нет.

Несмотря на то, что нашему региону совсем недавно был присвоен рейтинг "высокого уровня надежности с низким риском несвоевременного выполнения обязательств и позитивными перспективами", реальных поползновений тугих заокеанских, западноевропейских или хотя бы юго-восточноазиатских толстосумов не наблюдается. Вопросы строительства нефтепровода в Китай или создание мультимодального узла для полетов из Сингапура в Монреаль пока остается лишь как прожекты. И не факт, что Красноярский край здесь будет играть ведущую роль.

Хлопонин еще на встрече с президентом Путиным говорил о том, что гораздо лучше бы было, если бы федерация не "размазывала" по различным программам, а выделила крупную разовую дотацию под серьезный инвестиционный проект Идея эта руководителя государства вроде как заинтересовала, и вроде как она изучается. Но что из всего этого может выйти, пока непонятно. Все упирается не только в большие расстояния и плохие дороги.

В интервью известному московскому тележурналисту Владимиру Соловьеву красноярский губернатор сетовал:

- Как сделать, чтобы край, который действительно является донором, который действительно обладает потенциалом, но у которого есть проблема, страшнейшая проблема - четыре тысячи километров до одних рынков сбыта и четыре тысячи километров до других рынков сбыта; как-то использовать конкурентные преимущества, конкурентные недостатки, сделать так, чтоб экономика развивалась? В чем проблема территории? Связано ли это с тем, что плохо работает администрация, пресловутый административный ресурс, некачественно специалисты работают? В чем проблема? Для меня важно предложить эту модель и решить ее.

Каким образом Александр Геннадиевич намерен создавать эту модель, если, к примеру, простая переброска денег с бюджетной статьи на подготовку к зиме на заработную плату врачам и учителям грозит губернатору любой территории долгими и неприятными беседами в прокуратуре. Бурно обсуждаемая в коридорах федеральной и региональных властей реформа разграничения полномочий между центром и территориями претендует на то, чтобы уменьшить губернаторскую толкотню в министерских приемных. То есть, во взаимоотношениях с центром будет-таки превалировать закон, а не личное обаяние того или иного губернатора и его добрые отношения с тем или иным министром. Впрочем, об этом говорится с советских времен - пока еще ни одному руководителю государства не удалось преодолеть византийскую ментальность своего окружения. Тем не менее, в коридорах верховной власти наблюдается настоящий ажиотажный спрос руководителей территорий на членов правительства. Может быть, действительно самые насущные и наболевшие вопросы территории можно решить сейчас или никогда? Если реформа состоится и закон таки восторжествует, вместо переговоров останется запастись терпением и радоваться новым полномочиям, которые получат губернаторы на местах

В перерыве заседания Госсовета Александр Хлопонин заявил журналистам:

- Без денег мне эти полномочия нужны, как в бане пассатижи! Мне проще отдать, как только я их получу, еще ниже...

"Сценарный оптимизм краевой власти".

("Красноярский рабочий", 10.06.04, Юрий Чувашев)

На днях губернатор Александр Хлопонин обсуждал в Москве с премьер-министром страны Михаилом Фрадковым "Программу социально-экономического развития края до 2010 года". Этот документ интерес вызывает дружный и пристальный. И вопросов рождает немало.

За счет каких реальных рычагов будет выправляться моноотраслевой -цветнометаллургический - крен экономики региона? Какие еще отрасли могут рассчитывать на финансовые вливания? Особенно жителей края интересует социальный блок программы. Что понимает власть под оптимизацией социальной сферы? Будут ли закрываться фельдшерско-акушерские пункты, участковые больницы и малокомплектные школы в деревнях? Грозит ли вузам Красноярска объединение? На эти и другие вопросы читателям "Красноярского рабочего" отвечает сегодня первый заместитель губернатора края Василий КУЗУБОВ.

О СТРУКТУРЕ ЭКОНОМИКИ

При разработке программы мы использовали не инерционный сценарий развития, а более оптимистичный - инвестиционный. Он предполагает развитие не связанных с цветной металлургией отраслей экономики, которые закольцовывали бы производственный цикл, были бы сориентированы на выпуск конечной продукции и ее реализацию на территории края в большей степени, чем это происходит сегодня. А то сейчас у нас - в пересчете на деньги - остается на территории региона лишь 60 процентов производимой продукции, тогда как 40 процентов средств безвозвратно уходит за пределы края. Вот такая мы во всех отношениях донорская территория. Закольцовка же финансовых потоков на территории края дает возможность увеличивать объем производимых товаров и услуг, наращивать потребление, то есть реально развивать экономику и социальную сферу.

О ЛЕСНОМ КОМПЛЕКСЕ

Сейчас мы много говорим о том, какие меры воздействия нужны применительно к лесному комплексу края, чтобы он стал развиваться при всех очевидных недостатках вроде транспортной удаленности региона. В частности, для лесозаготовителей вводятся дифференцированные ставки, учитывающие глубину переработки древесины. Здесь будет обратно пропорциональная зависимость: чем глубже переработка (да к тому же если конечная продукция реализуется на территории края, а не вывозится за его пределы), тем меньше плата, взимаемая с лесопереработчиков.

Предусмотрены также льготы за комплексную, а не выборочную переработку древесины. Кроме того, вводим лицензирование. Это позволит нам ранжировать всех предпринимателей, ведущих лесозаготовки, и исключить из их числа тех, кто занимается незаконными или неучтенными видами деятельности. На всех крупных железнодорожных станциях будут созданы таможенные терминалы. По лесному комплексу у нас готовится 6-7 краевых законов, которые мы намерены внести в Законодательное Собрание.

В конечном счете объем лесозаготовок в крае должен вырасти к 2010 году с 9 до 12 миллионов кубометров. Выпуск товарной продукции на один обезличенный кубометр сырья планируется увеличить с нынешних 25 долларов до 100-120. Для сравнения: в Европе этот показатель составляет 250 долларов. Несопоставимые цифры.

Кроме того, годовой доход краевого бюджета от лесного комплекса к 2010 году должен вырасти до 13 миллиардов рублей. А численность работников в отрасли увеличится на 15-16 тысяч и составит 60 тысяч человек. Всего в ходе реализации программы развития края в лесную отрасль планируется вложить примерно 1,5 миллиарда долларов, причем без учета затрат на строительство нового ЦБК.

О СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Картина здесь достаточно понятна. Одни сельхозпредприятия способны выживать в рыночной экономике, а другие не сориентировались в новых условиях. Или же природно-климатические условия, в которых они расположены, непригодны для производства прежних видов продукции, и таким хозяйствам нужно менять специализацию. Вопрос этот, конечно, зачастую дискуссионный, и ответов, готовых на все случаи жизни, здесь нет. Или это должна быть помощь государства в виде кредитов, или бюджетное дотирование сельхозпродукции, чтобы сгладить диспаритет цен между городом и селом.

Как бы то ни было, из всех вариантов, прорабатываемых сегодня в краевой администрации, мы больше склоняемся к тому, чтобы помогать тем хозяйствам, которые способны выдерживать конкуренцию на рынке и выпускать продукцию не выше нормативной себестоимости. Причем дотирование продукции предполагается именно до уровня этой себестоимости.

Естественно, нужно что-то решать с теми хозяйствами, которые в данную схему явно не вписываются. Для этого готовится краевой закон о личных подсобных хозяйствах. Я думаю, в ближайшее время он будет внесен в Законодательное Собрание. Цель - чтобы даже там, где мы не сумеем сохранить коллективные хозяйства, уже на десять рядов обанкроченные акционерные общества, у нас был бы механизм дотирования населения, чтобы мы помогали людям выращивать скот и сельскохозяйственные культуры. Второе звено этой цепочки - кооперация, централизованный закуп продукции на местах. И третье - централизованное хранение и переработка сельхозпродукции. Главная задача - чтобы как можно больше продукции из личных подсобных хозяйств попадало на рынки и прилавки магазинов и находило своего потребителя.

О СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

По нашим расчетам, к 2010 году консолидированный бюджет края составит примерно 140 миллиардов рублей - при нынешних 42 миллиардах. И этот продукт, который, как мы считаем, будет получен в виде доходной части бюджета, необходимо справедливо разделить. Поэтому параллельно с программой социально-экономического развития края мы приступили к составлению отраслевых программ. И прежде всего это касается социальной сферы. Например, в программах развития здравоохранения и образования достаточно подробно прописываются все моменты, связанные с реформированием этих отраслей.

Скажем, в здравоохранении это программа государственных гарантий - все, что касается тарифов лечебных учреждений, соотношения бесплатного и платного медицинского обслуживания, лекарственного обеспечения, специализированной медицинской помощи. Сейчас у нас в крае, к примеру, избыток терапевтических коек, зато население страдает от недостатка специализированных видов медицинской помощи. Неизбежная оптимизация отраслевой сети предусматривает разделение уровней ответственности, выстраивание эффективной системы первичной медицинской помощи - от центральных районных больниц до краевых лечебных учреждений, реформирование оплаты труда в целях повышения заинтересованности кадров и многое другое.

Конечно, все это делается не так быстро, но в любом случае процесс оптимизации будет идти. Ведь бюджет сегодня подчас содержит под медицинской "вывеской" здания и сооружения, где вообще не оказывают населению никаких лечебных услуг. Поэтому мы категорически против того, чтобы финансировать не само здравоохранение, а здания и сооружения, предназначенные для здравоохранения. Для нас это принципиально разные вещи.

Вот и в президентском послании говорится, что нужно финансировать услугу, оказываемую больному, страховой случай, но не койку, которая может весь год простоять пустой. В то же время оптимизация здравоохранения отнюдь не означает, что если сегодня есть некая медицинская услуга, оказываемая конкретному жителю, то завтра получить ее будет сложнее. Мы, разумеется, против того, чтобы в результате реформирования ухудшилось положение дел в отрасли.

Та же ситуация и в школьном образовании. Здесь оптимизация уже идет. Мы сегодня не в состоянии содержать в деревнях малокомплектные школы. Да этого и не нужно делать, потому что, как показывает анализ, там ниже качество обучения, хуже организован учебный процесс, высоки затраты на содержание школьных зданий. Поэтому за последнее время в крае закрыто уже около 20 малокомплектных школ.

Однако параллельно с этим процессом мы запускаем в действие программу предоставления жилья учителям. Чтобы не растерять преподавательский состав, мы ведем и будем вести переселение учителей туда, где они могут работать и дальше. Кроме того, будем осуществлять подвоз учеников из отдаленных деревень и формировать нормальные школы с качественным обучением - в пределах реального транспортного плеча. Так живет весь мир.

В отраслевой программе развития образования также предусмотрено разделение полномочий и ответственности. Учебный процесс мы берем на себя. Расходы по содержанию зданий делим с муниципальной властью. В программе прописывается целый ряд вопросов: по наполняемости классов, по реформированию системы оплаты труда педагогов, по обязательному школьному и дополнительному образованию, по оптимизации сети, по ситуации с закрытием малокомплектных школ...

Все эти меры направлены на разделение зон ответственности, на оптимизацию и стандартизацию учебного процесса, чтобы у нас в крае в полном объеме обеспечивалось и гарантировалось государством все то, что положено ученику в рамках обязательной и дополнительной программы, а также внешкольных занятий. И чтобы дети учились в хороших школах, с нормальным освещением и отоплением.

О ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ

Разговоры о возможном объединении ряда вузов Красноярска в Москве идут, но это пока что не наша, не краевая тема. Однако в преддверии вероятных преобразований в этой сфере мы уже провели у себя в краевой администрации структурные изменения, объединили все образование в целом, кроме общего, школьного. И сейчас это новое управление курирует науку, высшее образование, среднее специальное и профессиональное. Перед вузами, техникумами, в том числе и ведомственными, и ПТУ поставлена задача отчитаться о состоянии своей материально-технической базы, о том, как они видят свое дальнейшее развитие с учетом того, что их финансирование - это касается ПТУ и техникумов - в будущем, очевидно, передадут на региональный уровень.

По вузам ситуация иная. И дело не в том, объединят их или нет. Проблема в том, что выпускники далеко не всех вузов сегодня востребованы - в плане федерального заказа на подготовку специалистов. К примеру, в ПТУ только 20 процентов учащихся обучается по договорам, то есть платно, а 80 процентов - на бюджетных местах. Среднее специальное образование в техникумах 40 процентов учащихся получает платно, 60 - за счет бюджета. А в вузах примерно половина студентов платных и половина бесплатных.

Так что тенденция очевидна. Вузы уже сегодня практически наполовину работают в рынке. Соответственно и государство пытается юридически оформить фактически сложившееся положение в сфере высшего образования. Суть в том, что вузы, которые не получат государственного заказа на подготовку специалистов (а у нас есть информация, что госзаказ будет распределяться на основе конкурса), будут вынуждены становиться в чистом виде коммерческими. Или, допустим, вуз получит госзаказ процентов на 20 своих возможностей, а оставшиеся 80 процентов - если, конечно, коллектив захочет и сможет, - будет добирать за счет коммерческого набора студентов. Или даже вообще сворачивать свою деятельность, если такой вуз станет явно проигрывать конкурентам на рынке высшего образования.

Подобная перспектива, конечно, ставит высшие учебные заведения в достаточно тяжелое положение. Но с другой стороны, студентам это дает надежду на получение иного, более качественного образования, нежели прежде. Появятся и новые стимулы для вузов. Ведь во всем мире большое значение имеет рейтинг высших учебных заведений, есть престижные и непрестижные университеты. Опять же и предприятия, различные хозяйствующие субъекты будут при таком развитии событий более целенаправленно строить отношения с интересующими их студентами, как-то помогать им в ходе учебы.

И хотя ситуация в этой сфере еще до конца не ясна, очевидно, что она будет развиваться именно в таком направлении. Хочу оговориться, что мы не сторонники закрытия вузов в Красноярске и в крае в целом, мы гордимся многими высшими учебными заведениями и будем помогать им. Однако нужно понимать, что высшее образование - это все-таки привилегия.

О ЦЕЛЯХ

Главной целью всех экономических преобразований, предусматриваемых программой, является повышение благосостояния жителей края, уровня жизни каждого красноярца. В фокусе всех наших усилий стоит человек. Хочу подчеркнуть, что уже сейчас полученные доходы бюджета мы направляем прежде всего в социальную сферу.

"Контрольный пикет".

("Известия-Красноярск", 10.06.04, Андрей Андреев)

Тридцать шесть миллионов человек сегодня выходят на массовую акцию протеста против исполнительной и законодательной властей страны - об этом накануне заявил лидер Российской федерации независимых профессиональных союзов Михаил Шмаков. Одновременно социально-экономическую ситуацию в Красноярском крае обсудили местные тред-юнионы и общественно-политические движения. Так, председатель краевой федерации профсоюзов Юрий Тарасов сообщил, что в пикете у здания администрации Красноярского края, возможно, будет участвовать больше тысячи протестующих против "политики федерального правительства". Кроме того, еще в мае российские профсоюзы пригрозили властям: если их требования изменить законодательные акты в пользу трудовых коллективов и работников бюджетной сферы не будут выполнены - независимая федерация объявит о начале всеобщей забастовки. Столь резких и опасных тенденций в общественной жизни России не было с августа 1991-го и с октября 1993 года, когда воюющие ветви власти призывали народ к акциям массового неповиновения. И впервые путинский механизм государственного устройства оказался под угрозой разрушения. Недаром президентская партия "Единая Россия", по информации многочисленных СМИ, отказалась от участия во всеобщей акции.

Причин для пикетирования Вертикали более чем достаточно. Только красноярские профсоюзы, например, протестуют против отмены 133-й статьи Трудового кодекса о нижней границе минимальной заработной платы, замены социальных льгот денежными выплатами, приватизации школ и детских садов, ликвидации районных коэффициентов и процентных надбавок к жалованью. А в Хакасии к перечисленным требованиям прибавляются всеобщее желание вернуть юридический адрес Саяно-Шушенской ГЭС в республику и возмущение шахтеров.

Но вот эта мультипликация, раздробленность протеста, собственно говоря, и настораживает. Сколько Красноярский край помнит себя - практически никогда, кроме как на митингах того же ельцинского августа, народные желания не исполнялись. В марте 1997-го, к слову, на митинг, посвященный долгам по зарплате, на площадь Революции вышли 30 тысяч человек, в 2001 году рабочие "Сибирских вискозных нитей" перекрывали железную дорогу, однако эти акции положительного результата не имели. Один пример. Три года прошло, но многомесячная задолженность перед коллективом упомянутого предприятия не ликвидирована. Сегодня ее обещал погасить до начала июля новый собственник "Сивинита". Кстати - не в первый раз.

Дело, естественно, не только и не столько в проблеме вискозных нитей. Ситуация на машиностроительных и химических заводах Красноярского края давно стала типичной и не вызывает быстрой реакции ни у чиновников, ни у депутатов. Вероятно, хронический конфликт между трудом и капиталом не может перейти в более конструктивную фазу именно потому, что ни та, ни другая стороны не хотят или не могут найти новую систему социальных и экономических взаимоотношений. Сегодняшний протест, впрочем, может стать переходной моделью - наблюдатели отмечают два принципиально новых признака.

Один - общероссийский. Это публичный отход всегда лояльного Михаила Шмакова и социальных кабинетов Государственной думы от политики мелкого соглашательства: иными словами, "меньшевики" в лице тред-юнионов и депутатов решили, что с июня им выгоднее превратиться в "большевиков". Видимо, потому, что старую профсоюзную гвардию подпирает молодая поросль оппозиционных политиков, которая явно хочет прямо сейчас сделать себе имя на рабочих и бюджетных проблемах, а также действительно помочь российскому народу. В России говорят о сильном лидере профсоюза горняков Александре Сергееве. У нас пока местного социального вождя нет, что тоже показательно - с одной стороны, это вызвано сравнительно высоким уровнем жизни, с другой - отдаленностью региона от федерального Центра. Одно время на роль лидера оппозиции претендовал норильчанин Валерий Мельников, но его переход на пост мэра города во многом заблокировал вероятные акции протеста за Полярным кругом. Кроме Мельникова в крае известны своими выступлениями в защиту рабочих депутаты Валерий Сергиенко, Светлана Андронова, коммунисты Валентина Бибикова, Надежда Сафонова и Сергей Маслов - но, к сожалению, им пока не удалось консолидировать силы в полной мере.

Второй симптом нового крайне интересен. Как выясняется, наиболее страшные, просто чудовищные, нарушения трудового законодательства теперь творятся не в Красноярске и крупных городах региона, а в глубинке, где нет ни контролеров, ни комиссий, ни профсоюзов. "Известиям - Красноярск" удалось получить эксклюзивную информацию из источника в краевой федерации профсоюзов о самых бесправных трудовых коллективах - специальную таблицу приводим ниже. Стоит только сказать: долги по зарплате за 20 лет, вероятнее всего, вообще не имеют аналогов в России.

"Железный поток".

("Известия-Промышленность-Красноярск", 10.06.04, Андрей Огнев)

Технологичные заводы снова встраиваются в экономическую систему региона.

"Сибэлектросталь" возобновила производство. Как сообщили "Известиям - Красноярск" в пресс-службе краевой администрации, в честь этого события на предприятии побывали первый заместитель губернатора Лев Кузнецов, заместитель губернатора Виталий Бобров и депутат Законодательного собрания Виктор Зубарев. После экскурсии по электросталеплавильному цеху они провели короткий брифинг.

"В масштабах края это предприятие, конечно, не может сравниться с такими "монстрами", как "Норильский никель" или "Русский алюминий", - заявил Лев Кузнецов. - Но с точки зрения конкретных людей, работающих на предприятии, которое долгое время лихорадило, событие сегодня знаковое. Во-первых, нам удалось сохранить, не дать разворовать основные фонды. Во-вторых, пришел собственник, который готов возродить предприятие. И, в-третьих, предприятие реально работает, платит налоги, люди получают зарплату".

Напомним, в конце апреля общественность Красноярского края узнала о том, что один из самых высокотехнологичных заводов территории, который долгое время находится в финансовом кризисе, куплен структурой под названием ЗАО "Красный Яр". Эта фирма, как сообщили нам источники в краевой власти, создана бывшими топ-менеджерами Братского алюминиевого завода. Депутат ЗС Виктор Зубарев заявил тогда, что еще рано делать какие-то выводы из совершенной сделки "Но, на первый взгляд, - сказал председатель постоянной комиссии по промышленности, - интерес местного капитала к предприятию с оригинальными сталеплавильными технологиями свидетельствует о том, что этот капитал цивилизовался и укрупнился". По информации "Известий - Красноярск", в ближайшее время в сибирской индустрии начнется оживление рынка потребления инструментальных цехов, что, вероятно, приведет к созданию новых "отверточных" производств с участием иностранных инвесторов. И при нормальном развитии стального комбината он должен вместо банкрота стать своеобразным системным файлом экономики Красноярского края. Сам факт перепрофилирования капитала с сырьевого на технологичный чрезвычайно оживил ситуацию в промышленных кругах региона. Как известно, только в краевом центре простаивают больше десяти предприятий федерального значения, ранее встроенных в экономическую систему страны. Своего звездного часа ждут такие экс-титаны индустрии, как телевизорный, радиотехнический, химико-металлургический, каучуковый и другие за воды.

Краткая предыстория мытарств "Сибэлектростали" говорит о том, что второго падения в долговую яму этот завод просто не выдержит. В 2000 году на металлургическом заводе "Сибэлектросталь" решением краевого арбитражного суда было введено внешнее управление. В 2001 году собрание кредиторов приняло решение о создании нового акционерного общества, которое фактически унаследует все активы металлургического завода. В октябре 2001 года арбитражный суд узаконил решение кредиторов о передаче активов "Сибэлектростали" Красноярскому металлургическому комбинату "Сибэлектросталь". Более 46 процентов голосующих акций КМК получило 000 "Альфа-Эко-М", 25 процентов голосующих и 25 процентов привилегированных - ОАО "МЗ "Сибэлектросталь"", остальные акции достались мелким кредиторам. К началу 2003 года КМК накопил задолженность по налогам и сборам около 32 миллионов рублей, и тогда имущество предприятия на сумму 18,6 миллиона рублей было арестовано и выставлено на продажу. Инвестиционная компания "Финам" в декабре прошлого года выкупила пакет акций комбината у компании "Альфа-Эко". А затем генеральный директор, назначенный собственником, куда-то пропал, что заставило краевую власть заговорить о недобросовестности "Финама". Сегодня чиновники краевой администрации говорят уже о благоприятном впечатлении, которое производятновые собственники "Сибэлектростали" - возможно, в их распоряжении имеются сведения о надежной деловой репутации иркутских менеджеров.

СПРАВКА "ИЗВЕСТИИ"

Металлургический завод "Сибэлектросталь" построен в 1952 году как опытно-промышленный завод для получения стали прямым восстановлением железа из руд. Со времени основания предприятие претерпело значительные изменения: увеличены мощности трансформаторов, внедрены водоохлаждаемые своды, усовершенствованы регуляторы мощности, внедрена установка непрерывной разливки стали, освоена выплавка более 150 марок сталей, от самых простых до самых сложных, сложился коллектив с высококвалифицированными кадрами. Максимальная производственная мощность сталеплавильного цеха составляет 68 тысяч тонн металла в год.