Кандидат философских наук, автор научных, политических и литературных трудов Коста Дзугаев в 1997-1999 годах являлся спикером парламента непризнанной республики Южная Осетия. Впоследствии занимал в югоосетинском правительстве пост министра информации. В настоящее время является доцентом Цхинвальского университета, известен как общественный деятель и активный представитель сектора неправительственных организаций. После своего продлившегося более суток задержания сотрудниками югоосетинского КГБ Коста Дзугаев дал интервью связавшемуся с ним по телефону тбилисскому корреспонденту ИА REGNUM.

Почему Вас задержали?

3-го июня я вернулся в Цхинвали из Тбилиси с конференции, организованной Фондом Фридриха Беля. Приехал на транспорте ОБСЕ, така как тогда сложилась такая ситуация, что воспользоваться обычным транспортом было сложно. Меня задержали сотрудники нашей спецслужбы для того, чтобы я ответил на несколько возникших у них вопросов: почему я ездил в Тбилиси, что я там делал? Так совпало, что в то утро с поста председателя Комитета госбезопасности был освобожден Олег Алборов, а назначенный вместо него Маирбег Бичегкуев еще не успел стать председателем. Когда он вошел в должность, то это недоразумение было исчерпано, он принес свои извинения и я был освобожден.

Сколько времени продлилось Ваше задержание?

День, ночь и следующий день.

Как Вы прокомментируете последние события и всю эту актвизацию вокруг Южной Осетии?

Имеет место определенный интерес и со стороны Грузии, и со стороны России, к активному поиску приемлемого решения этого конфликта. Надо сказать, что имевшие место попытки силового зондажа ничего хорошего не принесли и не смогут принести - силой здесь решить ничего невозможно.

Каков Ваш прогноз?

Думаю, что в конечном счете, усилиями заинтересованных сторон, грузино-осетинский конфлик должен быть завершен.

Как - с утверждением независимости Южной Осетии или ее вхождением в состав Грузии с широкими правами автономии?

Я бы не хотел сейчас говорить о конкретных формах, но очевидно, что в итоговой конструкциии должны быть учтены подлинные, коренные, жизненные интересы осетинского и грузинского народов.

Как Вы оцениваете осуществляемые правительством Грузии в Южной Осетии гуманитарные акции - такие, как раздача крестьянам бесплатных удобрений, выдача пенсий, востановление железной дороги и другие - и какова на них реакция на месте?

Очевидно, что это проявление доброй воли. Но в существующей ситуации эти шаги пока вызывают недоверие. Должно пройти время, чтобы люди убедились в искренности этих намерений.

Участвуете ли вы сейчас в политических процессах в Южной Осетии - в частности, под углом грузино-осетинского урегулирования?

Я не борюсь за власть - вот и на недавних парламентских выборах отказался от участия в них. Но из политики я не ушел. Что касается гпрузино-осетинского конфликта, то я всегда выступал за достижение урегулирования и считаю это возможным.